Деревянное храмовое зодчество в художественной культуре Карелии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 19 19 страниц
  • 2 + 2 источника
  • Добавлена 28.10.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДЕРЕВЯННОМ ЗОДЧЕСТВЕ КАРЕЛИИ 5
2 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ДЕРЕВЯННОГО ХРАМОВОГО ЗОДЧЕСТВА КАРЕЛИИ 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

Фрагмент для ознакомления

Более рациональный по своему построению дом-комплекс «брус» в разных своих вариантах к концу XIX века получил преобладание по всей территории республики Карелия.
В прежние времена практически каждый мужчина в селе, деревне хорошо владел плотницким инструментом как топором и мог срубить себе как амбар или небольшую баньку, так и жилой дом, но при этом существовали и плотницкие артели, в которые входили профессионалы- плотники, которые с детских лет обучались такому ремеслу. Мастера артели выполняли роль и строителей, и архитекторов. Они возводили храмы, дома без использования чертежей, руководствуясь только словесным описанием и собственной интуицией, следуя принципу «как красота и мера скажут». Мастера-плотники владели принципами пропорционирования, определяя соразмерность частей и целого, но, к сожалению, имена большей части из них канули в Лету, оставив о себе память только в великолепных храмах.
Традиционное народное зодчество республики Карелия исследовано на сегодняшний день весьма хорошо. Около тысячи рубленных из бревен, деревянных сооружений и зданий принято на государственный учет в качестве объектов культурного наследия.
Тем не менее, нужно иметь в виду, что архитектура – это особенный вид искусства, ее произведения находятся в постоянном эксплуатационном и зрительном, хозяйственном контакте с человеком. Поэтому неизбежно все исторические, природные, социальные изменения, мировоззренческие предпочтения сказываются на отношении к объектам архитектуры, их преобразовании, ведут к их уничтожению или сохранению. И это очень хорошо демонстрируют памятники народного деревянного зодчества.
Есть два главных направления сохранения таких памятников – формирование музеев под открытым небом и сохранение памятников на их родных местах. Второй способ на сегодняшний день представляется предпочтительным, хотя и весьма трудным.
Вопросы реставрации, последующего использования и охраны памятников на сегодняшний день встают очень остро и требуют серьезного внимания и поддержки со стороны государственных структур и общества.
Если обратиться к истории русского деревянного зодчества, то наиболее уникальным и большим заповедником народного творчества является Русский Север. В Архангельской губернии сохранившихся деревянных построек больше, чем где бы то ни было в РФ. Осмотреть все такие памятники физически невозможно, поэтому в свое время часть из них была перенесена в один из наиболее знаменитых архитектурных музеев РФ в деревне Малые Корелы, что находится рядом с Архангельском.
 В Малых Корелах воссозданы несколько жилых комплексов разных районов — Мезенского, Каргопольско-Онежского, Северо-Двинского и Пинежского, все строения группируются по «географическому» признаку, как бы создавая в комплексе уменьшенную модель всего русского Севера.
 Еще один непревзойденный по красоте архитектурный ансамбль расположен рядом с деревней Кижи. По концентрации объектов наследия Кижский историко-культурный и природный комплекс является уникальной исторической территорией, которая не знает себе равных на Европейском Севере РФ.
 Совместно с архитектурными памятниками, которые сохранились в неизменном виде с момента строительства или были вывезены из других районов и воссозданы на территории заповедника, кижское музейное собрание иллюстрирует главные аспекты традиционной культуры коренных народов Карелии: вепсов, карелов, русских.
Кижи - маленький островок у северо-западных берегов Онежского озера: около четырех километров в длину, шестьсот метров в ширину. В настоящее время это безлесный остров с маленькой, всего в несколько дворов, деревней.
Жемчужиной острова является Преображенская церковь. Образный строй Преображенской церкви весьма гуманичен. Она не гнетет человека, не подавляет его своими формами и размерами, не внушает ему сознание ничтожества по сравнению с Богом. Церковь величественна, грандиозна и в то же время поразительно соразмерна человеку, поскольку призвана языком архитектуры выразить его гордую красоту и силу, его торжество над врагом (см. рис. 7).


Рисунок 7 – Преображенская церковь

Рисунок 7 – Преображенская церковь

Что могло встать рядом с поразительным многоглавием Преображенской церкви? Строители Покровской церкви нашли достойный ответ. В этой церкви нашли свое отражение характерные черты народной северной архитектуры: все главные конструкции, объемы выявлены зодчим с предельной четкостью. Уважительное отношение к дереву, использование и понимание его природной выразительности, совершенное владение им как материалом архитектуры - объемом, пластикой, цветом, фактурой.
Говоря о достопримечательностях республики Карелия, нельзя не упомянуть об Успенском соборе в Кеми. Это монументальное сооружение, которое является частью сложного архитектурного ансамбля. С Кемским собором перекликаются многие выдающиеся произведения деревянного зодчества XVIII века. Примером могут быть и ансамбль Тургасовского погоста (1795), и Водлозерско-Ильинский погост в Карелии с его уникальной оградой, и многие другие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, можно сделать следующие выводы по данной работе.
Республика Карелия богата красотой природы и мастера старались передать эту красоту в своих творениях. Такая связь архитектуры с природой является одной из основных особенностей всего русского зодчества. Выбор места для будущего здания весьма важен, поскольку от него зачастую зависел и характер постройки, и ее силуэты, композиция, высота. Иногда здание - будь то часовня, церковь или изба - как бы сливается с природным окружением; иногда как будто повторяет очертания и силуэты ближних холмов или деревьев.
Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство русских зодчих. Веками накапливался опыт, проверялся и шлифовался на сотнях построек, очищался от всего случайного, передавался из в руки, из поколения в поколение. Так кристаллизовалась народная строительная мудрость, которая основана на исчерпывающем, доскональном знании дерева как строительного материала. Данный опыт становился достоянием не только ремесла плотника, но и искусства зодчего, поскольку польза и красота в древнерусской архитектуре неотделимы друг от друга, сплавлены воедино.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Деревянное зодчество Карелии: библиографический указатель литературы / Нац. б-ка Респ. Карелия ; [сост.: Е. Н. Вознесенская и др. ; отв. ред. Т. В. Терпугова ; авт. вступ. ст. Т. И. Вахрамеева]. – Петрозаводск : Национальная библиотека Республики Карелия, 2010. – 302 с.
Орфинский В. П. Деревянное зодчество Карелии. Л., 1972.


Орфинский В. П. Деревянное зодчество Карелии. Л., 1972.
Деревянное зодчество Карелии : библиографический указатель литературы / Нац. б-ка Респ. Карелия ; [сост.: Е. Н. Вознесенская и др. ; отв. ред. Т. В. Терпугова ; авт. вступ. ст. Т. И. Вахрамеева]. – Петрозаводск : Национальная библиотека Республики Карелия, 2010. – 302 с.

















2


25






3




3

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Деревянное зодчество Карелии: библиографический указатель литературы / Нац. б-ка Респ. Карелия ; [сост.: Е. Н. Вознесенская и др. ; отв. ред. Т. В. Терпугова ; авт. вступ. ст. Т. И. Вахрамеева]. – Петрозаводск : Национальная библиотека Республики Карелия, 2010. – 302 с.
2. Орфинский В. П. Деревянное зодчество Карелии. Л., 1972.

Вопрос-ответ:

Какое зодчество было характерно для Карелии?

В художественной культуре Карелии преобладало деревянное храмовое зодчество.

Какие основные черты были характерны для деревянного храмового зодчества в Карелии?

Основные черты деревянного храмового зодчества в Карелии были представлены в статье.

Как изменялось строительство деревянных храмов в Карелии к концу XIX века?

К концу XIX века дома в Карелии стали строить из комплекса бруса в разных вариантах, что повлекло преобладание такого типа по всей территории республики.

Кто владел плотницким инструментом в селах и деревнях Карелии в прежние времена?

Практически каждый мужчина в селе или деревне владел плотницким инструментом, таким как топор, и мог срубить себе амбар или небольшую постройку.

Какое храмовое зодчество было характерно для Карелии?

В Карелии было характерно деревянное храмовое зодчество, о котором рассказывается в статье.

Какое значение имеет деревянное храмовое зодчество в художественной культуре Карелии?

Деревянное храмовое зодчество играет важную роль в художественной культуре Карелии. Оно является неотъемлемой частью национального наследия региона и является выразительным символом народного творчества и религиозности.

Какие черты характеризуют деревянное храмовое зодчество Карелии?

Деревянное храмовое зодчество Карелии обладает своими особенностями. Оно отличается простотой и функциональностью конструкций, использованием деревянных материалов, особой геометрией и декоративными элементами.

В какой период деревянное храмовое зодчество стало доминирующим типом строительства в Карелии?

Деревянное храмовое зодчество в Карелии стало преобладающим типом строительства к концу XIX века. Более рациональные по своей постройке дома из бруса стали популярными на всей территории республики.

Кто раньше занимался строительством деревянных храмов в Карелии?

В прежние времена практически каждый мужчина в селе или деревне владел плотницким инструментом и мог срубить себе как амбар, так и небольшую церковь. Строительство деревянных храмов было обычной деловой практикой для населения Карелии.

Какими материалами строились деревянные храмы в Карелии?

Деревянные храмы в Карелии строились из деревянных материалов. Они использовали дерево разных пород, включая сосну, ель и березу. Дерево было широко доступно и использовалось как основной материал для строительства.

Какое место занимает деревянное храмовое зодчество в художественной культуре Карелии?

Деревянное храмовое зодчество занимает важное место в художественной культуре Карелии, отражая особенности этноса и историческое развитие региона.