Специфика эстетического воспитания в учреждениях культуры и досуга

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 33 33 страницы
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 02.11.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание:
Введение 3
1. Понятие об эстетическом воспитании 5
1.2 Важнейшие категории и механизмы 9
1.3 Учреждения культуры и досуга 11
2. Специфика эстетического воспитания молодёжи в учреждениях культуры и досуга 18
2.1 Роль досуга в воспитании культуры поведения молодёжи 18
2.2 Особенности эстетического воспитания молодёжи в культурно-досуговых учреждениях 21
Заключение 32
Список использованных источников и литературы: 33
Фрагмент для ознакомления

В сфере досуга существует множество разнообразных видов деятельности, что выдвигает социокультурную деятельность в число уникальных, исключительно специфических видов воспитания. Особенность социокультурной деятельности в данном случае заключается в том, что процесс творчества и процесс воспитания в учреждениях культуры сливаются воедино. В процессе социокультурной деятельности участники выступают по отношению друг к другу в разных профессиональных, социальных, национальных и возрастных ролях и отношениях. Их межличностные отношения в процессе воспитания носят особый характер, ибо на них оказывает воздействие первичное возбуждение от информационного потока деятельности учреждений культуры и вторичное -от влияния самих участников. Следовательно, эффективность процесса воспитания во многом зависит от точного знания психолого-педагогических основ восприятия, учёта интересов молодёжи и молодёжи, посещающей учреждения культуры.Воспитательное воздействие учреждений культуры состоит в том, что здесь отождествляются, идентифицируются интересы личности и общества.Аудитория учреждений культуры имеет реальную возможность для получения знаний, реальные условия научиться самостоятельно, анализировать происходящие события. Вовлечённый в деятельность учреждений культуры посетитель оказывается в новом для него коллективе, где люди объединены общими целями, где складывается система отношений, при которых личные чувства влияют на положение дел. Становясь соучастником действия, он воспринимает общественные ценности, социальные нормы, приобщается к общественной деятельности, ярче проявляет свои способности.Современная библиотека это неотъемлемое звено системы непрерывного воспитания и образования существеннаяроль, которой:в осуществления внешкольных форм социализации, индивидуализации личности;самореализации творческих склонностей личности, выходящих за пределы профессиональныхзанятий.Ценность в эстетическом воспитании молодёжи библиотеки проявляется в том, что, предоставляя читателям свободу выбора форм и содержания овладения информацией, она корректно, направляет еёпознаниеэстетически целесообразное русло. Преимущество библиотеки в исполнения принципа добровольности, в живом общении читателя и библиотекаря, позволяющем обеспечить избирательное, обслуживание. Библиотека может расширять источники информации ориентируясь на интересы и запросы посетителей, дополнив книгу картографией, периодическими изданиями, произведениями изобразительного искусства, и т.д. Главный плюс библиотеки – в том, что она позволяет читателю пользоваться универсальным и общим фондом источников информации,, где предоставлены отрасли науки и практики, задокументированная часть общественной памяти, поданная в ретроспективе.Культуросоздающая, информационно просветительная воспитательная, функция ныне характерна любому музею, независимо от профиля. Однакоспециальное место в реализации подобных функций относится историко-мемориальным музеям. При этом включение в современную культуру мемориальных ценностей следует рассматривать как существенный фактор преемственности и непрерывности социально-культурного развития. Если наследственностью предопределяется генетическое воспроизводство людей, то ядро развития духовной жизни собирает непрерывныйиз поколения в поколение процесс передачи знаний и опыта, материальной формой которых, в частности, являются духовные ценности, объединённые в историко-мемориальных музеях.В процессе посещения учреждений культуры происходит передача опыта, организация взаимодействия людей, выявляется потребность в знаниях, оценках и мнениях по постоянно расширяющейся сфере вопросов.Значительное значение в нынешних условиях обретают создание устойчивой взаимосвязи клубных и театрально-зрелищных учреждений. Опираясь на театрально-зрелищные учреждения, современный дом культуры или центр досуга имеют потенциал строить эстетическое воспитание на настоящих образцах оперного, драматического, балетного искусства. Театры в свою очередь, с помощью клубных учреждений могут углубить пропаганду своих произведений, вырабатывать эстетический вкус и избирательность к искусству, расширять свою зрительскую аудиторию, привлекая в неё молодёжь у которой не выработана потребность непрерывного общения с театральным искусством.Зрительские конференции, клубы любителей театра, стабильное шефство мастеров искусств над коллективами самодеятельности не только расширяют аудиторию зрителей, но и одают обратную связь, формируя вокруг театра определённое мнение общества.Эффективность художественного воспитания во многом определяется сочетанием знаний об искусстве с включением в эстетическую деятельность. Общее художественное образование начинается с раннего детства (с отдельных его элементов в программе воспитания молодёжи в детских дошкольных учреждениях) и продолжается в его различных формах и видах всю жизнь. На школьном этапе элементы художественного образования включены в учебную программу. В зрелом возрасте повышение уровня художественной культуры связано с системой непрерывного эстетического просвещения. Последнее, в свою очередь, порождает потребность в профессиональном или самодеятельном художественном творчестве.Воспитательный потенциал самодеятельного художественного творчества проявляется в том, что посредством этой формы духовной жизни осуществляется широкая пропаганда искусства, что она способствует удовлетворению эстетических интересов и потребностей её участников, даёт возможность проявить себя творцом художественных ценностей и организатором социально-культурной деятельности.Эстетическая ценность художественной самодеятельности, её притягательная сила в том, что она интегрирует в себе массовое социально-культурное движение, художественное явление, фактор непрерывного художественного образования, сферу духовно богатого досугового общения, средство рационального, активного отдыха и форму проявления творческой активности.Эстетическое воспитание средствами самодеятельного художественного творчества может приобретать различные формы – от класса баяна или фортепиано, где человек овладевает основами игры на том или ином инструменте, до народного театра, самодеятельной студии или клуба любителей искусства, решающих достаточно сложные и социально значимые задачи. Но в любом объединении самодеятельного художественного творчества должно обеспечиваться:вовлечение людей в процесс непрерывного художественного просвещения;включение личности в создание ценностей художественной культуры;утверждение духовно насыщенных форм досугового общения и отдыха;последовательное формирование эстетических чувств, эстетических вкусов, эстетических идеалов;всестороннее стимулирование социально-культурной активности.Исследование социально-культурной деятельности театрально-зрелищных учреждений показывает, что их связь с домами культуры или иными центрами досуга может последовательно преобразовать совокупность отдельных учреждений культуры в социально-культурный комплекс, в рамках которого каждое из них, сохраняя специализацию и неповторимость своего лица, будет рассматриваться как составная часть единой системы, обеспечивающей воспитывающее воздействие на молодёжь.В основе функционирования такого комплекса должно быть:изучение, учёт, удовлетворение и дальнейшее обогащение эстетических интересов разных групп населения;стабильная связь учреждений культуры и досуга с повседневной жизнью региона, с социально-политическими, экономическими, воспитательными задачами, которые решаются в его рамках;динамичное и эффективное использование материальных, кадровых и других возможностей различных учреждений искусств и культурно-просветительной деятельности в решении единых воспитательных задач; преодоление параллелизма и дублирования в их работе;система комплексного планирования социально-культурной деятельности, последовательно реализующая объективные возможности каждого учреждения культуры в обогащении духовной жизни региона.В рамках культурного комплекса с максимальной полнотой будет реализовываться социально-культурная функция театрально-зрелищных учреждений как системы общественно-воспитательной и культурно-шефской деятельности, которая, выражая гражданскую позицию мастеров искусств и будучи производной их профессионально-художественного творчества: обеспечивает последовательное возвышение духовных интересов и потребностей людей; способствует формированию у них интереса к театральному и другим жанрам искусства, эстетического вкуса, культуры восприятия художественных ценностей; последовательно пропагандирует результаты их творческой работы; содействует расширению и стабилизации аудитории зрителей; вовлекает разные группы населения в художественно-критическую деятельность и самодеятельное театральное творчество; вносит интеллектуально-эстетические начала в содержание и формы общественно-организованного досуга.Исследование закономерностей восприятия аудиторией учреждения культуры имеет непосредственный практический выход и в процесс формирования духовных ценностей. Выяснить механизм действия этих закономерностей – значит понять смысл определённых форм самореализации специалистов и посетителей учреждений культуры, ибо психологические закономерности восприятия играют важную роль в понимании особенностей становления сознания творческой личности (3, с. 451-452).Реализации социально значимых потребностей молодёжного возраста способствуют самые разнообразные формы (участие в творческих коллективах, концертах, экспедициях). Для более успешной работы с молодёжью необходимы следующие рекомендации:популяризировать работу учреждений культуры с целью вовлечения молодёжи в процесс творческой деятельности, реализующей потребности молодёжи в общении, творчестве, самовыражении, сопереживании и пр.;увеличить число интегративно-педагогических форм деятельности, комплексно удовлетворяющих потребности молодёжи и служащих целостному развитию личности;увеличить степень творческо-воспитательного воздействия за счёт использования современных технических средств с одновременным углублением содержания;обратить особое внимание на индивидуальные формы работы с целью выявления и развития творческих способностей, проявления лучших душевных качеств;систематически исследовать изменяющиеся культурные интересы, увлечения молодёжи и организовывать клубные объединения, отвечающие потребностям современной молодёжи;постоянно повышать квалификационный уровень специалистов учреждений культуры, принимать участие в различных научных и творческих конференциях, семинарах, лабораториях и т.д.;осуществлять воспитательное влияние без штампованного морализирования, лучше на личном примере, а также через механизмобщественного мнения;придерживаться демократического стиля руководства в организации досуга молодёжи;развивать самоуправление молодёжи в клубных объединениях через систему общественных поручений, создание специальных педагогических ситуаций, профориентационную работу и др.;стимулировать творческий рост молодёжи участием в конкурсах, фестивалях, грантах и т.д.;повышать эстетическую культуру молодёжи через участие в социально значимых мероприятиях, благотворительных акциях, общественно полезной деятельности.Достижение успеха реально возможно лишь при комплексном подходе к воспитанию молодёжи. Эффективность деятельности учреждений культуры, в части эстетического воспитания молодёжи, зависит от координации действий всех учреждений культуры, школы, общественных организаций, творческих союзов и пр. в обеспечении единого воспитательного процесса.Эстетическое воспитание молодёжи в учреждениях культуры –это целенаправленное создание условий для становления эстетической сферы личности. Поэтому магистральный путь эффективного использования культуросозидающего потенциала досуга в учреждениях культуры сегодня видится: в гуманизации социально-культурной деятельности в свободное время, освобождении ее от не свойственных природе досуга идеологических и производственных функций; актуализации национальных форм традиционной культуры и общечеловеческих ценностей; в создании системы материального, правового, психолого-педагогического и организационно-методического обеспечения широкой доступности культурно-досуговой деятельности для всех слоёв населения, государственных гарантий защиты от коммерциализации культуры и нарушения принципов социальной справедливости, стимулирования свободы творчества и общественных инициатив в сфере рационального использования свободного времени людей; в разработке и осуществлении федеральных, региональных и муниципальных культурно-досуговых программ, обеспечивающих отдых и дальнейшее духовное и физическое развитие всех проживающих на данной территории групп населения; во всестороннем развитии инфраструктуры культурно-досугового творчества путём совершенствования традиционных (клубы, парки, музеи, библиотеки, кинотеатры и т.д.) и создания новых общественно-государственных центров досуга, отвечающих требованиям обогащения духовной жизни региона; в коренной перестройке образования в сфере культуры и досуга, перевода его в новое качество, отвечающее требованиям научно-технического, социального и духовного прогресса начала XXI века. ЗаключениеМолодёжь как особая социальная группа является чутким индикатором происходящих перемен и определяет в целом потенциал развития общества. От того, насколько изучены мир ценностей современной молодёжи, её установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность разрабатываемых мероприятий в области воспитания, образования, в сфере труда и занятости, досуга. Несмотря на то, что современная молодёжь отдаёт предпочтение массовой культуре и электронным видам развлечения и досуга, традиционные формы и способы организации культурного отдыха и досуга, посредством специализированных учреждений по-прежнему актуальны.Достижение успеха реально возможно лишь при комплексном подходе к эстетическому воспитанию молодёжи. Эффективность деятельности учреждений культуры, в части духовно-нравственного воспитания молодёжи, зависит от координации действий всех учреждений культуры, школы, общественных организаций, творческих союзов и пр. в обеспечении единого воспитательного процесса.Сущность и специфика процесса духовно-нравственного воспитания молодёжи в учреждениях культуры состоит в содержании и формах работы учреждений культуры, впоследовательном возвышении духовных интересов и потребностей, формировании у них интереса к театральному и другим жанрам искусства, эстетического вкуса, культуры восприятия художественных ценностей,обладающих большой силой смыслового и эмоционального воздействия на личность. В каком направлении пойдёт дальнейшее развитие общества, будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических преобразований сегодня, но и от того, насколько подготовлена и настроена к активному участию в них молодёжь.Список использованных источников и литературы:Акимова Л. А. Социология досуга :Учеб.пособие. – М.: «МГУКИ», 2003. – 123 с.Аристотель. Политика // Сочинения в 4-х т. Т. 4. / пер. С. А. Жебелева. – М.: «Мысль», 1983. -с. 376–644.Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М: «Русский язык», 1983. – 795 с.Ожегов С. И. Словарь русского языка. –М.: «Русский язык», 1977. –846с.Теория культуры: Учеб.пособие / под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. – СПб.: «Питер», 2010. – 592 с.Соловьева О. Н. Деятельность учреждений культуры как фактор формирования современного молодёжного досуга // Приоритетные технологии и практические реалии социально-культурной деятельности : сб. науч. тр. по мат-лам межрегион. науч.-практ. конф. (декабрь 2006). Вып. 3. –Белгород, 2006. – с. 48–49.Электронные ресурсы:Зезека Елена Михайловна Сущность и специфика процесса духовно-нравственного воспитания молодёжи в учреждениях культуры // Вестник МГУКИ. 2011. №4.[Электронные ресурс]Научная электронная библиотека «Киберленинка»URL: http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-spetsifika-protsessa-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-molodezhi-v-uchrezhdeniyah-kultury:Опарин Геннадий Алексеевич Досуг молодёжи // Труды СПбГУКИ. 2013. №. [Электронные ресурс]Научная электронная библиотека «Киберленинка»URL: http://cyberleninka.ru/article/n/dosug-molodezhi

1. Акимова Л. А. Социология досуга : Учеб. пособие. – М.: «МГУКИ», 2003. – 123 с.
2. Аристотель. Политика // Сочинения в 4-х т. Т. 4. / пер. С. А. Жебелева. – М.: «Мысль», 1983. -с. 376–644.
3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М: «Русский язык», 1983. – 795 с.
4. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1977. – 846 с.
5. Теория культуры: Учеб. пособие / под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. – СПб.: «Питер», 2010. – 592 с.
6. Соловьева О. Н. Деятельность учреждений культуры как фактор формирования современного молодёжного досуга // Приоритетные технологии и практические реалии социально-культурной деятельности : сб. науч. тр. по мат-лам межрегион. науч.-практ. конф. (декабрь 2006). Вып. 3. – Белгород , 2006. – с. 48–49.
Электронные ресурсы:
7. Зезека Елена Михайловна Сущность и специфика процесса духовно-нравственного воспитания молодёжи в учреждениях культуры // Вестник МГУКИ. 2011. №4. [Электронные ресурс] Научная электронная библиотека «Киберленинка» URL: http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-spetsifika-protsessa-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-molodezhi-v-uchrezhdeniyah-kultury
8. :Опарин Геннадий Алексеевич Досуг молодёжи // Труды СПбГУКИ. 2013. №. [Электронные ресурс] Научная электронная библиотека «Киберленинка» URL: http://cyberleninka.ru/article/n/dosug-molodezhi

Вопрос-ответ:

Что такое эстетическое воспитание?

Эстетическое воспитание - это процесс развития эстетической культуры и формирования эстетических предпочтений у человека.

Какие категории и механизмы используются в эстетическом воспитании?

В эстетическом воспитании используются такие категории и механизмы, как восприятие, вкус, художественная деятельность, эстетическое воспитание через искусство, развитие эстетического восприятия и эстетической деятельности.

Какую роль играет досуг в воспитании культуры поведения молодежи?

Досуг занимает важное место в воспитании культуры поведения молодежи, так как во время отдыха и развлечений они имеют возможность узнавать и понимать культурные ценности, развивать творческие способности и формировать эстетический вкус.

Какими особенностями обладает эстетическое воспитание молодежи в культурно-досуговых учреждениях?

Особенности эстетического воспитания молодежи в культурно-досуговых учреждениях включают широкий спектр развлечений, организацию выставок, концертов, творческих мастерских и других событий, способствующих развитию эстетических способностей и культуры молодежи.

Какие источники и литература использовались при написании статьи?

В статье использованы различные источники и литература, которые предоставляют информацию о специфике эстетического воспитания и его роли в досуге и в учреждениях культуры. Полный список использованных источников и литературы приведен в конце статьи.

Что такое эстетическое воспитание?

Эстетическое воспитание - это процесс, направленный на формирование эстетической культуры, эстетического вкуса и эстетического сознания у индивида. Оно включает в себя ознакомление с искусством, развитие творческих способностей, формирование эстетических предпочтений и ценностей.

Какие важнейшие категории и механизмы эстетического воспитания существуют?

Важнейшие категории эстетического воспитания включают в себя красоту, гармонию, творчество, эстетическую ценность. Механизмы, используемые в эстетическом воспитании, могут варьироваться от ознакомления с произведениями искусства до практического применения творческих способностей.

Что представляют собой учреждения культуры и досуга?

Учреждения культуры и досуга - это организации, которые предоставляют услуги по ознакомлению с искусством, проведению различных мероприятий и предоставлению возможностей для досуга. Это могут быть музеи, театры, кинотеатры, концертные залы, клубы и другие заведения, где люди могут получать удовольствие от культурных и развлекательных мероприятий.

Какая роль досуга в воспитании культуры поведения молодежи?

Досуг играет важную роль в воспитании культуры поведения молодежи. Во время свободного времени молодые люди имеют возможность посещать культурные мероприятия, общаться с интересными людьми, заниматься художественной деятельностью. Это позволяет им развивать свое чувство эстетики, культуры и воспитывать позитивные ценности.

Какие особенности эстетического воспитания молодежи в культурно-досуговых учреждениях?

Особенности эстетического воспитания молодежи в культурно-досуговых учреждениях включают широкий спектр предложений различных культурных мероприятий, активное привлечение молодых людей к творческим занятиям и предоставление возможностей для самовыражения. Такие учреждения также выполняют социальную функцию, помогая молодым людям социализироваться и находить себя в обществе.