Развитие артикуляционной моторики у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на индивидуальных занятиях
Заказать уникальную дипломную работу- 68 68 страниц
- 46 + 46 источников
- Добавлена 08.01.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 6
1.1 Понятие артикуляционной моторики в научно-методической литературе 6
1.2..Особенности развития артикуляционной моторики у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 11
1.3..Направления и содержание работы по развитию артикуляционной моторики у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на индивидуальных занятиях 16
Выводы по Главе 1 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 31
2.1. Диагностика и характеристика артикуляционной моторики у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 31
2.2. Подбор и апробация серии специальных обучающих заданий по артикуляционной гимнастике для младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 48
2.3. Анализ результатов педагогического эксперимента 57
Выводы по Главе 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Лучше всего с заданиями справились дети с легкой формой ОНР и один ребенок с заиканием. Самые низкие результаты были продемонстрированы детьми с дизартрией (см. Рис.2.). Если интерпретировать результаты по уровням, была получена следующая картина:Рисунок 3 – Распределение исследуемых по уровням согласно результатам констатирующего этапа исследования.Нами выявлено, что в исследуемой группе представлены дети с низким и средним уровнями. Низкий уровень характерен для детей с дизартрией и заиканием, один ребенок с заиканием и двое с ОНР показали средний уровень сформированности артикуляционной моторики (см. Рис.3.).У детей с ОНР было отмечена недостаточную подвижность органов артикуляционного аппарата (языка, губ, нижней челюсти). Среди детей с ОНРвыделилось две подгруппы. Если ребенок первой из них имел в целом сложившуюся артикуляторную базу (4 степень ОНР), то у ребенка второй подгруппы она оказывалась несформированной, что проявлялось в трудностях переключения с одного уклада на другой. Выполнение отдельных упражнений и их серий без зрительной опоры осуществлялось с трудностями и потребовало привлечения зеркала. Артикуляция губ у детей с ОНР не нарушена, у одного из детей выявлена небольшая проблема в складывании губ трубочкой из-за особенностей губ (достаточно крупные). По сравнению с детьми с дизартрией у детей с ОНР губы очень подвижные, ненапряженные. Челюсть подвижная, существенных нарушений прикуса нет. Следует отметить, что надувать щеки детям легче, нежели делать их «рыбкой». Язык подвижный, некрупный, с нормальной уздечкой. В целом, артикуляционный аппарат в удовлетворительном состоянии, ОНР имеет в одном случае – психологический характер, но трудности в артикуляции звуков имеются. Нарушено воспроизведение свистящих и шипящих, к примеру, у одной из обследуемых Наблюдается боковое произношение всех свистящих звуков и Ш-Ж, отсутствие звуков Л, Р, РЬ, другой - нарушено произношение свистящих (межзубных) и шипящих (боковых) звуков, звук РЬ отсутствует.У детей с дизартирей наблюдались органические дефекты периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения, а именно:- Укорочение подъязычной связки, что обусловливало трудности поднятия кончика языка и произношения верхнеязычныхзвуков;- Слишком большой язык, который не умещался во рту, и от этого был неповоротливым, что обусловливало сложность звукопроизношения;- Дефекты строения челюстей, а именно: прогнатия, когда верхняя челюсть сильно выдвигалась вперед; прогения, когда нижняя челюсть выступала вперед, боковой открытый прикус, что делало речедвигательный аппарат застывшим;У детей наблюдались трудности в содержании определенного артикуляционного уклада, отмечался недостаточный объем дифференцированных движений. Осуществление упражнений требовало совместного выполнения с учителем-логопедом.Замечено: язык у детей с дизартрией был напряженным и оттянутым назад, а его спинка - закругленной и закрывала вход в глотку. Кончик языка ни был выраженным, а вся масса языка трудно содержалась по средней линии, то отклоняясь в сторону, то опускаясь на нижнюю губу и загибаясь к подбородку.У младших школьников со стертой дизартрией наблюдались длительные поиски артикуляций, трудности удержания заданной позы, тремор кончика языка. При выполнении упражнений отмечалась неточность движений, дополнительные движения губ и языка, нарушение объема выполняемых движений. Особенно тяжелой для выполнения было упражнение «Качели», которая потребовала загибание кончика языка к носу. У некоторых детей отмечалась слюнотечение. Было замечено, что во время выполнения упражнений «Часики», «Карусели», «Клоун» у детей включались движения рук. Была отмечена также гиперметрия - чрезмерно двигательная амплитуда во время выполнения упражнений, когда дети затруднились в нахождении точного места (например, в углу рта или над верхней губой), обозначенное учителем-логопедом.У детей с заиканием во время выполнения артикуляционных упражнений у детей наблюдалась чрезмерная истощаемость, малая амплитуда и замедленный темп движений, причем кончик оставался пассивным и напряженным, частыми были дрожания губ и языка, подергивания, движения, не соответствующие артикулируемому звуку или упражнению.2.2.Подбор и апробация серии специальных обучающих заданий по артикуляционной гимнастике для младших школьников с тяжелыми нарушениями речиДля каждого из детей с тяжелыми нарушениями речибыли составлены индивидуальные программы. Длительность одного занятия составляла 15 минут. В неделю проводилось 3 занятия, длительность курса составило 3 месяца. Таким образом, было проведено 36 занятий. Для детей с ОНР мы разработали артикуляционную гимнастику в игровой форме для общей тренировки артикуляционного аппарата. В качестве базовой гимнастики нами был применен комплекс для детей с ОНР (см. Прил.Е.). Для заинтересования детей (а у нас мальчик и девочка, возраст 6 лет) мы разработали индивидуальные задания для мальчиков и девочек (см. Прил.Е-Ж).Вся деятельность была обобщена в программе (см. Прил.И.)Так, для детей с ОНР проводилась исключительно артикуляционная гимнастика с учетом гендерного принципа, детям с заиканием проводились занятия по артикуляционной гимнастике и логопедическому массажу (1:1 по времени). Наиболее сложной схема проведения коррекционного курса была для детей с дизартрией – первые четыре недели детям проводилась пассивная артикуляционная гимнастика и логопедический массаж (2:1 по времени). Затем работа проводилась по следующему принципу: занятия пассивной гимнастикой и массажем сочетались с активной артикуляционной гимнастикой (отношение по времени 1:1:1). Последние две недели работы с детьми с дизартрией проводились исключительно с активной артикуляционной гимнастикой и массажем (соотношение по времени 2:1). Конспекты занятий с дизартрией приведены в Прил.З.Итак, индивидуальная программа для девочек:Для того, чтобы повысить интерес девочек к выполнению тяжелых и скучных упражнений и превратить тренировки в веселую, увлекательную игру, предложите им отправиться в путешествие сказками.Девочки встретятся с Мэри Поппинс, Красной Шапочкой, Машей из «Трех медведей», Русалочкой и другими сказочными персонажами.1. Двери настежь открывай (см. Рис.4)Сказку в гости приглашай!Рисунок 4 Иллюстрация к упражнениюСпокойно открыть рот, подержать его открытым 3-5 секунд, медленно закрыть рот.2. Фея улыбаетсяСказка начинается (см. Рис.5)Рисунок 5 Иллюстрация к упражнениюРастянуть губы в улыбку,показать зубы, челюсти сомкнуты.Артикуляционная гимнастика для мальчиковДля того, чтобы повысить интерес мальчиков к выполнению сложных и рутинных упражнений, превратить ежедневные тренировки в веселую и увлекательную путешествие, мы предлагаем игру с машинкой. Губы в этой игре становятся и гаражом, и мотором.Язычок превращается то в машинку, то в мостик, то в дорогу. В дороге нас ждут и поломка, и починки, встречи с коньком и экскаватором и еще много всего интересного.Гараж дверь открывает! И машина выезжает (см. Рис.6)Рисунок 6 Иллюстрация к упражнениюСпокойно открыть рот, подержать его в таком положении 3-5 секунд,медленно закрыть рот.Улыбается машинка –Помыта у нее спинка! (см. Рис.7)Рисунок 7 Иллюстрация к упражнениюРастянуть губы в улыбку, показать все зубы.Челюсти сомкнуты.Для развития подвижности языка при дизартрии и тяжёлых нарушениях артикуляции рекомендуется использовать следующие приёмы:положить кусочек сахара (леденца) между щекой и зубами — для стимуляции движений языка в сторону;дотронуться до кончика языка холодным металлическим предметом (шпателем) — для сокращения кончика языка;намазать нижнюю губу вареньем или протягивать к губам ребёнка конфету — для выработки движения языка вперёд к губам.Для активизации движений мягкого нёба ребёнка обучают произвольному глотанию, для чего учитель-логопед капает на корень языка капли воды.Артикуляционная гимнастика начинается с пассивной гимнастики (при помощи механического воздействия — под нажимом руки учителя-логопеда, зонда, шпателя), которая постепенно переходит в пассивно-активную, а затем — в активную, выполняемую по инструкции учителя-логопеда, под его счёт.Пассивные упражнения создают условия, способствующие проявлению или улучшению функционирования определённых мышц. Их целью является включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих, или увеличение интенсивности мышц, ранее включённых. Это создаёт условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Пассивные упражнения создают кинестетический образ артикуляционной позиции, нужной для реализации звука, новые схемы движения.Пассивная артикуляционная гимнастика проводится после массажа. Направление, объём и траектория пассивных движений те же, что и активных. Они отличаются от активных движений тем, что время включения и выключения из движения, фиксация не зависят от ребёнка. Он производит артикуляционное движение только при помощи механического воздействия. Пассивные движения осуществляются сериями по 3—5 движений в каждой серии. Примеры упражнений пассивной артикуляционной гимнастики:Пассивная гимнастика языка:выведение языка из ротовой полости вперёд;втягивание языка назад;опускание языка вниз (к нижней губе);поднимание языка вверх (к верхней губе);боковые отведения языка (влево и вправо);придавливание кончика языка ко дну ротовой полости;приподнимание кончика языка к твёрдому нёбу;лёгкие плавные покачивающие движения языка в стороны.Пассивная гимнастика губ:собирание верхней губы (поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, проводят движение к средней линии);собирание нижней губы (тем же приёмом);собирание губ в трубочку («хоботок»), производя движение к средней линии;растягивание губ в «улыбку», фиксируя пальцами в углах рта;поднимание верхней губы;опускание нижней губы;смыкание губ для выработки кинестетического ощущения закрытого рта.создание различных укладов губ, необходимых для произнесения гласных звуков (а, о, у, и, ы, э).Желательно, чтобы пассивная гимнастика сопровождалась зрительным контролем и речевой инструкцией («Твой язык сейчас внизу: посмотри в зеркало, почувствуй это положение»).Для детей с дизартрией в обязательном порядке применялся логопедический массаж. Комплексы массажа (см. Прил.Е.) разрабатывались индивидуально и включали проработку всех мышц и органов артикуляционного аппарата.Для детей с заиканием применялся упрощенный массаж (см. п. 1.3.).Массаж являлся начальным элементов для детей с дизартрией и заиканием. В случае дизартрии в самом начале применялся исключительно массаж, потом к массажу подключилась артикуляционная гимнастика (для начала простая (см. Прил.А)). Следующим шагом стало усложнение артикуляционной гимнастики. Были использованы: комплекс упражнений, вырабатывающий правильныйартикуляционный уклад звуков С-СЬ-3-ЗЬ, комплекс упражнений, вырабатывающий правильныйартикуляционный уклад звуков Ш-Ж-Щ-Ч, комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков К-Г-Х, комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Л-ЛЬ, комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Р-РЬ, комплекс артикуляционной гимнастики для развития подъязычной уздечки согласно методики Е. Н. Краузе[].Артикуляционная гимнастика для заикающихся детей включала два комплекса:Первая часть. 1. Растяните губы в улыбке и задержите их в таком положении на пять секунд. Затем вернитесь в исходную и вытяните губы в трубочку, задержитесь на пять секунд. Это упражнение необходимо проделать 10 раз.2. Теперь необходимо высунуть язык и достать им подбородок, зафиксировать положение на пять секунд. После поднимаете язык кверху, пытаясь достать кончик носа. Также держите язык поднятым 5 секунд. Проделать упражнение 10 раз.3. Слегка покусайте кончик языка секунд десять.4. Проведите кончиком языка по внутренней стороне зубов. Сначала верхние зубы, слева направо, справа налево. Потом но нижним зубам.5. Надуйте щеки и погоняйте воздух с правой щеки в левую и наоборот.6. Пощелкайте языком (как в детстве имитировали цокот копыт), считайте про себя до 20-ти.7. Теперь необходимо водить языком по зубам с внешней стороны, сначала по часовой стрелке 10 раз, затем 10 против часовой.8. Пощелкаем языком снова 10 раз.9. Прочитайте любую скороговорку трижды так быстро и четко как сможете говорить без заикания, при этом не забудьте активировать мимическиемышцы.Несколько скороговорок:1. От топота копыт пыль по полю летит.2. Шла Саша но шоссе и сосала сушку.3. Косарь Касьян косой косит косо. Не скосит косарь Касьян покоса.4. В деле потерпят крах те, кто без цели и вектора стелят куплеты поверх октав.5. Забыл Панкрат Кондратов домкрат,а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждёт на тракте трактор домкрат.Совет по подбору скороговорок:У каждого заикающегося довольно слабо развит речевой аппарат, часть мышц недостаточно активна. С помощью артикуляционной гимнастики необходимо развивать их до нормы. При этом у каждого заикающегося есть свои особые буквы или буквосочетания, которые для него особенно сложны в произношении. Подбирать скороговорки необходимо именно со звуками, которые вызывают наибольшие затруднения, таким образом, вы сможете устранить свой дефект намного качественнее и быстрее.Как произносить скороговорки:Делать глубокий вдох носом, и говорить на выдохе. Один выдох - одна скороговорка. Сказать сначала скороговорку медленно, сосредоточившись на четком произношении звуков. Затем сказать чуть быстрее, уделяя внимание смыслу того, что вы говорите, и если все получилось хорошо, попробуйте сказать еще чуть быстрее.Вторая часть. 1. Растяните губы в улыбке и задержите их в таком положении на пять секунд. Затем вернитесь в исходную и вытяните губы в трубочку, задержитесь на пять секунд. Это упражнение необходимо проделать 15 раз.2. Покусаем губу, сначала верхнюю, потом нижнюю и наоборот.3. Вытяните губы трубочкой, чтобы было видно зубы, зафиксируйте. Вернитесь в исходную и растяните губы в улыбке.4. Надуйте щеки и погоняйте воздух с правой щеки в левую и наоборот.5. Похлопайте губами как рыбка.6. Возьмите в губы карандаш. Нарисуйте воображаемый квадрат, круг и треугольник. Повторите трижды.7. Слегка покусайте кончик языка около десяти секунд.8. Теперь необходимо высунуть язык и достать им подбородок, зафиксировать положение на пять секунд. После поднимаете язык кверху, пытаясь достать кончик носа. Также держите язык поднятым 5 секунд. Проделать упражнение 10 раз.9. Вытяните узкий язык вперед, зафиксируйте. Затем изобразите языком «чашечку», широко открыв рот. Передние и боковые края языкаприподнятые, но зубов не касаются.10.Растяните губы в улыбке. Кончиком языка попеременно касайтесь то одного, то другого уголка губ.11. Широко откройте рот. Водите языком от верхних резцов но небу 10 раз туда и обратно.12.Проведите кончиком языка по внутренней стороне зубов. Сначала верхние зубы, слева направо, справа налево. Потом по нижним зубам.13.Пощелкайте языком (как в детстве имитировали цокот копыт), считайте про себя до 20-ти.14.Теперь необходимо водить языком но зубам с внешней стороны, сначала по часовой стрелке 10 раз, затем 10 против часовой.15.Широко и часто открывая рот и произносите: па-па-па.16. Протяжно на одном выдохе, пока не кончиться воздух, произнесите гласные звуки: аааааааааааааяяяяяяяяяяяяяяоооооооооооооёёёёёёёёёёёёёиииииииииииии.Для заикающихся детей оптимальной будет спокойная обстановка, доброжелательное отношение логопеда, неторопливость и четкость просьб.2.3. Анализ результатов педагогического экспериментаПосле проведения серии заданий артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа нами была проведена повторная диагностика сформированности артикуляционной моторики (см. Табл.3., Прил.К).Рисунок 8 – Сравнительная оценка результатов констатирующего и контрольного этапов исследования, представленных в %Как мы видим, у большинства детей результаты изменились в сторону улучшения (см. Рис.8.). Наибольший прирост показателей был показан у детей с дизартрией, чуть больше – с заиканием. Небольшаядинамика наблюдались у ребенка с ОНР и одного ребенка с заиканием, но, исходя из того, что их результаты и на констатирующем этапе были большими в сравнении с остальными детьми, это тоже можно считать позитивным результатом. Изменение в состоянии артикуляционной моторики не было выявлено у Ангелины И. (ОНР) и Максима Г. (дизартрия).В структуре распределения уровней также наблюдались изменения. Это проявилось в том, что появились промежуточные уровни (выше среднего и ниже среднего). Однако, высокого уровня достигнуто не было. Мы видим, что количество детей на низком уровне сократилось на 50% (см.Рис.9.). Незначительное улучшение показателей артикуляционной моторики, в частности при дизартрии способствовало переходу на уровень «ниже среднего».Рисунок 9 – Изменение структуры распределения по уровням на констатирующем и контрольном этапахВ случае ОНР значительных нарушений в строении артикуляционного аппарата выявлено не было, но проблемы с артикуляцией имелись. Однако выполнение статических и динамических упражнений по вербальным инструкциями учителя-логопеда и по подражанию давало стойкий положительный эффект. Дети с большим энтузиазмом воспринимали интересные картинки, упражнения, чувствовали себя психологически комфортно, стали более коммуникательными, стремящимися к общению. В результате занятий уже к середине курса был введен звук РЬ, вызван звук С, к концу — вызван звук Ш. В конце проводилась автоматизация свистящих и шипящих звуков.У детей с заиканием результат также стал более значительным. Уже после курса логопедического массажа речь стала менее прерывчатой, слоги с гласными артикулировались легко. Психологический комфорт также во многом способствовал нормализации речи. Артикуляционная гимнастика способствовала лучшему ощущению своего артикуляционного аппарата, дети теперь лучше ощущают, как именно получаются звуки и какие из них являются проблемными. Перенапряженность мышц, которая по сути и является первоосновой заикания, значительно сократилась в первую очередь, благодаря массажу. После проведения полного комплекса из артикуляционной гимнастики и массаже был достигнут великолепный результат – частота заикания сократилась в среднем в 4 раза (по оценке педагогов и родителей).Наиболее сложным в плане нормализации артикуляционной моторики оказалось такое нарушение, как дизартрия. В ходе констатирующего этапа исследования нами были выявлены значительные отклонения в артикуляционной моторике. Здесь у детей встречались нарушения в строении челюсти и языка, трудность перехода от одной аркулемы к другой и т.п. Логопедический массаж, выполняемый непосредственно мной, позволил снять чрезмерное напряжение в языке и улучшить его подвижность, значительно укрепились мышцы губ, также мы отметили значительное укрепление язычной мускулатуры, что в целом создавало благоприятную картину для дальнейшего развития артикуляционной моторики у детей с дизартрией.Занятия логопедической гимнастикой улучшили артикуляционную моторику детей – дети привыкали к правильному артикулированию звуков, переход от одного звука к другому стал более плавным, а речь – понятной. Самый главный эффект в том, что дети теперь не боялись произносить трудные звуки, а очень старались сказать правильно, не напрягать излишне речевой аппарат, когда этого не нужно, а привлекать лишь мышцы и др. элементы, которые участвуют в артикуляции. В целом, результат удовлетворительный, но мы считаем, что можно достичь гораздо большего при увеличении времени работы над артикуляцией с детьми с дизартрией.Выводы по Главе 2Нами была проведена диагностика ряда показателей артикуляционной моторики детей с тяжелыми нарушениями речи и было выявлено, что большинство детей имеют низкий уровень развития артикуляционной моторики. Этот уровень в основном был представлен детьми с дизартрией и заиканием. На втором этапе был организован и проведен педагогический эксперимент по развитию артикуляционной моторики, включавший артикуляционную гимнастику и артикуляционный массаж. Эти средства были реализованы на индивидуальных занятиях непосредственно мной.Для оценки эффективности разработанной серии заданий мы повторно провели диагностику состояния артикуляционной моторики. Как мы выяснили, положительная динамика наметилась во всех трех категориях детей с тяжелыми нарушениями речи, причем наиболее явные результаты проявились в случае типично артикуляционно дефектного нарушения – дизартрии. Итак, разработанные индивидуальные комплексы по развитию артикуляционной моторикимы считаем результативными в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроизношение звуков речи - это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая массу разнообразных артикуляционных и мимических движений языком, губами, нижней челюстью, сопровождаемых диффузными звуками (гулением, лепетом). Они являются первым этапом в речевом развитии ребенка. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у малыша постепенно. Одним из условий для правильного формирования звукопроизношения является достаточное развитие речевой моторики. Чтобы правильно произносить звуки речи, ребенок должен уметь воспроизводить необходимые артикуляторные уклады, включающие сложный комплекс движений.Таким образом, при произнесении различных звуков подвижные речевые органы (язык, губы, нижняя челюсть) занимают строго определенное положение, т.е. формируется артикуляционная моторика.Как было выяснено, многие ведущие специалисты в области логопедии отмечают, что именно артикуляционная гимнастика способствует совершенствованию движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и подготовке речевого аппарата к речевой нагрузке. Под артикуляционной гимнастикой понимают систему упражнений для развития речевых органов. Целью ее является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.Неоспоримые преимущества артикуляционной гимнастики мы решили использовать в качестве средства для формирования и развития артикуляции у детей с тяжелыми нарушениями речи. Нами была сформирована и обследована группа детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, заикание, дизартрия) и было выявлено, что при комбинированном использовании арктикуляционного массажа и гимнастики можно добиться значительных улучшенийартикуляционной моторики детей с ТНР(во всех трех типах дефектов), причем наибольший прогресс был отмечен у детей с дизартрией. Непосредственный практический вносок в практическое выполнение работы (работа с детьми) состоит в проведении логопедического массажа под чутким руководством квалифицированного логопеда и осуществление 5 из 8 комплексов артикуляционной гимнастики, таким образом приобретая не только обширную теоретическую базу по рассматриваемой тематике, но и существенный практический опыт и навыки взаимодействия с детьми и коллегами. Таким образом, задачи решены, а цель достигнута, гипотеза подтверждена.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАктуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: исследования и практика: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов (с международным участием) Казань, 23 апреля 2013г[Текст]/ под общ.ред. А.И. Ахметзяновой. - Казань, 2013.- с. 84Алмазова А.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей [Текст] / А.С. Алмазова. - М.: Просвещение, 1973. - 150 с.Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми со стертой формойдизартрии [Текст] / Е.Ф. Архипова. - М, 1989. - 144 с.Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертойдизартии у детей [Текст]/ О.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 254 с.Архипова Е.Ф. Стертая форма дизартрии у детей: учеб. Пособие для студентов вузов [Текст]/ Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 319 с.Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральными параличами: доречевой период[Текст] / Е.Ф. Архипова. - М .: Просвещение, 1989. - 79 с.Бадалян Л.О. Детская неврология [Текст] / Л.О. Бадалян. - М .: ООО «МЕДпресс», 1998.-576 с.Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия[Текст] / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.Белякова Л.И. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» [Текст] / Л.И. Белякова, Е А Дьякова. - М.: В. Секачев, 1998.—304 с: ил.Блонский П.П. Психология младшего школьника: Избранные труды.[Текст] / П.П. Блонский. - СПб.: Питер, 2001.-341 с.Винарская Е.Н. Дизартрия [Текст]/ Е.Н. Винарская. – М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. – 141 с.Волкова Г. А. Заикание и дизонтогенез //Методы изучения и преодоления речевых расстройств: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. Г. А. Волковой. - СПБ., 1994. - С. 7-12.Волкова Л.С. Логопедия [Текст] / Л.С. Волкова. - М.: ВЛАДОС,1999. – 680 с.Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II[Текст]/ Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 656 с: ил.Гвоздев A.M. Вопросы изучения детской речи[Текст] / А.М. Гвоздев. - М., 1961.- 472 с.Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков[Текст] / И.И. Ермакова– М.:Просвещение, 1996. – 143 с.Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова/ Н. И. Жинкин. - М., 1966.Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте[Текст] /Под ред. и с перед. В. К. Трутнева и С. С. Ляпидевского, пер. с чешск. Е. О. Соколовой;- М.: Медгиз, 1962. - 300 с.Кисельников А.А. Психофизиологические и нейропсихологические механизмы заикания. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук.[Текст]/ А.А. Кисельников. - М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2006. – 29 стр. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие [Текст]/ Е.Н.Краузе. - СПб.: КОРОНА принт, 2004.— 80 с, ил.Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников[Текст]/ Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160с.Левина Р. Е. Пути изучения и преодоления заикания у детей/ Р. Е. Левина // Специальная школа (школы для глухих и слепых детей, вспомогательные школы и логопедические учреждения) / под ред. А. И. Дьячкова. - 1966. - Вып. 4 (120). -С. 118-124.Левина Р.Е. Характеристика общего недоразвития речи[Текст]/ Р.Е. Левина //Основы теории и практики логопедии. - М.: Просвещение, 1968. - С. 67 - 85.Лобанова Н. Н. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей [Текст] / Н.Н. Лобанова // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 595-596.Логопедия [Текст]/ Под ред. Л. Волковой. - М .: Просвещение, 1989. - 528 с.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. Вузов[Текст]/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 680 с. Логопсихология: учебно-методическое пособие[Текст]/ С.В.Лауткина. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М.Машерова», 2007. – 173с.Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников[Текст]/ Л.В.Лопатина, Н.В. Серебрякова. - С.-Пб.: СОЮЗ, 2001.Лурия А.Р. Мозг и психологические процессы[Текст]/ А.Р.Лурия. М., 1963Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией.- Хрестоматия по логопедии. Раздел 3 - Дизартрии[Текст]/ Р.И. Мартынова. - М.: ВЛАДОС,1997.Морозова Н.Ю. Как преодолеть заикание. — М.: Просвещение, 2002.Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи.-М .: Просвещение, 1965, - 183 с.Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.-448 с.Психология детей с нарушениями речи (логопсихология) // Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. М., 2002.Савченко М.А. Методика исправления недостатков произношения фонем у детей. -2 -ге Изд., Доп. - K .: Просвещение, 1992. - 176 с.Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционньїе и дидактические основьі логопедического воздействия: / В.И. Селеверстов. - учеб.пособ. - [4-е изд., доп.]. - М.: Владос, 2001. - 208 с.Сикорский И. А. Библиотека логопеда. Заикание / И. А. Сикорский — М: Астрель, 2005. - 192 с.Скобликова С.Б. Заикание: лицом к лицу.ООО «РусНеруд», 2010. – 212 с.Смирнова Л. Н. Логопедия при заикании. Занятия с детьми 5—7 лет в детском саду: пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Л. Н. Смирнова — М.: Мозаика — Синтез, 2006. — 64 с.Соловьева Е.Н. Путь к преодолению заикания. — СПб.: Детство-Пресс, 2002.Филичева Т.Б., Чевелёва HA, Чиркина Г.В. Основы логопедии.- М .: Просвещение, 1989.-222 с.Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. — М., 2003.Чевелева НА Исправление заикания у школьников в процессе обучения / НА Чевелева. - М., 1978. -122 с. ил.Шостак Б. И. Особенности состояния моторики у детей, страдающих заиканием: дисс канд. пед. наук. / Б. И. Шостак — М., 1965. — 173 с.Ястребова А. В. Коррекция заикания у учащихся начальних классов общеобразовательных учреждений / А. В. Ястребова. - М.: Аркти, 1999. - 96 с. - (Б-ка практикующего логопеда).Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984.
2. Алмазова А.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей [Текст] / А.С. Алмазова. - М.: Просвещение, 1973. - 150 с.
3. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми со стертой формой
дизартрии [Текст] / Е.Ф. Архипова. - М, 1989. - 144 с.
4. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертойдизартии у детей [Текст]/ О.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 254 с.
5. Архипова Е.Ф. Стертая форма дизартрии у детей: учеб. Пособие для студентов вузов [Текст]/ Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 319 с.
6. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральными параличами: доречевой период[Текст] / Е.Ф. Архипова. - М .: Просвещение, 1989. - 79 с.
7. Бадалян Л.О. Детская неврология [Текст] / Л.О. Бадалян. - М .: ООО «МЕДпресс», 1998.-576 с.
8. Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия[Текст] / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.
9. Белякова Л.И. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» [Текст] / Л.И. Белякова, Е А Дьякова. - М.: В. Секачев, 1998.—304 с: ил.
10. Блонский П.П. Психология младшего школьника: Избранные труды.[Текст] / П.П. Блонский. - СПб.: Питер, 2001.-341 с.
11. Винарская Е.Н. Дизартрия [Текст]/ Е.Н. Винарская. – М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. – 141 с.
12. Волкова Г. А. Заикание и дизонтогенез //Методы изучения и преодоления речевых расстройств: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. Г. А. Волковой. - СПБ., 1994. - С. 7-12.
13. Волкова Л.С. Логопедия [Текст] / Л.С. Волкова. - М.: ВЛАДОС,1999. – 680 с.
14. Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II[Текст]/ Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 656 с: ил.
15. Гвоздев A.M. Вопросы изучения детской речи[Текст] / А.М. Гвоздев. - М., 1961.- 472 с.
16. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков[Текст] / И.И. Ермакова– М.:Просвещение, 1996. – 143 с.
17. Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова/ Н. И. Жинкин. - М., 1966.
18. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте[Текст] /Под ред. и с перед. В. К. Трутнева и С. С. Ляпидевского, пер. с чешск. Е. О. Соколовой;- М.: Медгиз, 1962. - 300 с.
19. Кисельников А.А. Психофизиологические и нейропсихологические механизмы заикания. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук.[Текст]/ А.А. Кисельников. - М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2006. – 29 стр.
20. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие [Текст]/ Е.Н.Краузе. - СПб.: КОРОНА принт, 2004.— 80 с, ил.
21. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников[Текст]/ Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160с.
22. Левина Р. Е. Пути изучения и преодоления заикания у детей/ Р. Е. Левина // Специальная школа (школы для глухих и слепых детей, вспомогательные школы и логопедические учреждения) / под ред. А. И. Дьячкова. - 1966. - Вып. 4 (120). -С. 118-124.
23. Левина Р.Е. Характеристика общего недоразвития речи[Текст]/ Р.Е. Левина //Основы теории и практики логопедии. - М.: Просвещение, 1968. - С. 67 - 85.
24. Лобанова Н. Н. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей [Текст] / Н.Н. Лобанова // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 595-596.
25. Логопедия [Текст]/ Под ред. Л. Волковой. - М .: Просвещение, 1989. - 528 с.
26. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. Вузов[Текст]/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 680 с.
27. Логопсихология: учебно-методическое пособие[Текст]/ С.В.Лауткина. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М.Машерова», 2007. – 173с.
28. Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников[Текст]/ Л.В.Лопатина, Н.В. Серебрякова. - С.-Пб.: СОЮЗ, 2001.
29. Лурия А.Р. Мозг и психологические процессы[Текст]/ А.Р.Лурия. ¬ М., 1963
30. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией.- Хрестоматия по логопедии. Раздел 3 - Дизартрии[Текст]/ Р.И. Мартынова. - М.: ВЛАДОС,1997.
31. Морозова Н.Ю. Как преодолеть заикание. — М.: Просвещение, 2002.
32. Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи.-М .: Просвещение, 1965, - 183 с.
33. Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.-448 с.
34. Психология детей с нарушениями речи (логопсихология) // Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. М., 2002.
35. Савченко М.А. Методика исправления недостатков произношения фонем у детей. -2 -ге Изд., Доп. - K .: Просвещение, 1992. - 176 с.
36. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционньїе и дидактические основьі логопедического воздействия: / В.И. Селеверстов. - учеб.пособ. - [4-е изд., доп.]. - М.: Владос, 2001. - 208 с.
37. Сикорский И. А. Библиотека логопеда. Заикание / И. А. Сикорский — М: Астрель, 2005. - 192 с.
38. Скобликова С.Б. Заикание: лицом к лицу.ООО «РусНеруд», 2010. – 212 с.
39. Смирнова Л. Н. Логопедия при заикании. Занятия с детьми 5—7 лет в детском саду: пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Л. Н. Смирнова — М.: Мозаика — Синтез, 2006. — 64 с.
40. Соловьева Е.Н. Путь к преодолению заикания. — СПб.: Детство-Пресс, 2002.
41. Филичева Т.Б., Чевелёва HA, Чиркина Г.В. Основы логопедии.- М .: Просвещение, 1989.-222 с.
42. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. — М., 2003.
43. Чевелева НА Исправление заикания у школьников в процессе обучения / НА Чевелева. - М., 1978. -122 с. ил.
44. Шостак Б. И. Особенности состояния моторики у детей, страдающих заиканием: дисс канд. пед. наук. / Б. И. Шостак — М., 1965. — 173 с.
45. Ястребова А. В. Коррекция заикания у учащихся начальних классов общеобразовательных учреждений / А. В. Ястребова. - М.: Аркти, 1999. - 96 с. - (Б-ка практикующего логопеда).
46. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984.
Вопрос-ответ:
Какие особенности развития артикуляционной моторики у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи?
У младших школьников с тяжелыми нарушениями речи особенности развития артикуляционной моторики проявляются в ограниченных движениях артикуляционного аппарата, слабой координации мускулатуры, затрудненном формировании и контроле звуков. Также у них наблюдаются проблемы с правильным образованием звуковых комбинаций и сложных звуков.
Какие направления и содержание работы по развитию артикуляционной моторики проводятся у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи?
В работе по развитию артикуляционной моторики у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи используются различные методики и упражнения. Направления работы могут быть направлены на формирование правильного положения артикуляционных органов, тренировку мышц, развитие координации движений и улучшение звукопроизношения. Содержание работы включает в себя упражнения на растяжение и расслабление мышц, упражнения на контроль дыхания, тренировку движений артикуляционных органов и упражнения на правильное произношение звуков.
Что такое артикуляционная моторика согласно научно-методической литературе?
В научно-методической литературе артикуляционная моторика определяется как комплексный процесс формирования и контроля движений артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков и звукосочетаний. Артикуляционная моторика включает в себя согласованную работу губ, языка, нёба, голосовых связок и других органов речи.
Какие особенности развития артикуляционной моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи в младшем школьном возрасте?
У детей с тяжелыми нарушениями речи в младшем школьном возрасте наблюдаются особенности в развитии артикуляционной моторики. Они характеризуются ограниченными движениями артикуляционного аппарата, слабой мускулатурой, затрудненным образованием и контролем звуков. Дети испытывают трудности с правильным произношением звуковых комбинаций и сложных звуков.
Что такое артикуляционная моторика?
Артикуляционная моторика - это способность контролировать движения артикуляционных органов (губы, язык, гортань и т.д.) для формирования звуков речи.
Какие особенности развития артикуляционной моторики у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи?
Младшие школьники с тяжелыми нарушениями речи могут испытывать сложности с координацией движений артикуляционных органов, плохо контролируют силу и точность движений, а также испытывают затруднения в формировании конкретных звуков.
Какая работа проводится по развитию артикуляционной моторики у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи?
Индивидуальные занятия проводятся для развития артикуляционной моторики у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. На занятиях проводятся упражнения для координации движений артикуляционных органов, тренировка силы и точности движений, а также формирование конкретных звуков.
Почему развитие артикуляционной моторики важно для младших школьников с тяжелыми нарушениями речи?
Развитие артикуляционной моторики важно для младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, так как оно помогает им улучшить контроль над движениями артикуляционных органов, улучшить артикуляцию звуков и, в конечном итоге, улучшить понимание речи и самостоятельную коммуникацию.
Какие направления работы по развитию артикуляционной моторики у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи существуют?
Существуют различные направления работы по развитию артикуляционной моторики у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, включая координацию движений, тренировку силы и точности движений, формирование конкретных звуков и развитие общей моторики через упражнения и игры.