Моральная свобода и нравственная ответственность.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Этика
  • 17 17 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 28.09.2016
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание:

Введение 3
1. Становление и развитие учения о нравственной ответственности 6
2. Моральная свобода 11
Заключение 14
Список использованной литературы 18

Фрагмент для ознакомления

Нравственность как конституционная ценность может совпадать с отдельными фундаментальными правами и свободами (например, право на жизнь), но чаще всего, включает в себя несколько, то есть группу прав и свобод.
Нравственность как условие соблюдения основных прав и свобод человека, нередко выступает в роли нормы-цели которая определяет и юридически закрепляет перспективные цели политико-правового развития. Например, социальная справедливость или справедливое общество являются как целью, так и проявлением нравственности как конституционной ценности. Цель, обычно, управляется ценностью. Другими словами, набор целей, прямо или косвенно связан с ценностью или вытекает из ценностей. Соответственно, нравственность как конституционная ценность первична по сравнению с целями. Исходя из ценности формируются цели.
Таким образом, нравственность как конституционная ценность – это ценность особого рода, она не идентична конституционным нормам и принципам, она лишь находят в них свое воплощение.
Именно посредством закрепления отдельных прав человека – нравственные ценности первоначально заняли свое место в законодательных актах.
В научной литературе различают нравственность личную и общественную. Под личной нравственностью понимают набор элементов, определяющих идеал поведения человека, сущностью которых является совокупность представлений о добре и зле. Нравственность ориентирует индивида поступать благопристойно, не отступая от существующих нравов, традиций, принципов человеческого общежития.
Право и нравственность сближаются в ситуациях, касающихся стандартов поведения, принятых в обществе. Здесь речь идет не о личной, а об общественной нравственности, под которой понимаются нормы поведения, сложившиеся в конкретном обществе и принимаемые большей его частью. Именно нормы общественной нравственности в большинстве правовых систем становятся объектом правовой охраны (конституционно-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и др.).
Следовательно, именно нормы общественной нравственности оформляются как ценности в конституционных актах РФ. При этом, Конституция РФ говорит о нравственности только в ч.3 ст.55, выделяя нравственность как самостоятельную правовую категорию, ставит ее наравне с такими государственно-правовыми ценностями, как основы конституционного строя, здоровье, права и законные интересы, оборона страны и безопасность государства. Однако данная конституционная ценность устанавливается в контексте и по отношению к правам и свободам человека и гражданина.
При этом, отличительной чертой именно нравственности, применительно к основным правам и свободам является то что она является условием их ограничения.
Полномочие государства по ограничению прав и свобод в целях защиты нравственности обычно напрямую закрепляется в нормативных правовых документах. Часто эта цель ограничения используется в связке с охраной здоровья населения, что, вероятно, связано с пониманием нравственности как индикатора «душевного» благополучия общества.
Следует заметить, что включение нравственных императивов в перечень оснований ограничения прав и свобод не свидетельствует о том, что моральные нормы в полном объеме признаются и защищаются правом. Чтобы подчеркнуть несовпадение предметных областей регулирования норм общественной нравственности и норм права, при указании целей ограничения прав законодатель иногда использует такие понятия, как «разумные» или «справедливые» требования морали.
Относительность, неопределенность, крайняя затруднительность контроля соблюдения требований общественной нравственности оставляют открытым вопрос о легитимности цели защиты публичной морали как повода для введения ограничений конституционных прав и свобод. Предпочтительным видится признание цели охраны нравственности «юридическим атавизмом» и направление усилий на исключение ее из правового поля. В противном случае возникают неразрешимые проблемы, связанные не только с пониманием конечной цели ограничений, но и с определением критериев необходимости государственного вмешательства и выбором адекватных и соразмерных мер, позволяющих достигнуть цель, сохранив при этом сущностные характеристики прав и свобод.
В поведении военнослужащего его внутреннее содержание (духовное и нравственное) должно находить воплощение во внешней форме - в красоте и этике поведения. Культура поведения в обществе начинается с внимания человека к своему внешнему виду. Небрежно или неряшливо одетый человек демонстрирует тем самым свое пренебрежение к окружающим.
Список использованной литературы

Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об альтернативной гражданской службе»// Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, № 30, ст. 3030.
Определение Конституционного Суда РФ от 26.09.1996 № 93-О. Документ опубликован не был. [Электронный ресурс] СПС «КонсультантПлюс» режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=8345
Ботвинкин Р.С. Мораль, нравственность и право: проблемы соотношения // Взаимодействие права и морали: материалы международной научной конференции. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2014. - С. 206-211
Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов кон. 19 нач. 20 вв. // Вопросы философии. - 1991. - № 8. - С. 25-40.
Гринберг Л.Г. Взаимоотношение морали и права в социалистическом обществе. М.: Знание, 1975. – 64 с.
истотель. Большая этика //Аристотель. Соч. Т. 4. М., 1983.
Комаров С.В. Общая теория государства и права: Учебник. 7-е изд. -СПб.: Питер, 2004. - 512 с.
Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. / Отв. ред. В.М. Чхиквадзе; АН СССР, Институт государства и права. М.: «Наука», 1986. - 262 с.
Магадов Ш.Р. Нравственность в системе конституционно-правовых ценностей // Судебный вестник. - 2010. - №2(8). - С. 22-27.
Магадов Ш.Р. Нравственность как конституционная ценность в Российской Федерации. Автореф. дисс. … к.ю.н. - М., 2012.
Макеева Г.Ф. Соотношение права и нравственности в обеспечении общественной безопасности // Материалы L Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс», 13-19 апреля 2012 г.: Государство и право. - Новосибирск: СибАГС, 2012.
Пономарев А.А. Соотношение содержания понятия «защита нравственности» в православном сознании и российском праве // Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения: материалы II международной научно-практической конференции (г. Уфа, 23 января 2012 г.). - Уфа, 2012. - С. 59-60
Соловьёв В.С. Творения Платона. Т. I-II. М., 1899-1903. Цит. по: Козырев А. П. Соловьёв и гностики. - М.: Изд. Савин С. А., 2007. - 544 с.
Степанова Т.А. Основы права: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. - 208 с.
Цибулевская О.И. Нравственные основания современного российского права. Автореферат дисс. доктора юрид. н. Саратов, 2004.-58 с.

Магадов Ш.Р. Нравственность в системе конституционно-правовых ценностей // Судебный вестник. - 2010. - №2(8). - С. 22-27.
Ботвинкин Р.С. Мораль, нравственность и право: проблемы соотношения // Взаимодействие права и морали: материалы международной научной конференции. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2014. - С. 206-211
Пономарев А.А. Соотношение содержания понятия «защита нравственности» в православном сознании и российском праве // Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения: материалы II международной научно-практической конференции (г. Уфа, 23 января 2012 г.). - Уфа, 2012. - С. 59-60
Макеева Г.Ф. Соотношение права и нравственности в обеспечении общественной безопасности // Материалы L Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс», 13-19 апреля 2012 г.: Государство и право. - Новосибирск: СибАГС, 2012. - С. 138
Магадов Ш.Р. Нравственность как конституционная ценность в Российской Федерации. Автореф. дисс. … к.ю.н. - М., 2012. - С. 23.
Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об альтернативной гражданской службе»// Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, № 30, ст. 3030.
Определение Конституционного Суда РФ от 26.09.1996 № 93-О. Документ опубликован не был. [Электронный ресурс] СПС «КонсультантПлюс» режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=8345
Соловьёв В.С. Творения Платона. Т. I-II. М., 1899-1903. Цит. по: Козырев А. П. Соловьёв и гностики. - М.: Изд. Савин С. А., 2007. - 544 с.
Аристотель. Большая этика //Аристотель. Соч. Т. 4. М., 1983. – С. 297.
Комаров С.В. Общая теория государства и права: Учебник. 7-е изд. -СПб.: Питер, 2004. - 512 с.
Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. / Отв. ред. В.М. Чхиквадзе; АН СССР, Институт государства и права. М.: «Наука», 1986. - 262 с.
Степанова Т.А. Основы права: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. - 208 с.
Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов кон. 19 нач. 20 вв. // Вопросы философии. - 1991. - № 8. - С. 25-40.
Цибулевская О.И. Нравственные основания современного российского права. Автореферат дисс. доктора юрид. н. Саратов, 2004.-58 с.
Гринберг Л.Г. Взаимоотношение морали и права в социалистическом обществе. М.: Знание, 1975. – 64 с.












2

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об альтернативной гражданской службе»// Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, № 30, ст. 3030.
2. Определение Конституционного Суда РФ от 26.09.1996 № 93-О. Документ опубликован не был. [Электронный ресурс] СПС «КонсультантПлюс» режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=8345
3. Ботвинкин Р.С. Мораль, нравственность и право: проблемы соотношения // Взаимодействие права и морали: материалы международной научной конференции. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2014. - С. 206-211
4. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов кон. 19 нач. 20 вв. // Вопросы философии. - 1991. - № 8. - С. 25-40.
5. Гринберг Л.Г. Взаимоотношение морали и права в социалистическом обществе. М.: Знание, 1975. – 64 с.
6. истотель. Большая этика //Аристотель. Соч. Т. 4. М., 1983.
7. Комаров С.В. Общая теория государства и права: Учебник. 7-е изд. -СПб.: Питер, 2004. - 512 с.
8. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. / Отв. ред. В.М. Чхиквадзе; АН СССР, Институт государства и права. М.: «Наука», 1986. - 262 с.
9. Магадов Ш.Р. Нравственность в системе конституционно-правовых ценностей // Судебный вестник. - 2010. - №2(8). - С. 22-27.
10. Магадов Ш.Р. Нравственность как конституционная ценность в Российской Федерации. Автореф. дисс. … к.ю.н. - М., 2012.
11. Макеева Г.Ф. Соотношение права и нравственности в обеспечении общественной безопасности // Материалы L Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс», 13-19 апреля 2012 г.: Государство и право. - Новосибирск: СибАГС, 2012.
12. Пономарев А.А. Соотношение содержания понятия «защита нравственности» в православном сознании и российском праве // Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения: материалы II международной научно-практической конференции (г. Уфа, 23 января 2012 г.). - Уфа, 2012. - С. 59-60
13. Соловьёв В.С. Творения Платона. Т. I-II. М., 1899-1903. Цит. по: Козырев А. П. Соловьёв и гностики. - М.: Изд. Савин С. А., 2007. - 544 с.
14. Степанова Т.А. Основы права: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. - 208 с.
15. Цибулевская О.И. Нравственные основания современного российского права. Автореферат дисс. доктора юрид. н. Саратов, 2004.-58 с.

Вопрос-ответ:

Что представляет собой понятие "моральная свобода"?

Моральная свобода - это способность человека самостоятельно принимать решения и выбирать свои поступки с учетом моральных принципов. Это означает, что человек не подчиняется только внешним правилам и запретам, но и учитывает свои внутренние моральные установки.

Каковы основные черты нравственной ответственности?

Нравственная ответственность имеет несколько основных черт. Во-первых, она предполагает осознание субъектом своей моральной свободы и способности к выбору. Во-вторых, нравственная ответственность предполагает осознание последствий своих действий и готовность нести за них ответственность. Кроме того, нравственная ответственность подразумевает уважение к правам и интересам других людей.

Какие факторы влияют на становление и развитие учения о нравственной ответственности?

Становление и развитие учения о нравственной ответственности зависит от нескольких факторов. Важным из них является культурно-исторический контекст, в котором развивается общество. Также влияние оказывают религиозные и философские учения, образование, межличностные отношения и воспитание.

Каково значение нравственности для соблюдения основных прав и свобод человека?

Нравственность имеет большое значение для соблюдения основных прав и свобод человека. Она является нормой и целью, которая определяет и юридические нормы. Нравственные принципы и ценности влияют на формирование законов и норм права, а также на поведение людей в обществе. Соблюдение нравственных принципов и уважение к правам и свободам других людей способствуют созданию гармоничного общества, где каждый человек может реализовать свои права и свободы.

Может ли нравственность совпадать с отдельными фундаментальными правами и свободами?

Нравственность может совпадать с отдельными фундаментальными правами и свободами, например, с правом на жизнь. Однако, чаще всего нравственность включает в себя несколько прав и свобод, которые взаимосвязаны и взаимозависимы. Нравственность - это комплексное понятие, которое учитывает все аспекты человеческого поведения и отношений в обществе.

Что такое моральная свобода?

Моральная свобода - это возможность человека выбирать свои поступки и поведение в соответствии с его собственными моральными убеждениями и ценностями.

Как развивается учение о нравственной ответственности?

Учение о нравственной ответственности развивается путем постановления норм и правил, определения границ допустимого и запретного поведения, принятия этических и моральных принципов и стандартов, а также формирования нравственных норм и ценностей.

Какие права и свободы включает нравственность в себя?

Нравственность может включать в себя различные права и свободы, такие как право на честность, право на уважение личности, свободу выражения мнения, свободу выбора и др. Она определяет правила и нормы поведения, направленные на соблюдение основных прав и свобод человека.

Как нравственность связана с конституционными ценностями?

Нравственность как конституционная ценность может совпадать с отдельными фундаментальными правами и свободами, например правом на жизнь. Однако чаще всего нравственность включает в себя несколько прав и свобод, которые определяют нормы поведения и цели, направленные на соблюдение основных прав и свобод человека.

Какая роль играет нравственность в соблюдении прав человека?

Нравственность является условием соблюдения основных прав и свобод человека. Она выступает в роли нормы и цели, которая определяет этические и моральные принципы поведения, направленные на уважение и защиту прав человека.