Методические основы организации деятельности педагога по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 18.03.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Особенности развития грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста 5
1.2. Анализ программ ДОУ с точки зрения возможности формирования грамматического строя речи дошкольников 9
1.3. Методы формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста 11
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 15
2.1. Организация исследования грамматического строя речи старших дошкольников 15
2.2. Организация работы педагога по формированию грамматического строя речи старших дошкольников 25
Заключение 28
Список литературы 29
Высшая оценка по данному критерию – 4 баллаЗадания для выявления синтаксических умений:1.Проверить умение употреблять простые предложения.Показать ребенку картинки из альбома О.И. Соловьевой «Говори правильно», предложить рассмотреть их и ответить на вопросы:Что делает девочка? (Девочка рисует).Что делают ребята? (Ребята слушают радио).Какие овощи растут на огороде? (На огороде растут огурцы, морковь, лук, редис, картофель).Какие игрушки есть у вас дома? (У меня дома……).Оценка: 2 балла – ребенок самостоятельно и правильно строит предложение; 1 балл – иногда допускает ошибки; 0 баллов – неправильно строит предложение.2. Проверка умения пользоваться сложными предложениями:а) Предложить ребенку составить предложение по двум картинкам:Ворона сидит на дереве; собака сидит под деревом. — Ворона сидит на дереве, а собака — под деревом.Кошка лежит на диване; котята играют на коврике. — Кошка лежит на диване, а котята играют на коврике;б) Ребенок должен дать полные ответы на такие вопросы:Почему мама взяла зонт? (Мама взяла зонт, потому что на улице идет дождь.)Что сказал Петя по телефону маме? (Петя сказал маме, что пойдет гулять.);в) Продолжить предложение:Петя не пошел на прогулку, потому что...Мы пойдем на прогулку, если...Оценка: 2 балла – ребенок самостоятельно и правильно строит предложение; 1 балл – иногда допускает ошибки; 0 баллов – неправильно строит предложение.3. Проверка умения конструировать предложения.Ребенку предлагают три слова (имена существительные в именительном падеже, глаголы в неопределенной форме), из которых он должен составить предложение(дети, гулять, парк);(рыбка, аквариум, плавать).Оценка: 2 балла – ребенок самостоятельно и правильно конструирует предложение; 1 балл – иногда допускает ошибки; 0 баллов – неправильно конструирует предложение.Высшая оценка по данному критерию – 6 баллов.При выполнении заданий морфологического блока дети обнаружили значительное количество ошибок. Так, неверно употребили несклоняемые существительные 16 человек из 24 (72 % от общей группы). Это говорит о неусвоенности данного материала детьми. В ответах детей встречались выражения «играет на пианине», «нет пуговиц на польте». Исключение составило слово «метро», которое вызвало намного меньше ошибок при употреблении (12 человек). По итогам задания по 1 баллу получили 17 детей, 3 получили 2 балла и 0 баллов были присвоены 4 детям, которые с заданием не справились.Задание на верное употребление окончаний имен существительных во множественном числе также далось детям нелегко. 1 балл был получен 18 человеками, 1 ребенок получил 2 балла и 5 с заданием не справились. Это говорит о низком уровне овладения навыками. В речи детей встречались такие инварианты, как «чулков», «полотенцев», «блюдцев», «простыней», «кольцов/ кольц». Подобный факт свидетельствует, в целом, о низкой речевой культуре, так как дети запоминают звучащую вокруг них речь. Умение правильно согласовывать существительные среднего рода с прилагательными обнаружило высокую степень навыка согласования. С заданием справились 20 детей (результат 2 балла). Остальным был присвоен 1 балл, так как наблюдались незначительные ошибки в согласовании слов. Умение правильно согласовывать глаголы с существительными также выполнилось детьми практически без ошибок. По 2 балла получили 22 ребенка, в то время как 2м был присвоен й балл. По результатам проверки морфологических умений была составлена сводная таблицаТаблица 1. Показатели морфологических уменийФамилия Балл А. Андрей4Б. Маша5Б. Глеб6Б. Влад4Б. Егор6В. Глеб7В. Ванесса5Г. Лиза6Е. Арина6Ж. Алёна6И. Коля3И. Кира5Л. София5М. Ваня6Н. Даша7П. Слава5П. Мухамед5Р. Егор5Р. Мила6С. Саша7С. Влад5Т. Арина6Х. Ваня6Ю. Никита5По результатам исследования обнаруживается, что 63 % детей имеют средние показатели, 17 % высокий балл и 20 % низкие, что говорит о необходимости отработки определенных аспектов работы с морфологическим уровнем. Задания на выявления словообразовательных умений, в целом, вызвали не слишком большие затруднения у детей. Так, в задании на умение правильно образовывать слова при помощи суффиксов наблюдались такие ошибки как «салатник» вместо «салатница», «лыжист» вместо «лыжник». В целом, 2 балла получили 20 детей, остальные 4 получили по 1 баллу. Несправившихся с заданием не было. Задание на умение правильно образовывать слова при помощи приставок стало для детей одним из легких – безошибочно выполнили его 22 человека (2 балла), с одной ошибкой – 2 человека (1 балл). Общие показатели по работе с словообразованием представлены в таблице 2. Таблица 2. Проверка словообразовательных уменийФамилия Балл А. Андрей4Б. Маша3Б. Глеб4Б. Влад4Б. Егор3В. Глеб3В. Ванесса4Г. Лиза4Е. Арина4Ж. Алёна3И. Коля3И. Кира4Л. София4М. Ваня4Н. Даша3П. Слава4П. Мухамед4Р. Егор3Р. Мила4С. Саша4С. Влад4Т. Арина4Х. Ваня4Ю. Никита4Проверка синтаксических умений позволила говорить о том, что этот тип представляется для детей наиболее сложным. Задание на умение употреблять простые предложения, в целом, далось детям достаточно легко. Все 24 человека справились с заданием. Намного сложнее далось упражнение с образованием сложных предложений. Дети предпочитали не употреблять единый конструкт, а делить его на два простых. В целом, упражнение на умение пользоваться сложными предложениями можно признать проваленным – справились только 12 человек (2 балла), остальные либо не поняли задание (8 человек), либо отказались отвечать (4 человека). Задание на умение конструировать предложение, в целом, было выполнено неплохо – с ним справились 17 детей (2 балла), у 5 обнаружились незначительные ошибки в согласовании лексем в пределах предложения (1 балл). Показатели синтаксического уровня были в достаточной мере противоречивы, однако, и они обнаружили преобладание средних показателей у детей. Таблица 3. Проверка синтаксических уменийФамилия Балл А. Андрей4Б. Маша3Б. Глеб4Б. Влад5Б. Егор3В. Глеб5В. Ванесса4Г. Лиза5Е. Арина6Ж. Алёна3И. Коля3И. Кира4Л. София4М. Ваня5Н. Даша3П. Слава5П. Мухамед4Р. Егор3Р. Мила4С. Саша5С. Влад4Т. Арина4Х. Ваня4Ю. Никита4Визуально сводный результат по всем трем уровням можно представить при помощи рис. 1. Рис 1. Показатели исследования грамматического строя у старших дошкольниковНа основании анализа данных, можно говорить о том, что уровень развития грамматического строя речи у детей имеет средние показатели. Несмотря на это, обращает на себя внимание также и низкий уровень развития речи. Это говорит о необходимости работы по развитию грамматического строя. 2.2. Организация работы педагога по формированию грамматического строя речи старших дошкольниковРабота по формированию грамматического строя речи старших дошкольников должна проходить по трем направлениям. Первое направление – организация работа с детьми. Как известно, основное направление обучения в ДОУ – игровая деятельностьОтметим дидактические требования к упражнениям, которые будут способствовать развитию грамматического строя речи:а) правильный подбор дидактических игр на основании ошибок, которые встречаются в речи;б) дидактические упражнения имеют четко установленную цель;в) материал должен подбираться таким образом, чтобы дети могли сопоставить верные и неверные формы, чтобы они могли сделать выводы о словоупотреблении не только тех единиц, в которых они сейчас делают ошибки, но и тех, которые уже закреплены;г) дидактический материал должен быть построен на известных ребенку реалиях и во взаимосвязи с практической деятельностью;д) наглядность становится одним из способов донесения информации до ребенка;е) дидактические упражнения должны осуществляться на основании игровых приемов.Как правило, они проводятся на занятиях по развитию речи, занимая 3-5 минут. Для развития грамматической речи детей необходимо использовать словесные упражнения следующего типа:ПОДБЕРИ ПРИЗНАКЦель: учить согласовывать прилагательные с существительными. Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…Перчатки (какие?) – кожаные, белые...Шляпа (какая?) – черная, большая…Туфли (какие?) – осенние, красивые…Платье (какое?) - новое, нарядное, зеленое…Рубашка (какая?) - белая, праздничная….Шуба (какая?) - меховая, теплая…НАЗОВИ ЛАСКОВОЦель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.Оборудование: мячХод игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.Шуба теплая - шубка тепленькаяЛиса хитрая - лисичка хитренькаяЗаяц белый - зайчик беленькийСапоги чистые - сапожки чистенькиеВетка короткая - веточка коротенькаяШишка длинная - шишечка длинненькаяВорона черная - вороненок черненькийСнег белый - снежок беленький.Полезны упражнения на образование по аналогии с образцом трудных форм (ботинок, носков, чулок, тапочек и т.п.). Можно при этом сочетать рифмовки с показом картинок («Мы увидели сорок без …. ботинок и …. чулок и щенков без …. носков).Элемент соревнования в играх в старшем дошкольном возрасте повышает интерес детей к выполнению заданий и обеспечивает лучшее усвоение программного материала, помогает детям выполнять задания четко и правильно, не допуская ошибок.ЗаключениеГрамматический строй языка делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Овладение грамматически правильной речью благотворно влияет на развитие мышления ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, правильно излагать свои мысли. Освоение грамматически правильной речи должно осуществляться на специально организованных занятиях. Если такая работа не будет осуществляться, то стихийное овладение языком оказывается не оптимальным для развития грамматического строя, наблюдается широкий диапазон индивидуальных различий в речевых умениях, растет количество ошибок в речи детей.Речь окружающих, хотя и служит средством пополнения словарного запаса, может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие грамматического строя речи ребенка. В силу большой подражательности ребенок заимствует у взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом. Воспитатель, в связи с этим, должен стать примером грамотной речи. Там, где педагог говорит грамотно, внимателен к речи окружающих, чутко улавливает особенности детских ошибок, и дети овладевают умением говорить правильно. Развитие грамматически правильной речи осуществляется двумя путями: в общении на занятиях и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении. Но грамматически верные фразы усваиваются все же чаще всего при помощи специально организованных упражнений. Применение специальных дидактических игр и лексических упражнений позволяет наиболее успешно решать вопросы развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста. Список литературы
Вопрос-ответ:
Какие особенности развития грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста?
Особенности развития грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста включают более сложное усвоение правил грамматики, более широкий словарный запас и более сложные структуры предложений. Дети старшего дошкольного возраста начинают использовать грамматические правила более осознанно и точно, но иногда допускают ошибки или путаются в сложных конструкциях. Они также начинают активно использовать множественное число, времена глаголов и другие грамматические формы, что отражает их развитие.
Какие программы ДОУ могут помочь в формировании грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста?
Анализ программ ДОУ с точки зрения возможности формирования грамматического строя речи дошкольников показывает, что большинство программ включают в себя различные методики и упражнения для развития грамматики. Некоторые примеры таких программ включают "Школу роста", "Радость учиться" и "Детскую академию", которые акцентируют внимание на развитии грамматических навыков через игры, упражнения и общение.
Какие методы можно использовать для формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста?
Для формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста можно использовать различные методы. Некоторые из них включают игры со словами и предложениями, чтение и обсуждение книг, использование моделей и наглядных пособий, проведение упражнений на правильное использование грамматических форм, а также обучение через примеры и практическую практику грамматических правил.
Каким образом педагог организует свою деятельность по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста?
Педагог организует свою деятельность по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста путем планирования и проведения различных уроков и занятий, которые включают игры, упражнения, чтение и обсуждение текстов, использование моделей и наглядных пособий, а также индивидуальную работу с каждым ребенком. Педагог создает стимулирующую и поддерживающую среду, в которой дети могут развивать свои грамматические навыки через общение и практику.
Какие методические основы предлагаются для организации деятельности педагога по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста?
Методические основы организации деятельности педагога включают учет особенностей развития грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста, анализ программ дошкольных учреждений с точки зрения возможности формирования грамматического строя речи, и использование различных методов и приемов для эффективного формирования грамматической структуры речи.
Какие особенности развития грамматического строя речи наблюдаются у детей старшего дошкольного возраста?
У детей старшего дошкольного возраста наблюдается активное развитие грамматического строя речи. Они начинают использовать сложные грамматические конструкции, свободно строят предложения и усваивают грамматические правила. Однако у некоторых детей все еще присутствуют ошибки в грамматике, поэтому важно организовать правильную педагогическую деятельность для их коррекции и формирования правильной грамматической структуры речи.
Какие методы и приемы можно использовать для формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста?
Для формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста можно использовать различные методы и приемы, такие как игры на развитие грамматики, выполнение упражнений на правильное построение предложений, чтение и обсуждение книг с правильной грамматикой, использование образцовых предложений и другие.
В чем заключается анализ программ дошкольных учреждений с точки зрения возможности формирования грамматического строя речи у детей?
Анализ программ дошкольных учреждений с точки зрения возможности формирования грамматического строя речи у детей позволяет выявить наличие или отсутствие специфических материалов и методик, направленных на развитие грамматических навыков. Такой анализ позволяет учителю определить, какие дополнительные материалы и методы могут быть использованы для эффективного формирования грамматического строя речи детей.
Какие методические основы организации деятельности педагога по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста?
Методические основы организации деятельности педагога по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста включают в себя использование различных методов и приемов, создание специальных учебных материалов, организацию игровой и коммуникативной деятельности, а также учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.