стихийные бедствия, сознание и поведение людей
Заказать уникальный реферат- 21 21 страница
- 20 + 20 источников
- Добавлена 23.11.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Характеристика стихийных бедствий. Их особенности 4
1.1 Определение стихийных бедствий. Классификация 4
1.2 Краткое описание основных видов стихийных бедствий, характерных для нашей страны 5
Глава 2. Психологические основы поведения людей в ситуации стихийного бедствия 9
2.1 Особенности проявления сознания человека в экстремальной ситуации 9
2.2 Обобщенные черты поведения людей в ситуации стихийного бедствия 13
2.3 Особенности поведения человека в состоянии посттравматического стресса 15
Глава 3. Психологические рекомендации по управлению поведением людей в ситуациях стихийных бедствий 17
Заключение 19
Литература 20
Она проявляется в неконтролируемом стремлении сознания избежать опасности. На первое место в сознании человека и в поведении выходит инстинкт самосохранения. Паника имеет свойство «заражать» окружающих, это связано с проявлением «стадного инстинкта». Развитию паники способствует ситуация нехватки объективной информации, что порождает различные слухи и домыслы. При этом паническое настроение может быть вызвано не только реальной опасностью, но и мнимой. В этом случае люди могут получить еще большие травмы и усложнить возможность оказания необходимой помощи[3,157-172].Сложная переработка переживаний и ситуации начинается у человека уже после того, как угроза прямой опасности миновала. Это так называемая «фаза восстановления». Человек начинает отсроченно оценивать свои переживания и ощущения. При этом травмирующими факторами становятся изменения привычного жизненного стереотипа. Если эти изменения принимают хроническую форму, они могут вызывать различные психогенные расстройства. Нарастает апатия, вялость, сознание нарушается, но человек не способен воспринимать данное состояние критично. При тяжелых переживаниях могут наблюдаться даже суицидальные склонности. Отмечаются следующие нарушения психики: истерические психозы, реактивные психозы, диссоциативные расстройства (потеря чувствительности), депрессивные состояния. 2.3 Особенности поведения человека в состоянии посттравматического стрессаДо настоящего момента мы рассматривали особенности сознанияи поведения людей непосредственно в период стихийного бедствия или через несколько чесов или суток после него. Однако серьезные катастрофы и стихийные бедствия оставляют серьезный след в психическом состоянии человека. Посттравматический синдром заключается в том, что даже после того, как человек преодолел психотравмирующую ситуацию, у него может развиться психическое расстройство. Оно проявляется в том, что человек в памяти постоянно возвращается к ситуации психотравмы, его преследуют яркие и четкие воспоминания[18]. Он старается избегать места трагедии. Иногда человек не может припомнить обстоятельств произошедшего события, либо не может обсуждать это. Психическое состояние отличается нестабильностью, человек может или уединяться, стремиться к одиночеству, быть в состоянии оцепенения, или же, наоборот, отличаться психической «заведенностью». Также отмечаются проблемы со сном, пищеварением, отмечаются снижения концентрации внимания и памяти. Такое психическое состояние также требует квалифицированной психологической помощи[18].Таким образом, подводя итоги второй главы, следует сказать, что во всех экстремальных ситуациях диапазон нарушения сознания и поведения человека достаточно широк по выраженности и продолжительности реакций. Он определяется индивидуальными психическими особенностями человека, его эмоциональной устойчивостью. Глава 3. Психологические рекомендации по управлению поведением людей в ситуациях стихийных бедствийУчитывая все вышесказанное, мы видим, как важно проводить работу по профилактике нарушений поведения, которые могут возникать в период внештатных ситуаций. Проблема необходимости такой подготовки определяется тем, что в большинстве районов нашей страны стихийные действия встречаются достаточно редко. Однако, в любом случае, готовность человека к подобной ситуации может спасти жизнь ему самому и окружающим. В регионах, в которых достаточно часто возникают стихийные бедствия с населением должна проводиться регулярная работа по обучению правилам поведения в такой ситуации. Люди должны знать, какие вещи собрать в «тревожный чемоданчик», где лучше укрыться, как себя вести. Информированность способствует сохранению ясного сознания и упорядочивает поведение[1,239-245]. Основной задачей в плане профилактических работ и в плане непосредственного оказания помощи является профилактика паники. Люди должны знать, что паника приводит к давке, соответственно, к еще большим жертвам. Демонстрация организованных действий каждого человека приводит к организованности окружающих. Поэтому в сложной ситуации необходимо стремиться к тому, чтобы максимально убрать фактор страха и вовлечь людей в деятельность[1,239-245].Важную роль играет система оповещения. Органы власти и СМИ должны оперативно подключаться к информированию о ситуации стихийного бедствия в регионе. Это позволяет предотвратить нежелательные психоэмоциональные реакции людей и панические настроения, поскольку нехватка информации порождает пересуды, домыслы и сеет панику. При этом следует помнить, что информационные сообщения при стихийном бедствии должны проходить психологическую экспертизу[1,239-245].Кроме того, необходимом проводить работу по изучению опыта по борьбе с чрезвычайными ситуациями и их профилактикой на государственном и региональном уровнях. ЗаключениеНормальное психическое состояние человека является важным фактором для успешности в любом виде деятельности и поведения. Однако ситуация стихийного бедствия может привести к тому, что привычный распорядок вещей человека будет нарушен. Как правило, такие бедствия сопровождаются значительными экономическими потерями, разрушениями и жертвами. Человек, попавший в эпицентр стихийного бедствия, начинает по-другому осмысливать происходящие события, его сознание изменяется. При этом разбег поведенческих реакций и нарушений сознания представляет собой достаточно большой диапазон и по силе выраженности и по времени проявления патологических реакций. Особенности реагирования человека на психотравмирующуй ситуацию объясняются его психическими особенностями и эмоционально-волевой сферой. Однако у человека можно выработать адекватные поведенческие реакции в состоянии стихийного бедствия. Чем более подготовленным и информированным является человек, тем меньше он подвержен панике в экстремальной ситуации. Важную роль играет и руководство действиями людей в ситуации стихийных бедствий. Мероприятия по предупреждению стихийных бедствий являются достаточно трудоемкими, однако они позволяют сохранять жизни и сокращать экономические потери. Литература1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для бакалавров.; под ред. Э.А. АрустамоваМ.: Дашков и К , 2015.448 с.;2.Волобуева Н. А. Опасности природного характера и защита от них: учебноепособие для студентов М.: АРТА, 2011. 256 с. ;3.Гуревич П.С. Психология чрезвычайных ситуаций: учебное пособие М.: Юнити-Дана, 2015. 495 с.;4.Гуренкова Т.Н., Елисеева И.Н., Кузнецова Т.Ю., Макарова О.Л., Матафонова Т.Ю., Павлова М.В., Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций. М., 1997;5.Зазулинский В.Д. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие. М.: Экзамен, 2014. 256 с.;6. Классическая социальная психология: учебное пособие под общ.ред. Е.И. Рогова. М.:ВЛАДОС 2011 г. 415 с.;7.Левчук И.П. Медицина катастроф. М.:ГЭОТАР-Медиа, 2011.240с. 8.Мандель Б. Психология стресса.М.: Астера.2014;9.Немов Р.С. Психология. В 3 томах Кн. 1. Общие основы психологии. 2003, 4-е изд., 688с.;10.Основы организации защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени: учебное пособие / Под ред. А.В. Матвеева. СПб.: Питер, 2011. 312 с.;11.Почекаева, Е. И. Безопасность окружающей среды и здоровье населения: учебноеПособие. Ростов н/Д: Феникс, 2013. 443 с.;12.Петров С.В. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. М.: ЭНАС, 2012.224 с.;13.Рогачева Т.В., Залевский Г.В., Левицкая Т.Е, Психология экстремальных ситуаций и состояний : учеб.пособие. Томск: Издательский Дом ТГУ, 2015. 276 с.;14.Сычев Ю. Н., Цуркин А. П. Безопасность жизнедеятельности: учебно-практическое пособиеЕвразийский открытый институт 2011. 316 с.;15.Сидоров П. И., Мосягин И. Г., Маруняк С. В. Психология катастроф. М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2014. 414 с.;16.Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 607 с.;17.Тимофеева С.С. Введение в безопасность жизнедеятельности. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 384 с.;18.Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб: Питер, 2001. 272с.; 19. Чувин Т. Б. Человек в экстремальной ситуации. М.:Гуманитарныйиздательский центр ВЛАДОС 2012. 352 с.;20. Экология и безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. / Под ред. Л.А. Муравья.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.447 с.
2.Волобуева Н. А. Опасности природного характера и защита от них: учебное
пособие для студентов М.: АРТА, 2011. 256 с. ;
3.Гуревич П.С. Психология чрезвычайных ситуаций: учебное пособие М.: Юнити-Дана, 2015. 495 с.;
4.Гуренкова Т.Н., Елисеева И.Н., Кузнецова Т.Ю., Макарова О.Л., Матафонова Т.Ю., Павлова М.В., Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций. М., 1997;
5.Зазулинский В.Д. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие. М.: Экзамен, 2014. 256 с.;
6. Классическая социальная психология: учебное пособие под общ. ред. Е.И. Рогова. М.:ВЛАДОС 2011 г. 415 с.;
7.Левчук И.П. Медицина катастроф. М.:ГЭОТАР-Медиа, 2011.240с.
8.Мандель Б. Психология стресса. М.: Астера. 2014;
9.Немов Р.С. Психология. В 3 томах Кн. 1. Общие основы психологии. 2003, 4-е изд., 688с.;
10.Основы организации защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени: учебное пособие / Под ред. А.В. Матвеева. СПб.: Питер, 2011. 312 с.;
11.Почекаева, Е. И. Безопасность окружающей среды и здоровье населения: учебное
Пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2013. 443 с.;
12.Петров С.В. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. М.: ЭНАС, 2012.224 с.;
13.Рогачева Т.В., Залевский Г.В., Левицкая Т.Е, Психология экстремальных ситуаций и состояний : учеб. пособие. Томск: Издательский Дом ТГУ, 2015. 276 с.;
14.Сычев Ю. Н., Цуркин А. П. Безопасность жизнедеятельности: учебно-практическое пособие
Евразийский открытый институт 2011. 316 с.;
15.Сидоров П. И., Мосягин И. Г., Маруняк С. В. Психология катастроф. М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2014. 414 с.;
16.Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 607 с.;
17.Тимофеева С.С. Введение в безопасность жизнедеятельности. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 384 с.;
18.Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб: Питер, 2001. 272с.;
19. Чувин Т. Б. Человек в экстремальной ситуации. М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 2012. 352 с.;
20. Экология и безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. / Под ред. Л.А. Муравья.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.447 с.
Одиннадцать
Содержание
Введение
1. Сущность и содержание психологии поведения в чрезвычайных ситуациях
2. Психологическая готовность людей к чрезвычайным,
3. Групповое поведение людей в чрезвычайных ситуациях
3.1 Паники
3.2 Профилактика панических реакций
4. Информационно-психологические рекомендации воздействия на людей в чрезвычайных ситуациях
Вывод
библиография
Введение
Чрезвычайная ситуация - это положение, которое произошло в результате аварии, природного явления или иного бедствия, которые сопровождаются человеческими жертвами, материальными потерями или ущерб окружающей природной среды.
С развитием цивилизации, с применением все более новых технологий, прогрессом научных исследований постоянно возрастает угроза техногенных катастроф. На территории страны имеется большое количество складов с запасами горючих, взрывчатых, сильно токсичными и радиоактивными. Кроме того, он имеет очень большое количество химического и бактериологического оружия. Все эти резервы длительное время хранятся без надлежащей проверки и очистки, хранения зачастую находится в аварийном состоянии. Износ оборудования часто превышает допустимые нормативы: так, например, служили в срок 40% трубопроводов для перекачки газа и нефти. Зона повышенной опасности являются транспортные коммуникации, объекты власти. Считается, что в опасных зонах проживает 30% населения, в чрезвычайно опасных - 10%. В частности, город Дубна относится к такого рода опасным зонам: здесь имеются определенные запасы радиоактивных веществ, обеспечивающих работу ядерного реактора объединенного Института Ядерных Исследований; плотина, которая удерживает огромные запасы воды Московского моря (Иваньковского водохранилища). В условиях низкой технологической дисциплины, хронической нехватки финансовых и материальных ресурсов для поддержания основных средств в рабочем состоянии, возрастает вероятность массовых аварий, техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций.
Все помощи могут быть разделены на местные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные. Критерии такой классификации чрезвычайных ситуаций являются: численность пострадавшего населения, размер материального ущерба, а также границы зон распространения влияющих факторов. Однако, социальные последствия, зависит очень часто не от числа пострадавших, в зависимости от условий, в которых произошла авария. В качестве примера можно привести атомной подводной лодки "Курск", затонувшую в августе 2000 года, в результате несчастного случая, в результате которого погибли 118 человек. В результате многочисленных террористических актов, совершенных на территории нашей страны, техногенных аварий и стихийных бедствий погибают больше людей, тем не менее, эти события не получают столь широкого освещения в средствах массовой информации.