Терроризм- как уголовно -правовая характеристика.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Уголовное право
  • 84 84 страницы
  • 74 + 74 источника
  • Добавлена 04.01.2017
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Понятие и признаки основного состава террористического акта (ч.1 ст. 205 УК РФ) 7
1.1 Объект и объективная сторона преступного посягательства 7
1.2 Субъективная сторона и субъект террористического акта 23
Глава 2. Квалифицированные виды террористического акта (ч. 2 ст. 205 УК РФ) 33
2.1 Группа лиц по предварительному сговору и организованная группа 33
2.2 Террористический акт, повлекший по неосторожности смерть человека 37
2.3 Причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий 38
Глава 3. Особо квалифицированные виды террористического акта 41
(ч. 3 ст. 205 УК РФ) 41
3.1 Террористический акт, сопряженный с посягательством на объекты использования атомной энергии, либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ 41
3.2 Террористический акт, повлекший умышленное причинение смерти человеку 43
Глава 4. Проблемные вопросы квалификации 45
Заключение 67
Библиографический список 72
Фрагмент для ознакомления

По целому ряду уголовных статей повышается ответственность. По статье 205 «Террористический акт» срок лишения свободы будет составлять от 10 лет, а не от 8 лет, как сейчас (верхняя граница остается на уровне 15 лет — по части 1 статьи 205).
Меняется часть 3 статьи 205.1 «Содействие террористической деятельности» и существенно увеличивается санкция: наряду с пособничеством в террористическом акте (статья 205) появляется пособничество в захвате заложника организованной группой с тяжелыми последствиями (часть 3 статьи 206), в создании незаконного вооруженного сообщества. Все это будет наказываться лишением свободы на срок от 15 до 20 лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.
В статьях 205 и 205.2 «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма» устанавливается нижняя планка штрафа в размере 100 тысяч рублей, исключаются принудительные работы, и остается лишение свободы. Из санкции за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, совершенные с использованием средств массовой информации либо Интернета, также исключаются принудительные работы и устанавливается нижняя планка для лишения свободы — от 5 до 7 лет. Участие в деятельности организации, которая в соответствии с законодательством РФ признана террористической (часть 2 статьи 205.5), предлагается наказывать лишением свободы на срок от 10 до 20 лет, а не от 5 до 10 лет, как указано в действующей редакции Уголовного кодекса РФ. Повышается ответственность за создание незаконного вооруженного формирования и участие в нем: повышаются нижние пределы лишения свободы.
Ужесточается ответственность по экстремистским статьям. В статье 282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» предусматриваются безальтернативные санкции в виде лишения свободы, причем сроки повышаются. Такая же картина с изменениями в статьи 282.1 «Организация экстремистского сообщества», 282.2. «Организация деятельности экстремистской организации», 282.3 «Финансирование экстремистской деятельности»: штрафы и принудительные работы исключаются, сроки лишения свободы растут.
Соответствующие изменения вносятся в процессуальное законодательство, однако они носят не только технический характер, и к этим изменениям также есть замечания.
УК РФ был дополнен новой статьей 205.6 «Несообщение о преступлении». Ответственность (от штрафа до лишения свободы) может наступить, если человек достоверно знал о готовившихся или совершенных преступлениях и не сообщил об этом в полицию.
Лицо не подлежит уголовной ответственности за несообщение о преступлении, совершенном его супругом или близким родственником (это корреспондирует с частью 1 статьи 51 Конституции РФ).
По сути, законодатель поощряет доносительство, вводя ответственность за недоносительство. Каким образом предполагается применять новую статью о несообщении о преступлении? Каким образом органы должны выявлять людей, которым было достоверно известно о готовящихся или совершенных преступлениях?
Если человек сам готовил такое преступление и не сообщил об этом в полицию, будет ли он субъектом преступления? Наверно, нет, в силу той же статьи 51 Конституции РФ. Кто еще может быть субъектом этого преступления? Друзья, знакомые, соседи, односельчане. Таким образом, вводится своеобразная круговая порука, например, для жителей села, в котором обосновались террористы.
Состав сформулирован таким образом, что форма вины может быть только в виде умысла, прямого или косвенного.
То есть лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления, либо не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично. Более вероятно, что данное преступление может совершаться с косвенным умыслом.
Правовое управление Думы также отмечает, что предлагаемые проектом размеры наказаний за совершение указанного преступления выше размеров соответствующих видов наказаний, установленных за заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений (статья 316 УК РФ).
Однако в отличие от несообщения о преступлении укрывательство выражается в активных действиях, направленных на сокрытие самого преступления, орудий, средств и следов преступления, предметов, добытых преступным путем, а также лица, совершившего преступление, и, следовательно, наказание за его совершение должно быть более строгим.
В УК РФ введена статья «Содействие экстремистской деятельности» (по аналогии со статьей 205.1 «Содействие террористической деятельности»). Под содействием подразумевается склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение преступлений экстремистской направленности.
К таким преступлениям статья 282.4 относит: публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ, возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, финансирование экстремистской деятельности.
Правовое управление Государственной Думы обратило внимание на несоразмерность и несправедливость наказания, которое предполагает данная статья. Это проявилось в том, что по новой статье выше ответственность, чем по другим сходным статьям Уголовного кодекса РФ, а кроме того, вводятся безальтернативные санкции в виде лишения свободы.
Под актом международного терроризма законопроект понимает совершение вне пределов территории РФ взрыва, поджога или иных действий, подвергающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан РФ, в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов либо направленных против интересов РФ, а равно угрозу их совершения.
Часть первая статьи 361 предусматривает перечень действий: совершение взрыва, поджога или иных действий, — аналогичный содержащемуся в части первой статьи 205 «Террористический акт» УК РФ, но совершенных вне пределов территории РФ.
Как правило, уголовный закон действует по территориальному принципу, то есть наказывает лиц, находящихся на территории РФ за деяния, совершенные на территории РФ. Уголовный кодекс РФ предусматривает случаи, когда уголовный закон действует в отношении лиц, совершивших преступление за пределами РФ.
Новая статья как раз попадает под такие случаи. Основными условиями здесь являются совершение преступления против интересов, охраняемых УК РФ, а также то, что лицо не понесло ответственность за это деяние в иностранном государстве и привлекается к ответственности в России.
В целом можно предположить, что данная статья может применяться, например, при совершении террористических актов в отношении российских объектов, находящихся за рубежом (например, военных баз, посольств и других).
Согласно второму проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» Закон «О противодействии терроризму» дополняется положениями о возможности создания специальных координационных органов по борьбе с терроризмом, прописываются полномочия органов местного самоуправления.
Законопроект расширяет случаи введения режима контртеррористической операции (далее — КТО). Сейчас режим КТО вводится в целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Согласно закону режим КТО может вводиться в целях пресечения и раскрытия преступлений террористической направленности (захват заложника, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, угон воздушного или иного судна, насильственный захват власти, вооруженный мятеж и другие).
В закон «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» внесены изменения в части исключения выдачи обыкновенной гуманитарной визы лицам, осуществляющим профессиональную религиозную деятельность, в том числе миссионерскую.
Первоначальное предложение о запрете на выезд из России в случае наличия у гражданина предостережения о недопустимости нарушения закона было исключено.
Статьей 4 законопроекта дополнен КоАП РФ новой статьей 11.14.3 «Невыполнение обязанностей, предусмотренных законодательством о транспортной безопасности».
В части 1 статьи 11.14.3 КоАП РФ устанавливается ответственность за нарушение экспедитором порядка организации оказания экспедиционных услуг. Однако в Федеральном законе «О транспортно-экспедиционной деятельности» такой порядок не предусмотрен.
Самое главное тут то, что установление административной ответственности за нарушение всех обязанностей, предусмотренных законодательством о транспортно-экспедиционной деятельности, не соответствует предмету регулирования законопроекта, которым является установление дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности.
Самый большой резонанс вызвали изменения в закон «О связи». В итоговом документе число поправок увеличилось.
Помимо резонансных поправок в закон вошла новая обязанность операторов связи прекратить при поступлении соответствующего запроса от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, оказание услуг связи в случае неподтверждения в течение пятнадцати суток соответствия персональных данных фактических пользователей сведениям, заявленным в абонентских договорах.
Это означает, что могут перестать работать все «левые» сим-карты, выданные без указания паспортных данных в договоре, а также все сим-карты, использующиеся не тем лицом, на которое оформлен договор. За несоблюдение оператором связи установленного порядка идентификации абонентов вводится административная ответственность.
Также в законе появилась обязанность операторов связи выдавать информацию о пользователях и оказанных им услугах связи органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
В законе осталась норма о том, что операторы связи обязаны хранить информацию о фактах приема, передачи, доставки и обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услугами связи — в течение трех лет.
Однако следует предположить, что «информация о фактах» — это, по сути, так называемые логи, а не сама информация. В отношении самой информации — текстовых сообщений, голосовой информации, изображений, звуков, видео-, иных сообщений пользователей услугами связи — установлен срок хранения до шести месяцев.
Важно, что порядок, сроки и объем хранения указанной в информации устанавливаются Правительством РФ. То есть до того как Правительство РФ установит этот порядок норма фактически не будет действовать. Для данной нормы предусмотрена отсрочка вступления в силу на два года: она начнет действовать с 1 июля 2018 года.
Аналогичные правила хранения информации с аналогичными оговорками вводятся в отношении организаторов распространения информации в сети «Интернет».
Кроме того, провайдеры обязаны при использовании в электронных сообщениях пользователей сети «Интернет» дополнительного кодирования электронных сообщений представлять в ФСБ информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых электронных сообщений. Как эта обязанность будет реализовываться на практике, пока не очень понятно.
Изменения в Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности», предусмотренные статьей 6 законопроекта, оказались в статье 12 принятого Закона. Замечания Правового управления Госдумы и несоответствие данных норм предмету закона не стали препятствием для их сохранения в тексте.
Кроме того, редакция была дополнена нормой о том, что при заключении договора транспортной экспедиции экспедитор обязан проверить достоверность предоставляемой клиентом необходимой информации (данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, выступающих стороной договора транспортной экспедиции), после чего отразить ее в договоре.
За нарушение этой обязанности предусмотрена административная ответственность, формулировка уточнена в соответствии с замечаниями Правового управления Госдумы.
Из пояснительной записки к законопроекту следует, что реализация закона позволит повысить гарантии безопасности жизни и здоровья граждан и противодействовать любым формам вовлечения их в преступную деятельность.
Для граждан, далеких от террористической и экстремистской деятельности, эта цель должна достигаться новой уголовной статьей «Несообщение о преступлении» и запугиванием потенциальных террористов. Для граждан, непосредственно занятых терроризмом и экстремизмом, повышаются риски отсидеть больше, чем планировалось (в случае, если они вообще выживут в ходе КТО).
Для иностранных террористов возникают риски лишиться гражданства (при условии наличия у них другого гражданства наряду с российским).
Практика показывает, что ужесточение ответственности за экстремизм и терроризм далеко не всех останавливает от совершения преступлений. Методы вербовки террористов позволяют обходить сознательный страх граждан перед Уголовным кодексом. При этом повышение ответственности непосредственно за терроризм и экстремизм в целом можно считать более-менее адекватной мерой.
Введение ответственности за несообщение о преступлении нельзя признать удачной идеей авторов законопроекта. Непонятно, кого и как планируется привлекать к ответственности по этой статье.
Данные нововведения направлены не только на ужесточение ответственности за преступления террористической направленности.
Они также расширяют возможности по применению режима КТО, который можно будет вводить для пресечения насильственного захвата власти и вооруженного мятежа.
С одной стороны, нельзя отрицать важность предотвращения насильственных событий, но с другой, нужен механизм, защищающий от злоупотреблений, возможных при введении КТО.
В целом, изменения, произошедшие в антитерроритическом законодательстве РФ за последние годы весьма значительны, однако их применение, апробация, наверняка повлечет за собой их последующую доработку и принятие поправок.
Заключение

На современном этапе развития общества террористический акт признается одной из основных угроз национальной безопасности Российского государства.
Преступная деятельность террористов, террористических группировок и
организаций направлена на такой объект как общественная безопасность, от данных преступлений страдают не только конкретные личности, но и общество, и государство в целом. Террористы своими действиями причиняют огромный физический, материальный, моральный вред неограниченному кругу лиц (1999 г., захват заложников в театральном центре «Норд-Ост»), также от рук террористов страдают дети (1-3 сентября 2004 г., г. Беслан), старики (2010 г. взрыв на станции метро «Лубянка», взрыв на станции «Парк Культуры», в результате терактов погиб 41 человек, 85 ранено), сотрудники
правоохранительных органов (29 декабря 2013 г., теракт в форме взрыва на железнодорожном вокзале в Волгограде погибли более 20 человек и 30 декабря 2013 г. взрыв троллейбуса в Волгограде погибли 14 человек). От терроризма страдают общественные организации и государственные органы.
Для успешного противодействия террористическим актам необходимы не только совершенная уголовно-правовая конструкция ст. 205 УК РФ, эффективный уголовно-правовой механизм, но и разъяснения его применения. Террористический акт является одним из возможных проявлений терроризма. Согласно ст. 205 УК РФ и ст. 3 Федерального закона N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» террористический акт - это совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Объектом террористического акта выступает общественная безопасность, основные принципы и содержание деятельности по обеспечению которой устанавливает Федеральный закон от 28.12.2010 N 390- ФЗ «О безопасности».
Дополнительным объектом в уголовном праве выделяют - жизнь, здоровье, отношения собственности, нормальное функционирование органов власти государственных, общественных учреждений, иных социальных институтов.
Объективная сторона террористического акта состоит в альтернативных действиях:
1) совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий;
2) угроза совершения указанных действий. Взрыв, поджог и 60 иные действия являются способами совершения преступления. Под иными действиями понимаются общественно опасные действия, которые могут вызвать такие же последствия, как при взрыве или поджоге.
Иные тяжкие последствия должны быть сопоставимы с указанными в законе последствиями, охватывают опасность причинения вреда здоровью людей, возникновения среди населения паники, страха, ухудшения экологической обстановки в регионе, появления большого количества беженцев, дезорганизации нормальной деятельности органов государственной власти и управления, длительного нарушения работы предприятий, средств связи, транспорта и т.д.
Для достижения большей объективности предпочтение отдано определению не терроризма как явления, а понятия «террористический акт» (рассматривая терроризм как деятельность по осуществлению террористических актов).
Можно назвать следующие характерные черты террористического акта, позволяющие отделить его от других видов политического и неполитического насилия:
- заключается в политическом насилии, состоящем в причинении вреда людям (похищение, убийство, ранение, психологическое насилие над людьми);
- совершается негосударственным актором в отличие от акта террора;
- имеет основной целью воздействие на общественное мнение, способное, в свою очередь, повлиять на действия властей;
- совершается не одиночкой, а лицом (лицами), представляющими организацию или политико-идеологическое течение;
- предполагает разрыв между непосредственной жертвой (жертвами) и целью преступления, т.е. объект деперсонифицирован и является символическим.
Террористическая угроза международной безопасности может быть адекватно понятой только с учетом того, что в этих государствах не завершены процессы национально-государственного строительства и не сложились институты позволяющие сохранять баланс между единством общества и наличием групповых интересов.
Доминирование религиозных (религиозно-этнических) идентичностей над национальными или классовыми обусловлено несовершенством или же провалом как экономической модернизации, так и национального строительства.
Выход носителей этих идентичностей за пределы национального или регионального уровня мировой системы и превращение их в глобальных акторов представляется связанным с воздействием процесса глобализации на неустойчивые экономические и политические институты стран третьего мира.
Мы разделяем научный подход, что международный терроризм на сегодняшний день является одним из наиболее сложных проблем для мирового сообщества.
Международный терроризм имеет глобальное распространение, что ставит под угрозу жизнь многих людей, вне зависимости от страны проживания, и только на основе международно-правовых актов и решений международных организаций, совместные и скоординированные действия всех заинтересованных государств могут помочь справиться с этим сложным социально-политическим и общественно опасным явлением в мире, затрагивающим жизнь каждого из жителей нашей планеты.
Одним из воздействий глобализации на «слабые» государства третьего мира становится прозрачность их границ, позволяющая свободно действовать внутри них глобальным политическим и экономическим акторам, но одновременно вызывающая выход локальных акторов (этнических и религиозных групп) на глобальный уровень, образуя разветвленные диаспоры.
Формируется противоречие на глобальном уровне между проводниками глобализации и ее противниками.
В роли первых совместно выступают иностранные государства, транснациональные корпорации и местные правительства, в роли вторых – глобальные религиозно-политические сети, вовлеченные в терроризм.
Терроризм – это и есть наиболее асимметричная форма политического насилия в условиях информационного общества. Поэтому, вне зависимости от того, какой конкретный вид терроризма будет иметь наибольший информационно-медийный эффект на том или ином этапе и уровне развития мировой политики, общая роль терроризма как самого асимметричного и коммуникационно-ориентированного вида политического насилия во все более взаимозависимом и в этом смысле все более хрупком мире будет только возрастать. В связи с чем в РФ стали уделять больше внимания квалификации преступлений в сфере терроризма и СМИ.
Характеризуя нововведения, в частности, «закон Яровой», принятые в 2016 году, можно сделать вывод, что эти нововведения направлены не только на ужесточение ответственности за преступления террористической направленности. Они также расширяют возможности по применению режима КТО, который можно будет вводить для пресечения насильственного захвата власти и вооруженного мятежа.
Практика показывает, что ужесточение ответственности за экстремизм и терроризм далеко не всех останавливает от совершения преступлений. Методы вербовки террористов позволяют обходить сознательный страх граждан перед Уголовным кодексом. При этом повышение ответственности непосредственно за терроризм и экстремизм в целом можно считать более-менее адекватной мерой.
Данные нововведения направлены не только на ужесточение ответственности за преступления террористической направленности.
Они также расширяют возможности по применению режима КТО, который можно будет вводить для пресечения насильственного захвата власти и вооруженного мятежа. С одной стороны, нельзя отрицать важность предотвращения насильственных событий, но с другой, нужен механизм, защищающий от злоупотреблений, возможных при введении КТО.
В целом, изменения, произошедшие в антитерроритическом законодательстве РФ за последние годы весьма значительны, однако их применение, апробация, наверняка повлечет за собой их последующую доработку и принятие поправок.

Библиографический список

Кризис толкает на преступления: Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/social/2016/01/22/8036075.shtml (дата обращения: 22.11.2016)
Число жертв терроризма в мире за год выросло почти в два раза Режим доступа: Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/564aac279a79471703f2db25 (дата обращения: 22.11.2016)
Pinkevich T.V., Chernyh E.E. Publichnye prizyvy k osushhestvleniju terroristicheskoj dejatel'nosti ili publichnoe opravdanie terrorizma: problemy kvalifikacii // Juridicheskaja nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii . 2014. №3.
Официальный сайт Министерства Внутренних дел Российской Федерации. Статистика и аналитика/ Режим доступа:URL: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics (дата обращения 30.11.2016)
Солонько И.В. Организация деятельности по противодействию терроризму и профилактике распространения идеологии экстремизма в вузах 2015 года // Обзор.НЦПТИ. 2016. №7. Электронный ресурс. Режим доступа:: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-deyatelnosti-po-protivodeystviyu-terrorizmu-i-profilaktike-rasprostraneniya-ideologii-ekstremizma-v-vuzah-2015-goda (18.11.2016).
Петрованов К.Г. Российское антитеррористическое законодательство: современное состояние и перспективы совершенствования: монография. Орёл, 2016. 
Данные Института Европы РАН Institute of Europe RAS/ URL: http://instituteofeurope.ru (дата обращения 30.11.2016)
Быкадорова А. С. О противодействии распространению и профилактике радикальных идеологий в молодежной среде и сети Интернет // Обзор.НЦПТИ. 2016. №8. Электронный ресурс. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/o-protivodeystvii-rasprostraneniyu-i-profilaktike-radikalnyh-ideologiy-v-molodezhnoy-srede-i-seti-internet (18.09.2016).
Картавый А.А. Совершенствование уголовного законодательства России о борьбе с терроризмом // Терроризм в России и проблемы системного реагирования / под ред. А.И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2010. С. 132.
Дорохов Ю.А. Проблема информационной пропаганды на фоне радикализации современного дагестанского общества и возможные пути решения // Грамота. 2011. № 10. С. 17-20. 
Абдулагатов З.М. Проблемы определения экстремизма в деятельности массовых исламских движений (на примере Республики Дагестан) // Исламоведение. 2013. № 3. С. 28-36
Сикоев Р.Р. От панисламизма к радикальному исламу // Ислам на Ближнем и Среднем Востоке. 2011. № 6. С. 466-474. 
Ступаков Н. В. Стратегические направления евразийского сотрудничества государств - участников ШОС по безопасности, противодействию международному терроризму и экстремизму // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2016. №2 (7). Электронный ресурс. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskie-napravleniya-evraziyskogo-sotrudnichestva-gosudarstv-uchastnikov-shos-po-bezopasnosti-protivodeystviyu (18.09.2016).
Гатауллин З. Ш. Причины терроризма и проблемы противодействия // В мире научных открытий. Серия «Гуманитарные и общественные науки». Красноярск: Научно-инновационный центр, 2013. № 5.4 (41). С.155
Гатауллин З.Ш. Особенности производства допроса как следственного действия по делам о террористических преступлениях // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. №10-2 (60) Электронный ресурс. Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proizvodstva-doprosa-kak-sledstvennogo-deystviya-po-delam-o-terroristicheskih-prestupleniyah (18.09.2016).
Искакова Г. К. Взаимодействие и сотрудничество государств — членов шос в контексте региональной безопасности: уроки, вызовы и перспективы // Экономика региона. 2012. №4 (32). Электронный ресурс. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-i-sotrudnichestvo-gosudarstv-chlenov-shos-v-kontekste-regionalnoy-bezopasnosti-uroki-vyzovy-i-perspektivy (18.09.2016).
Грачев С. И., Гасымов А. А. Особенности современного терроризма и проблемные аспекты в системе антитерроризма // Власть. 2012. № 7. С. 95-96. 
Грачев С. И., Гасымов А. А. Особенности современного терроризма и проблемные аспекты в системе антитерроризма / С. И. Грачев, А. А. Гасымов // Власть. 2012. № 7. С. 95-96. 
О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 1 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. N 4. С. 2.
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального Закона «О противодействии терроризму»: Федеральный закон от 27.07.2006г. № 153-ФЗ // СЗ РФ. № 20. Ст. 2106.
Грачев С. И., Гасымов А. А. Особенности современного терроризма и проблемные аспекты в системе антитерроризма // Власть. 2012. № 7. С. 95-96. 
Радилов А.С., Цимбал М.Ф. Технологии манипулирования сознанием и вовлечение в терроросреду // Обществ. науки и современность. 2012. № 4. C. 129-137.
Емельянов В.П. Проблемы уголовно-правовой борьбы с терроризмом // Государство и право.2012. № 3. С. 86
Гилинский Я.И. Криминология: теория, история, эмпирическая база, социальный контроль.СПб.: Алеф-Пресс, 2014. С. 282.
Гилинский Я.И. Криминология: теория, история, эмпирическая база, социальный контроль.СПб.: Алеф-Пресс, 2014. С. 282.
Маркин В., Роговая А.В. Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде // Власть. 2012. № 11. C. 142-146
Нечитайло Д.А. Исламизация, исламизм и экстремизм. Медиаджихад. Интернет на службе радикальных исламистов // Азия и Африка сегодня. 2013. № 8. C. 15-22.
Журавель В.П. Терроризм и антитерроризм в России: На примере Северо-Кавказского региона // Обозреватель - Observer. 2013. № 9. C. 39-48.
Добаев И.П., Понеделков А.В. Тенденции в эволюции терроризма на Северном Кавказе // Власть. 2013. № 10. C. 17-22.
Российская газета. Электронный ресурс. Официальный сайт. Режим доступа: http://www.rg.ru/2006/04/28/terroristanons.html (дата обращения: 22.11.2016)
Верховный Суд Российской Федерации. Электронный ресурс. Официальный сайт. Режим доступа: http://www.supcourt.ru (дата обращения: 30.11.2016)
Журавель В. П. Правовые и организационно-международные факторы противодействия терроризму в России в условиях нарастания угроз национальной безопасности // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. №6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-i-organizatsionno-mezhdunarodnye-faktory-protivodeystviya-terrorizmu-v-rossii-v-usloviyah-narastaniya-ugroz-natsionalnoy (дата обращения: 30.11.2016).
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 июля 2006 г. № 1014-р // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.supcourt.ru/Show_pdf.php?Id=7315 (дата обращения 30.11.2016)
Воронцов С. А.Терроризм 2016: новые вызовы и угрозы // Северо-Кавказский юридический вестник. 2016. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/terrorizm-2016-novye-vyzovy-i-ugrozy (дата обращения: 30.11.2016).
Официальный сайт Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими// http://www.fsb.ru/fsb/npd/terror.htm (дата обращения: 30.11.2016)
Караваев А.Г. «Молодёжь и антитеррор». Пособие для учащихся средних и старших  классов общеобразовательных школ, студентов вузов, их родителей, учителей и специалистов различных областей. М., 2013. С. 12-21. 
Асямов С.В. Психология современного терроризма // Щит. 2015. № 11. С. 23-27.
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А.В. Бриллиантова. М.: Проспект, 2011. С. 243
Уголовное право: Часть Общая. Часть Особенная: Учебник/Под общ. ред. Л.Д. Гаухма-на, Л.М. Колодкина и С.В. Максимова. М.,2012. С. 94-95.
Решение по делу 4/17-1/2016 (06.06.2016, Северо-Кавказский окружной военный суд (Ростовская область))// URL: https://rospravosudie.com/judge-ivchenko-maksim-nikolaevich-s/section-acts/page-2/ (дата обращения: 30.11.2016)
О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 года № 1. Электронный ресурс.Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_206843/
Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ. Электронный ресурс. СПС «Консультант плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ nsultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения: 30.11.2016)
Об утверждении Правил определения момента смерти человека, в том числе критериев и процедуры установления смерти человека, Правил прекращения реанимационных мероприятий и формы протокола установления смерти человека: Постановление Правительства РФ от 20.09.2012 N 950 // СЗ РФ. 2012. N 39. Ст. 5289.
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2012 г. (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10 октября 2012 г.) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2013. N 1. С.19
Ступаков Н. В. Стратегические направления евразийского сотрудничества государств - участников ШОС по безопасности, противодействию международному терроризму и экстремизму // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2016. №2 (7). Электронный ресурс. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskie-napravleniya-evraziyskogo-sotrudnichestva-gosudarstv-uchastnikov-shos-po-bezopasnosti-protivodeystviyu (26.09.2016)
Воронин Н. Индра-2013 // Красная звезда. 2013. №1 / http://www.redstar.ru/index.php/news-menu/vesti/tablo-dnya/item/12353-uchenie-indra-2013-zaversheno (дата обращения: 30.11.2016)
Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств от 17 июня 1925 года. Режим доступа: Электронный ресурс. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901753260 (01.12.2014).
Шалупенко В.В. Готовность граждан России к противодействию терроризму // Социологические исследования 2012. № 12. C. 42-49.
Перенджиев А. О необходимости повышения роли политических партий в сфере противодействия терроризму Электронный ресурс. Режим доступа: http://eurasian-defence.ru/node/28529 (20.09.2016). 
Шалупенко В.В. Готовность граждан России к противодействию терроризму // Социологичесские исследования 2012. № 12. C. 42-49.
Беляков А.А. Криминалистическое взрывоведение: проблемы теории и практики. – Красноярск : Универс, 2013. С. 17.
О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 1 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. N 4.
Добаев И.П., Понеделков А.В., Гаджибеков Р.Г. Причины и последствия раскола мусульманской элиты на Северном Кавказе // Элитология России: современное состояние и перспективы развития: материалы Первого Всерос. элитолог. конгр. с междунар. участием, г. Ростов-на-Дону, 7-8 октября 2013 года. Ростов н/Д., 2013. Т. 1. 
Васнецова А.С. О некоторых аспектах характеристики террористических и экстремистских организованных преступных формирований, действующих в Северо-Кавказском федеральном округе // Ленинград. юридический журнал 2012. № 2. С. 124-133. 
Паненков А.А. Подход к решению проблем борьбы с финансированием терроризма как одного из важнейших направлений профилактики в борьбе с терроризмом: Правовая основа программы по выявлению и расследованию преступлений, связанных с финансированием терроризма // Нац. безопасность. 2013. № 2. C. 242-254. 
Пермяков М.В., Половка В.В., Зацепин А.М. Деятельность оперативных подразделений органов внутренних дел в борьбе с терроризмом и экстремизмом: монография Екатеринбург, 2012. 135 с.
Чеботарев В.В. Терроризм: Проблемы выработки общепризнанного понятия // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013, № 4-1 (30). С. 200.
Имомов А.Х. Уголовно-правовые аспекты борьбы с терроризмом (на примере Республики Таджикистан): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 9.
Сафронов А.А., Калюжный К.Ю. Терроризм и экстремизм – современная реальность в контексте вероисповедания // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 4(59). С. 39; Галкина Е.В. Противодействие политическому экстремизму и терроризму: новый взгляд // Теория и практика общественного развития. 2014, № 3. С. 342.
Чоршанбиев А.Ч. Проблемы привлечения лиц к уголовной ответственности за преступления террористической направленности // Правовые системы Республики Таджикистан и стран СНГ: состояние и проблемы. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной заслуженному юристу Республики Таджикистан, выдающемуся ученому, доктору юридических наук, профессору Ш. Менглиеву. Душанбе: РТСУ, 2015. С. 370.
Залиханова Л.И. Преступления экстремистской направленности: уголовно-правовые и криминологические аспекты. Нальчик, 2011. С. 213.
Уголовное право России. Общая часть: Учебник для вузов./ Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. М., 2012. С. 343
Тамаев Р.С. Экстремизм и национальная безопасность. Правовые проблемы. М., 2014. С. 87.
Коростелев И.А. Роль современных информационно-коммуникационных технологий в повышении эффективности борьбы с терроризмом // Закон и право. 2012. № 9. C. 71-72. 
Лушников А.А. Антитеррористическая правовая политика в Северо-Кавказском регионе // Правов. политика и правов. жизнь. 2012. № 3. C. 120-123. 
Конттеррористическая операция. Электронный ресурс. Режим доступа: http://obozrevatel.com/crime/34895-kontrterroristicheskaya-operatsiya-na-dnepropetrovschine-zaderzhan-major-dnr.htm (дата обращения: 26.09.2016)
Расследование дела убийства Б.Немцова. Электронный ресурс. ТАСС - Новости в России и мире/ Режим доступа::http://tass.ru/proisshestviya/2624318(26.09.2016)
Щебланова В.В., Суркова И.Ю. Контртеррористические действия: мотивация, оценки и прогнозы // Полис (Политические исследования). 2013. № 3. C. 126-136. 
Бычков В.В., Сабитов Р.А., Сабитов Т.Р. Противодействие преступлениям экстремистской и террористической направленности: криминологические, уголовно-правовые и криминалистические аспекты: моногр. М., 2013. 363 с.
Бородин С. В. Концепция уголовно-правовой политики через призму системного подхода // Российская юстиция. 2014. № 3. С. 51–53.
О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической на- правленности: Постановление Пленума Верховного суда РФ от 09.02.2012 № 1// Бюллетень Верховного суда РФ. 2012. Апрель. № 4. С. 28
Пакет Яровой. Электронный ресурс. Центр политической мысли и идеологии/ Режим доступа: http://rusrand.ru/analytics/antiterroristicheskiy-zakon-yarovoy-prinyat-chto-novogo (дата обращения: 22.09.2016)
Пакет Яровой. Электронный ресурс. Центр политической мысли и идеологии/ Режим доступа::http://rusrand.ru/analytics/antiterroristicheskiy-zakon-yarovoy-prinyat-chto-novogo (22.09.2016)









3

I. Нормативный материал:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7- ФКЗ, ОТ 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. N 15. Ст. 1691.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (ред. от 30.03.2015) // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.
3. О безопасности: Федеральный закон от 28 декабря 2010 N 390-ФЗ // СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 2.
4. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // СЗ РФ. 2006. N 11. Ст. 1146; СЗ РФ. 2013. N 30 (часть I). Ст. 4041.
5. О борьбе с терроризмом: Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ (ред. от 06.03.2006) // СЗ РФ. 2006. N 31. Ст. 3808.
6. Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс».
7. Об использовании атомной энергии: Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // СЗ РФ. 2013. N 27. Ст. 3451.
8. Федеральный закон от 06.07.2016 №374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и в отдельных законодательных актах РФ в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности»/ "Российская газета", N 149, 08.07.2016
9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального Закона «О противодействии терроризму»: Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 153-ФЗ ( ред. от 01.01.2013) // СЗ РФ. 2006. № 31. Ст. 3452.
10. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму: Федеральный закон от 30.12.2008 N 321-ФЗ //СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 29.
11. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ// СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6724.64
12. О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом: Федеральный закон от 10 января 2003 года № 3-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 155.
13. Об утверждении Правил определения момента смерти человека, в том числе критериев и процедуры установления смерти человека, Правил прекращения реанимационных мероприятий и формы протокола установления смерти человека: Постановление Правительства РФ от 20.09.2012 N 950 // СЗ РФ. 2012. N 39. Ст. 5289.
14. О ведении федерального регистра потенциально опасных химических и биологических веществ, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 20.07.2013 N 609 // СЗ РФ. 2013. N 30 (часть II). Ст. 4118.
15. Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств от 17 июня 1925 года. Режим доступа: URL: http://docs.cntd.ru/document/901753260 (Дата обращения: 01.12.2014 г.).
16. О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 1 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. N 4. С. 2.
17. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 июля 2006 г. № 1014-р // URL: http://www.supcourt.ru/Show_pdf.php?Id=7315; Собрание законодательства РФ, 2006. № 29. Ст. 3283.

II. Специальная литература:
18. Антонян Ю. М. Криминология будущего: междисциплинарные научные связи // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. №4 (30). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kriminologiya-buduschego-mezhdistsiplinarnye-nauchnye-svyazi (дата обращения: 18.09.2016).
19. Абдулагатов З.М. Проблемы определения экстремизма в деятельности массовых исламских движений (на примере Республики Дагестан) // Исламоведение. - 2013. - № 3. - С. 28-36
20. Асямов С.В. Психология современного терроризма // Щит. 2015. № 11. С. 23-27.
21. Бычков В.В., Сабитов Р.А., Сабитов Т.Р. Противодействие преступлениям экстремистской и террористической направленности: криминологические, уголовно-правовые и криминалистические аспекты: моногр. М., 2013. 363 с.
22. Бородин С. В. Концепция уголовно-правовой политики через призму системного подхода / С. В. Бородин // Российская юстиция. 2014. № 3. С. 51–53.
23. Быкадорова А. С. О противодействии распространению и профилактике радикальных идеологий в молодежной среде и сети Интернет // Обзор.НЦПТИ. 2016. №8. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-protivodeystvii-rasprostraneniyu-i-profilaktike-radikalnyh-ideologiy-v-molodezhnoy-srede-i-seti-internet (дата обращения: 18.09.2016).
24. Беляков А.А. Криминалистическое взрывоведение: проблемы теории и практики. – Красноярск : Универс, 2013. – 155 с.
25. Васнецова А.С. О некоторых аспектах характеристики террористических и экстремистских организованных преступных формирований, действующих в Северо-Кавказском федеральном округе // Ленинград. юрид. журн. 2012. № 2. С. 124-133.
26. Гатауллин З. Ш. Причины терроризма и проблемы противодействия // В мире научных открытий. Серия «Гуманитарные и общественные науки». Красноярск: Научно-инновационный центр, 2013. № 5.4 (41). С.155
27. Гатауллин З.Ш. Особенности производства допроса как следственного действия по делам о террористических преступлениях // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. №10-2 (60). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proizvodstva-doprosa-kak-sledstvennogo-deystviya-po-delam-o-terroristicheskih-prestupleniyah (дата обращения: 18.09.2016).
28. Грачев С. И., Гасымов А. А. Особенности современного терроризма и проблемные аспекты в системе антитерроризма / С. И. Грачев, А. А. Гасымов // Власть. - 2012. - № 7. - С. 95-96.
29. Гилинский Я.И. Криминология: теория, история, эмпирическая база, социальный контроль.СПб.: Алеф-Пресс, 2014. -488 с.
30. Дорохов Ю.А. Проблема информационной пропаганды на фоне радикализации современного дагестанского общества и возможные пути решения // Грамота. - 2011. - № 10. - С. 17-20.
31. Добаев И.П., Понеделков А.В. Тенденции в эволюции терроризма на Северном Кавказе // Власть. 2013. № 10. C. 17-22
32. Добаев И.П., Понеделков А.В., Гаджибеков Р.Г. Причины и последствия раскола мусульманской элиты на Северном Кавказе // Элитология России: современное состояние и перспективы развития: материалы Первого Всерос. элитолог. конгр. с междунар. участием, г. Ростов-на-Дону, 7-8 октября 2013 года. Ростов н/Д., 2013. Т. 1.
33. Журавель В. П. Правовые и организационно-международные факторы противодействия терроризму в России в условиях нарастания угроз национальной безопасности // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. №6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-i-organizatsionno-mezhdunarodnye-faktory-protivodeystviya-terrorizmu-v-rossii-v-usloviyah-narastaniya-ugroz-natsionalnoy (дата обращения: 18.09.2016).
34. Залиханова Л.И. Преступления экстремистской направленности: уголовно-правовые и криминологические аспекты. Нальчик, 2011. 877 с.
35. Емельянов В.П. Проблемы уголовно-правовой борьбы с терроризмом // Государство и право. 2012. № 3. С. 86-88.
36. Искакова Г. К. Взаимодействие и сотрудничество государств — членов шос в контексте региональной безопасности: уроки, вызовы и перспективы // Экономика региона. 2012. №4 (32). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-i-sotrudnichestvo-gosudarstv-chlenov-shos-v-kontekste-regionalnoy-bezopasnosti-uroki-vyzovy-i-perspektivy (дата обращения: 18.09.2016).
37. Излученко Т.В. Русские мусульмане: радикализация религиозных взглядов в исламе // Исламоведение. - 2014. - № 2. - С. 26-31.
38. Излученко Т.В. Русский ислам: современное положение и тенденции развития // Вестник Красноярского государственного педагогического университета. - 2013. - № 1. -С.278-282.
39. Имомов А.Х. Уголовно-правовые аспекты борьбы с терроризмом (на примере Республики Таджикистан): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2013. - С. 9.
40. Коростелев И.А. Роль современных информационно-коммуникационных технологий в повышении эффективности борьбы с терроризмом // Закон и право. 2012. № 9. C. 71-72.
41. Картавый А.А. Совершенствование уголовного законодательства России о борьбе с терроризмом // Терроризм в России и проблемы системного реагирования / под ред. А.И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2010. 411 с.
42. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А.В. Бриллиантова. М.: Проспект, 2011. С. 243
43. Лушников А.А. Антитеррористическая правовая политика в Северо-Кавказском регионе // Правов. политика и правов. жизнь. 2012. № 3. C. 120-123.
44. Моторный И.Д. Понятие и экспертное исследование взрывного устройства // Российская юстиция. - 2011. - № 1. - С. 29.
45. Мелешко, Н.П. Программа спецкурса «Защита прав потерпевших: уголовно-правовые и криминологические проблемы» / Н.П. Мелешко, В.В. Полянский // Криминологические проблемы управления социальными процессами в современной России: Учёные записки ИУБиП (кафедра «Уголовно-правовые дисциплины»). – Ростов н/Д.: ИУБиП, 2012. – С. 141-150
46. Паненков А.А. Подход к решению проблем борьбы с финансированием терроризма как одного из важнейших направлений профилактики в борьбе с терроризмом: Правовая основа программы по выявлению и расследованию преступлений, связанных с финансированием терроризма // Нац. безопасность. 2013. № 2. C. 242-254.
47. Перенджиев А. О необходимости повышения роли политических партий в сфере противодействия терроризму. URL: http://eurasian-defence.ru/node/28529 (дата обращения: 20.09.2016).
48. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства: Комментарий к главе 29 УК РФ (с постатейным приложением нормативных актов и документов) / Авт.-сост. А.Ю. Шумилов. М.: Изд. Шумилова И.И., 2011. 136 с
49. Пермяков М.В., Половка В.В., Зацепин А.М. Деятельность оперативных подразделений органов внутренних дел в борьбе с терроризмом и экстремизмом: моногр. Екатеринбург, 2012.- 254 с.
50. Петрованов К.Г. Российское антитеррористическое законодательство: современное состояние и перспективы совершенствования: моногр. Орёл, 2016.*632 с.
51. Радилов А.С., Цимбал М.Ф. Технологии манипулирования сознанием и вовлечение в терроросреду // Обществ. науки и современность. 2012. № 4. C. 129-137.
52. Сафронов А.А., Калюжный К.Ю. Терроризм и экстремизм – современная реальность в контексте вероисповедания // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2014. - № 4(59). - С. 39; Галкина Е.В. Противодействие политическому экстремизму и терроризму: новый взгляд // Теория и практика общественного развития. - 2014, - № 3. - С. 342.
53. Солонько И.В. Организация деятельности по противодействию терроризму и профилактике распространения идеологии экстремизма в вузах 2015 года //
54. Обзор.НЦПТИ. 2016. №7. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-deyatelnosti-po-protivodeystviyu-terrorizmu-i-profilaktike-rasprostraneniya-ideologii-ekstremizma-v-vuzah-2015-goda (дата обращения: 18.09.2016).
55. Сикоев Р.Р. От панисламизма к радикальному исламу // Ислам на Ближнем и Среднем Востоке. -2011. - № 6. - С. 466-474.
56. Ступаков Н. В. Стратегические направления евразийского сотрудничества государств - участников ШОС по безопасности, противодействию международному терроризму и экстремизму // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2016. №2 (7). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskie-napravleniya-evraziyskogo-sotrudnichestva-gosudarstv-uchastnikov-shos-po-bezopasnosti-protivodeystviyu (дата обращения: 18.09.2016).
57. Тамаев Р.С. Экстремизм и национальная безопасность. Правовые проблемы. М., 2014. С. 87.
58. Уголовное право России. Общая часть: Учебник для вузов. Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. М., 2012. С. 343
59. Уголовное право: Часть Общая. Часть Особенная: Учебник/Под общ. ред. Л.Д. Гаухма-на, Л.М. Колодкина и С.В. Максимова. – М.,2012. – С. 94-95.
60. Шалупенко В.В. Готовность граждан России к противодействию терроризму // Социолог. исслед. 2012. № 12. C. 42-49.
61. Чеботарев В.В. Терроризм: Проблемы выработки общепризнанного понятия // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2013, № 4-1 (30). - С. 200.
62. Щебланова В.В., Суркова И.Ю. Контртеррористические действия: мотивация, оценки и прогнозы // Полис (Политические исследования). 2013. № 3. C. 126-136.
63. Чоршанбиев А.Ч. Проблемы привлечения лиц к уголовной ответственности за преступления террористической направленности // Правовые системы Республики Таджикистан и стран СНГ: состояние и проблемы. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной заслуженному юристу Республики Таджикистан, выдающемуся ученому, доктору юридических наук, профессору Ш. Менглиеву. – Душанбе: РТСУ, 2015. - С. 370.

III.Материалы практики:
64. Решение по делу 4/17-1/2016 (06.06.2016, Северо-Кавказский окружной военный суд (Ростовская область))
65. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» от 9 февраля 2012 года № 1 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
66. Постановление Правительства РФ от 20.09.2012 N 950 «Об утверждении Правил определения момента смерти человека, в том числе критериев и процедуры установления смерти человека, Правил прекращения реанимационных мероприятий и формы протокола установления смерти человека» // СЗ РФ. 2012. N 39. Ст. 5289.
67. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 09.02.2012 № 1 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической на- правленности" // Бюллетень Верховного суда РФ. 2012. Апрель. № 4. С. 28
68. О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 1 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. N 4.
69. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2012 г. (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10 октября 2012 г.) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2013. N 1. С.19

IV. Интернет-ресурсы:
70. Кризис толкает на преступления/ Режим доступа: https://www.gazeta.ru/social/2016/01/22/8036075.shtml Загл. с экрана
71. Число жертв терроризма в мире за год выросло почти в два раза Режим доступа: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/564aac279a79471703f2db25
72. Конттеррористическая операцияURL: http://obozrevatel.com/crime/34895-kontrterroristicheskaya-operatsiya-na-dnepropetrovschine-zaderzhan-major-dnr.htm (дата обращения 26.09.2016)
73. Расследование дела убийства Б.Немцова URL:http://tass.ru/proisshestviya/2624318(дата обращения 26.09.2016)
74. Пакет Яровой URL:http://rusrand.ru/analytics/antiterroristicheskiy-zakon-yarovoy-prinyat-chto-novogo (дата обращения 22.09.2016)

Вопрос-ответ:

Какова характеристика основного состава террористического акта согласно статье 205 УК РФ?

Основной состав террористического акта определен в статье 205 УК РФ. По ней, террористический акт - это совершение взрыва, поджога, захвата заложников или иного эквивалентного действия, которое может повлечь угрозу жизни и здоровью людей, нанести материальный ущерб или повлиять на процесс принятия решения государственными или муниципальными органами. Такая характеристика позволяет определить, какие действия могут быть признаны террористическими и караться по закону.

Какие являются объектом и объективной стороной террористического акта?

Объектом террористического акта являются жизнь, здоровье и свобода человека, а также государственные и общественные интересы. Объективная сторона террористического акта включает в себя совершение определенных действий, таких как взрыв, поджог или захват заложников, которые представляют угрозу для объектов террористического акта. Эти действия также должны иметь определенные последствия, такие как угроза жизни или здоровью людей, материальный ущерб или влияние на принятие решений государственными органами.

Какова субъективная сторона и кто может быть субъектом террористического акта?

Субъективной стороной террористического акта является специальное умышленное намерение совершить действие, которое признается террористическим актом. Субъектом может быть физическое или юридическое лицо. Физическим лицом может быть любой человек, достигший возраста, определенного законом. Юридическое лицо может быть организацией или учреждением, которое совершает действия в интересах своей организации или для достижения определенных целей. При этом, однако, нужно отметить, что субъектом террористического акта не может быть государственный орган, так как такие действия противоречат интересам и целям государства.

Что такое терроризм?

Терроризм - это уголовно-правовая характеристика преступления, которое заключается в совершении террористического акта с целью нанесения материального или морального вреда обществу, государству или международной организации.

Какие признаки основного состава террористического акта?

Признаки основного состава террористического акта включают совершение действий, которые направлены на уничтожение или повреждение объектов, создание опасности для жизни и здоровья людей, использование насилия или угрозу его применения, а также использование принуждения с целью достижения политических или иных целей.

Какие являются объектом и объективной стороной преступного посягательства?

Объектом преступного посягательства являются общественная безопасность и порядок, государственные и общественные отношения. Объективная сторона включает в себя совокупность действий, которые направлены на нарушение этого объекта, включая взрывы, поджоги, убийства и другие террористические действия.

Что включает в себя субъективная сторона и кто является субъектом террористического акта?

Субъективная сторона террористического акта включает в себя умысел в совершении преступления и осознание цели, которая связана с насилием и созданием опасности для жизни и здоровья людей. Субъектом террористического акта может быть физическое или юридическое лицо.

Какие виды террористических актов являются квалифицированными по законодательству РФ?

Квалифицированными видами террористического акта являются: совершение террористического акта группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, совершение террористического акта, повлекшего по неосторожности смерть человека, и совершение террористического акта по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти.

Какие признаки указывают на основной состав террористического акта?

Основными признаками террористического акта являются: использование насилия или угрозы его применения в отношении людей; создание паники среди населения или нарушение общественной безопасности; создание или поддержка террористической организации или участие в ее деятельности; финансирование террористической деятельности и помощь террористам; незаконное приобретение, хранение, перевозка и использование оружия, взрывчатых веществ и других средств уничтожения; уничтожение или повреждение объектов, включая жилищные, государственные или иные сооружения, а также транспортные средства, коммуникационное и энергетическое оборудование.

Какие признаки указывают на квалифицированный вид террористического акта "группа лиц по предварительному сговору и организованная группа"?

Признаками квалифицированного вида террористического акта "группа лиц по предварительному сговору и организованная группа" являются: совместное участие нескольких лиц в совершении террористического акта, предварительный сговор и планирование, систематическая деятельность группы, организация и распределение ролей между участниками, использование специальных средств и методов, сговор на сбор и финансирование средств для совершения акта.