Принципы иерархии в организации систем управления

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория управления
  • 30 30 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 06.10.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ………….6
1. Принципы построения организационных структур управления……6
2. Организационные структуры и эффективность управления……….11
ГЛАВА II. ИЕРАРХИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ………………………….17
1. Понятие иерархии……………………………………………………..17
2. Властные отношения в организациях систем управления…………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………33
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………34
ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………35
ПРИЛОЖЕНИЕ 4…………………………………………………………36
Фрагмент для ознакомления

Те, кто преуспел или надеется преуспеть в иерархически организованных структурах, будут продолжать их защищать. И хотя практически везде в США, как в частном, так и в государственном секторе _______________________20Ребрин Ю.И. Управление качество: учебное пособие. Таганрог, 2012. С. 22. расширяется участие групп сотрудников в процессе принятия решений и в управлении в целом, часто окончательные решения принимаются и стратегия организации определяется теми, кто контролирует ресурсы или является прямым инвестором. Пока не будет тратиться равное количество ресурсов на основание предприятий и поддержание их жизнедеятельности (несовместимое с капиталистическим обществом), маловероятно, что в них произойдет по - настоящему равное распределение власти и контроля.В условиях партнерства встает вопрос о подотчетности, так как неясно, кто решает, кого надо нанимать или увольнять и по каким критериям оценивать работников или судить об успехе или неуспехе проекта.Соображения эффективности, подотчетности и видимости порядка будут большей частью способствовать поддержанию некоей иерархической формы в организациях, особенно в заведениях военного образца, по крайней мере пока не докажут, что действительно иная форма организации «работает лучше» или признана более эффективной.Можно сделать вывод, что проявления иерархии на предприятиях разнообразны и изменчивы. Вместе с тем надо отметить, что в некоторых формах иерархии заложены структурные источники организационной патологии: бюрократизм, карьеризм, отрыв руководства от исполнения, конфликтность и т.д. Возможно, какие-то формы иерархии окажутся исторически переходящими принципами фирмы.21§2. Властные отношения в организациях систем управленияВ социальных организациях иерархия выливается в сложные отношения между людьми, что, кстати, уже в достаточной мере было представлено при изложении второго вопроса. Это обусловливает то, что социальные организации, с точки зрения на них как на иерархически устроенные системы, существенно отличаются от таким же образом устроен-_______________________21Ребрин Ю.И. Указ.соч. С. 23-24. ных, но иных организационных систем. Здесь мы в числе трех характеристик иерархии как социального явления остановимся хотя бы коротко на таком ее проявлении, как власть.22А.И. Пригожин говорит о трех проявлениях или функциональных значениях иерархии применительно к социальным организациям:1) Иерархия «означает централизацию». То есть иерархия представляет собой особую форму разделения труда. Особую потому, что здесь разделение труда осуществляется (реализуется) по вертикали, а не по горизонтали. Труд разделяется на общие и частные функции, на принятие решений и их исполнение. Смысл этой формы разделения труда тот же, что и разделение труда вообще: повысить, усилить его эффективность, сэкономить затраты и т.д. Это разделение труда, обусловлено тем, что индивиды в организациях не могут самостоятельно эффективно взаимодействовать, координировать свои действия друг с другом. Это касается не только крупных предприятий, но и средних и совсем небольших. Скоординировать, направить действие всех участников предприятия в определенном направлении, а оно задается целями фирм, и, позволяет ее центр, который наделён особыми полномочиями, то есть властью. И этот феномен имеет место даже по отношению к предприятиям с иерархией типа «пирамида с меняющейся геометрией», то есть когда есть общее собрание, съезд и др.232) Иерархия по А.И. Пригожину проявляется и как человеческое отношение, а именно, как односторонняя личная зависимость одного человека от другого. «Это значит, что один из работников может воздействовать на положение другого и поведение другого без того, чтобы этот другой мог также поступать по отношению к первому». Речь идет здесь об односторонней зависимости людей, которая закрепляется в статусах и выступает не только как фактор социального неравенства, но и как властное _______________________22Зинченко Г.П. Социология для менеджеров: учебное пособие. СПб., 2012. С. 123 - 124.23Пригожин А.И. Методы развития организаций. М., 2009. С. 48-50. отношение.Предприятие как особая целевая общность людей разделяется на две социальные группы - управляющих и управляемых, между которыми может существовать слой (группа) с двузначным статусом, то есть эта социальная группа, с одной стороны, является подчиненной вершине пирамиды, а, с другой, - она (ее представители) образует собой слой работодателей по отношению к тем, кто образует основание пирамиды.Третье. Иерархия «функционирует как власть. Специфика этой стороны иерархических отношений состоит в контроле безличных требований организации над волей работника, в приспособлении его индивидуальности к организационным функциям». Это достигается путем ограничения индивидуальной свободы. Здесь имеет место принуждение и применение соответствующих санкций за нарушение предписаний порядка.На предприятиях власть выступает как административно - правовое явление. Какое бы негативное содержание не имела власть - она жизненно важна с точки зрения нормального функционирования организации. Ее позитивный смысл и назначение в том, чтобы придать деловую определенность представленной данной организацией группе людей.24Иерархия - это явление, характерное для всех сложно организованных систем. Ее суть - в вертикальном расположении элементов системы, ее частей (подсистем) по принципу «сверху – вниз». Социальные организации также имеют иерархическое строение, из чего вытекают ее важнейшие особенности, в частности и прежде всего - наличие в организациях властных отношений и их жизненно важная роль как для всего общества в целом, устроенного также иерархически как любая организация.Власть на предприятии - это возможность социальных субъектов (отдельных руководителей, органов управления) в силу фиксированного положения в системе формальных отношений в иерархической структуре _______________________24Пригожин А.И. Указ.соч. С. 48-50. фирмы иметь влияние на поведение других людей; право и возможность распоряжаться, которые определяются совокупностью полномочий, обеспечивающих с помощью правовых норм предприятия согласованную совместную деятельность людей и структурных подразделений организации. В административной фирме (государственном учреждении) власть управленца будет опираться на административные права и обязанности, которые будут ему предоставлены государством, с помощью которых устанавливаются отношения руководства и исполнения (подчинения) и определяется характер управляющего воздействия.В трудовой организации в области экономики власть управленца (или органа управления) чаще всего основывается на полномочиях, которые делегированы ему собственником и соответственно оформленных нормативными, правовыми и организационно-распорядительными документами. Однако на таких предприятиях власть может выступать и непосредственно как атрибут собственности (в случае совмещения функции владения и функции управления, когда субъект собственности одновременно является управляющим).25В любом случае власть на предприятии связана с такими компонентами (факторами), как влияние, авторитет, сила, манипулирование. Власть является необходимым средством, способом осуществления миссий фирмы, ее политики, достижения поставленных целей. Независимо от природы первоисточника право власти в организации командовать исполнителями реализуется в одних и тех же формах (распоряжение, приказ, убеждение и т.д.) при различном их соотношении. Власть на предприятии содержится в соответствующих законах, нормах, правилах, предписаниях, волевых и эмоциональных воздействиях. Функции власти осуществляются в процессе управления путем принятия решений, выбора целей, определения задач исполнителей, подбора кадров, создания специализированных структур и т.д._______________________25Иерархия в организациях. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://studme.org/1510082711182/ekonomika/ierarhiya_organizatsiyahВласть предполагает обязательную ответственность. Власть, подчеркивал еще А. Файоль, немыслима без ответственности, т.е. без санкции - награды или кары, которая сопровождает ее действия. Всюду, где есть власть, будет возникать и ответственность.Теоретически принято считать, что на сегодняшний день в странах, где развита рыночная экономика наиболее широкое распространение получает доктрина корпоративной власти, укрепление и расширение власти на предприятии с помощью передачи полномочий другим людям, передача полномочий власти до самого нижнего уровня. Второй важнейшей тенденцией является смещение центра тяжести от власти формальной или основанной главным образом на принуждении, силе к таким формам власти, основанным на компетентности и знании, на праве вознаграждать, на доверии к руководству, на личном обаянии руководителя, служащего образцом для подражания для менеджеров или пользуется популярностью в связи с профессиональными и личностными качествами.Подводя итог, можно сказать, что власть существует как административно - правовое явление. Позитивное значение власти - в преодолении известной «колебательности» иррациональности поведения человека на предприятии, придании ему деловой определенности. Власть могут понимать как способность заставить кого-то сделать что-то. Но, грубо говоря, принуждение будет возможным именно через систему норм и связей (если не иметь в виду физическое насилие). Поэтому выражение «власть в чьих-то руках» и обозначает, что установленная безличная структура контролируется конкретными индивидами или группой.26Указанные выше свойства организационной иерархии проявляются вместе, но каждое свойство будет иметь индивидуальное значение. Нужно отметить, что во всех случаях речь идет о каналах влияния одних людей на других, часто одного человека - на многих. _______________________25Иерархия в организациях. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://studme.org/1510082711182/ekonomika/ierarhiya_organizatsiyahВладение таким каналом психологически мотивируется возможностью самореализации, самоутверждения, повышением престижа. Поэтому социальная ценность статусов в иерархии возрастает от уровня к уровню.ЗАКЛЮЧЕНИЕВыбор какой - либо структуры и ее содержание являются одной из главных задач деятельности управленца. Работодатель составляет основу специальной организационной функции. В этой связи можно отметить: задачей менеджеров является выбор той структуры, которая лучше всего будет отвечать целям и задачам предприятия и внутренним и внешним факторам, которые воздействуют на неё. Функция образования организации (включая выбор типа ее структуры) сосредотачивается в общем процессе управления после этапа стратегического планирования (эта функция обозначается также понятиями «организационное проектирование», «дизайн организаций»). Выбор и создание структуры происходит на основе результатов планирования. Таким образом, можно сделать вывод о том, что для более успешного функционирования фирмы его организационная структура должна быть такой, чтобы вся работа была сфокусирована на определённой продукции и на определённом конечном потребителе. Успех на свободном рынке недосягаем без целого коллектива специалистов, знающих покупателей, особенности конкуренции и возможности производства для единичных видов и групп продукции. Поэтому высшему руководству и акционерам предприятия очень важно создать такую структуру организации, которая обеспечивала бы подотчетность управленцев и их ответственность за результаты.Иерархия в общем виде - это расположение частей целого в порядке от высшего к низшему, а для предприятия она просто является структурой власти. Уровнем управления на предприятии считается та ее часть, в отношении которой могут приниматься самостоятельные решения без их непременного согласования с высшими и низшими уровнями. В общем смысле под организацией (социальной организацией) понимаются способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп. В узком смысле под организацией понимается сравнительно автономную группу людей, которая ориентирована на достижение какой - либо заранее определенной цели, при реализации которой требуются совместные координированные действия.Управленческая иерархия - это более результативная, прочная и фактически самая естественная структура, существовавшая для больших предприятий. Иерархия также может не срабатывать, поскольку приказы отдаются теми, кто не участвует лично в рабочем процессе, а следовательно, используемые методы могут быть нерезультативными. Иерархия создает раздробленность на предприятии, способствует появлению страха у подчиненных и, как следствие, искажению информации. Растущий профессионализм также может подорвать основы иерархических форм. Преданность профессии, своему делу, перевешивает преданность фирме, таким образом, привлекательность служебного роста в иерархии как источник мотивации для работника снижается по сравнению с другими факторами.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М., 2014. 576 с.2.Герчикова И.Н. Менеджмент (4-е издание). М., 2010. 512 с.3.Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Социология управления: учебное пособие. М., 2011. 270 с.4.Зинченко Г.П. Социология для менеджеров: учебное пособие. СПб.: Феникс, 2012. 384 с.5.Иерархия в организациях. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://studme.org/1510082711182/ekonomika/ierarhiya_organizatsiyah.6.Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник. М.,2011. 304 с.7.Мирошниченко И.В. Социология. М.: А-Приор, 2009. 128 с.8.Организационные структуры управления//Кафедра «Теории и технологии в менеджменте. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.management61.ru/index.php?do=static&page=21teororg.9.Павленок П.Д. Социология: учебник. М., Наука, 2010. 10.Пригожин А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2009. 864 с.11.Радаев В.В., Шкоратан О.И. Социальная стратификация. М.: Аспект Пресс, 2012. 318 с. 12.Ребрин Ю.И. Управление качеством: учебное пособие. Таганрог, 2012. 174с.13.Решетников С.В. Человек и общество: учебное пособие. Минск: ТетраСистемс, 2010. 368 с.14.Соответствие структуры управления предприятия современным требованиям//Manage Vation. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.managevation.ru/mvas-436-1.html.15.Факторы, влияющие на организационную структуру управления//Man Respect. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.manrespect.ru/gzys-39-1.html.ПРИЛОЖЕНИЕ 1Линейная организационная структура управленияПРИЛОЖЕНИЕ 2Функциональная организационная структура управленияПРИЛОЖЕНИЕ 3Линейно-функциональная организационная структура управленияПРИЛОЖЕНИЕ 4Матричная организационная структура

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М., 2014. 576 с.
2. Герчикова И.Н. Менеджмент (4-е издание). М., 2010. 512 с.
3. Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Социология управления: учебное пособие. М., 2011. 270 с.
4. Зинченко Г.П. Социология для менеджеров: учебное пособие. СПб.: Феникс, 2012. 384 с.
5. Иерархия в организациях. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://studme.org/1510082711182/ekonomika/ierarhiya_organizatsiyah.
6. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник. М.,2011. 304 с.

Вопрос-ответ:

Какие принципы построения организационных структур управления?

Принципы построения организационных структур управления могут включать принципы иерархии, функциональной и деловой структуры, дифференциации и интеграции, экономичности, активности и др.

Что такое иерархия в организациях систем управления?

Иерархия - это структура организации, которая представляет собой вертикальную систему уровней власти и ответственности. Она отображает отношения между руководителями и подчиненными на различных уровнях.

Какие властные отношения возникают в организациях систем управления?

В организациях систем управления возникают властные отношения между руководителями и подчиненными. Руководители имеют власть принимать решения, устанавливать цели и организационную структуру, а подчиненные подчиняются и выполняют указания и решения руководителей.

Какие принципы построения организационных структур управления влияют на эффективность управления?

Принципы построения организационных структур управления, такие как четкость иерархии, ясность распределения ответственности, оптимальная дифференциация и интеграция функций, могут существенно влиять на эффективность управления.

Какие принципы организационных структур управления могут быть применены для достижения экономичности?

Для достижения экономичности в организационных структурах управления могут применяться принципы оптимальной дифференциации функций и согласованной интеграции, а также рационального использования ресурсов.

Какие принципы лежат в основе построения организационных структур управления?

Организационные структуры управления базируются на нескольких принципах, включая принцип иерархии, принцип деления труда, принцип координации и принцип подчиненности.

Как организационная структура влияет на эффективность управления?

Организационная структура имеет прямое влияние на эффективность управления. Хорошо построенная структура способствует более эффективному распределению задач, координации деятельности различных подразделений и принятию управленческих решений.

Что такое иерархия в организациях систем управления?

Иерархия - это упорядоченная система уровней власти и подчинения в организации. В рамках иерархии руководители находятся на верхних уровнях, а подчиненные - на нижних. Властные отношения и коммуникация происходят снизу вверх.

Какие властные отношения существуют в организациях систем управления?

В организациях систем управления существуют различные властные отношения, такие как авторитарное руководство, демократическое руководство и смешанное руководство. Авторитарное руководство предполагает одностороннюю команду сверху, демократическое - участие работников в принятии решений, а смешанное - комбинацию этих подходов.

Каким образом организационная структура влияет на производительность персонала?

Организационная структура оказывает значительное влияние на производительность персонала. Хорошо спроектированная структура создает ясность в задачах и ответственности, обеспечивает эффективное использование ресурсов и стимулирует сотрудников на более результативную работу.