Логопедическая работа по выявлению нарушения произносительной стороны речи у детей с дизартрией

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 45 45 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 11.11.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ 7
1.1. Понятие произносительной стороны речи в современной науке 7
1.2. Особенности нарушения произносительной стороны у детей со стертой дизартрией 14
1.3. Методические основы исследования нарушений произносительной стороны речи при дизартрии и способы ее коррекции 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 33
2.1. Организация проведения констатирующего эксперимента 33
2.2. Методика констатирующего эксперимента 34
2.3. Результаты и анализ экспериментальных данных 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46



Фрагмент для ознакомления

Главным требованием к предлагаемому лексическому материалу, является понятность его для ребенка. Таким образом, обследование состояния звукопроизношения осуществляется но традиционным методикам, подробно представленным в логопедии (Н.С. Жукова, Н.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, 1998; Л.В. Лопатина. Н.В. Серебрякова, 2001; Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, 1991; Н.Ф. Архипова (2006). Выявляются нарушенные звуки, характер нарушения произношения звуков (искажение, отсутствие, замена, смешение) в различных фонетических условиях: при изолированном произношении; в слогах — прямых, обратных, со стечением согласных; в словах (в начале, в середине, в конце слова); во фразах; в спонтанной речи.ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ2.1. Организация проведения констатирующего экспериментаМетоды, применяемые в исследовании:1. Анализ научно-методической литературы;2. Педагогический эксперимент;3. Педагогическое тестирование;Анализ научно-методической литературыЗа данное время мной было изучено множество различных источников на данную тему. Это позволило изучить особенности коррекционной методологии и ознакомиться с ранее апробированными методиками. На основе анализа фактического материала была систематизирована и разработана методика диагностики нарушений произносительной стороны речи.Педагогическое тестирование проводилось для ознакомления с уровнем речевого развития детей до проведения эксперимента и как направляющий фактор для создания дифференцированных подходов коррекции звукопроизношения при дизартрии.Исследование проводилось в период с середины сентября 2015 года в МКДОУ № 498, где я работаю воспитателем. В моем исследовании принимали участие дети из логопедической группы, с разрешения и под присмотром логопеда. Имена и фамилии детей изменены.Проводилось 3 этапа:Первый этап:сентябрь - декабрь 2015 года, исследование предполагало обобщение и анализ имеющейся литературы на данную тему, после изучения которой, была разработана методика анализа речевых навыков детей с дизартрией и коррекционные программы. На втором этапе (с декабря 2015 года по март 2016 года), было проведено тестирование для выявления особенностей речевого развития испытуемых. В эксперименте участвовало 7 детей (6 лет), длительность эксперимента несколько месяцев.На третьем этапе (с марта по сентябрь 2016 года), была проведена обработка данных, и написание курсовой работы.2.2. Методика констатирующего экспериментаДля обследования детей мы выбрали методики диагностики (представлены ниже)1. Состояние звукопроизношения и слоговой структуры слова (по разработкам М. В. Бажановой).1. Определить характер нарушения произношения звуков речи: отсутствие, замены, смешения, дедукцию, артикуляцию.Методика обследования: ребенку предлагается повторить отраженно за логопедом слова и словосочетания.Примерный перечень слов, словосочетаний и предложений:К – Х: холодильник, кухня, хомяк. Катя на кухне.Л’ – Й: Илья и Юля гуляют по аллее. Лебеди улетают на юг. Юля поливает лилию из лейки.С – Ш: У Сашеньки шесть стекляшек. Саша идет по шоссе. Машинист сошел с подножки.Солнышко на окошке. Саша сушит сушки.З – Ж: закружу, заслужил, задрожал. У Зои желтый зонт. Железная лопата. Полезное животное.С - С’ – Ч: Сонечка, сачок, часть, сумочка, учусь, верчусь, качусь.Закачалась мачта. У Сонечки семечки.Т’ – Ч: учитель, птичка, аптечка, течет, молчать, кричать.Ч – Ц: ученица, учительница, качается, получается, цыпленочек, лечебница, кончается.Ч – Щ:чаща, чище, щеточка, часовщик, учащийся, скучающий, щечки.С – Ц:спица, синица, лестница, сцена, сахарница, гусеница.Щ – С: смеющийся, усищи, хвостище, сеющий.Л – Р: Лара, рояль, балерина, говорливый, жонглер, выиграла, мармелад, зеркало, раскладушка. Р - Р’: Рома красит раму краской. Рита варит рис.Фиксируется, насколько правильно ребенок произносит звуки.Максимум 12 баллов (за каждое речевое задание)Распределение по уровням:1-4 низкий5-9 – средний10-12 высокий уровниВ последующих заданиях уровни распределяются следующим образом:75-100% высокий50-74% среднийДо 50% низкийЛогопедические обследование строения и моторики органов речиСостояние мимической мускулатурыСостояние мимической мускулатуры обследуется логопедами путем выполнения следующих физических упражнений:1)Упражнение 1 поднять брови вверх;2)Упражнение 2 насупить брови;3)Упражнение 3 зажмурить глаза;4)Упражнение 4 надуть щекиВо время выполнения этих упражнений для логопедического обследования ребенку необходимо обратить внимание:на объем движений (полный или неполный)на активность, заторможенность или расторможенность движений;на мышечный тонус (нормальный, повышенный или пониженный)на темп выполнения движений (нормальный, быстрый, медленный)на замену одного движения другим;За правильное выполнение упражнения – 1 балл, 0,5 балов – частичное выполнение, 0 не выполнено. 4 балла - суммарноСостояние артикуляционной моторикиПри логопедическом обследовании состояния артикуляционной моторики выполняются логопедические упражнения для проверки подвижности губ, работы языка, работы мягкого неба, а также подвижности нижней челюсти и состояния подъязычной уздечки.Логопедические упражнения для обследования подвижности губ:1)ребенок растягивает губы в улыбке, вытягивает трубочкой;2)ребенок кладет верхнюю губу на нижнюю и наоборот;3)вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у» и удержать позу;4)выполнить логопедическое упражнение :"Хоботок" – вытягивание губ вперед длинной трубочкой и сомкнуть их;«Улыбка» - растянуть губы (зубов не видно) и удержать позу; и т.д.В ходе логопедического обследования обратить внимание на:наличие или отсутствие движений ребенка;тонус (нормальный, вялый, напряженный)темп движений (нормальный, быстрый, медленный)переключение от одного движения к другому;способ детских движений (медленный, несвободный)точность выполнения;продолжительность (способность держать губы в заданном положении)замены движений;синкинезии.За правильное выполнение упражнения (одного) – 1 балл, 0,5 балов – частичное выполнение, 0 не выполнено.Суммарно 4 балла – за все задания (кажд)Логопедические упражнения для обследования подвижности языка:1)широкий - узкий (под счет), 5 раз2)кончик языка поднять, опустить;3)положить широкий язык на верхнюю губу - на нижнюю губу, упражнение «Сладкое варенье»;4)щелкать языком по небу - упражнение "Конек";5)касаться языком поочередно правого и левого уголков рта - упражнение "Тик-так";6)удерживать поднятый язык к небу, а потом прижимать к нижним зубам - упражнение "Грибочек";7)вытягивания языка вперед иголочкой - упражнение "Иголочка";Во время логопедического обследования обратить внимание на:наличие или отсутствие движений;тонустемп детских движений;переключение от одного движения к другому;характер движений ребенка;точность выполнения логопедических упражнений при обследовании;изменение движений;продолжительность;синкинезии;наличие тремора, слюноотделения, отклонение кончика в работе языка.За правильное выполнение упражнения – 1 балл, 0,5 балов – частичное выполнение, 0 не выполнено, суммарно 7 балловЛогопедическое обследование мягкого и твердого неба:Упражнения для логопедического обследования мягкого и твердого неба.покашлять с открытым ртом (язык на нижней губе)произнести звук - [а], когда рот широко открыт;За правильное выполнение упражнения – 1 балл, 0,5 балов – частичное выполнение, 0 не выполнено, суммарно 2 балла.Во время логопедического обследования ребенка обратить внимание на:наличие послеоперационных щелей;носовые полипы, аденоиды;опухоли носовой полости;искривление носовой перегородки;сращение мягкого неба со скобками, миндалинами с задней стенкой глоткиувеличение глоточной миндалины;Упражнения для логопедического обследования подвижности нижней челюсти ребенка:1)При обследовании подвигать нижней челюстью вперед, вправо, влево;2)широко открыть рот, закрыть его;3) выдвинуть нижнюю челюсть вперед, затем оттянуть ее назад;4)пошевелить челюстью из стороны в сторону, раскачивая ее.Упражнения для логопедического обследования подъязычной уздечки ребенка:5)прикоснуться кончиком языка к краю верхней губы;6) прикоснуться кончиком языка к краю нижней губы;За правильное выполнение упражнения – 1 балл, 0,5 балов – частичное выполнение, 0 не выполнено. 6 баллов - суммарно2.3. Результаты и анализ экспериментальных данныхИсследование звукопроизношенияТаблица 6. Результаты исследования звукопроизношения на констатирующем этапеФИОБаллыУровеньАнтипенко Дарья4НизкийДорофеева Инна6СреднийИванова Тамара7СреднийЛитвинов Игорь2НизкийНовиков Иван2НизкийСерницкий Ян3НизкийЯковлев Борис6СреднийИсследование показало, что 43% детей имеют средний уровень, а 57- низкий уровень, высокого уровня не было продемонстрировано.Рис.6. Результаты исследования звукопроизношенияСреди типичных ошибок, показанных детьми, проявились недостатки в произношении шипящих, свистящих. Индивидуальные ошибки:Дорофеева Инна - Общее недоразвитие речи II уровня (нарушена фонетическая сторона речи, звукопроизношение, звуко – слоговая структура слова, просодика.)Особенности – речь невнятная, говорит односложно, не использует сложные предложения. Допускает ошибки. Обусловленные несформированностью лексико – грамматической стороны речи. Высказывания интонационно маловыразительны. Голос слабо – модулированный, тихий.Подход - при обучении следует уточнять правильное произнесение звуков. Развитие речеслухового внимания, работа над пониманием речи.Антипенко Дарья – сигматизм шипящих,[ч] и [л] произносит очень четко.Иванова Тамара – звонкие звуки оглушает. Речь быстрая, иногда слишком тороплива и смазана, наблюдается ротацизм. (Звук [р] отсутствует или заменяется звуком [л])Литвинов Игорь - псевдобульбарная дизартрия (повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре по типу спастичности). Особенности – назальный оттенок при произнесении гласных О и У, и твердых сонорных Р и Л. Подход – уточнять артикуляцию звуков о, у, р, л, проводить с ребенком дыхательную гимнастику. Поработать над выразительностью речи и развитием речевой коммуникации. Новиков Иван – сочетания [он], [ол] не произносит, шипящие и свистящие удается произнести не всегда.Серницкий Ян –стертая дизартрия (повышения тонуса всех мышц; речь медленная, нечеткая); логопед работает над нарушением звукопроизношения группы свистящих звуков (этап автоматизации); носовой оттенок голоса. Ребенок стесняется своего нарушения. Данное нарушение может незначительно затруднить овладение общеобразовательной программой.Яковлев Борис – ребенку не удается произнести шипящие, [Ы] заменяет на [И](сигматизм шипящих).Исследование артикуляторной моторикиТаблица 4. Результаты исследования артикуляторной моторики у детей с дизартриейСостояние мимической мускулатуры (4 балла)Логопедические упражнения для обследования подвижности губ:4 баллаЛогопедические упражнения для обследования подвижности языка 7 балловЛогопедическое обследование мягкого и твердого неба 2 баллаУпражнения для логопедического обследования подвижности нижней челюсти ребенка: 6 балловАнтипенко Дарья22414Дорофеева Инна21,521,53,5Иванова Тамара11302Литвинов Игорь21201,5Новиков Иван0,5241,53Серницкий Ян31412,5Яковлев Борис2250,54,5Рис.7. Диаграмма результатов артикуляционного исследования детейОтносительно мимической мускулатуры, то обычно детям трудно делать движения щеками, у некоторых проявлялись проблемы в поднимании бровей или моргании. Обычно, дети справлялись примерно на 50% с поставленными заданиями.При логопедическом обследовании подвижности губ основные проблемы были в вытягивании губ трубочкой, накладывании губу на губу, сложить губы бантиком. Структура нарушений подвижности губ у детей неоднородна и сугубо индивидуальна.Обычно, при данном нарушении наиболее ярко выражены нарушения в подвижности языка. В нашем исследовании чаще других встречались ошибки при вытягивании языка и попытках водить им по губам и уголкам рта. Язык у детей обычно мощный, пошевелить кончиком языка также трудно.Недостатки в моторике нижней челюсти также индивидуальны, структура дефекта отличается, у некоторых детей встречалось сразу несколько дефектов, в основном, связанных с движением челюстью. Часто уздечка ограничивает движения языка, но не у всех детей она служит причиной ограниченности движений языка.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ современной науке проблемы дифференциальной диагностики и коррекции речевых нарушений рассматриваются в нескольких аспектах: клиническом (или неврологическом), нейропсихологическом, психолингвистическом, лингвистическом и психолого-педагогическом.Дизартрия - нарушение звукопроизношения и просодического компонента речи, вызванные нарушениями иннервации речевого аппарата, связанные с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. Нарушения фонетической стороны речи являются ведущими в структуре речевого дефекта у детей со стертой дизартрией. Нарушение звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи.Расстройство фонологического уровня речи в период интенсивного развития речевой функции в некоторых случаях может приводить к сложной дезинтеграции и патологии всего речевого развития ребенка. В связи с этим у детей с дизартрией имеет место задержка темпов речевого развития, речевая инактивность, вторичные нарушения лексико-грамматического строя речи.При обследовании звукопроизношения у детей с дизартрией наблюдаются смещение, искривление звуков, замена и отсутствие звуков. Типичными ошибками стали недостатки в произнесении шипящих, свистящих, наблюдались индивидуальные особенности, особенно в слоговой структуре и гласных.Артикуляционная моторика преимущественно развита на низком уровне. Основные недостатки артикуляционной моторики преимущественно связаны с массивным малоподвижным языком. Также часто наблюдалась ограниченность в движении губ и челюсти.На логопедических занятиях по коррекции дизартрии осуществляется развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), моторики речевого аппарата (артикуляционная гимнастика, логопедический массаж); физиологического и речевого дыхания (дыхательная гимнастика), голоса (ортофонические упражнения); работа над выразительностью речи и развитием речевой коммуникации, коррекция нарушенного и закрепление правильного звукопроизношения. Порядок автоматизации и постановки звуков определяется наибольшей доступностью артикуляционных укладов на данный момент. К автоматизации звуков при дизартрии иногда переходят до достижения полной чистоты их изолированного произношения, а сам процесс требует настойчивости и большего времени, чем при дислалии.Методы и содержание логопедической работы варьируются в зависимости от вида и тяжести дизартрии, а также уровня речевого развития. При нарушении фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи проводится работа над их развитием, предупреждением или коррекцией  дислексии и дисграфии. При дизартрии необходима ранняя, длительная и систематическая логопедическая работа. Успех ее в значительной степени зависит от взаимосвязи в работе логопеда и врача-невропатолога или психоневролога, логопеда и родителей, а при явных двигательных нарушениях - логопеда и массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАртемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 2005Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартии у детей // О.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 254 с.Архипова Е.Ф. Стертая форма дизартрии у детей: учеб. Пособие для студентов вузов // Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 319, [1] с: ил. - (Высшая школа).Балобанова В.П., Богданова Л.Г. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2001. Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия. / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.Белякова. Л.И., Филатова Ю.О. Диагностика речевых нарушений //Дефектология. -2007. №3Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. – 141 с.Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 656 с: ил.Гвоздев AM. Вопросы изучения детской речи / А.М. Гвоздев. — М., 1961.Гуровец Г.В., Маевская СИ. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой о>ормой дизартрии и ринофонией и методы коррекционного воздействия. / Под ред. В.И.Селиверстова и С.Н.Шаховской. - М.: Изд-во гос. пед.ин-та, 1985.-с 103-114.Жинкин, Н. И. Механизмы речи / И.Н. Жинкин. - М.: Сфера, 2008. -471 с.Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. - СПб.: Союз,  2000. – 186 с.Лопатина Л.В. Проявления и диагностика фонетических нарушений при стертой дизартрии. / Л.В. Лопатина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. - 2006. - № 14 - С. 219-230.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников  (Коррекция стёртой дизартрии). - СПб.: Союз, 2001. – 191 с.Мелехова Л.В. Дифференциация дислалий .Очерки по патологии речи и голоса. // Мелехова Л.В. - М„ 1987.-С. 87.Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 4-е изд., доп.—М.: АРКТИ, 2005.—240с.Пискунов А.М. Анатомо-физиологические основы терапии косноязычия. - М., 1962.Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): Учебно-методическое пособие / Г.В. Бабина, Л.И.Белякова, Р.Е.Идес. – М.: МПГУ, 2012. – 104 с.Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс. — М.: АРКТИ, 2003. — 104 с.Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики // Дефектология. - № 4.Федосова О.Ю. Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии. / Коррекционная педагогика. -2004.Фомичева М.Ф. Введение в логопедию: Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка: учебное пособие для студентов и слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации / М.Ф.Фомичева, Е.В.Оганесян. –– 2-е изд., стер. – М.: Изд-во Московского психолого-социального университета; Воронеж: МОДЭК, 2014. – 88 с.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» / М.Ф. Фомичева. –– М.: Просвещение, 1989. - 239 с.: илЦейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. — М., 2003.Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русскойинтонации. — М., 1999.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 2005
2. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартии у детей // О.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 254 с.
3. Архипова Е.Ф. Стертая форма дизартрии у детей: учеб. Пособие для студентов вузов // Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 319, [1] с: ил. - (Высшая школа).
4. Балобанова В.П., Богданова Л.Г. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2001.
5. Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия. / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.
6. Белякова. Л.И., Филатова Ю.О. Диагностика речевых нарушений //Дефектология. -2007. №3
7. Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. – 141 с.
8. Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 656 с: ил.
9. Гвоздев AM. Вопросы изучения детской речи / А.М. Гвоздев. — М., 1961.
10. Гуровец Г.В., Маевская СИ. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой о>ормой дизартрии и ринофонией и методы коррекционного воздействия. / Под ред. В.И.Селиверстова и С.Н.Шаховской. - М.: Изд-во гос. пед.ин-та, 1985.-с 103-114.
11. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / И.Н. Жинкин. - М.: Сфера, 2008. -471 с.
12. Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. - СПб.: Союз, 2000. – 186 с.
13. Лопатина Л.В. Проявления и диагностика фонетических нарушений при стертой дизартрии. / Л.В. Лопатина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. - 2006. - № 14 - С. 219-230.
14. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стёртой дизартрии). - СПб.: Союз, 2001. – 191 с.
15. Мелехова Л.В. Дифференциация дислалий .Очерки по патологии речи и голоса. // Мелехова Л.В. - М„ 1987.-С. 87.
16. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 4-е изд., доп.—М.: АРКТИ, 2005.—240с.
17. Пискунов А.М. Анатомо-физиологические основы терапии косноязычия. - М., 1962.
18. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): Учебно-методическое пособие / Г.В. Бабина, Л.И.Белякова, Р.Е.Идес. – М.: МПГУ, 2012. – 104 с.
19. Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс. — М.: АРКТИ, 2003. — 104 с.
20. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики // Дефектология. - № 4.
21. Федосова О.Ю. Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии. / Коррекционная педагогика. -2004.
22. Фомичева М.Ф. Введение в логопедию: Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка: учебное пособие для студентов и слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации / М.Ф.Фомичева, Е.В.Оганесян. –– 2-е изд., стер. – М.: Изд-во Московского психолого-социального университета; Воронеж: МОДЭК, 2014. – 88 с.
23. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» / М.Ф. Фомичева. –– М.: Просвещение, 1989. - 239 с.: ил
24. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. — М., 2003.
25. Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской
интонации. — М., 1999.



Вопрос-ответ:

Что такое дизартрия?

Дизартрия - это нарушение произношения звуков и звукосочетаний в речи, вызванное повреждениями определенных областей головного мозга. Она может возникать как природным образом, так и в результате различных неврологических заболеваний или травм. Дизартрия отличается от афазии, которая связана с нарушениями понимания и формирования речи.

Какую роль играет логопед в работе с детьми с дизартрией?

Логопед играет важную роль в выявлении и коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией. Он проводит обследование и диагностику речевых нарушений, определяет индивидуальную программу коррекционной работы и применяет специальные методики и упражнения для развития недостающих навыков произношения.

Какие особенности нарушения произносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией?

У детей со стертой дизартрией наблюдаются особенности в произношении звуков и звукосочетаний. Они могут испытывать трудности в артикуляции, контроле силы и координации артикуляционных органов. Такие дети часто имеют затруднения в четкости и понятности произношения, что затрудняет их коммуникацию.

Какие методики используются для исследования и коррекции нарушений произносительной стороны речи при дизартрии?

Для исследования и коррекции нарушений произносительной стороны речи при дизартрии логопеды используют различные методики и упражнения. Например, они могут проводить артикуляционную гимнастику, упражнения на развитие контроля силы и координации артикуляционных органов, игровую деятельность, а также работать над правильной формированием звуков и звукосочетаний.

Какие современные аспекты изучаются в проблеме нарушений произносительной стороны речи?

В современной науке изучается ряд аспектов в проблеме нарушений произносительной стороны речи. Например, исследуются особенности физиологического развития артикуляционных органов, функционирование нервной системы при произношении, эффективность различных методик и подходов в коррекции дизартрии, а также влияние различных факторов на процесс формирования правильного произношения у детей.

Какие методические основы используются при исследовании нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией?

При исследовании нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией используются различные методические подходы, включающие анализ звуковой структуры речи, оценку артикуляционных и фонетических процессов, а также изучение фонематической сетки и аккуратных особенностей.

Какие особенности нарушений произносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией?

Особенности нарушений произносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией могут включать неправильную артикуляцию звуков, замещение одних звуков другими, деформацию и дискоординацию артикуляционных движений, а также нарушения интонации и ритма речи.

Какие способы коррекции используются для исправления нарушений произносительной стороны речи при дизартрии?

Для исправления нарушений произносительной стороны речи при дизартрии используются различные способы коррекции, такие как занятия с логопедом, специальные упражнения для развития артикуляционных навыков, работа над правильным дыханием и интонацией, использование различных игр и упражнений для тренировки языка и губ.

Какие методы используются при анализе звуковой структуры речи при нарушении произносительной стороны?

При анализе звуковой структуры речи при нарушении произносительной стороны используются методы, включающие аудио- и видеозапись произношения, транскрипцию и фонематический анализ речи, оценку правильности произношения звуков, а также изучение нарушений в артикуляционных движениях.

Какие артикуляционные и фонетические процессы исследуются при нарушении произносительной стороны речи?

При исследовании нарушений произносительной стороны речи исследуются артикуляционные и фонетические процессы, такие как особенности губно-язычного, губно-зубного и язычного аппарата, дифференциация звуков и их правильное произношение, а также влияние нарушений артикуляции на фонетическую структуру речи.

Какие особенности нарушения произносительной стороны речи наблюдаются у детей с дизартрией?

У детей с дизартрией наблюдаются различные особенности нарушения произносительной стороны речи. В частности, у них могут быть проблемы с артикуляцией звуков, контролем интонации и ритма речи, а также с четкостью и плавностью произношения. Эти особенности могут быть вызваны различными причинами, такими как недоразвитие мышц и нервной системы, а также нарушения в анатомии и физиологии органов речи.

Какие методические основы можно использовать для исследования нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией?

Для исследования нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией можно использовать различные методические подходы. Одним из таких подходов является анализ артикуляционных особенностей речи пациента, который позволяет определить наличие и характер нарушений. Также важными методическими основами исследования являются анализ интонации и ритма речи, а также оценка четкости и плавности произношения. Способы коррекции нарушений произносительной стороны речи могут включать различные упражнения и тренировки, направленные на коррекцию артикуляции и развитие контроля над интонацией и ритмом речи.