Пути приемы и средства улучшения памяти человека

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 29 29 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 11.09.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
Глава I. Память, ее особенности и классификации видов 5
1.1 Определение памяти и ее физиологический механизм 5
1.2 Процессы памяти 10
1.3 Что определяет качество памяти 14
Глава 2. Методы и приемы улучшения памяти человека 18
2.1 Упражнения для развития памяти в Ф. Лезеру 18
2.2 Что такое мнемоника? 21
2.3 Приемы и упражнения для развития памяти и облегчения процессов запоминания 24
Заключение 28
Литература 29

Фрагмент для ознакомления

Этой технике Аристотель обучал Александра Македонского. Мнемоникой интересовались Юлий Цезарь, Джордано Бруно, наполеон Бонапарт. Бонапарт.Мнемоническими символами являются дорожные знаки, различные схематичные изображения, несущие в себе некую информацию.Термин «мнемотехника» появился позже. Его ввел в употребление в XIX в. В Америке Плиний Майлс. Мнемотехника рассматривалась как раздел мнемоники, который направлен на запоминание числовой информации. В наше время понятия «мнемоника» и «мнемотехника» обобщают. [21]Надо отметить, что применение данной техники полезно для развития памяти, а также воображения и внимания. Но бывают случаи, когда ее использование не оправдано, это касается тех случаев, когда необходимо осознанное запоминание какой-либо информации. Но, в целом, данная техника весьма интересна и полезна, поэтому опишем ее подробнее.Основное достоинство мнемоники заключается в том, что она позволяет запоминать абстрактную и сложную информацию большого объема. Мнемоника расширяет зону памяти и вырабатывает навыки быстрого и прочного запоминания информации. В основе техники лежит образное мышление человека. Приемы мнемоники основываются на том, что запоминаемые объекты привязывают к различным образам, и выстраивают между ними определенные отношения и последовательности.То есть, некое абстрактное понятие наполняется смыслом, образом, ощущением, благодаря чему быстрее запоминается и легче воспроизводится.В мнемоническом запоминании принято выделять 4 этапа:- перекодирование информации в образы;- запоминание слитых образов;- запоминание последовательностей образов;[21]- упрочнение и закрепление информации в памяти.В мнемонике используют следующие приемы:Рифмизация. Это прием, который основывается на применении рифмы для запоминания словесной или цифровой информации. В качестве примера можно привести известный школьный стих про «крысу-биссектрису» из геометрии.Прием образования фраз из начальных букв информации. Например: запоминание цветов радуги - "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан".Использование схожих слов по созвучию. Этот прием часто используется при запоминании иностранных слов. Например: английское слово skirt (юбка) похоже по звучанию на русское слово скирда, и форма юбки похожа на форму скирды.Метод ассоциаций. Для данного метода подбираются яркие образы, картинки, фразы, которые увязываются с запоминаемой информацией. Например, представление цифр в виде картинок. (четверка – перевернутый стул с четырьмя ножками).Метод Цицерона или метод пространственного воображения заключается в том, что к каждому элементу какого-то хорошо знакомого пространства (допустим, комнаты) «привязывают» элемент, который необходимо запомнить. Считается, что данным методом пользовался древний оратор при запоминании своих речей. Важно, чтобы была четкая пространственная схема, в которой человек не должен путаться.Метод Айвазовского заключается в формировании фотографической памяти. Он заключается в запоминании мельчайших деталей и особенностей предметов и явлений. При тренировке данным методом предлагается посмотреть определенное время (5 минут) на какой-либо предмет или пейзаж, а затем мысленно восстановить образ во всех подробностях.Методы запоминания цифр. Заключается в представлении закономерности чисел и в запоминании знакомых чисел. Для запоминания чисел чаще всего используют буквенно-числовые коды. Метод заключается в том, что каждой цифре соответствуют буквенные коды, состоящие из согласных букв. Таких алфавитов несколько. Но суть у всех одна. Последовательности цифр сначала кодируется в виде буквенного кода, затем буквенный код соотносится со словами, фамилиями и т.п., при помощи которых рисуется некая картинка-рассказ, который запоминается. То есть, числовая последовательность запоминается опосредованно, через образы. Этот метод помогает запоминать пин-коды, пароли, номера телефонов, и другую информацию, представленную в виде чисел. Мнемоника может быть полезной при запоминании учебного материала. Поскольку она создает базу для прочного запоминания информации. [21]2.3 Приемы и упражнения для развития памяти и облегчения процессов запоминанияНа основании вышеизложенной информации и систематизации данных из литературы по указанной проблематике, в рамках данной работы мы можем предложить комплекс упражнений, направленных на развитие памяти.Прежде всего, рекомендуется обратить внимание на физическое состояние. Для хорошего развития памяти важно здоровое состояние нервной системы, а оно достигается правильным и сбалансированным питанием, хорошим сном и достаточным приемом воды. Важна также физическая активность и положительные эмоции. Для развития непроизвольной памяти рекомендуется тренировать наблюдательность и концентрацию внимания. [2], [11], [12], [20]Для этого рекомендуются следующие общие приемы:-запоминать информацию лучше небольшими порциями, это будет эффективнее, чем одномоментное заучивание большого объема материала;-поскольку лучше всего запоминаются начало и конец информации, то надо уделить особое внимание тому материалу, который находится в центральной части;-при заучивании надо учитывать индивидуальное оптимальное время для работы (так для «жаворонков» это период с 8 до 12 дня, но эти показатели всегда индивидуальны);- первоначально необходимо проанализировать информацию, которую планируется запомнить, выделить в ней главное, и отсечь то, что можно не запоминать;- если запоминанию подлежит текст или какая-либо связная информация, необходимо выделить в ней главное и составные логические части. Такая подготовительная работа будет способствовать лучшему запоминанию и последующему воспроизведению;- находясь где – нибудь, стараться сосредоточиться на каком-либо объекте и максимально точно запомнить его образ. При выполнении данного упражнения рекомендуется проговаривать про себя все особенности объекта. Описывать его про себя словами, комментировать. Такая вербальная обработка способствует объединению информации с эмоциональным компонентом и лучшему запоминанию. Можно ввести временное ограничение на первичное ознакомление с объектом;[12]-важно периодически повторять и использовать запомненный материал, причем не только сразу, но и отсроченно во времени.[11], [12]Кроме общих рекомендаций и приемов можно использовать специальные упражнения и методы. Часть из них мы уже описывали в предыдущем пункте. Это приемы мнемоники – ритмизация, ассоциирование, методы Цицерона и Айвазовского, образование фраз по первым буквам материала, подбор созвучных слов, кодирование числовых последовательностей.Помимо них можно использовать еще следующие упражнения:-самыми простыми упражнениями на развитие памяти могут быть игры на запоминание ряда слов или картинок. Начинать можно с 5-10 единиц. Верхний порог – не ограничен;-в словесном ряду запомнить слова, которые начинаются на определенную букву. В более сложном варианте можно запоминать слова, которые начинаются на две буквы;-при чтении подсчитывать, сколько раз в тексте встречается определенное слово,-игры в ассоциации способствуют развитию ассоциативной памяти. Можно зарисовывать картинку-ассоциацию на каждое называемое слово и вспоминать ряд слов по зарисованному. [20]- рисование образных картинок по принципу «связки». Такой прием эффективен при запоминании несвязных последовательностей слов. То есть при запоминании в уме образно можно представить своеобразный мультфильм с последовательностью слов – образов;-метод десяти рисунков. Метод используется для запоминания числовой информации. Он заключается в том, что каждая цифра представляется в виде образа. Например, цифра 2 – «лебедь»;-метод «перетекания». Он заключается в том, что при запоминании один образ называемого предмета как бы «перетекает», «превращается» мысленно в другой. Предметы подбираются на основе схожести их признаков – форма, цвет, тактильные ощущения. Начинать тренировку можно с 5-6 слов, постепенно увеличивая количество слов и их сложность, абстрактность , довести до 50.[20]В данной работе мы упомянули только основные упражнения и методы, которые способствуют развитию памяти, их достаточно много, существуют даже психологические курсы, которые направлены на формирование продуктивных качеств памяти человека. Следует помнить, что все упражнения должны быть регулярными и целенаправленными. На развитие памяти благотворно влияет чтение книг, заучивание стихов и песен, разгадывание кроссвордов, различные интеллектуальные игры. Таким образом, по результатам второй главы мы можем сделать следующие выводы. Еще с давних пор люди интересовались индивидуальными различиями памяти и возможностями ее развития. Все это привело к тому, что были разработаны специальные техники, которые позволяют развивать память, и быстрее и качественнее запоминать материал. Одной из таких техник является мнемоника. Эта техника была популярна у древних греков, но и по сей день не утратила своей актуальности. Книга немецкого ученого Ф. Лезера легла в основу множества сборников упражнений по развитию памяти, курсов и тренингов. Таких упражнений достаточно много и в данной главе мы постарались описать основные. Но не надо забывать, что во многом память зависит и от состояния здоровья человека, и его интеллектуальной активности. ЗаключениеМы живем в век информации. Объем знаний, умений, навыков, которыми должен владеть человек растет с каждым днем. Поэтому хорошая память является залогом успешности индивида в любой деятельности. Память – это уникальная высшая психическая функция. Она подразумевает специфическое отображение действительности и заключается в процессах запоминания, хранения, воспроизведения и забывания информации. Выделяют различные виды памяти, в зависимости от принципов, положенных в классификации. Кроме того, память обладает характеристиками, определяющими ее продуктивность. Психофизиологические механизмы памяти в настоящее время изучены недостаточно, поэтому существуют различные теории. В настоящее время наиболее распространена теория нейронных цепей. Согласно этой теории, при запоминании и последующем воспроизведении в головном мозге замыкается цепочка нейронов, в синапсах которых происходят химические и морфологические изменения. С каждым днем человеку приходится запоминать все больше и больше данных, поэтому человеку важно воспитывать продуктивные качества своей памяти. Развивать такие навыки можно при помощи специальных техник и упражнений. Наиболее популярными в наше время являются упражнения, разработанные Францем Лезером. Они направлены на развитие общей концентрации, развитие внимания и видов памяти различной модальности. Помимо этих упражнений популярной является мнемоника – это совокупность различных способов, которые облегчают запоминание информации. Важным моментом является регулярность занятий.Следует помнить, что память и интеллект неразрывно связаны, поэтому и развиваются они неотделимо друг от друга. На развитие памяти положительно влияет выполнение специальных упражнений, а также чтение, интеллектуальные игры и любые занятия, направленные на повышения интеллектуального уровня.Литература1. Анохин К.В., Как в мозгу "укладывается" память [Текст]/Анохин К.В.// «Эксперт». – 2001. - №22;2. Аткинсон Р. ,Человеческая память и процесс обучения / пер. с англ. Под общей ред. Ю.М. Забродина, Б.Ф. Ломова. - М: Прогресс. – 1980. – 528 с.; 3. Баданина Л.П., Основы общей психологии: Учебное пособие. [Текст]/ Баданина Л.П.– М.: Флинт, 2012. – 221 с.; 4. Беритов И.С., Структура и функции коры большого мозга. [Текст]/ Беритов И.С. – М.: Наука, 1969. – 536 с.;5.Введение в психологию [Текст]/ Под общ.ред. проф. А. В. Петровского. — Москва: Издательский центр «Академия», 1996. - 496 с.; 6. Вейн А.М., Память человека. [Текст]/ Вейн А.М., Каменецкая Б.И..- М.: Наука. – 1973. - 209 с.;7. Дуткевич Т.В., Детская психология. Учебное пособие. [Текст] / Дуткевич Т.В. – Киев: Центр учебной литературы - 2012. – 424 с.;8.Зинченко П. И., Проблема непроизвольного запоминания. // Научные записки Харьковскогопед. ин-та иностр. языков. 1939. Т. 1. С. 145—187;9. Каменская М.А., Основы нейробиологии. [Текст]/ Каменская М.А., Каменский А.А. - М.: Дрофа, 2014. - 365 с.;10. Кушниренко А.Г., Информатика. 7-9 кл.: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений [Текст]/Кушниренко А.Г.– М.: Дрофа, 2002. – 336 с.;11.Лёзер Ф., Тренировка памяти / Перевод с немецкого канд. психол. наук К.М.Шоломияпод редакцией канд. психол. наук Н.К.Корсаковой. –М.: Мир. -1979.-170 с.;12. Лапп Д,, Улучшаем память в любом возрасте. [Текст]/ Лапп Д.. перевод с французского М.С. Фанченко. – М.:Мир. - 1993. – 240 с.;13. Лурия А.Р. , Маленькая книжка о большой памяти. [Текст] / Лурия А.Р. – М.: Издательство московского университета. - 1968. – 88 с.;14. Ляудис В.Я., Память в процессе развития. [Текст]/ Ляудис В.Я. – М.: Издательство московского университета. -1976. – 253 с.;15. Основы психофизиологии: Учебник [Текст]/ Отв. ред. Ю.И. Александров. –М.: ИНФРА-М. – 1997. – 349 с.;16. Покровский В.М., Физиология человека. Серия: Учебная литература для студентов медицинских вузов [Текст] /Покровский В.М., Коротько Г.Ф. – М.: Медицина, 2007. - 656 с.;17. Польской А.Е., Как улучшить свою память. [Текст]/Польской А.Е. - Минск:Харвест. -2002, -334с.;18.Психология памяти [Текст]/ Под.ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я Романова. – М.: ЧеРо. -2002. – 816 с.;19. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / Пер. с фр. и вступ. статья С. Н. Зенкина. М.: Новое издательство. - 2007. - 348 с.;20. Тренировка памяти [электронный ресурс]/-Режим доступа : https://4brain.ru/memory/trenirovka-pamjati.php;21. Мнемоника. (Правда и вымыслы) [Электронный ресурс]/Олег Степанов.- Режим доступа: http://arbuz.uz/y_st_mnemo.html.

Анохин К.В., Как в мозгу "укладывается" память [Текст]/Анохин К.В.// «Эксперт». – 2001. - №22;
2. Аткинсон Р. ,Человеческая память и процесс обучения / пер. с англ. Под общей ред. Ю.М. Забродина, Б.Ф. Ломова. - М: Прогресс. – 1980. – 528 с.;
3. Баданина Л.П., Основы общей психологии: Учебное пособие. [Текст]/ Баданина Л.П.– М.: Флинт, 2012. – 221 с.;
4. Беритов И.С., Структура и функции коры большого мозга. [Текст]/ Беритов И.С. – М.: Наука, 1969. – 536 с.;
5.Введение в психологию [Текст]/ Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. — Москва: Издательский центр «Академия», 1996. - 496 с.;
6. Вейн А.М., Память человека. [Текст]/ Вейн А.М., Каменецкая Б.И..- М.: Наука. – 1973. - 209 с.;
7. Дуткевич Т.В., Детская психология. Учебное пособие. [Текст] / Дуткевич Т.В. – Киев: Центр учебной литературы - 2012. – 424 с.;
8.Зинченко П. И., Проблема непроизвольного запоминания. // Научные записки Харьковского пед. ин-та иностр. языков. 1939. Т. 1. С. 145—187;
9. Каменская М.А., Основы нейробиологии. [Текст]/ Каменская М.А., Каменский А.А. - М.: Дрофа, 2014. - 365 с.;
10. Кушниренко А.Г., Информатика. 7-9 кл.: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений [Текст]/Кушниренко А.Г.– М.: Дрофа, 2002. – 336 с.;
11.Лёзер Ф., Тренировка памяти / Перевод с немецкого канд. психол. наук К.М.Шоломия
под редакцией канд. психол. наук Н.К.Корсаковой. –М.: Мир. -1979.-170 с.;
12. Лапп Д,, Улучшаем память в любом возрасте. [Текст]/ Лапп Д.. перевод с французского М.С. Фанченко. – М.:Мир. - 1993. – 240 с.;
13. Лурия А.Р. , Маленькая книжка о большой памяти. [Текст] / Лурия А.Р. – М.: Издательство московского университета. - 1968. – 88 с.;
14. Ляудис В.Я., Память в процессе развития. [Текст] / Ляудис В.Я. – М.: Издательство московского университета. -1976. – 253 с.;
15. Основы психофизиологии: Учебник [Текст]/ Отв. ред. Ю.И. Александров. –М.: ИНФРА-М. – 1997. – 349 с.;
16. Покровский В.М., Физиология человека. Серия: Учебная литература для студентов медицинских вузов [Текст] /Покровский В.М., Коротько Г.Ф. – М.: Медицина, 2007. - 656 с.;
17. Польской А.Е., Как улучшить свою память. [Текст]/Польской А.Е. - Минск:Харвест. -2002, -334с.;
18.Психология памяти [Текст]/ Под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я Романова. – М.: ЧеРо. -2002. – 816 с.;
19. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / Пер. с фр. и вступ. статья С. Н. Зенкина. М.: Новое издательство. - 2007. - 348 с.;
20. Тренировка памяти [электронный ресурс]/ -Режим доступа : https://4brain.ru/memory/trenirovka-pamjati.php;
21. Мнемоника. (Правда и вымыслы) [Электронный ресурс]/Олег Степанов.- Режим доступа: http://arbuz.uz/y_st_mnemo.html.



Вопрос-ответ:

Что такое память?

Память - это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Какие особенности имеет память человека?

Память человека имеет несколько особенностей, таких как ограниченная емкость, уязвимость к воздействию внешних факторов и способность к ассоциациям.

Какие виды памяти существуют?

Существует несколько видов памяти: оперативная память, долговременная память, кратковременная память, эпизодическая память, процедурная память и др.

Что определяет качество памяти?

Качество памяти определяется несколькими факторами, такими как генетическая предрасположенность, уровень образования, физическое и психическое состояние человека, а также специальные методы и приемы тренировки памяти.

Что такое мнемоника?

Мнемоника - это система приемов и тренировок, которая помогает улучшить память путем создания ассоциаций и связей между информацией.

Какие особенности и классификации видов есть у памяти?

Особенности памяти включают ее определение и физиологический механизм. Память может классифицироваться по разным признакам, например, по продолжительности хранения информации или по способу ее воспроизведения.

Какое определение и физиологический механизм имеет память?

Память - это способность человека и животных сохранять и использовать информацию о прошлом. Физиологический механизм памяти связан с формированием нейронных связей и пластичностью мозга.

Какие процессы связаны с памятью?

Процессы памяти включают запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Запоминание происходит при восприятии новой информации, сохранение - при ее закреплении в памяти, воспроизведение - при извлечении информации из памяти.

Что определяет качество памяти?

Качество памяти зависит от таких факторов, как внимание, интерес, эмоциональная окраска информации, повторение и повторяемость запоминаемого материала, а также состояние здоровья и психологическое состояние человека.

Что такое мнемоника и какие приемы для развития памяти существуют?

Мнемоника - это система специальных приемов и ассоциаций, которые позволяют запоминать информацию более эффективно. Для развития памяти можно использовать упражнения, разработанные Ф. Лезером, а также различные приемы и упражнения, направленные на облегчение процессов запоминания.

Какие особенности и классификации видов памяти описываются в статье?

В статье описываются физиологический механизм памяти, процессы памяти и то, что определяет качество памяти.