исследование нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 55 55 страниц
  • 57 + 57 источников
  • Добавлена 30.11.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования нарушения звукопроизношения при стертой дизартрии 6
1.1. Развитие звукопроизношения у детей в онтогенезе 6
Гласные звуки классифицируются по следующим основным артикуляционным признакам: 9
Артикуляционная классификация согласных 9
1.2 Изучение звукопроизношения при стёртой дизартрии 13
Глава 2. Теоретические основы исследования нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией 21
2.1 Педагогическая характеристика дошкольного возраста 21
2.2 Особенности стёртой дизартрии у детей дошкольного возраста 26
Глава 3. Эмпирические основы исследования нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией 32
3.1. Задачи и содержание обследования 32
3.2 Результаты исследования 42
3.3 Анализ и интерпретация исследования 44
Заключение 52
Список литературы 55

Фрагмент для ознакомления

1.Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб.пособие для студентов вузов. - М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.
2.Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - М.: Астрель, 2008.
3.Бадалян Л. О. Невропатология: Учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб.заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
4. Баскакова И.Л., Глухов В.П. Практикум по психолингвистике. – М.: АСТ: Астрель, 2008.Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф.Седова. – М., 2004.
5. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. - М., 1981.
6.Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009.
7. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М., 1977
8.Вайнштейн, А.М. Принципы и методика лингвистического описания детской речи // Детская речь и пути ее совершенствования. - Свердловск: СПИ, 1989. С. 42..
9.Бутон, Ш. Развитие речи // Психолингвистика. - М.: Прогресс, 1984. С. 307..
10.Винарская Е. Н. Дизартрия. - М.: АСТ: Астрель, 2009.
11.Винарская Е. Н., Пулатов А. М. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга.—2-е изд., доп. и перераб.—Т.: Медицина, 1989 —168 с.
12.Воробьева В.К. Методика развития связной монологической речи детей с системными нарушениями речи. – М.: АРКТИ, 2006.
13.Выготский, Л.С. Структура и динамика возраста // Вопросы детской психологии. - СПб., 1999. С. 25..
14.Выготский, Л.С. Раннее детство // Вопросы детской психологии. - СПб., 1999. С. 167-168..
15.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи.- изд. Детство – Пресс, 2007.
16.Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. - М. , 1984 г.
17.Гуровец Г. В., Маевская С. И. К вопросу диагностики стертых форм дизартрии // Вопросы логопедии. - М., 1979.
18.Глухов В.П. Основы психолингвистики: учебное пособие для студентов педвузов. – М.:АСТ: Астрель, 2005.
19.Горелов И.Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе. — Челябинск, 1974.
20.Давыдова М.П. Коррекция речи у детей с дизартрией. – Kyрск: Курский областной институт усовершенствования учителей
21.Ерофеева, Т.И., Семенченко Н.Ю. Экспрессия в детской речи // Детская речь и пути ее совершенствования. - Свердловск, 1989. С. 4..
22.Киселева В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов. - М.: Школьная пресса, 2007.
23. Карелина И. Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии // Дефектология. - 1996. - № 5. - С. 10-14.
24. Карелина И. Б. Новые направления в коррекции минимальных дизарт-рических расстройств // Дефектология. - 2000. - № 1. - С.24-27.
25.Ковшиков В.А., Глухов В.П.. Психолингвистика. Основы теории речевой деятельности/ Учебник для пед. и гуманит. вузов. ‒ М.: ACT: Астрель, 2007.
26. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1979.
27.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность.-М.: Просвещение, 1969.
28.Леонтьев, А.А Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. - М., 1974. С. 314..25
29.Лопатина Л.В. Некоторые особенности восприятия устной речи у дошкольников со стёртой формой дизартрии/ Л.В.Лопатина// Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. – СПб.,1992.
30.Лопатина Л.В.К вопросу о стёртых формах дизартрии /Л.В.Лопатина//Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи. – Л.,1989.
31.Лопатина Л. В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами // Дефектология. – 2003. - № 5. – С..
32.Лопатина Л. В. Приёмы обследования дошкольников со стертой фор-мой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. - 1986. - № 2. - с.64-68.
33. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - СПб., 2001. – 191
34. ЛЭС – Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. Акустика. С. 23–24. Артикуляция. С. 46. Звуки речи. С. 165. Органы речи. С. 349–350. Фонетика. С. 554–555.
35. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. Учебник для филологических специальностей вузов. - М.: Высш. шк., 1987. – 272 с.
36.Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. - М., 1977.
37.Нейман Л. В., Богомильский М. Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
38. Основы логопатологии детского возраста /Под ред. Корнева А.Н.– С.- Пб., 2006.
39.Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. СПб.: Питер, 2004.
40.Поваляева М. А. Справочник логопеда. - Ростов н/Д : Феникс, 2007.
41.Правдина О. В. Логопедия. - М.: Просвещение, 1973.
42. Селютина И.Я. Введение в общую фонетику. Новосибирск: НГУ, 2008.
43.Смирнова Л. Н. Развитие речи у детей 2—3 лет. Пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
44.Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и пути их преодоления/Е.Ф Соботович// Педагогические пути преодоления речевых нарушений . – Л.,1976
45.Соботович Е.Ф. Проявление стёртых дизартрий и методы их диагностики/Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская // Дефектология. -1974.
46. Токарева О.А. Дизартрии. - В кн.: Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. - М., 1969.
47.Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 1968.
48. ООФ – Бондарко Л. В., Вербицкая Л. А., Гордина М. В.Основы общей фонетики. СПб.: Изд-во СПб ГУ, 2000. С. 3–100.
49.Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М., 1989.
50.Флерова Ж. М. Логопедия. - Изд. 4-е. Ростов н/Д : Феникс, 2008.
51.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». –– М.: Просвещение, 1989, - 239 с.: ил
52.Хватцев М. Е. Логопедия. - М., 1969.
53.Цейтлин, С.Н. Причины речевых ошибок учащихся // Речевые ошибки и их предупреждение. - М., 1982. С. 6..
54.Цейтлин, С.Н. Детские речевые инновации: опыт анализа. - СПб., 2001г.
55.Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. — М., 2000.
56.Чуковский, К.И. От двух до пяти. - М., 1960. С. 78 - 79..
57.Шаховская С. Н., Волосовец Т. В., Парамонова Л. Г. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов/Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. - Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия.


Оценка уровня сформированности функций словоизменения и словообразования у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией

Содержание

Введение.

Глава 1. К проблеме изучения формирования грамматического строя речи у дошкольников со стертой дизартрией.

1.1 Определение, симптоматика стертой дизартрии.

1.2 Особенности грамматического строя речи у детей со стертой дизартрией.

1.3 Общие и специфические аграмматизмы у детей со стертой дизартрией.

Выводы по главе 1.

Глава 2. Содержание и организация исследования.

2.1 Цель и задачи исследования.

2.2 Методология исследования.

Глава 3.Особенности грамматического строя речи (функции словоизменения и словообразования) у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией

3.1 Состояние функции словоизменения.

3.2 Состояние функции словообразования.

Выводы по главе 3.

Глава 4. Методические рекомендации по формированию грамматического строя речи (функций словообразования и словоизменения) у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.

4.1, Игры и упражнения для совершенствования функции словоизменения.

4.2, Игры и упражнения для совершенствования функции словообразования.

Вывод.

Список литературы.

Введение

Грамматика играет важную роль в развитии речи и мышления ребенка, в формировании личности дошкольника. Своевременное формирование грамматической стороны речи является важным условием его полноценного речевого и общего психического развития. По мнению Л. с. Выготского (5), в зависимости от речи быть не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом. Установлено (А. Н. Гвоздев (6); А., Арушанова (1), A. M. Шахнарович (19), что ребенок к началу школьного обучения владеет почти все формы, которые существуют в языке, хотя это "владение" и находится на уровне неосознанного. Ребенок понимает грамматических значений отдельных морфем, слов, работать с ними и использовать при создании новых слов в период словотворчества, опираясь на чувство языка. Однако, как отмечают исследователи (Н. С.Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева (7), Р. И. Лалаева, Н. В.Серебрякова (10), P. E. Левина (12), у детей с нарушениями речевого развития в той или степени не сформирована система общения, сломал оперирование элементами речи на практическом уровне. Это ограничивает возможности перехода к более высокому, теоретическому уровню овладения речью, когда ребенок осознает элементы структуры слов, примеров, моделей, их сочетания и их эксплуатации. В результате возникает значительное недоразвитие лексической и грамматической сторон языка, а именно функций словоизменения и словообразования.. Учитывая большую степень распространенности такого нарушения, как стертая форма дизартрии (Е. Ф. Архипова, 3) и тот факт, что впоследствии перед детьми встает задача изучения языка как учебного предмета, весьма актуальным является выявление уровня сформированности операций словоизменения и словообразования у данной категории дошкольников, с целью разработки теоретических обоснований для включения в логопедическую работу новых приемов, направленных на формирование осознанных навыков и умений производства новых слов. В исследованиях ряда авторов (Л. В. Лопатиной (14, 16), Р. И. Мартыновой (17), Н. В.Серебряковой (10), рассматриваются вопросы диагностики и коррекции стертой дизартрии. Ведущими в структуре дефекта речи являются стойкие нарушения звукопроизношения и вторичными - отклонения в развитии фонематической, лексической и грамматической сторон речи. Состояние лексико-грамматического строя речи у детей со стертой формой дизартрии колеблется от нормы до выраженного отставания (Л. В. Лопатина (13), Соботович (24). В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей дошкольного возраста. Своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск дезадаптации в новых социальных условиях.