Обогащение словаря детей с интеллектуальными нарушениями

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 25 25 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 20.11.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 6
1.1 Речевое развития детей в онтогенезе 6
1.2 Особенности развития словаря у детей с нарушением интеллекта 9
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА 16
2.1 Методическое обеспечение и организация эмпирического исследования 16
2.2 Результаты эмпирического исследования 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Фрагмент для ознакомления

Седьмой экспериментальный блок направлен на изучение количества и качества семантических признаков, на которые ориентируются дети при поиске нужного слова. Таким образом, в ходе исследований актуализации лексики изучения и понимания особенностей производства детей, изолированных слов, различных смысловых, синтаксических, звука и частотных характеристик.Для того, чтобы определить факторы, влияющие на процесс поиска слов, мы исследуем генерацию речи в различных контекстных условиях: изученные слова включены в группу слов, которые одинаковы и отличаются в семантической, звуковой и ритмической характеристикой; определенные поисковые слова зависит от его отношений с другими словами в предложении.2.2 Результаты эмпирического исследованияВ результате определения уровня формирования навыков подбора ассоциации к определенному слову у детей с интеллектуальными нарушениями мы получили следующие результаты: в контрольной группе нет детей с высоким уровнем, у трех детей средний уровень и у двух - очень низкий. В опытной группе есть дети с высоким уровнем, 2 детей имеет средний уровень, двое детей с низким и очень низким уровнем.Таблица 1.Уровень сформированности навыков подбора словесных ассоциаций к определенному слову у детей контрольной и экспериментальной группы№УровеньГруппыКонтрольнаяЭкспериментальная1Очень низкий222Низкий233Средний324Высокий00Полученные данные можно представить в процентном соотношении.Рисунок 1. Уровень сформированности навыков подбора словесных ассоциаций к определенному слову у детей контрольной и экспериментальной группы.Таким образом, в контрольной и экспериментальной группе нет достаточного количества детей с высоким уровнем развития навыков выбора слова ассоциации к конкретному слову, 28,6% детей в обеих группах, имеют очень низкий уровень, 42,9% и 28,6% детей экспериментальной средней группы и 28,6% детей в контрольной и 42,9% детей экспериментальной группы - низкой.В результате определения уровня формирования навыков ассоциативных слов в предложении - отбор и активное использование детьми существительных были получены следующие результаты: В контрольной группе, нет детей с высоким уровнем, 2 детей имеет средний уровень, 3-е детей - низкий и 2-е - очень низким.В опытной группе есть 2-е детей с высоким уровнем, 2-е в среднем,3-е детей с низким и очень низким.Таблица 2.Уровень сформированности навыков ассоциативного дополнения слова в предложение – подбор и активное употребление имен существительныху детей контрольной и экспериментальной группы№УровеньГруппыКонтрольнаяЭкспериментальная1Очень низкий222Низкая323Средняя234Высокая00Полученные данные можно представить в процентном соотношении.Рисунок 2. Уровень сформированности навыков подбора ассоциативного дополнения слова в предложение – подбор и активное употребление имен существительных у учащихся контрольной и экспериментальной группы.В результате определения уровня формирования навыков отбора и использования активных глаголов у детей с нарушением интеллекта были получены следующие результаты: в контрольной группе нет детей с высоким уровнем, у 3-х детей средний уровень, у 2-х детей низкий уровень и у 2-х очень низкий. В опытной группе есть дети с высоким уровнем, 2 детей имеет средний уровень 2-е детей и низким и очень низким.Полученные данные можно представить в процентном соотношении.Рисунок 3. Уровень сформированности навыков подбор и активного употребления глаголов у учащихся контрольной и экспериментальной группы.Таким образом, в контрольной и экспериментальной группе нет детей с высоким уровнем отбора навыков разработки и использования активных глаголов на 28,6% детей в обеих группах, имеют очень низкий уровень контроля за детьми 42,9% и 28,6% детей имели в среднем экспериментальный уровень группы и 28,6% учащихся в контрольной и 42,9% детей экспериментальной группы - низкой.В результате определения уровня формирования навыков отбора и активного использования прилагательных у с нарушением интеллекта нам следующие результаты: в контрольной группе детей, не имеющих высокий уровень, 1 ребенок имел средний уровень 3-х детей - 3 студентов и низкий - очень низкий.В опытной группе есть дети с высоким уровнем, 1 ребенок имел средний уровень 3-х детей - 3 детей и низким - очень низким.Таким образом, нет детей с высоким уровнем навыков отбора и развития использования активных глаголов в 42,9% детей в обеих группах в контрольной и экспериментальной группе, имеют очень низкий уровень, 42,9% детей в обеих группах и имеют низкий 14, 3% в обеих группах детей - среднее.Итак, как можно видеть из данных в контрольной и экспериментальной группе, у нас очень высокий процент детей с низким или очень низким уровнем развития активного словаря у детей с интеллектуальными нарушениями.ЗаключениеЛогопедическая работа по развитию языка тесно связано с формированием представлений о мире и познавательной деятельности ребенка. Дети с интеллектуальными нарушениями испытывают большие трудности при знакомстве с новыми словами, особенно стеми, которые имеют абстрактные значения.Разрешение этой проблемы требует обширных исследований. В ходе написания курсовой работы был проведён педагогический эксперимент. Полученные результаты подтвердили актуальность проблемы обогащения словаря детей с интеллектуальными нарушениями, что делает его необходимым для работы в этом направлении.При написании курсовой работы была решены следующие задачи:1.Изучена степень проблемы в теории и практике специального образования.2.Был показан уровень формирования словаря у детей с нарушением интеллекта.В ходе эксперимента была достигнута цель - выявить особенности обогащения словаря детей с интеллектуальными нарушениями.Данные, полученные в результате констатирующего и формирующего эксперимента, были сделаны в сводной таблице.В обеих группах нет детей с высоким уровнем образования активного словаря детей с интеллектуальныминарушениями, кроме того, не доминирует с низким и очень низким, доля детей со средним уровнем является относительно низким в экспериментальной группе - только 28,6%. В контрольной группе преобладают низкие уровни - 42,9%, доля детей со средним - 28,6% и очень с низким уровнем - 28,6% детей.Таким образом, как можно видеть из данных в контрольной и экспериментальной группе, у нас очень высокий процент детей с низким или очень низким уровнем активной лексики у детей с нарушением интеллекта.Список литературы1.Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 2005. 2.Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Развитие связной устной речи у умственно отсталых детей на специальных уроках // Дефектология. – 2007. – № 6. 3.Алексина Л.И. К динамике речевого развития умственно отсталых учащихся с нарушениями речи // Дефектология. –2008. – № 4. 4.Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого ребенка. – М.: Просвещение, 2010. 5.Виноградова В.В. Русский язык: грамматическое учение о слове. – М.: Высшая школа, 2012. 6. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. М., 2014. 7.Выготский Л.С. Собр. соч. –  Т.5. – М., 2003. 8.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. – М.: Изд-во "Академия педагогических наук", 2003. 9.Ефименкова   Л.Н.,   Садовникова   И.Н.   Формирование   связной   речи   у   детей-олигофренов. – М.: Просвещение, 2010. 10.Зикеев А.Г.  Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. 11.Лурия А.Р.Речь и развитие психических процессов у ребенка.- М.,2006. 12.Мазанова Е.В. Школьныйлогопункт. М: Издательство ГНОМ и Д, 2009.125с. 13.Ожигов С.И.Словарь русского языка.-М., 2013. 14.Подласый И.П. Педагогика. Новый курс в 2 кн.: Учеб.для студ. высш. учеб. завед. Кн1.Общие основы. Процесс обучения.-М.: Владос,2014. 15.Пузанов Б.Г. Дефектология. Словарь-справочник: Т.Ц.Сфера, 2015. 16.Пузанов Б.Г.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр « Академия», 2011. 17.Эргашева Л.А. Игры и игровые моменты в работе над словами с непроверяемыми написаниями. // Начальная школа, 2012, №2, с. 50. 18.Ященкова С.Н. Как я работаю над словарными словами. // Начальная школа, 2011, №9, с. 109. 19.Бушуева Л. С. Использование фразеологических единиц с целью обогащения и активизации словарного запаса третьеклассников на внеклассных занятиях по русскому языку / Л. С. Бушуева, О. В. Федосеева // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - №8. - С. 66- 69. 20.Проглядова, Г. А. Особенности логопедического обследования письменной речи младших школьников с глубокими нарушениями 45 зрения / Г. А. Проглядова // Коррекционная педагогика. - 2012. - №5. - С. 26-28. 21.Шарова, Л. Формирование УУД : Занятия с младшими школьниками / Л. Шарова // Здоровье детей. - 2013. - №5. - С. 24-27.


1.Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 2005.
2.Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Развитие связной устной речи у умственно отсталых детей на специальных уроках // Дефектология. – 2007. – № 6.
3.Алексина Л.И. К динамике речевого развития умственно отсталых учащихся с на¬рушениями речи // Дефектология. –2008. – № 4.
4.Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого ребенка. – М.: Просвещение, 2010.
5.Виноградова В.В. Русский язык: грамматическое учение о слове. – М.: Высшая школа, 2012.
6. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. М., 2014.
7.Выготский Л.С. Собр. соч. – Т.5. – М., 2003.
8.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. – М.: Изд-во "Академия педагогических наук", 2003.
9.Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей-олигофренов. – М.: Просвещение, 2010.
10.Зикеев А.Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.
11.Лурия А.Р.Речь и развитие психических процессов у ребенка.- М.,2006.
12.Мазанова Е.В. Школьный логопункт. М: Издательство ГНОМ и Д, 2009.125с.
13.Ожигов С.И.Словарь русского языка.-М., 2013.
14.Подласый И.П. Педагогика. Новый курс в 2 кн.: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. Кн1.Общие основы. Процесс обучения.-М.: Владос,2014.
15.Пузанов Б.Г. Дефектология. Словарь-справочник: Т.Ц.Сфера, 2015.
16.Пузанов Б.Г.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр « Академия», 2011.
17.Эргашева Л.А. Игры и игровые моменты в работе над словами с непроверяемыми написаниями. // Начальная школа, 2012, №2, с. 50.
18.Ященкова С.Н. Как я работаю над словарными словами. // Начальная школа, 2011, №9, с. 109.
19.Бушуева Л. С. Использование фразеологических единиц с целью обогащения и активизации словарного запаса третьеклассников на внеклассных занятиях по русскому языку / Л. С. Бушуева, О. В. Федосеева // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - №8. - С. 66- 69.
20.Проглядова, Г. А. Особенности логопедического обследования письменной речи младших школьников с глубокими нарушениями 45 зрения / Г. А. Проглядова // Коррекционная педагогика. - 2012. - №5. - С. 26-28.
21.Шарова, Л. Формирование УУД : Занятия с младшими школьниками / Л. Шарова // Здоровье детей. - 2013. - №5. - С. 24-27.

Вопрос-ответ:

Какие основы коррекции нарушений словаря у детей с нарушениями интеллекта рассматриваются в 3 главе статьи?

В 3 главе статьи рассматриваются теоретические основы коррекции нарушений словаря у детей с нарушениями интеллекта.

Какие особенности развития словаря у детей с нарушением интеллекта рассматриваются в главе 1 статьи?

В главе 1 статьи рассматриваются особенности развития словаря у детей с нарушением интеллекта.

Какое методическое обеспечение и организация эмпирического исследования описываются в главе 2 статьи?

В главе 2 статьи описывается методическое обеспечение и организация эмпирического исследования развития словаря у детей с нарушениями интеллекта.

Какие результаты эмпирического исследования развития словаря у детей с нарушениями интеллекта приведены в статье?

В статье приведены результаты эмпирического исследования развития словаря у детей с нарушениями интеллекта.

Есть ли список литературы, приведенный в статье?

Да, в статье есть список литературы, который находится в конце статьи.

Какие основы коррекции нарушений словаря у детей с интеллектуальными нарушениями рассматривает 1 глава статьи?

1 глава статьи "Обогащение словаря детей с интеллектуальными нарушениями" рассматривает теоретические основы коррекции нарушений словаря у детей с нарушениями интеллекта.

Какие особенности развития словаря имеют дети с нарушением интеллекта?

Дети с нарушением интеллекта имеют особенности развития словаря, которые рассматриваются в главе 1.

О каких результатах эмпирического исследования детей с нарушениями интеллекта говорится в главе 2?

В главе 2 статьи "Обогащение словаря детей с интеллектуальными нарушениями" рассматриваются результаты эмпирического исследования развития словаря у детей с нарушениями интеллекта.