Иследование наглядного и иллюстрационного материала на уроках культурологического цикла

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 27 27 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 16.11.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы проблемы исследования иллюстрационного и наглядного материала на уроках культурологического цикла
1.1. Характеристика уроков культурологического цикла…………..6
1.2. Психологические особенности восприятия наглядного и иллюстрационного материала……………………………………...9
1.3. Метод наглядности и его использование в обучении…………...12

Глава 2. Исследование иллюстрационного и наглядного материала на уроках культурологического цикла
2.1. Виды иллюстрационного и наглядного материала………………..21
2.2. Критерии эффективности использования иллюстрационного и наглядного материала на уроках культурологического цикла……………...24
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………27
Приложение………………………………………………………………………29

Фрагмент для ознакомления

Индивидуальный показ предполагает, что иллюстрации выдаются на каждую парту до начала или во время урока. Плюсами такого показа является возможность рассмотрения иллюстративного материала в том темпе, который комфортен для учеников, требования к качеству иллюстраций не столь строги, как при фронтальном показе. Минусом индивидуального показа можно назвать необходимость подготовки большого числа комплектов иллюстраций, одинаковых по содержанию и качеству. Учителю следует пронумеровать иллюстрации каждого комплекта, подписать автора и название. Такой показ не является эффективным при объяснении нового материала в связи с тем, что невозможно проконтролировать одновременно процесс работы с иллюстрациями всех учеников.Демонстрация видеоматериалов и прослушивание фрагментовмузыкальных произведений имеет свои особенности:- важно свободно владеть аудио- и видеотехникой для того, чтобы избежать технических неполадок;- необходимый фрагмент нужно найти до урока, чтобы не тратить времени на поиск;-до начала показа или прослушивания дается задание или проблемный вопрос, а текст задания должен быть перед глазами учеников, поэтому записывается на доске;-учет времени воспроизведения фрагментов: видеоматериалы 3 -5 минут, аудиоматериалы -1,5-2 минуты;-после завершения просмотра или прослушивания должно быть организовано обсуждение, при этом важным вопросом должен стать вопрос о впечатлении, чувствах, настроении, затем обсуждается проблемный вопрос, возможно повторное прослушивание и просмотр с целью уточнения выводов;-повторное прослушивание необходимо при сопоставлении двух видео или аудиофрагментов. Таким образом, рассмотрев метод наглядности, отметим, что он по - прежнему широко используется при обучении, так как результативен, дает возможность педагогу достичь поставленной цели, а учащимся понять материал.Глава 2. Исследование иллюстративного и наглядного материала на уроках культурологического цикла2.1.Виды иллюстративного и наглядного материала на уроках культурологического цикла. На уроках культурологического цикла используются различные виды иллюстрационного и наглядного материала. Наглядные пособия выполняют информационную, образовательную, воспитательную, коммуникативную функции, тем самым обеспечивая в процессе обучения учащихся чувственное ознакомление с учебным материалом по предмету, обеспечивают глубокое его понимание и запоминание, включая эмоциональный компонент, воспроизводя явления окружающего мира объективно.Представим виды наглядного и иллюстрационного материала, который используется на уроках культурологического цикла в таблице 1.Таблица 1.Виды наглядного и иллюстративного материалаХудожественно-изобразительныеНатуральныеРепродукции картин художников Предметы бытаИллюстрации к произведениямПамятные знакиРисункиМагнитная доскаПортретыФланелеграфФотографииКино и видео фильмы, фрагменты из нихСхемы, графики, таблицыМультимедийные презентацииМодели, макеты, изображенияРепродукции картин художников должны быть четкими, не вызывать затруднение в их рассматривании, предпочтительнее цветные, фамилии авторов и их инициалы должны быть подписаны. При выборе иллюстраций к произведениям писателей следует обратить внимание на композицию, цветовое решение иллюстрации, предположить, какое впечатление произведет она на учащихся, предусмотреть возможное негативное восприятие по объективным или субъективным причинам.Рисунки как иллюстративное средство может эффективно использоваться для внесения дополнительных штрихов к портрету художника, поэта, писателя или композитора (например, рисунки А.С.Пушкина, Ю.М.Лермонтова и тд)Портреты, фотографии вносят свой вклад в восприятие учебного материала по предмету, позволяют учащимся представить авторов художественных произведений, что немаловажно при изучении их творчества.Кино- и видеофильмы, фрагменты из них должны быть тщательно отобраны, определены акценты, которые сделает учитель во время их просмотра, комментарии не должны быть длинными и мешающими восприятию киноматериалов.Мультимедийные презентации воспринимаются современными учащимися очень органично, психологи отмечают, что у них сформировано «клиповое» восприятие действительности, но качество мультимедийной продукции должно быть высоким, иначе использование ее может быть бесполезным и даже вредным.Наглядные и иллюстративные материалы могут носить и натуральный характер: это предметы быта людей какой-либо эпохи, памятные знаки( камушек с горы Машук, осенний лист из родового поместья М.Ю.Лермонтова Тарханы и тд.)Использование различных видов наглядности подчинено важным принципам:-соответствия изучаемому материалу, так как не на каждом уроке наглядные и иллюстративные материалы необходимы;-меры и целесообразности, принцип состоит в том, что излишняя наглядность и отсутствие целесообразности будут мешать учащимся в усвоении материала урока;-учет возраста и особенностей восприятиянеобходим потому, что учащимся начальной школы и подросткам и старшеклассникам нужно подбирать иллюстративный и наглядный материал по-разному;-учет силы воздействия на учащегося необходим, чтобы не вызвать утомления, раздражения от чрезмерно сильных зрительных и слуховых раздражителей.По поводу последнего принципа следует остановиться на правилах использования цвета в наглядных и иллюстрационных материалах, которые гласят: -должно быть использовано не более двух-трех цветов на одном листе;-использовать контрастное сочетание цветов фона и помещенной на нем информации;- использовать один цвет для одинаковой учебной информации;-использовать цветовые ассоциации: обязательные части и компоненты-красный цвет, менее важная информация-менее яркие цвета.Таким образом, наглядные и иллюстративные материалы разнообразны по видам и целям применения.2.2. Критерии эффективности использования иллюстративного и наглядного материала на уроках культурологического циклаВопрос об эффективности использования иллюстрационного и наглядного материала на уроках культурологии должен рассматриваться с позиций получения учащимися знаний, формирования необходимых умений и навыков по предмету. В нормативных документах, исследованиях отечественных авторов называются критерии эффективности современного урока:-высокое качество знаний по предмету, включающее глубокое понимание его основ, владение понятийным аппаратом;-формирование предметных и метапредметных компетенций;-самоопределение обучающихся к выполнению той или иной образовательной деятельности;- развитие личностного потенциала;-обогащение субъектного опыта;-осознанность учеником своей деятельности и полученного результата;- формирование мировоззрения и гражданской позиции;-развитие эстетического вкуса;-формирование системы ценностей[15].Эффективность использования иллюстративных и наглядных материалов может изучаться через опросы, отзывы учащихся, их анкетирование. В ходе работы над курсовой работой нами был составлен текст анкеты, который представлен в приложении.Все выше сказанное относится к определению эффективности уроков культурологического цикла, а использование иллюстрационного и наглядного материала позволяет в комплексе с другими методами добиться высоких результатов.ЗаключениеПроблема исследования иллюстрационного и наглядного материала на уроках культурологического цикла важна в связи с необходимостью повышения качества образования, формирования компетенций, необходимых учащимся, чтобы найти применение своим возможностям и способностям, социально адаптироваться. Использование на уроках культурологического цикла наглядного и иллюстрационного материала позволяет развивать личностные потенциалы, формировать мировоззрение школьника, креативность, ассоциативное мышление, чувственное восприятие объектов реального мира. Проблему использования иллюстрационного и наглядного материала в обучении рассматривали различные ученые: В. П. Вахтеров, А. Л. Герд, В. Ф. Зуев, Л.В. Занков, И. Ф. Исаев, В.Г. Каменская, Н.Е. Мельникова, В.А. Сластенин, М. Н. Скаткин, Е. Н. Шиянов, Н.Д. Ермишина, Т.В. Гончарук, П.С. Гуревич, А. Л. Доброхотов, А. Т. Калинкин, А.С. Кармин, Е.С. Новиков, Л.Ю. Ягодкина и др. Этой проблеме посвящено достаточно большое число работ, но она остается актуальной, так как необходимо разработать системы деятельности, позволяющие решить проблему комплексно и полноценно. Во введении курсовой работы описаны методологические основы: сформулирована цель, задачи, обозначены теоретическая и практическая значимость, методы, структура курсовой работы. В первой главе представлены теоретические основы проблемы, рассматривается сущность и структура ключевых понятий: иллюстративно-наглядный метод, иллюстративно - наглядные материалы, дана характеристика восприятия наглядной информации. Во второй главе описаны виды иллюстративного и наглядного материала, критерии эффективности использования иллюстративного и наглядного материала на уроках культурологии. В приложении представлена анкета для учащихся.Таким образом, цель достигнута, решены поставленные задачи.Список литературы1.Антипьев А. Г. Гуманизация и гуманитаризация образования: состояние и проблемы. //Высш. образование в России. - М., 2009. 2.Ермишина Н.Д. Культурология. Уч. пособие. М.: Академ. Проект; Трикста, 2006.3.Занковские чтения. Опыт. Достижения. Перспективы: Материалы первых Всероссийских Занковских чтений. – Самара: Издат. дом «Федоров», 2005 4.Гончарук Т.В. Культурология - Тернополь, 2004.5.Гуревич П.С. Культурология - М, 20026.ДаниловГ. И. Мировая художественная культура.- М.: Академия, 2007. 7.Доброхотов А. Л., Калинкин А. Т. Культурология: учебное пособие - М, 2010.8.Культурология. История мировой культуры. Под ред. Марковой А.Н. М.: ЮНИТИ, 2003.9.КореневскийА.В. Модернизация образования: индивидуализация и междисциплинарность. //Высш. образование в России. - М., 2010. 10.Каверин Б.И. Культурология – М., 2005.11.Мельникова Н.Е. Психология развития: общие и специальные вопросы. - СПб., 2008. 12.Неретин С., Огурцов А. Время культуры - СПб, 2000.13.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, , Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.14.Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – СПб.: Питер, 2004. 15.Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология: Учеб.пособие для студ.ипрепод. пед. учебных заведений, учителей школ/ Н. Е. Щуркова. - М: Пед. о-во России, 2002 .Приложение 1.Анкета для учащихсяУважаемые учащиеся! Просим вас ответить на вопросы. Ваши ответы будут учтены при проведении уроков. Спасибо!1.Считаете ли вы, что использование иллюстраций, фотографий, репродукций помогает в изучении различных тем?2.Что влияет на лучшее восприятие материала - компьютерная презентация, иллюстрации, фотографии, просмотр видеофильмов и тд?3. На каких уроках эти средства вам помогают более всего?4. Какие наглядные и иллюстративные материалы, использованные на уроках, произвели на вас наибольшее впечатление?

1.Антипьев А. Г. Гуманизация и гуманитаризация образования: состояние и проблемы. //Высш. образование в России. - М., 2009.
2.Ермишина Н.Д. Культурология. Уч. пособие. М.: Академ. Проект; Трикста, 2006.
3. Занковские чтения. Опыт. Достижения. Перспективы: Материалы первых Всероссийских Занковских чтений. – Самара: Издат. дом «Федоров», 2005
4.Гончарук Т.В. Культурология - Тернополь, 2004.
5.Гуревич П.С. Культурология - М, 2002
6.Данилов Г. И. Мировая художественная культура.- М.: Академия, 2007.
7.Доброхотов А. Л., Калинкин А. Т. Культурология: учебное пособие - М, 2010.
8.Культурология. История мировой культуры. Под ред. Марковой А.Н. М.: ЮНИТИ, 2003.
9. Кореневский А.В. Модернизация образования: индивидуализация и междисциплинарность. //Высш. образование в России. - М., 2010.
10.Каверин Б.И. Культурология – М., 2005.
11.Мельникова Н.Е. Психология развития: общие и специальные вопросы. - СПб., 2008.
12.Неретин С., Огурцов А. Время культуры - СПб, 2000.
13.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, , Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.
14.Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – СПб.: Питер, 2004.
15.Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология: Учеб.пособие для студ.и препод. пед. учебных заведений, учителей школ/ Н. Е. Щуркова. - М: Пед. о-во России, 2002 .

Вопрос-ответ:

Каковы основные принципы использования наглядного и иллюстрационного материала на уроках культурологического цикла?

Основные принципы использования наглядного и иллюстрационного материала на уроках культурологического цикла включают выбор подходящих иллюстраций и наглядных материалов, учитывающих тему урока и уровень восприятия учащихся, их привлекательность и доступность, а также активное вовлечение учащихся в использование этих материалов для усвоения знаний.

Какие психологические особенности восприятия наглядного и иллюстрационного материала следует учитывать на уроках культурологического цикла?

При использовании наглядного и иллюстрационного материала на уроках культурологического цикла важно учитывать психологические особенности восприятия учащимися, такие как визуальность, ориентацию на образы, способность к ассоциативному мышлению и запоминанию. Наглядный и иллюстрационный материал должен быть ярким, наглядным, привлекательным и понятным для всех учащихся.

Каков метод наглядности и как он используется в обучении на уроках культурологического цикла?

Метод наглядности является одним из методов обучения, основанных на использовании наглядного и иллюстрационного материала. Он предполагает использование различных наглядных средств, таких как модели, диаграммы, графики, фотографии и другие, для наглядного и наглядного представления учебного материала. Метод наглядности позволяет визуализировать абстрактные понятия, сделать обучение интересным и доступным для учащихся, а также помогает им запоминать и усваивать знания лучше.

Какие уроки включаются в культурологический цикл обучения?

Культурологический цикл обучения включает уроки, посвященные изучению культурных явлений и процессов в различных областях, таких как история культуры, искусство, литература, музыка, кино и другие. Ученики знакомятся с различными культурными традициями, достижениями искусства, историческими событиями и их влиянием на общество. Уроки культурологического цикла имеют цель расширить кругозор учащихся и помочь им лучше понять мир и культурное наследие человечества.

Каким образом наглядный и иллюстрационный материал используются в обучении?

Наглядный и иллюстрационный материал используется для визуализации учебного материала, делая его более доступным и понятным для учеников. Это может быть в виде рисунков, диаграмм, фотографий, моделей и т.д. Этот материал помогает ученикам лучше запоминать информацию, развивает их визуальное мышление и способности к анализу и синтезу.

В чем состоит метод наглядности?

Метод наглядности заключается в использовании разного рода визуальных материалов, таких как картинки, диаграммы, схемы и т.д., для наглядного представления учебного материала. Этот метод помогает ученикам лучше понимать и запоминать информацию, а также развивает их визуальное мышление.

Какие психологические особенности восприятия наглядного и иллюстрационного материала?

Психологические особенности восприятия наглядного и иллюстрационного материала связаны с тем, что зрительное восприятие является одним из основных составляющих познавательного процесса. Люди обрабатывают визуальную информацию гораздо быстрее и эффективнее, чем текстовую. Поэтому использование наглядного и иллюстрационного материала на уроках позволяет ученикам легче и быстрее усваивать новую информацию.

Какова особенность уроков культурологического цикла?

Уроки культурологического цикла имеют особую специфику, поскольку они направлены на изучение культурных явлений и процессов. На таких уроках важную роль играет использование наглядного и иллюстрационного материала, который позволяет наглядно представить различные аспекты культуры и визуализировать абстрактные понятия. Это делает уроки более интересными и доступными для учеников, помогает им лучше понять и запомнить материал.