Морские биологические ресурсы как объект правовой охраны

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Экологическое право
  • 22 22 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 05.10.2016
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. МОРСКИЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 6
Глава 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОХРАНЫ МОРСКИХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ 11
2.1. Международные нормативно-правовые акты в области охраны морских биологических ресурсов 11
2.2. Российское законодательство в области охраны морских биологических ресурсов 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

Фрагмент для ознакомления

Это приводит к снижению эффективности борьбы с правонарушениями в данной области. Центральным нормативно-правовым актов вобласти охраны окружающей среды на территории РФ являетсяФедеральный закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В нем определяются основы государственной политики в сфере сохранения биоразнообразия и природных ресурсов. Так, в рамках закона, определены полномочия органов власти в отношении охраны окружающей среды, права и обязанности граждан, нормы экономического регулирования, в том числе и применение оплаты за вред, наносимый окружающей среде. Законом введены нормы качества окружающей среды, допустимых выбросов, обращения с отходами, правила оценки воздействия на окружающую среду, определен перечень объектов природы, находящихся под особой охраной, дано понятие государственного экологического мониторинга и надзора в сфере охраны окружающей среды. Кром того, уделено внимание формированию экологической культуры, регулированию научных исследований в сфере охраны окружающей среды и международным отношениям в данной области[5]. К федеральным законам, определяющим правовой статус морских пространств, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации и их природных ресурсов относятся Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ[7] и Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ [8].Здесь определены границы соответствующих зон, нормы и правила их использования. Более конкретно о морских биологических ресурсах говорится в Федеральном законе «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20 декабря 2004 № 166-ФЗ.В Статье 1 Закона о рыболовстве определено понятие «водные биологические ресурсы», которое объединяет рыб, водных беспозвоночных, водных млекопитающих, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы. Определены здесь и такие понятия как анадромные, катадромные, трансграничные, трансзональные виды рыб, сохранение водных биологических ресурсов, добыча водных биологических ресурсов и т.д. [4].Статьи 44-50 Закона о рыболовстве посвящены сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания. Так, определены мероприятия по рыбохозяйственноймелиорации, искусственному воспроизводству и акклиматизации водных биологических ресурсов. В статье 47 определены нормативы, определяющие качество воды в водных объектах, имеющих рыбохозяйственное значение, а также требования к водному режиму для таких объектов. Статьи 48 и 49 говорит о рыбохозяйственных зонах, хозяйственная деятельность на которых ограничена в том числе и о заповедных рыбохозяйственных зонах (статья 49). В целях выполнения данной статьи Закона о рыболовстве существует довольно много отдельных законодательных актов, которые регламентируют деятельность на отдельных территориях. Как пример можно привести Федеральный закон «Об охране озера Байкал» от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ [6]. Отдельной статьей (статья 50) вынесены требования по сохранения биологических ресурсов и среды их обитания при строительстве. Не меньше внимания уделено сохранению редких видов водных биологических ресурсов (статья 51). Казалось бы, в масштабах промыслового лова, данные виды не играют никакой роли, но общеизвестно, что сохранение видового разнообразия как такового, даже с учетом малочисленных и «незначительных» видов играет ведущую роль в сохранении всего биоценоза в целом, в том числе и сохранение промысловых видов живых существ [4]. Практически все функции по контролю за исполнением Федерального закона о рыболовстве возлагается на федеральные органы исполнительной власти в области рыболовства, которым является Федеральное агентство по рыболовству и его территориальные управления. В частности, согласно статье 23,27 КоАП РФ, агентство обязано осуществляет контроль в сфере охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания. В настоящее время в ИЭЗ Российской Федерации осуществляют лов до 2 500 российских и до 1200 иностранных судов. Кроме того, в зоне находится большое количество чартерных добывающих судов и судов, работа которых определяется иностранными получателями ресурсом. Основными нарушителями законодательства в сфере рационального использования и охраны морских биологических ресурсов являются российские суда (около 85% случае привлечения к административной ответственности). Политика государства, не смотря на тот факт, что правительство страны определило импортозамещение как одно из приоритетных направлений деятельности, не направлена на облегчение работы рыбохозяйственного комплекса России. Имеют место быть высокие портовые сборы и транспортные тарифы, неприемлемые таможенные и иные контрольные «услуги», что провоцирует ситуацию, при которой российские компании заинтересованы в легальном и нелегальном вывозе уловов и продуктов судовой обработки в сопредельные страны и это является большой проблемой.На фоне несовершенства российского законодательства необходимо обратить внимание на действия некоторых государств в обстановке постепенного сокращения запасов морских биологических ресурсов, заключающихся в государственном субсидированиилова на российских морскихтерриториях. Так, активно используют различные схемы по созданию совместных предприятий с российскими компаниямис целью вывоза морских биологических ресурсов в иностранные порты. Кроме того, федеральное законодательство не дает четкого понятия о пределах компетенции отдельных органов охраны в сфере добычи и охраны морских биологических ресурсов, что ведет к разногласиям между этими органами, так как подзаконные акты не всегда регулируют должным образом эти вопросы.Из всего вышесказанного можно сделать вывод о несовершенстве системы природоохранной деятельности в сфере морских биологических ресурсов России и необходимости ее совершенствования. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе работы мы подробно изучили как международное, так и отечественное законодательство в области охраны морских биологических ресурсов и сделали выводы о его несовершенстве. В заключении, хотелось бы сказать, что необходимо четко определить зоны ответственности тех или иных органов исполнительной власти, смягчить условия работы для отечественных промысловиков с обязательным одновременным ужесточением ответственности за нарушения в сфере охраны морских биологических ресурсов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫКонвенция о биологическом разнообразии. Официальный сайт ООН. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа - http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/biodiv.shtml (дата обращения: 02.09.2016). Картахенский протокол по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии. Официальный сайт ООН. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа - http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/cartagena.pdf (дата обращения: 02.09.2016). Конвенция ООН по морскому праву Официальный сайт ООН. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа - http://www.un.org/Depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf (дата обращения: 02.09.2016). Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа - http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=201162&fld=134&dst=1000000839,0&rnd=0.0526463504847543 (дата обращения: 02.09.2016). Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (действующая редакция, 2016). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения: 02.09.2016). Федеральный законом «Об охране озера Байкал» от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа - http://base.garant.ru/2157025/ (дата обращения: 02.09.2016). Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19643/ (дата обращения: 02.09.2016). Федеральным законом «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа - http://base.garant.ru/179872/ (дата обращения: 02.09.2016). Биологические ресурсы Тихого океана [Текст]. – М.: Наука, 1986. – 568 с.Казанчеев Е.Н. Живое вещество Каспия [Текст]/ Е.Н. Казанцев // Рыбоводство. – М.: 1985. – №1. – С. 32-33. Макоедов А.Н. Основы рыбохозяйственной политики России: монография [Текст]/А.Н. Макоедов, О.Н.Кожемяко. – М.: Нац. рыб.ресурсы, 2007 – 480 с. Мировой океан: использование биологических ресурсов [Текст]. – М.: ВИНИТИ, 2001. – 240 с.Состояние запасов промысловых объектов на Каспии и их использование [Текст]. – Астрахань: Изд-во КаспНИРХа, 2001. – 409 с.Шунтов В.П. Биологические ресурсы Охотского моря [Текст]. – М.: Агропромиздат, 1985. – 224 с.Экология промысловых видов рыб Баренцева моря [Текст]. – Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН, 2001. – 461 с.

1. Конвенция о биологическом разнообразии. Официальный сайт ООН. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа - http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/biodiv.shtml (дата обращения: 02.09.2016).
2. Картахенский протокол по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии. Официальный сайт ООН. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа - http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/cartagena.pdf (дата обращения: 02.09.2016).
3. Конвенция ООН по морскому праву Официальный сайт ООН. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа - http://www.un.org/Depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf (дата обращения: 02.09.2016).
4. Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа - http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=201162&fld=134&dst=1000000839,0&rnd=0.0526463504847543 (дата обращения: 02.09.2016).
5. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (действующая редакция, 2016). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения: 02.09.2016).
6. Федеральный законом «Об охране озера Байкал» от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа - http://base.garant.ru/2157025/ (дата обращения: 02.09.2016).
7. Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19643/ (дата обращения: 02.09.2016).
8. Федеральным законом «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа - http://base.garant.ru/179872/ (дата обращения: 02.09.2016).
9. Биологические ресурсы Тихого океана [Текст]. – М.: Наука, 1986. – 568 с.
10. Казанчеев Е.Н. Живое вещество Каспия [Текст]/ Е.Н. Казанцев // Рыбоводство. – М.: 1985. – №1. – С. 32-33.
11. Макоедов А.Н. Основы рыбохозяйственной политики России: монография [Текст]/А.Н. Макоедов, О.Н. Кожемяко. – М.: Нац. рыб. ресурсы, 2007 – 480 с.
12. Мировой океан: использование биологических ресурсов [Текст]. – М.: ВИНИТИ, 2001. – 240 с.
13. Состояние запасов промысловых объектов на Каспии и их использование [Текст]. – Астрахань: Изд-во КаспНИРХа, 2001. – 409 с.
14. Шунтов В.П. Биологические ресурсы Охотского моря [Текст]. – М.: Агропромиздат, 1985. – 224 с.
15. Экология промысловых видов рыб Баренцева моря [Текст]. – Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН, 2001. – 461 с.

Вопрос-ответ:

Что такое морские биологические ресурсы?

Морские биологические ресурсы - это все виды живых организмов, которые находятся и развиваются в морской среде и могут быть использованы человеком в различных целях, таких как промысел, зарубежная торговля и промышленное использование.

Какой объект правовой охраны имеют морские биологические ресурсы?

Морские биологические ресурсы являются объектом правовой охраны в целях обеспечения их устойчивого использования и сохранения. Они важны для поддержания экосистемы морей и океанов, а также являются важным источником пищи и других ресурсов для человечества.

Какие международные нормативно-правовые акты регулируют отношения в области охраны морских биологических ресурсов?

Международные организации, такие как Организация Объединенных Наций (ООН) и ФАО, разработали ряд международных нормативно-правовых актов, которые регулируют отношения в области охраны морских биологических ресурсов. К ним относятся Конвенция ООН по морскому праву, Международная конвенция по сохранению живых ресурсов моря и другие.

Какое российское законодательство регулирует охрану морских биологических ресурсов?

В России охрана морских биологических ресурсов регулируется рядом законов и нормативных актов. Основными документами являются Закон РФ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и другие акты.

Какое влияние имеет недостаточное правовое регулирование на охрану морских биологических ресурсов?

Недостаточное правовое регулирование в области охраны морских биологических ресурсов приводит к снижению эффективности борьбы с правонарушениями и неправомерным использованием этих ресурсов. Это может привести к истощению рыбных запасов, нарушению экологического равновесия и появлению других негативных последствий для морской среды и человечества в целом.

Какие международные нормативно-правовые акты регулируют охрану морских биологических ресурсов?

Международное право, регулирующее охрану морских биологических ресурсов, включает такие акты, как Конвенция ООН по морскому праву, Кодекс поведения для ответственной рыбной промышленности, Конвенция по сохранению живых морских ресурсов Антарктики и другие.

Какое законодательство России регулирует охрану морских биологических ресурсов?

В России охрана морских биологических ресурсов регулируется Федеральным законом "О рыбном хозяйстве и охране водных биологических ресурсов", а также рядом подзаконных нормативных актов, устанавливающих правила рыболовства, управления и охраны морских биологических ресурсов.

Какие основные понятия связаны с морскими биологическими ресурсами?

К основным понятиям, связанным с морскими биологическими ресурсами, относятся рыболовство, аквакультура, биологическое разнообразие, устойчивость природопользования, защитные и предохранительные меры, воздействие на окружающую среду и др.

Какие проблемы возникают при охране морских биологических ресурсов?

Охрана морских биологических ресурсов сталкивается с такими проблемами, как незаконная, нерегулируемая и нерегламентированная рыболовная деятельность, недостаточное контролирование и наказание за нарушения, убыль биологического разнообразия, загрязнение морской среды и изменение климата.

Какое влияние оказывает неправильная охрана морских биологических ресурсов?

Неправильная охрана морских биологических ресурсов приводит к снижению источников пропитания, утрате биологического разнообразия, ухудшению экологической ситуации в прибрежных районах, возникновению конфликтов между рыболовецкими сообществами и проблемам в экономике и социальной сфере.

Какие морские биологические ресурсы являются объектом правовой охраны?

Морские биологические ресурсы, такие как рыба, водоросли, бактерии, морской планктон и другие организмы, являются объектом правовой охраны в соответствии с международными и национальными законодательствами.

Какие нормативно-правовые акты регулируют отношения в сфере охраны морских биологических ресурсов?

В сфере охраны морских биологических ресурсов отношения регулируются международными нормативно-правовыми актами, такими как Конвенция ООН по праву моря, Конвенция о биологическом разнообразии, а также российским законодательством в данной области.