Царский судебник о церковно-государственных отношениях при Иване IV.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Религиоведение
  • 15 15 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 15.10.2016
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1.Реформенная деятельность Ивана IV в государственной и религиозной сфере 4
2.Судебник 1550 года как памятник права Московской Руси 8
2.1.Предпосылки появления и история происхождения Судебника 8
2.2. Место и роль Судебника в церковно-государственных отношениях середины XVI века 10
Заключение 14
Список литературы 15


Фрагмент для ознакомления

Появляются статьи, регулирующие соотношение и состояние классовой борьбы сословий.В Судебнике 1550 года впервые появляется положение, что закон не имеет обратной силы, определяется издание новых законов и обязательность судопроизводства по Судебнику, исключение касалось только церковников. Итак, важнейшая функция государства и политической власти – это законотворчество. Анализ всей совокупности нормативных документов позволяет глубже понять деятельность государя и правительства. Как отмечает И.Н. Данилевский: «Политико-юридическая система, которая отражается в законодательстве, является наиболее общей формой социального контроля за поведением человека». Примечательность Судебников, и других старинных источников права, состоит в том, что они четко формулируют права и обязанности, систему поощрения и наказания, которые ранее подчинялись слабо рефлексировавшейся традиции. На Руси роль обычного права (традиции) играли нормы, зафиксированные в Библии. Вплоть до середины XVII века ни один закон в Российском централизованном государстве не исполнялся полностью. Одна из причин – слабый центр и относительно самостоятельные области. В этом также кроется причина, повлекшая за собой террор Грозного. Страх – один из способов укрепления государства при слабых законах.Таким образом, в Царском Судебнике отображаются тенденции централизации и судопроизводства в государстве. Ограничивается власть наместников и волостелей, учреждаются приказы, расширяются права служивого сословия. Единый процесс централизации не мог коснуться и церковной организации, играющей значительную роль в средневековой России. Церковная власть также нуждалась в мощной церковной организации для осуществления централизованной политики.В середине ХVI века появляется публицистическое произведение неизвестного автора «Валаамская беседа» в которой проповедуются идеи нестяжательства, невозможность монашеского уклада с владением земель, а также отрицаются права духовенства на участие в политическом управлении. Это произведение косвенно повлияло на созыв церковного Стоглавого Собора в 1551 году.На Стоглавом соборе присутствовали не только духовенство, но и служивые люди. Царь в своей речи затрагивал необходимость одобрить Судебник, а также поставил перед Собором вопросы, относительно корректировки церковных дел. Выше нами затрагивались пороки поведения церковников, на Соборе приводились меры против них. В результате оформлялся единый пантеон русских святых. Эта и другие меры способствовали преодолению церковного сепаратизма. В частности, запрещалось ростовщичество, но на практике решения Стоглава часто нарушались.Таким образом, церковно-государственные отношения в период правления Ивана IVносят взаимозависимый характер. Власть ещё не настолько централизованна и независима, чтобы не считаться с духовенством. Религия играет значительную роль в жизни общества середины ХVIвека. Вместе с тем наблюдается необходимость общих законодательных документов, касающихся обеих сфер. Власть без эффективного инструмента нормативного производства не может быть эффективной. Церковная сфера также нуждается в реформировании и мощной организации. Таким правовым памятником, регулирующий сферы церковного и политического права являлся Судебник 1551 года. Созданный под началом царя, Судебник принимается на Стоглавом соборе, получая одобрение духовенства. На Стоглавом соборе укрепился авторитет духовенства, но был нанесен сокрушительный удар церковно-монастырскому землевладению. Вместе с тем, Иван Грозный стремился получить поддержку своей реформенной деятельности со стороны церкви, а также придать единым реформам в церкви государственный характер.ЗаключениеИтак, законотворчество является одной из самых значительных функций государства. Изучение памятников феодального права позволяет рассмотреть не только феодальные отношения и картину юридической деятельности, но и эффективность самого государственного правления в определенный период, а также приносит более глубокое понимание социальных процессов определенного периода.В соответствии с целью работы и поставленными задачами, нами были рассмотрены церковно-государственные отношения в период правления Ивана Грозного. В центре внимания перед нами стоял памятник права Московской Руси – Судебник 1550 года. Мы исследовали отношения между религией и властью в эпоху Ивана Грозного и пришли к выводу, что религия и власть в данный период были взаимозависимы и обе сферы нуждались в реформировании и централизованности. В этом плане особую роль играл Царский Судебник, который регулировал нормы светского и церковного права, судопроизводства. Одобренный на Стоглавом Соборе, Судебник реформировал нормы судопроизводства, землевладения, положения должностных лиц.Список литературы1. Ананьева Н.Г. Происхождение и источники права Судебника 1550 года/ Н.Г. Ананьева// Вектор науки ТГУ: Юридические науки. - №2 (9) – 2012. – с. 7-9.2. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. Очерки социально-экономической и политической истории России и середины XVI века/ А.А. Зимин. – М.: Изд-во социально-экономической литературы. – 516 с.3. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории/ И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская. М.: РГГУ, 1998. – 702 с.4.Российское законодательство Х-ХХ веков. В девяти томах. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. – М.: Юрид.лит., т.2. – 1985. – 520 с.6.Скрынников Р. Иван Грозный и его время/ Р.Скрынников. – М.: Наука, 1976. –320 с.

Список литературы
1. Ананьева Н.Г. Происхождение и источники права Судебника 1550 года/ Н.Г. Ананьева// Вектор науки ТГУ: Юридические науки. - №2 (9) – 2012. – с. 7-9.
2. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. Очерки социально-экономической и политической истории России и середины XVI века/ А.А. Зимин. – М.: Изд-во социально-экономической литературы. – 516 с.
3. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории/ И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская. М.: РГГУ, 1998. – 702 с.
4.Российское законодательство Х-ХХ веков. В девяти томах. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. – М.: Юрид. лит., т.2. – 1985. – 520 с.
6.Скрынников Р. Иван Грозный и его время/ Р.Скрынников. – М.: Наука, 1976. –320 с.

Вопрос-ответ:

Какие изменения в государственной и религиозной сфере привнес Иван IV своей реформенной деятельностью?

Иван IV провел ряд реформ, которые коснулись как государственной, так и религиозной сферы. В государственной сфере он сосредоточился на централизации власти, создав новое правительство - Судебную палату, и установил новую систему управления - опричничество. В религиозной сфере Иван IV провел реформу в православной церкви, стараясь укрепить связь между церковью и государством. Он ввел новые церковные должности, контролировал деятельность духовенства и проводил расколы в церкви для укрепления государственного контроля.

Что такое Судебник 1550 года и какое место он занимает в истории Московской Руси?

Судебник 1550 года - это сборник законов, который был составлен при Иване IV. Он является важным памятником права Московской Руси, потому что в нем впервые появляется систематизированное право, которое регулировало жизнь граждан и государства. Судебник 1550 года стал основой для последующих судебных прецедентов и судебной практики, и имел большое значение для дальнейшего развития правовой системы в России.

Какие предпосылки и история происхождения Судебника 1550 года?

Предпосылкой появления Судебника 1550 года было желание Ивана IV систематизировать право и установить четкие правила для всех граждан. Он собрал комиссию, состоящую из юристов и духовенства, которая занималась составлением сборника законов. Эта комиссия, в течение двух лет, изучила и систематизировала различные законы и правила Московской Руси. Результатом их работы стал Судебник 1550 года, который был одобрен Иваном IV и получил законодательную силу.

Какие изменения вносил Иван IV в государственную и религиозную сферу?

Иван IV проводил реформы, направленные на укрепление централизованной власти и повышение роли церкви. Он внедрил новые административные и судебные структуры, реорганизовал правительственные органы и принимал меры по борьбе с феодальной замкнутостью. В религиозной сфере Иван IV осуществлял ряд мероприятий для укрепления православной веры и борьбы с ересью.

Какую роль Судебник 1550 года играл в церковно-государственных отношениях середины XVI века?

Судебник 1550 года был одним из ключевых законодательных актов, регламентирующих правовые отношения в Московской Руси. Он устанавливал правила по судебным делам и административной деятельности, а также закреплял привилегии церкви. Судебник 1550 года значительно укрепил связи между государством и церковью и сыграл важную роль в формировании церковно-государственных отношений в то время.

Какие статьи Судебника 1550 года регулировали соотношение и состояние классовой борьбы и сословий?

В Судебнике 1550 года были статьи, которые регулировали соотношение и состояние классовой борьбы и сословий. Например, были установлены правила по обязанностям крестьян перед дворянами и правила, регулирующие отношения между разными сословиями. Судебник также устанавливал наказание за нарушение этих правил и предусматривал меры по сокращению социальных противоречий.

Какова история происхождения Судебника 1550 года?

Судебник 1550 года был создан под руководством Ивана IV. В его основу были положены предыдущие судебники и законодательные акты, а также ряд консультаций церковных и государственных лиц. Первоначально он был создан для Московской области, но затем был распространен на всю Московскую Русь. История его происхождения связана с реформами Ивана IV и его стремлением к укреплению централизованной власти и роли церкви.

Какие были предпосылки появления Судебника 1550 года?

Предпосылками появления Судебника 1550 года были необходимость систематизации и унификации правовых актов, а также расширение полномочий центральной власти в религиозной и государственной сфере.