Автоматизация звуковой стороны речи у детей младшего дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 53 53 страницы
  • 60 + 60 источников
  • Добавлена 14.09.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы автоматизации звуковой стороны речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием младшего дошкольного возраста 5
Раздел 1.1 Формирование звуковой стороны речи детей младшего дошкольного возраста в онтогенезе 5
Раздел 1.2 Особенности формирования звуковой стороны речи детей младшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием 13
Раздел 1.3 Програмно-методическое обеспечение процесса корректировки звуковой стороны речи 16
Раздел 1.4 Использование игры-драматизации для автоматизирования звука 18
Вывод к первой главе 22
Глава 2. Коррекция звуковой стороны речи детей младшего дошкольного возраста 24
Раздел 2.1 Диагностика состояния звуковой стороны речи детей младшего дошкольного возраста 24
Раздел 2.2 Планирование коррекционной работы 31
Вывод ко второй главе 39
Заключение 43
Список литературы 48
Приложения 53

Фрагмент для ознакомления

Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых ребенком звуков на основе лексико-грамматических упражнений, заданий для развития просодической стороны речи, при обучении рассказыванию и т.д.Закрепление правильного произношения ребенка в самостоятельнойречи происходит на последнем этапе. Пока ребенок не будет правильно употреблять звуки в самостоятельной речи, их автоматизация не может считаться законченной, а произношение исправленным. Поэтому на заключительном этапе автоматизации звуков речи очень важен контроль за правильным произношением со стороны родителей. Он необходим и в тех случаях, когда самоконтроль ребенка за речью еще не сформирован.Приступать к работе над очередным звуком можно лишь после прохождения следующих этапов:- звук поставлен;- звук закреплен изолированно, в слогах и предложениях по подражанию взрослому и при его непосредственном контроле;- сформирован самоконтроль за звуком, как единственная задача при механическом проговаривании лексического материала.Стоит так же отметить, что главная цельвключенияигр-драматизаций в коррекционную работу -это оптимизация процесса автоматизации звуков в речи детей дошкольного возраста. Соответственно, включая в коррекционную программу игры-драматизации, мы должны помнить об их следующих задачах:Игры-драматизации имеют образовательные задачи, которые:- формируют навыки самоконтроля ребенка;- повышают качество коррекционного воздействия;2.Игры-драматизации имеют коррекционно-развивающие задачи, которые:- развивают фонетически чистую, грамматически правильную, лексически развернутую речь;- развивают выразительность и эмоциональность речи;- развивают координацию движений с речью;- развивают коммуникативные навыки.3.Игры-драматизации имеютвоспитательные задачи, которые:- формируют положительную мотивацию к коррекционным занятиям.Так как известно, что играм-драматизациям детей необходимо учить, при некоторых трудностях у ребенка игру можно повторить несколько раз.Игра начинается, прежде всего, с ознакомлением с атрибутикой игры, если она присутствует. Работа проходит несколько этапов.I. Восприятие всего произведения в целом:1. Просмотр или слушание сказки, балета или спектакля в исполнении взрослых вживую, с использованием телевидения или прослушивания компакт дисков.2. Чтение литературного произведения, беседа по содержанию.II. Работа над спектаклем:1. Характеристика героев, подбор художественных отрывков, характеризующих данный персонаж.2. Обсуждение внешнего вида и одежды каждого персонажа, обсуждение особенностей характера каждого персонажа.3. Знакомство с музыкой к спектаклю и разучивание отдельных музыкальных номеров.4. Заучивание отрывков текста сказки с детьми.5. Разыгрывание отдельных сцен, разучивание отдельных диалогов (использование для этого конусного театра,  театра Петрушек и т.д.). Предложение желающим детям попробовать себя в той или иной роли.6. Распределение ролей.7. Репетиции в форме этюдов, диалогов небольшими подгруппами и индивидуально. Работа над выразительностью речи, движениями, мимикой и жестами.8. Соединение всех частей спектакля в единое целое.9. Повтор драматизации (для участия всех детей)10. Изготовление афиш, билетов для спектакля, создание эскизов костюмов и декораций.Вывод ко второй главеЗвуковую систему ребенок усваивает, когда происходит процесс развития правильного звукопроизношения и фонематического звука. В возрасте около одного года детиподходят к овладению фонематическим составом речи, а в дошкольном возрасте дети уже способны овладеть всеми, или хотя бы большим количеством, звуков родного языка. Основой усваивания звуков у детей является наличие сенсорного восприятия или фонематического слуха. До пяти лет недостаточная развитость подвижности артикуляционного аппарата является результатом недостаточной сформированности фонематического восприятия.В исследовании автоматизации звуковой стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием младшего дошкольного возраста приняли участие двое воспитанников Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения с фонетико-фонематическим недоразвитием в возрасте четырех лет. Диагностика звуковой стороны речи у детей включала в себя проверку слухового внимания, слухового восприятия, музыкального слуха. Исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально.Логопедическое исследование включало в себя ряд заданий, направленных на изучение звукопроизношения детей, способности дифференциации звуков, темпа и плавности речи, силы голоса, дикции, речевого дыхания, интонации при высказывании. Так же был проведен анализ размеров органов артикуляции.Исследованиезвуковой стороны речи проводилось в процессе деятельности детей, а также в совместной работе с логопедом. Дефектами звукопроизношения рассматривались:Отсутствие звука или искажение звука.Замены звуков (устойчивые или неустойчивые).Смешения звуков (устойчивые и неустойчивые).Согласно вышеописанным методам диагностики мы обнаружили у испытуемых детей нарушения звукопроизношения звуков [с], [сь], [з], [зь], [ц], [ж], [р], [рь]. При этом строение артикуляционного аппарата в норме у обоих испытуемых детей, так же как музыкальный слух и интеллектуальные способности, что позволяет нам говорить о фонетико-фонематическом недоразвитии. Так же было выявлено, что такие звуки, как [с], [сь], [з], [зь], [ц] произносятся детьми в некоторых случаях, из чего можно сделать предположение, что данные звуки являются недостаточно автоматизированными. Это предположение определяет вектор дальнейшей коррекционной работы.После определения уровня состояния звуковой стороны речи специалист, логопед в дальнейшей работе с ребенком может использовать более точную методику коррекции дефекта речи.К примеру, точная коррекция дефекта речи подходит в нашем случае, т.к. у испытуемыхнаблюдается недостаточная автоматизация звука.Так как в результате диагностики нами были выявлены особенности произношения, требующие автоматизации звука, коррекционные занятия будут направлены на автоматизацию звуков [с], [сь], [з], [зь], [ц].Чтобы поставить и автоматизировать свистящие звуки, нами был составлен план коррекционных занятий, опорой которому должны стать некоторые особенности психологии ребенка.Закрепление звука и его автоматизация проходит значительно быстрее, когда имеется отвлечение от произношения на ряд раздражителей. Используя эти раздражители, логопед имеет возможность разгрузить слуховую систему ребенка и сделать занятия более интересными.Большую часть раздражителей включают в себя игры-драматизации, поэтому в план коррекции мы добавили игры-драматизации, которые позволяют сделать занятия с логопедом интересными для детей.Индивидуальный план коррекционной работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитиемсостоит из нескольких этапов. Первый этап – это подготовительный. Так как в младшем дошкольном возрасте долгие и кропотливые занятия по коррекции и автоматизации звуков быстро надоедают детям, подготовительный этап является крайне важным, так как он определяет успешность дальнейшей работы.Этап формирования произносительных умений и навыков в свою очередь подразделяется еще на несколько этапов, которые необходимо отметить:Закрепление звука в слогах. Закрепление звука в словах. Закрепление звука во фразах, предложениях. Закрепление звука в повседневной речи ребёнка.В каждый этап автоматизации мы включили игру-драматизацию, которая способствует выработке правильного звукопроизношения. Автоматизация каждого исправленного звука, в нашем случае мы автоматизировали звуки [c], [сь], [з], [зь], [ц], по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе детей со сходным дефектом. В случае данного исследования двое испытуемых были объединены. Приступать к работе над очередным звуком можно лишь после прохождения следующих этапов:- звук поставлен;- звук закреплен изолированно, в слогах и предложениях по подражанию взрослому и при его непосредственном контроле;- сформирован самоконтроль за звуком, как единственная задача при механическом проговаривании лексического материала.ЗаключениеАвтоматизация звуков является неотъемлемой частью работы логопеда. Это долгий и кропотливый процесс, который зачастую утомляет и специалиста и ребенка. Однако, этот процесс можно сделать приятным и интересным для обоих сторон.Когда ребенок достигает трех лет жизни, он начинает стремительно нуждаться в обществе и в общении. У детей этого возраста стремительно увеличивается словарный запас, что делает его речь более яркой и понятной.Именно в младшем дошкольном возрасте отмечается интенсивное развитие фонематического восприятия и овладение звукопроизношением. Этот период направлен на дифференцирование и уточнение произношения слов, в связи с чем речь ребёнка становится более ясной и понятной.В младшем дошкольном возрасте анатомо-физиологические механизмы речи являются еще не до конца развитыми, поэтому у младших дошкольников отмечаются существующие некоторые особенности произношения.Однако, если с взрослением ребенка ситуация с произношением не меняется, либо меняется незначительно, в таких случаях говорят о фонетико-фонематическом недоразвитии, которое представляет собой нарушения звукопроизношения и восприятия фонем при условии нормального интеллекта и слуха ребенка. Фонетико-фонематическое развитие может проявляться отсутствием в речи тех или иных звуков и замены звуков;заменой группы звуков диффузной артикуляцией; нестойким употреблением звуков в речи; искажением произношения одного или нескольких звуков.Система обучения детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте (в более старшем возрасте).В коррекционном обучении можно выделить три раздела:I раздел работы – артикуляторный (подготовительный) предполагает уточнение артикуляторной основы сохранных и лёгких в артикуляции звуковв целях развития фонематического восприятия и звукового анализаII раздел работы – дифференцировочный, во время которого каждый правильно произносимый звук сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками. III раздел работы – формирование звукового анализа и синтеза представляет собой формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твёрдый и мягкий звуки.Так как игра является ведущим типом деятельности дошкольника она же и определяет направление в коррекции речи ребенка. Опираясь на практические наблюдения, можно отметить, что игры драматизации играют особую роль в повышении совершенствовании речевых навыков, развитии психических процессов, повышении эмоциональной активности ребенка.При коррекционной работе по звукопроизношению для ребенка наиболее сложным и наименее интересным оказывается автоматизация звука. Игры с элементами драматизации  помогают в коррекционном воздействии, активизируют слуховое и зрительное восприятие, внимание, память и являются необходимым условием увлекательной деятельности детей.Звуковую систему ребенок усваивает, когда происходит процесс развития правильного звукопроизношения и фонематического звука. В возрасте около одного года детиподходят к овладению фонематическим составом речи, а в дошкольном возрасте дети уже способны овладеть всеми, или хотя бы большим количеством, звуков родного языка. Основой усваивания звуков у детей является наличие сенсорного восприятия или фонематического слуха. До пяти лет недостаточная развитость подвижности артикуляционного аппарата является результатом недостаточной сформированности фонематического восприятия. В исследовании автоматизации звуковой стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием младшего дошкольного возраста приняли участие двое воспитанников Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения с фонетико-фонематическим недоразвитием в возрасте четырех лет. Диагностика звуковой стороны речи у детей включала в себя проверку слухового внимания, слухового восприятия, музыкального слуха. Исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально.Логопедическое исследование включало в себя ряд заданий, направленных на изучение звукопроизношения детей, способности дифференциации звуков, темпа и плавности речи, силы голоса, дикции, речевого дыхания, интонации при высказывании. Так же был проведен анализ размеров органов артикуляции.Исследованиезвуковой стороны речи проводилось в процессе деятельности детей, а также в совместной работе с логопедом. Дефектами звукопроизношения рассматривались:Отсутствие звука или искажение звука.Замены звуков (устойчивые или неустойчивые).Смешения звуков (устойчивые и неустойчивые).Согласно вышеописанным методам диагностики мы обнаружили у испытуемых детей нарушения звукопроизношения звуков [с], [сь], [з], [зь], [ц], [ж], [р], [рь]. При этом строение артикуляционного аппарата в норме у обоих испытуемых детей, так же как музыкальный слух и интеллектуальные способности, что позволяет нам говорить о фонетико-фонематическом недоразвитии. Так же было выявлено, что такие звуки, как [с], [сь], [з], [зь], [ц] произносятся детьми в некоторых случаях, из чего можно сделать предположение, что данные звуки являются недостаточно автоматизированными. Это предположение определяет вектор дальнейшей коррекционной работы.После определения уровня состояния звуковой стороны речи специалист, логопед в дальнейшей работе с ребенком может использовать более точную методику коррекции дефекта речи.К примеру, точная коррекция дефекта речи подходит в нашем случае, т.к. у испытуемыхнаблюдается недостаточная автоматизация звука.Так как в результате диагностики нами были выявлены особенности произношения, требующие автоматизации звука, коррекционные занятия будут направлены на автоматизацию звуков [с], [сь], [з], [зь], [ц].Чтобы поставить и автоматизировать свистящие звуки, нами был составлен план коррекционных занятий, опорой которому должны стать некоторые особенности психологии ребенка.Закрепление звука и его автоматизация проходит значительно быстрее, когда имеется отвлечение от произношения на ряд раздражителей. Используя эти раздражители, логопед имеет возможность разгрузить слуховую систему ребенка и сделать занятия более интересными.Практически все раздражители включает в себя игра-драматизация, поэтому в план коррекции мы добавили игры-драматизации, которые позволяют сделать занятия с логопедом интересными для детей.Индивидуальный план коррекционной работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитиемсостоит из нескольких этапов. Первым этапом является этап подготовительный. Его смысл заключается в определении успешности дальнейшей работы, так как в младшем дошкольном возрасте долгие и кропотливые занятия по коррекции и автоматизации звуков быстро надоедают детям.Этап формирования произносительных умений и навыков в свою очередь подразделяется еще на несколько этапов. Во время формирования звукопроизношения нужно сначала закрепитьзвукв слогах,после закрепить звук в словах, закрепить звук во фразах, предложениях,закрепитьзвукв повседневной речи ребёнка.В каждый этап автоматизации мы включили игру-драматизацию, которая способствует выработке правильного звукопроизношения. Автоматизация каждого исправленного звука, в нашем случае мы автоматизировали звуки [c], [сь], [з], [зь], [ц], по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе детей со сходным дефектом. В случае данного исследования двое испытуемых были объединены. Приступать к работе над очередным звуком можно лишь после прохождения следующих этапов:- звук поставлен;- звук закреплен изолированно, в слогах и предложениях по подражанию взрослому и при его непосредственном контроле;- сформирован самоконтроль за звуком, как единственная задача при механическом проговаривании лексического материала.Список литературыАзова О.И. Методические рекомендации к иллюстрациям диагностического комплекта «Логопедическое обследование младших дошкольников». – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у детей. М.: Школьная Пресса,2009.Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методническое пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Приложение к книге Е.В. Новиковой«Логопедическая азбука. Новая методика обучения чтению». М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.Бардышева Т.Ю. Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.Безрукова В.С. Педагогика: учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013.Бордовская, Н. В. Педагогика: учебное пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб.: Питер, 2006.Васильева С.А., Мирясова В.И. Тематический словарь в картинках. - М.: Школьная Пресса, 2004.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника. – СПб.: Питер, 2006.Витетнева Е.А., Сигай С.Н. Учимся говорить правильно. Факультативные занятия. -М.: Школьная Пресса,2010.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учеб.-метод. пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.Волкова Л.С. Логопедия. Методическое наследие. М.: Школьная Пресса2007.Выготский Л.С. Психология. – СПб.: Питер, 2000.Гридчина Н.И. Речевые пятиминутки: Пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: КАРО, 2005.Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2003.Громова О.Е. Стимульный материал для развития речи детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2003.Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2 - 4 лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.Громова О.Е., Соломатина Г.Н.Стимульный материал для логопедического обследования детей 2 - 4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005.Дроздова Н.В., Зайцева Л.А., Хабарова С.П., Харитонова Е.А. Коррекция нарушений устной и письменной речи: Учеб.-метод. пособие. Мн., 2004.Дружинин В.Н. Психология. – СПб.: Питер, 2009.Зайцев И.С., Зайцева Л.А., Левяш С.Ф., Ясова И.Н. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция. - Мн., 2001.Климович Е.Ю. Увлекательная логопедия. Учимся говорить фразами. Для детей 3-5 лет. -М.: ТЦ Сфера,2015.Козубовский В.М. Общая психология. Познавательные процессы. М.: ТЦ Сфера,2008.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Автоматизация звуков у детей (4 альбома): дидактический материал для логопедов. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. - М.: «Гном – Пресс», 1999.Краевский, В. В. Общие основы педагогики: учеб.пособие для студ. Высш. Учеб.заведений / В. В. Краевский. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.Красногорский Н.И. Высшая нервная деятельность ребенка. – М.: Государственное издательство медицинской литературы, 1958.Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.Краузе Е.Н. Логопедия. – М.: Корона-Век, 2013.Куликовская Т.А. Артикуляционная азбука. – М.: ИД «Карапуз», 2004.Лалаева Р.И. Логопедия в таблицах и схемах. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов по курсу «Логопедия». – СПб.: Парадигма, 2012.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Красанд, 2010.Линчук Л.А. Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы//Логопед. – 2007. - №7.Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2003.Логопедия: Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн.. - М., 2003.Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы, слова. – М.: Корона-Век, 2008.Мазанова Е.В. Обследование речи детей 3-4 лет с ЗРР. – М.: Корона-Век, 2014.Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.Микляева Н.В. Логопедия. Методика технологии развития речи дошкольников. Учебник. Гриф МО РФ. – М.: Инфа-М, 2016.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. Скворцова И.В. Программа развития и обучения дошкольников. 100 логопедических игр. Для детей 4-6 лет. – СПб.: ИД «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2003. Скворцова И.В. Логопедические игры. - СПб.: ИД «Нева», 2014.Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения: Наглядно-методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения: Наглядно-методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.Сосновский Б.А. Психология. – М.: АСТ, 2008.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2008.Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. – СПб.: Питер, 2005.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ.ред. Т.В. Волосовец. - М.: В.Секачев, 2007.Пятница Т.В., Солоухина-Башинская Т.В. Справочник дошкольного логопеда. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.Самусикова Л. А., учитель-логопед ДОУ № 26 «Радуга», г. Дубна, статья из журнала «Логопед» №2/2004.Семенович А.В., Ланина Т.В. Профилактика и коррекция дизонтогенеза фонетико-фонематических процессов в детском возрасте//Практическая психология и логопедия. – 2004г. – №4(11).Сингаевская О.В., Соболева А.В. Развитие связной речи дошкольников //Логопедия сегодня. - 2011г. - №2.Степанова О.А. Основные направления оптимизации коррекционно образовательного процесса в ДОУ (группах) для детей с нарушениями речи//Логопед. – 2004г. - №4.Ткачева М.С. Хилько М.Е. Возрастная психология. Конспект лекций.–М.: АСТ, 2010.Уманская Т.М. Невропаталогия. – СПб.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2015. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А. Логопедические занятия в младшей группе для детей с речевым недоразвитием: конспекты. - М.: Книголюб, 2006.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004.Флерова Ж.М. Логопедия. –М.: Феникс, 2006. Хватцев М.Е. Логопедия. Книга 1. - М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2009.Приложения

Список литературы

1. Азова О.И. Методические рекомендации к иллюстрациям диагностического комплекта «Логопедическое обследование младших дошкольников». – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
2. Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у детей. М.: Школьная Пресса, 2009.
3. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методническое пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
4. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Приложение к книге Е.В. Новиковой «Логопедическая азбука. Новая методика обучения чтению». М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
5. Бардышева Т.Ю. Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
6. Безрукова В.С. Педагогика: учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013.
7. Бордовская, Н. В. Педагогика: учебное пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб.: Питер, 2006.
8. Васильева С.А., Мирясова В.И. Тематический словарь в картинках. - М.: Школьная Пресса, 2004.
9. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника. – СПб.: Питер, 2006.
10. Витетнева Е.А., Сигай С.Н. Учимся говорить правильно. Факультативные занятия. - М.: Школьная Пресса, 2010.
11. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учеб.-метод. пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
12. Волкова Л.С. Логопедия. Методическое наследие. М.: Школьная Пресса 2007.
13. Выготский Л.С. Психология. – СПб.: Питер, 2000.
14. Гридчина Н.И. Речевые пятиминутки: Пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: КАРО, 2005.
15. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
16. Громова О.Е. Стимульный материал для развития речи детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
17. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2 - 4 лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
18. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стимульный материал для логопедического обследования детей 2 - 4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
19. Дроздова Н.В., Зайцева Л.А., Хабарова С.П., Харитонова Е.А. Коррекция нарушений устной и письменной речи: Учеб.-метод. пособие. Мн., 2004.
20. Дружинин В.Н. Психология. – СПб.: Питер, 2009.
21. Зайцев И.С., Зайцева Л.А., Левяш С.Ф., Ясова И.Н. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция. - Мн., 2001.
22. Климович Е.Ю. Увлекательная логопедия. Учимся говорить фразами. Для детей 3-5 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2015.
23. Козубовский В.М. Общая психология. Познавательные процессы. М.: ТЦ Сфера, 2008.
24. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Автоматизация звуков у детей (4 альбома): дидактический материал для логопедов. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
25. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. - М.: «Гном – Пресс», 1999.
26. Краевский, В. В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / В. В. Краевский. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
27. Красногорский Н.И. Высшая нервная деятельность ребенка. – М.: Государственное издательство медицинской литературы, 1958.
28. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.
29. Краузе Е.Н. Логопедия. – М.: Корона-Век, 2013.
30. Куликовская Т.А. Артикуляционная азбука. – М.: ИД «Карапуз», 2004.
31. Лалаева Р.И. Логопедия в таблицах и схемах. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов по курсу «Логопедия». – СПб.: Парадигма, 2012.
32. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Красанд, 2010.
33. Линчук Л.А. Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы//Логопед. – 2007. - №7.
34. Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
35. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2003.
36. Логопедия: Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн.. - М., 2003.
37. Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы, слова. – М.: Корона-Век, 2008.
38. Мазанова Е.В. Обследование речи детей 3-4 лет с ЗРР. – М.: Корона-Век, 2014.
39. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
40. Микляева Н.В. Логопедия. Методика технологии развития речи дошкольников. Учебник. Гриф МО РФ. – М.: Инфа-М, 2016.
41. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
42. Скворцова И.В. Программа развития и обучения дошкольников. 100 логопедических игр. Для детей 4-6 лет. – СПб.: ИД «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2003.
43. Скворцова И.В. Логопедические игры. - СПб.: ИД «Нева», 2014.
44. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения: Наглядно-методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
45. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения: Наглядно-методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
46. Сосновский Б.А. Психология. – М.: АСТ, 2008.
47. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2008.
48. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. – СПб.: Питер, 2005.
49. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. - М.: В.Секачев, 2007.
50. Пятница Т.В., Солоухина-Башинская Т.В. Справочник дошкольного логопеда. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
51. Самусикова Л. А., учитель-логопед ДОУ № 26 «Радуга», г. Дубна, статья из журнала «Логопед» №2/2004.
52. Семенович А.В., Ланина Т.В. Профилактика и коррекция дизонтогенеза фонетико-фонематических процессов в детском возрасте//Практическая психология и логопедия. – 2004г. – № 4(11).
53. Сингаевская О.В., Соболева А.В. Развитие связной речи дошкольников //Логопедия сегодня. - 2011г. - №2.
54. Степанова О.А. Основные направления оптимизации коррекционно образовательного процесса в ДОУ (группах) для детей с нарушениями речи//Логопед. – 2004г. - №4.
55. Ткачева М.С. Хилько М.Е. Возрастная психология. Конспект лекций. –М.: АСТ, 2010.
56. Уманская Т.М. Невропаталогия. – СПб.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2015.
57. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А. Логопедические занятия в младшей группе для детей с речевым недоразвитием: конспекты. - М.: Книголюб, 2006.
58. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004.
59. Флерова Ж.М. Логопедия. – М.: Феникс, 2006.
60. Хватцев М.Е. Логопедия. Книга 1. - М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2009.

Вопрос-ответ:

Какая цель статьи "Автоматизация звуковой стороны речи у детей младшего дошкольного возраста"?

Целью данной статьи является изучение и развитие методов автоматизации звуковой стороны речи у детей младшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.

В каком возрасте происходит формирование звуковой стороны речи у детей?

Формирование звуковой стороны речи у детей происходит в онтогенезе, в младшем дошкольном возрасте.

Какие особенности формирования звуковой стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием в младшем дошкольном возрасте?

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием в младшем дошкольном возрасте наблюдаются особенности в формировании звуковой стороны речи, такие как слабость артикуляционного аппарата и трудности в восприятии и воспроизведении звуков.

Какое программно-методическое обеспечение используется для автоматизации звуковой стороны речи у детей младшего дошкольного возраста?

Для автоматизации звуковой стороны речи у детей младшего дошкольного возраста используется разнообразное программно-методическое обеспечение, включающее в себя игры, упражнения, речевые тренировки и другие специальные программы и методики.

Какие проблемы решает автоматизация звуковой стороны речи у детей младшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием?

Автоматизация звуковой стороны речи у детей младшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием помогает решить проблемы, связанные с неправильным произношением звуков и сложностями в развитии артикуляционной и слуховой сферы.

Каковы теоретические основы автоматизации звуковой стороны речи у детей младшего дошкольного возраста?

Теоретические основы автоматизации звуковой стороны речи у детей младшего дошкольного возраста включают в себя изучение фонетических и фонематических особенностей речи, разработку методик и программ для развития звуковой стороны речи, а также анализ развития речи в онтогенезе.

Как формируется звуковая сторона речи у детей младшего дошкольного возраста?

Звуковая сторона речи формируется у детей младшего дошкольного возраста в процессе развития речевого аппарата, звукопроизводящих органов и артикуляционных навыков. Также большое влияние на формирование звуковой стороны речи оказывает речевая среда, в которой находится ребенок, и его общение с окружающими.

Какие особенности у детей младшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием в формировании звуковой стороны речи?

У детей младшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдаются особенности в формировании звуковой стороны речи, такие как затруднения в произношении отдельных звуков, слабая артикуляционная подвижность, а также недостаточное развитие фонематического слуха.

Какое программно-методическое обеспечение существует для автоматизации звуковой стороны речи детей младшего дошкольного возраста?

Для автоматизации звуковой стороны речи у детей младшего дошкольного возраста существует разнообразное программно-методическое обеспечение. К нему относятся специальные компьютерные программы, игры, упражнения, а также методики и пособия для специалистов, работающих с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Какие теоретические основы лежат в основе автоматизации звуковой стороны речи у детей младшего дошкольного возраста?

Теоретическими основами автоматизации звуковой стороны речи у детей младшего дошкольного возраста являются различные подходы и концепции, такие как фонетическая гимнастика, фонематический метод, артикуляционная гимнастика и другие.