Ханские ярлыки русским митрополитам и их влияние на развитие монастырского землевладения.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Религиоведение
  • 15 15 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 19.10.2016
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Ярлыки ханов Золотой Орды 4
Глава 2. Ханские ярлыки русским митрополитам 7
Глава 3. Влияние ханских ярлыков на монастырское земледелие 10
Заключение 13
Список использованных источников 14


Фрагмент для ознакомления

Монастыри состояли в тесных связях с княжеской властью и крупными городами, которыеявлялись центрами идеологической жизни Руси. Там жили писатели-историки и летописцы, тамсоздавались жития и летописные труды. Монастыри снабжали всем этим читателей окружавших князей и бояр. Идеологическойфункции монастырей, особенноблизких к крупным городам Руси, определялись их деятельностьюв качестве высшей школы для подготовки епископов и церковных администраторов первого ранга в древнерусских княжествах, куда входили практически все вопросы идейной, церковной, семейной жизни населения данных княжеств [9].То, что монастыри превратились в земельных собственников,сильно расширило и укрепило определяющий частный и феодальный общественно-хозяйственный уклад древнерусского общества в период XII-XIII веков. Монастыри стали обладать землями, которые населяли крестьяне как вотчинами и всячески были заинтересованными, чтобы их увеличить. Передача земель происходила под запретом перехода, в число которых входил запрет наих перепродажу, и такой же запрет при благоприятных условиях сохранял свою юридическую силу в течении жизни нескольких поколений, посредством чего церковная собственность на землюрасширяласьпрактически до бесконечности. Система церковной и монастырской феодальной собственности, в отличие от светской, строилась на иных организационных основах. Феодальная структура земель предполагала иерархическое подчинение мелких феодальных собственников более крупным. Сила монастырейсостояла в религиозном господстве над обществом и в централизованной административной системе [10].Во времена, когда Русь завоевала Золотая Орда, активно стало развиваться церковно-монастырское землевладение. Особенно, активно развивались монастыри и церкви в Новгородской боярской республике где находилась значительная доля земельных богатств. По данным писцовых книг, церковно-монастырское землевладение в конце составляло 21,7% всего феодального землевладения в Новгороде. При этом архиепископ и 12 монастырей владели более чем 80% земельных площадей, принадлежавших церковно-монастырскому землевладению. Самыми крупными из них были Хутынский (1815,5 обжи земли), Юрьев (1668 обеж), Аркаж (832 обжи) и Антониев (583 обжи) [11].Конечно же, в то время владения духовенства не были столь велики, потому что значительнаячасть земельвсе еще принадлежала свободным новгородским общинникам. Но уже в эту пору малочисленное количество монастырей относились к числу крупнейших новгородских землевладельцев. В целях поддержкимонастырей, ханами жаловались земли церквам и монастырям, которые ранее принадлежали боярам.Также основывались новые монастыри. Так постепенно монастырские земельные владения разрастались [7].ЗаключениеХанские ярлыки – это письменные документы, которые исходили исходившие от ордынских ханов. В эти ярлыки включались дипломатические ноты и тексты межгосударственных договоров. Но чащеханские ярлыкипредставляли из себяиммунитетные льготные грамоты, которые ханы Золотой Орды, казанские и крымские ханы давали им подвластным светским и духовным феодалам.Сборник ханских ярлыков русским митрополитам состоит из шести ярлыков: ярлык Менгу-Тимура 1267 митрополиту Кириллу; проезжая грамотаТайдулыепископу Иоанну; проезжая грамотаТайдулы митрополитуФегносту; проезжая грамотаТайдулымитрополиту Алексию; ярлык Бердибекамитрополиту Алексию 1357года; ярлык Мухаммеда Бюляка митрополиту Михаилу.Во времена, когда Русь завоевала Золотая Орда, активно стало развиваться церковно-монастырское землевладение. Особенно, активно развивались монастыри и церкви в Новгородской боярской республике где находилась значительная доля земельных богатств.Список использованных источниковБоровков А.К. Опыт филилогического анализа тарханных ярлыков, выданных ханами Золотой Орды русским митрополитам. // Изв. АН СССР. Сер. Лит.и яз. 1966. Т.25. Вып.1. С.13-24.Григорьев A. П.Сборник ханских ярлыков русским митрополитам. – Спб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. – 278 с. Григорьев А.П. Время составления краткой коллекции ханских ярлыков русским митрополитам. // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Л., 1985. Вып. 8. - С. 93-134.Григорьев А.П. Конкретные формуляры чингизидских жалованных грамот 13-14 веков. [2.1] // Тюркологический сборник. М., 1978. С. 198-218. Григорьев В.В. О достоверности ярлыков, данных ханами Золотой Орды русскому духовенству: историко-филологическое исследование. М., 1842. С. 111-130.Греков Б.И. Мир истории: русские земли в 13-15вв. - М.,1986г. – 334с. Кочкин А.В. Ярлыки ханские. // Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.Почекаев, Р. Ю.Ярлыки ханов Золотой Орды: историко­правовое исследование :автореф. дис. … канд. юрид. наук / Р. Ю. Почекаев. – СПб., 2006.Смолич И.К. Русское монашество: Возникновение. Развитие. Сущность. 988—1917. [Электронный ресурс] URL: http://www.plam.ru/hist/russkoe_monashestvo_vozniknovenie_razvitie_sushnost_988_1917/index.phpШоба С.А., Алябина И.О. Краткий курс по истории землепользования. - М.: КолосС, 2000. - 276 с.Усманов, М. А.Жалованные грамоты Джучиева Улуса XIV–XVI вв. / М. А. Усманов. – Казань, 1979. – 319 с.


Список использованных источников

1. Боровков А.К. Опыт филилогического анализа тарханных ярлыков, выданных ханами Золотой Орды русским митрополитам. // Изв. АН СССР. Сер. Лит. и яз. 1966. Т.25. Вып.1. С.13-24.
2. Григорьев A. П. Сборник ханских ярлыков русским митрополитам. – Спб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. – 278 с.
3. Григорьев А.П. Время составления краткой коллекции ханских ярлыков русским митрополитам. // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Л., 1985. Вып. 8. - С. 93-134.
4. Григорьев А.П. Конкретные формуляры чингизидских жалованных грамот 13-14 веков. [2.1] // Тюркологический сборник. М., 1978. С. 198-218.
5. Григорьев В.В. О достоверности ярлыков, данных ханами Золотой Орды русскому духовенству: историко-филологическое исследование. М., 1842. С. 111-130.
6. Греков Б.И. Мир истории: русские земли в 13-15вв. - М., 1986 г. – 334 с.
7. Кочкин А.В. Ярлыки ханские. // Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.
8. Почекаев, Р. Ю.Ярлыки ханов Золотой Орды: историко­правовое исследование : автореф. дис. … канд. юрид. наук / Р. Ю. Почекаев. – СПб., 2006.
9. Смолич И.К. Русское монашество: Возникновение. Развитие. Сущность. 988—1917. [Электронный ресурс] URL: http://www.plam.ru/hist/russkoe_monashestvo_vozniknovenie_razvitie_sushnost_988_1917/index.php
10. Шоба С.А., Алябина И.О. Краткий курс по истории землепользования. - М.: КолосС, 2000. - 276 с.
11. Усманов, М. А. Жалованные грамоты Джучиева Улуса XIV–XVI вв. / М. А. Усманов. – Казань, 1979. – 319 с.


Вопрос-ответ:

Какие ярлыки ханов Золотой Орды были адресованы русским митрополитам?

Ярлыки ханов Золотой Орды были адресованы русским митрополитам с 13 века по 15 век. В этих ярлыках ханы признавали авторитет русских митрополитов и предоставляли им определенные привилегии и права.

Какое влияние оказывали ханские ярлыки на монастырское землевладение в Руси?

Ханские ярлыки имели огромное влияние на монастырское землевладение в Руси. Они позволяли монастырям получать землю и имущество от князей и великих князей, а также освобождали их от некоторых налогов и обязанностей перед княжеством.

В чем заключалось влияние ханских ярлыков на развитие монастырского землевладения?

Влияние ханских ярлыков на развитие монастырского землевладения заключалось в том, что они способствовали росту земельного владения монастырей. Благодаря ярлыкам, монастыри получали больше земли и имущества, что позволяло им стать богаче и влиятельнее.

Какие города были центрами идеологической жизни Руси?

Города, которые являлись центрами идеологической жизни Руси, были тесно связаны с монастырями. Это были города, в которых жили писатели, историки и летописцы, там создавались жития и летописные труды. Некоторыми из таких городов были Москва, Новгород, Киев и другие.

Когда были выданы первые ярлыки ханов Золотой Орды русским митрополитам?

Первые ярлыки ханов Золотой Орды, адресованные русским митрополитам, были выданы в 13 веке. Именно с того времени началось признание авторитета митрополитов со стороны ханов и предоставление им привилегий и прав.

Какое влияние оказывали ханские ярлыки на развитие монастырского землевладения?

Ханские ярлыки были важным инструментом, помогавшим митрополитам закреплять свое влияние на земли монастырей. Благодаря ярлыкам, митрополиты получали право владеть, распоряжаться и передавать земли монастырей, что способствовало развитию и расширению монастырских владений. Это позволяло монастырям получать доходы от земледелия и обеспечивать свое существование.

Какие задачи ставили перед собой ханы, выдавая ярлыки русским митрополитам?

Выдавая ярлыки русским митрополитам, ханы ставили перед собой несколько задач. Во-первых, они хотели укрепить свое влияние на русские земли, признавая митрополита главой православной церкви на своих владениях. Во-вторых, это был способ укрощения и контроля над русским княжеским классом, потому что митрополиты, получившие ярлык от хана, получали большую политическую и юридическую силу. Также ярлыки были средством поддержания порядка и стабильности в области религии и землевладения.

Как ханские ярлыки влияли на развитие монастырского земледелия?

Ханские ярлыки способствовали развитию монастырского земледелия, поскольку они гарантировали митрополитам право владения и распоряжения землями монастырей. Это освобождало монастыри от многих обязательств перед князями и помещиками, позволяло им самостоятельно развивать земледелие на своих владениях и получать прибыль от сельскохозяйственных работ. В результате монастыри становились экономически независимыми и сильными игроками в области землевладения.