Характеристики сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 16.11.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Характеристики сюжетно-ролевой игры, как ведущей деятельности в дошкольном возрасте 4
Заключение 17
Список источников и литературы 18
В этом возрасте дети щепетильно относятся к исполнителям ролей, придирчивы к своим партнерам.Таким образом, схема сюжетно-ролевой игры выглядит следующим образом:Схема 1. Сюжетно-ролевая играТак, сюжетно-ролевая игра влияет на психическое развитие ребенка по четырем направлениям:- развивается мотивационно-потребностная сфера;- преодолевается познавательный «эгоцентризм» (нежелание индивида рассматривать иную точку зрения);- развиваются умственные способности;- развиваются произвольные действия.Мотивационно-потребностное развитие осуществляется за счет эмоционально-действенного ориентирования ребенка в реальной жизни.По мнению психологов детская игра – это попытка ребенка создать свой собственный мир, который отличается от взрослого мира и полностью устраивает ребенка. По мнению Ж. Пиаже, ребенок убегая от взрослой реальности «живет» в выдуманном мире. Ребенок пытается убежать от влияния и давления взрослых, как бы от враждебной силы. Вытесняя и подавляя детский мир, взрослые неосознанно толкают ребенка к сопротивлению – уходу в мир игры.С другой стороны игра должна способствовать постепенному «вхождению» в мир взрослых, а не уход из него.По мнению Д.Б. Эльконина сюжетно-ролевая игра помогает скреплять связь ребенка с обществом. Участвуя в игре, ребенок выражает стремление к участию в жизни взрослых, копированию их поступков, что не может быть реализовано в данный период ввиду сложности использования орудий труда, недоступности многих предметов для ребенка. Исследования Эльконина доказали, что в обществе, где дети рано принимают участие в трудовой деятельности взрослых, отсутствует необходимость использования ролевой игры. Стремление ребенка к самостоятельности удовлетворяется незамедлительно, ведь начиная с 3-4 лет ребенок, используя настоящие взрослые орудия труда, принимает участие во взрослой жизни.Таким образом Д.Б. Эльконин пришел к выводу, что«...ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она, следовательно, социальна по своему происхождению и своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-то внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными условиями жизни ребенка в обществе....».А.В. Запорожец считал, что игра – это единственная наглядно-действенная форма, доступная для усвоения ребенком. Играя, ребенок моделирует действительность, с использованием предметов-заменителей.В игре проявляется общий закон психического развития – неизвестное ребенку должность представлено в виде материального предмета и обыгранное в знакомой ситуации, известными действиями.А. В. Запорожец подчеркивал, что дошкольник не способен изобрести игру, она задается ему взрослым, который учит ребенка играть, передает ему свои знания и умения. Усваивая правила игры, и предметные манипуляции построенные на ее правилах, ребенок обобщает свои знания и учится переносить их в другие ситуации.Так, модель предметно-развивающей среды выглядит следующим образом (схема 2):Схема 2. Модель предметно-развивающей средыТак же важная роль в игре принадлежит речи: используя диалог, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками – партнерами по игре, а затем управлять собственным поведением. Так, ребенок получает первый опыт самостоятельного регулирования своего поведения. Мотивом данной саморегуляции является желание общения со сверстниками в игре и необходимость слаженных действий, а средством для этого выступает речь.Таким образом, используя в игре предметы символы у ребенка возникает план действий. Это проявляется в игре, когда он использует палочки вместо ложек. Так, ребенок понимает, что нет необходимости использовать настоящие предметы в игре, а воспринимает общий замысел игры и ее правила. Так, его поведение становится не импульсивным, а сознательным, регулируемым, а умственное развитие личности формируется в зависимости от сложности поведения ребенка в игре.ЗаключениеВ заключение можно сказать, что в дошкольном возрасте у ребенка складываются собственное восприятие мира. Память, воображение, мышление, последовательность действий расширяются благодаря познавательной деятельности ребенка. Ведущей деятельностью дошкольника является сюжетно-ролевая игра, которая рассматривается как специфический способ освоения социальной действительности и связи ребенка с обществом.Ролевая игра носит социальный характер - как по своему происхождению, так и по содержанию. Основа игры - роль, реализуемая в игровых действиях. Сюжет и содержание игры имеют различный смысл, их следует различать. Сюжет - это действительность, воссоздаваемая в ролевой игре. Содержанием игры является воспроизведение ребенкомтого, что он выделил для себяв деятельности взрослых. Содержание ролевой игры меняется с возрастом детей. Для младших дошкольников основным содержанием игры являются предметные действия людей, в среднем дошкольном возрасте на первый план выступают отношения между людьми, в старшем - выполнение правил, регулирующих поведение и отношения людей. Помимо сюжетно-ролевой, среди игр дошкольников выделяются ролевая, режиссерская, игра-драматизация, игра с правилом, дидактическая игра. В дошкольном возрасте появляются продуктивные формы деятельности — рисование, лепка, аппликация и конструирование. В дошкольном возрасте возникают элементы учебной деятельности. Но основным и ведущим видом деятельности в этот период является сюжетно-ролевая игра.Список источников и литературы1.Смирнова Е.О. Детская психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» /Е.О. Смирнова. М.: ВЛАДОС. 2006. – 366 с. 2. Эльконин Д.Б. Психология игры М. 1977. Электронный ресурс http://nkozlov.ru/library/psychology/d4444/#.V_4RxeCLSUk3. Запорожец А.В. Развитие общения у дошкольников. М.: Педагогика. 1974. Электронный ресурс http://www.voppsy.ru/issues/1995/955/955087.htm4. Семенова Т. А. Анализ педагогической ценности игрушек современных детей // Молодой ученый. 2016. №7.6.5. Арановская-Дубовис, Заика Е.В. Идеи А.В. Запорожца о развитии личности дошкольника// Вопросы психологии. 15.03.1995.6. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. М. 1986. Электронный ресурс http://www.voppsy.ru/issues/1995/955/955087.htm
1.Смирнова Е.О. Детская психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» /Е.О. Смирнова. М.: ВЛАДОС. 2006. – 366 с.
2. Эльконин Д.Б. Психология игры М. 1977. Электронный ресурс http://nkozlov.ru/library/psychology/d4444/#.V_4RxeCLSUk
3. Запорожец А.В. Развитие общения у дошкольников. М.: Педагогика. 1974. Электронный ресурс http://www.voppsy.ru/issues/1995/955/955087.htm
4. Семенова Т. А. Анализ педагогической ценности игрушек современных детей // Молодой ученый. 2016. №7.6.
5. Арановская-Дубовис, Заика Е.В. Идеи А.В. Запорожца о развитии личности дошкольника// Вопросы психологии. 15.03.1995.
6. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. М. 1986. Электронный ресурс http://www.voppsy.ru/issues/1995/955/955087.htm
Вопрос-ответ:
Какие характеристики имеет сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте?
Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте характеризуется множеством особенностей. Дети в этом возрасте начинают активно включаться в игру, выстраивая сюжет, выполняя роли и взаимодействуя с окружающими. Они также становятся более самостоятельными в принятии решений и могут проявлять креативность и фантазию.
Какие роли выполняют дети в сюжетно-ролевой игре в дошкольном возрасте?
В сюжетно-ролевой игре в дошкольном возрасте дети могут выполнять различные роли, например, роли взрослых (мамы, папы, учителя), роли животных (котенка, собачки), роли сказочных героев (принцессы, рыцари), или роли из реальной жизни (медсестры, пожарные).
Как сюжетно-ролевая игра влияет на психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте?
Сюжетно-ролевая игра влияет на психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте по четырем направлениям. Во-первых, она способствует развитию фантазии и творческого мышления. Во-вторых, она помогает развивать эмоциональную сферу ребенка, учиться понимать и выражать свои эмоции. В-третьих, она развивает коммуникативные навыки и умение взаимодействовать с другими людьми. И, наконец, она способствует формированию ролевой и социальной идентичности ребенка.
В чем особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте?
Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Дети в этом возрасте могут быть очень привередливыми к исполнителям ролей и к своим партнерам. Они стремятся к реалистичности и точности в игре, и могут быть критичными к неправильному выполнению роли. Также, дети могут иметь предпочтения к определенным ролям и предлагать свои идеи для игры.
Зачем детям нужна сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте?
Сюжетно-ролевая игра играет важную роль в развитии детей в дошкольном возрасте. Она помогает им развивать воображение, креативное мышление, социальные навыки и эмоциональную интеллектуальность. В ходе игры дети могут взаимодействовать, создавать истории, конструировать свою реальность и учиться взаимодействовать с другими людьми.
Какие характеристики сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте?
Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте имеет несколько характеристик. Она основана на создании имитации действительности, позволяет детям исполнять определенные роли и взаимодействовать друг с другом. Также эта игра предлагает детям свободу выбора и творчества, позволяет им использовать воображение и смысловое мышление.
Какие схемы сюжетно-ролевой игры могут быть в дошкольном возрасте?
Схема сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте может иметь различные вариации. Некоторые из них включают игры с семейной тематикой, такие как "мама и папа", "магазин" или "школа". Другие схемы могут включать игры с тематикой профессий, такие как "доктор" или "пожарный". Все эти схемы способствуют развитию воображения, креативного мышления и социальных навыков у детей.
Как сюжетно-ролевая игра влияет на психическое развитие ребенка?
Сюжетно-ролевая игра влияет на психическое развитие ребенка по нескольким направлениям. Во-первых, она развивает социальные навыки, такие как взаимодействие с другими, сотрудничество и эмпатия. Во-вторых, она способствует развитию воображения, творческого мышления и умения конструировать свою реальность. В-третьих, сюжетно-ролевая игра позволяет ребенку развить эмоциональную интеллектуальность и способность управлять своими эмоциями.
Зачем в дошкольном возрасте проводить сюжетно-ролевые игры?
Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в дошкольном возрасте, так как они способствуют развитию ребенка в различных аспектах. Во-первых, такие игры развивают фантазию и творческое мышление, позволяют ребенку выразить свои мысли и чувства через ролевые ситуации. Во-вторых, сюжетно-ролевые игры помогают развить коммуникативные навыки, так как в них дети выступают в роли различных персонажей и взаимодействуют друг с другом. Кроме того, такие игры способствуют развитию социальных навыков, таких как самостоятельность, умение работать в коллективе и уважительное отношение к мнению партнеров игры. Наконец, сюжетно-ролевые игры помогают развить эмоциональную сферу ребенка, так как он может проживать разные эмоции во время игры.
Какие основные характеристики имеет сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте?
Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Во-первых, она основана на непосредственном участии ребенка и его активной роли в создании игрового сюжета. Во-вторых, в таких играх присутствует элемент вымысла и фантазии, так как дети играют роли различных персонажей или представляют себя в различных ситуациях. В-третьих, сюжетно-ролевая игра характеризуется сотрудничеством и взаимодействием детей с помощью слов и жестов. Отличительной чертой таких игр является их образовательная направленность, так как в них происходит активное усвоение знаний и опыта ребенком.