Царь Иван Грозный как религиозный тип и его церковно-государственная политика.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Религиоведение
  • 22 22 страницы
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 19.10.2016
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Оглавление


Введение 3
1. Формирование религиозных и политических взглядов Ивана Грозного. Модель государственного управления Ивана Грозного 5
2. Церковно-политическая деятельность первого русского царя 15
Заключение 21
Список литературы 22

Фрагмент для ознакомления

В 1569–1570 гг. опричниками были устроены кровавые погромы в Твери, Торжке, Новгороде.
С первых дней учреждения опричнины, когда всероссийского первоиерарха, в сущности, оставили в опальной земщине, произошло нарушение традиционной иерархической вертикали, которая сформировалась во время всего периода функционирования Русской митрополии. Причина такого положения заключается в том, что был низвержен авторитет епископата из-за затяжного кризиса в отношениях между светской и церковной властью во главе с митрополитами, что привело к практически полному прекращению повседневных контактов светских и церковных властей по вопросам и проблемам духовного характера.
Первый российский царь, очевидно, как мы уже отмечали ранее, придерживался традиционализма, он был приверженцем византийской церковной модели, которая допускала, чтобы император активно участвовал в делах Константинопольского (Вселенского) патриархата, в том числе и непосредственно влиял на проведение кадровой политики и всей церковной жизни.
С давних времен великий князь на Руси мог выбирать главу поместной церкви. В XVI–XVII веках Освящённым собором были представлены государю один или несколько кандидатов, способных возглавить Русскую церковь, а тот по своему разумению избирал нового первоиерарха. Так состоялось поставление владыки Афанасия (1564–1566). Иногда, как это случилось со святителем Филиппом Колычёвым (1566–1568), венценосец сам мог предложить архиереям кандидатуру будущего митрополита «всея Руси».
Однако Иван IV считал, что может позволить себе не только определить будущего первоиерарха, но также и повелевать ему в таких вещах, как цвет и форма его клобука и цвет воска, который он должен использовать, когда будет запечатывать грамоту. Именно эти вопросы царем были вынесены на обсуждение отцов Освящённого собора, которые приехали в Москву для того, чтобы избрать митрополитом монаршего духовника Андрея (в иночестве Афанасия) 24 февраля 1564 года. Священноначалие Русской церкви не проявило равнодушия к «вопрошанию» венценосца, указав это в специальном соборном решении.
Данный пример не является единственным, когда Иван Грозный заботился о подобных мелочах. В частности, еще ранее, в 1551 году, им были подготовлены 37 «царских вопросов» для отцов Освящённого собора, ответы на которые стали основой знаменитого сборника церковного права — Стоглава.
Собственное вмешательство в духовные дела, подлежащие юрисдикции священноначалия во главе с митрополитом, венценосец объяснял тем, что он искренне заботится о том, чтобы искоренить многочисленные «нестроения», призывал епископат посредством общих усилий добиться единодушия в тех случаях, когда речь ведётся «о православной нашей христианстей вере и о благостоянии святых Божиих церквах, и нашем благочестивом царствии, и устроении всего православнаго хрестьянства». А посему он провозглашал: «…Всякому розгласию отныне далече быти повелеваем, всякому же согласию и единомыслию содержатися в нас».
Так, Иван Грозный обратил внимание на традицию продажи антиминсов (вопрос 2), проблему ростовщичества монастырских властей и белого духовенства (вопрос 16), на то, что среди верующих были распространены магические практики, профанирующие христианское богослужение (вопрос 11), случаи брадобрития и увлечения иноземными нарядами (вопрос 25), а также на наличие многих других отступлений от установлений Священного Писания и канонического права.
Среди церковных начинаний Грозного, которые в той или иной мере связаны с опричниной, следует выделить государственную кампанию по богослужебному поминовению нескольких тысяч православных христиан, казнённых в годы «большого террора». Несмотря на то, что ее стали проводить уже после того, как состоялась формальная ликвидация «государева дворового удела», важно связать о тесной связи её предмета и, главное, механизма проведения в жизнь с прошлой эпохой.
Начало регулярному церковному поминовению жертв опричнины было положено в 1583 году, после того, как был введен в богослужебный обиход монашеских обителей Московской митрополии так называемый Синодик опальных. В качестве инициатора учреждения повсеместного «вечного» поминания жертв опричного террора выступил сам царь, который таким нетривиальным способом объявил о том, что состоялось христианское «примирение» его со своими подданными, которые были убиты в годы массовых репрессий.
Для этого по его распоряжению в 1582–1583 годах дьяки и подьячие, вероятно, Панихидного приказа — ведомства, специально образованного для организации в масштабе страны официальных поминальных акций, — осуществляли изготовление «государских книг» с именами замученных в опале жителей Московии, в некоторых случаях снабдив эти перечни кратким описанием обстоятельств их насильственной гибели.
Эти «книги», вместе с указом Ивана IV об обязательном поминовении за богослужением убиенных в опричнину единоверцев и щедрыми вкладами по их душам, рассылались по монастырям России, где книжники-черноризцы перерабатывали полученные росписи казнённых в хорошо известные ныне местные Синодики опальных.

Заключение


Иван Грозный – это достаточно противоречивая личность в отечественной истории, весьма сложный религиозный тип.
Наиболее полно религиозный образ Ивана Грозного раскрывается в переписке с князем Курбским. Здесь Иван Грозный предстает в качества могучего и всевластного правителя, который считает свою власть совершенно неограниченной и имеющей божественное происхождение. Иван Грозный считает, что является советником Бога, почти равным ему. А значит, все подданные без исключения должны ему повиноваться. Твердость, решительность и даже жестокость Иван Грозный считает непеременными атрибутами мудрого правления. Иван Грозный не признает, что ему нужны советники. Наоборот, советников он считает своими злейшими врагами, которые не заботятся о благе страны, а думают лишь о личном обогащении. Иными словами, модель управления Ивана Грозного – это средневековая неограниченная монархия с ярко выраженным элементом деспотизма и тирании. Иван Грозный отвергает возможность сочетания в государстве власти церковной и царской, царской и боярской, военной. Царь имеет полное право карать людей по своему усмотрению на правах Божьего избранника. Божий суд царь отождествляет с царским судом.
Иван Грозный отличался весьма противоречивыми религиозными взглядами. Он не мыслил себя вне Православной Церкви, однако верил в разного рода суеверия, могущество колдунов.
Отношение к духовенству Ивана Грозного являлось таким же жестоким и деспотическим. Он полагал, что царская власть является превыше всего, что многие представители духовенства подвержены измене, как и бояре. Иван Грозный постоянно вмешивался во все дела церковной жизни, считаю это истинным благом для Церкви. Самодержавную модель управления он перенес и в сферу церковной политики, полностью нарушив модель симфонии властей.
Список литературы

Дворкин А.Л. Иван Грозный как религиозный тип. http://halkidon2006.orthodoxy.ru/i/d/dv.htm
Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного. - М.: Наука, 1982.
История политических и правовых учений. Курс лекций. Режим доступа http://studme.org/1584072030457/politekonomiya/istoriya_politicheskih_i_pravovyh_ucheniy
Курукин И.В. Повседневная жизнь опричников Ивана Грозного. http://www.nnre.ru/istorija/povsednevnaja_zhizn_oprichnikov_ivana_groznogo/index.php
Панченко А. М. Киевская и Московская Русь: Иван Грозный и Петр Великий: концепции первого монарха. // Из истории русской культуры. Т. 2, кн.1: Киевская и Московская Русь. М. 2002.// http://ec-dejavu.ru/i/Ivan_the_Terrible.html
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. – Л., 1979./Электронный ресурс//http://ppf.asf.ru/drl/grozny.html
Скрынников Р.Г. Иван Грозный. – М.: АСТ, 2006.
Соловьёв С.М. История России. В 18 т. – М.: Мысль, 1993. Т. 6./Электронный ресурс// http://az.lib.ru/s/solowxew_sergej_mihajlowich/text_1200.shtml
Филюшкин, А.И. Андрей Курбский. М. 2008.// http://www.twirpx.com/file/999775/
Флоря Б.Н. Иван Грозный// http://e-libra.ru/read/202805-ivan-groznyj.




Скрынников Р.Г. Иван Грозный. – М., 2006. С. 12.
Соловьёв С.М. История России. В 18 т. – М., 1993. Т. 6./Электронный ресурс// http://az.lib.ru/s/solowxew_sergej_mihajlowich/text_1200.shtml
Цит. по: Соловьёв С.М. История России.// http://az.lib.ru/s/solowxew_sergej_mihajlowich/text_1200.shtml
Соловьёв С.М. История России.// http://az.lib.ru/s/solowxew_sergej_mihajlowich/text_1200.shtml

Курукин И.В. Повседневная жизнь опричников Ивана Грозного. http://www.nnre.ru/istorija/povsednevnaja_zhizn_oprichnikov_ivana_groznogo/index.php
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. – Л., 1979./Электронный ресурс//http://ppf.asf.ru/drl/grozny.html
Флоря Б.Н. Иван Грозный// http://e-libra.ru/read/202805-ivan-groznyj.
Филюшкин, А.И. Андрей Курбский. М. 2008.// http://www.twirpx.com/file/999775/
Панченко А. М. Киевская и Московская Русь: Иван Грозный и Петр Великий: концепции первого монарха. // Из истории русской культуры. Т. 2, кн.1: Киевская и Московская Русь. М. 2002.// http://ec-dejavu.ru/i/Ivan_the_Terrible.html
История политических и правовых учений. Курс лекций. Режим доступа http://studme.org/1584072030457/politekonomiya/istoriya_politicheskih_i_pravovyh_ucheniy
Там же.
Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного. С. 98.
Соловьёв С.М. История России.// http://az.lib.ru/s/solowxew_sergej_mihajlowich/text_1200.shtml
Соловьёв С.М. История России.// http://az.lib.ru/s/solowxew_sergej_mihajlowich/text_1200.shtml
Дворкин А.Л. Иван Грозный как религиозный тип. http://halkidon2006.orthodoxy.ru/i/d/dv.htm
Там же.
Дворкин А.Л. Иван Грозный как религиозный тип. http://halkidon2006.orthodoxy.ru/i/d/dv.htm












2

Список литературы

1. Дворкин А.Л. Иван Грозный как религиозный тип. http://halkidon2006.orthodoxy.ru/i/d/dv.htm
2. Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного. - М.: Наука, 1982.
3. История политических и правовых учений. Курс лекций. Режим доступа http://studme.org/1584072030457/politekonomiya/istoriya_politicheskih_i_pravovyh_ucheniy
4. Курукин И.В. Повседневная жизнь опричников Ивана Грозного. http://www.nnre.ru/istorija/povsednevnaja_zhizn_oprichnikov_ivana_groznogo/index.php
5. Панченко А. М. Киевская и Московская Русь: Иван Грозный и Петр Великий: концепции первого монарха. // Из истории русской культуры. Т. 2, кн.1: Киевская и Московская Русь. М. 2002.// http://ec-dejavu.ru/i/Ivan_the_Terrible.html
6. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. – Л., 1979./Электронный ресурс//http://ppf.asf.ru/drl/grozny.html
7. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. – М.: АСТ, 2006.
8. Соловьёв С.М. История России. В 18 т. – М.: Мысль, 1993. Т. 6./Электронный ресурс// http://az.lib.ru/s/solowxew_sergej_mihajlowich/text_1200.shtml
9. Филюшкин, А.И. Андрей Курбский. М. 2008.// http://www.twirpx.com/file/999775/
10. Флоря Б.Н. Иван Грозный// http://e-libra.ru/read/202805-ivan-groznyj.

Вопрос-ответ:

Какие были религиозные и политические взгляды Царя Ивана Грозного?

Иван Грозный исповедовал православие, однако он также был очень строгим и жестоким правителем. Он считал себя избранной иконой Божией и верил, что его действия были божественно управляемыми. Он отвергал иные вероисповедания и активно преследовал другие религии, особенно протестантство.

Какова была политика Царя Ивана Грозного в отношении церкви?

Иван Грозный установил тесную связь между государством и церковью. Он считал, что царь был непосредственным представителем Божиим и ему принадлежит право руководить как государственными, так и церковными делами. Он также принимал активное участие в назначении и отставках церковных деятелей и вмешивался во внутренние дела церкви.

Какая модель государственного управления была у Царя Ивана Грозного?

У Царя Ивана Грозного была введена модель государственного управления, называемая "опричнина". Опричнина включала организацию специального войска опричников, которые подчинялись только самому царю и имели полную власть над населением. Это позволяло Ивану Грозному контролировать и устранять политических оппонентов и создавать свою "черную сотню" верных приверженцев.

Какими методами Царь Иван Грозный устанавливал свою церковно-государственную политику?

Царь Иван Грозный использовал различные методы для установления своей церковно-государственной политики. Он активно преследовал другие религии, проводил реформы в церкви и причинял страдания духовенству, которое не поддерживало его политику. Он также использовал опричников и иные силы, чтобы подавить возможные сопротивления и протесты против его правления.

Какие религиозные и политические взгляды формировались у Ивана Грозного?

У Ивана Грозного формировались консервативные религиозные взгляды, связанные с православной верой и ортодоксальной церковью. Он также выступал за церковное участие в государственных делах и стремился к установлению церковно-государственного порядка.

Какова модель государственного управления Ивана Грозного?

Модель государственного управления Ивана Грозного основывалась на автократических принципах. Он считал себя "царем по воле Божьей" и принимал все важные решения самостоятельно, не считаясь с мнением бояр и духовенства. Он также создал специальное управленческое подразделение, известное как опричнина, для поддержания своей власти и проведения репрессий.

Какова церковно-политическая деятельность Ивана Грозного?

Церковно-политическая деятельность Ивана Грозного была направлена на укрепление церковной и государственной власти. Он активно вмешивался во внутренние дела церкви, назначал и увольнял высших церковных деятелей, и проводил реформы, направленные на укрепление церковного порядка и подчинение церкви государственной власти.

Какие кровавые погромы были устроены опричниками во время царствования Ивана Грозного?

В период с 1569 по 1570 год опричниками были устроены кровавые погромы в городах Твери, Торжке и Новгороде. Опричники, особый отряд силовых структур Ивана Грозного, совершили массовые убийства, грабежи и разрушения в этих городах, чтобы подавить возможные оппозиционные движения и установить жесткую контрольную систему.

Какие последствия церковно-государственной политики Ивана Грозного?

Церковно-государственная политика Ивана Грозного привела к окончательному утверждению патриархата в Русской православной церкви и укреплению церковной власти. Однако, в то же время, репрессии и гонения на диссидентов вызвали массовые народные выступления и конфликты, что в конечном итоге повлияло на стабильность и устойчивость государства.

Как формировались религиозные и политические взгляды Ивана Грозного?

Иван Грозный с детства был влиятельно окружен православными церковными деятелями. Он принял активное участие в формировании своих религиозных и политических взглядов, которые были сильно под влиянием православной церкви. Грозный видел себя как защитника веры и борца с язычеством и ересью.

Какова была церковно-государственная политика Ивана Грозного?

Церковно-государственная политика Ивана Грозного была своеобразным соединением церкви и государства. Он стремился укрепить власть государства, используя церковную иерархию, а церковь, в свою очередь, получала большую поддержку от государства. Грозный также проводил церковную реформу, в результате которой было создано Патриаршество. Он также ввел опричнину - специальную службу, которая преследовала политических оппонентов и отличалась особым религиозным фанатизмом.

Какие погромы были организованы опричниками во время правления Ивана Грозного?

В 1569-1570 годах опричниками были устроены кровавые погромы в городах Тверь, Торжок и Новгород. Эти погромы были частью политики Ивана Грозного по уничтожению политических оппонентов и представителей боярской земщины. Они были направлены на установление полной подчиненности населения и насилие над ними, с целью укрепления власти и устранения потенциальных оппозиционеров.