профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология и педагогика
  • 15 15 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 23.11.2016
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Психологические особенности несовершеннолетних с отклоняющимся поведением 4
2. Основы профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних 9
Заключение 14
Список использованных источников 15

Фрагмент для ознакомления

Действовать необходимо через систему образования и СМИ.2) Контроль со стороны учреждений здравоохранения за хроническими алкоголиками.3) Ужесточение запретов на продажу алкоголя всем категориям населения, запрет рекламы алкоголя.Профилактика наркомании должна сочетать в себе меры профилактики алкоголизма и преступности.Необходимо развивать различные способы психологической помощи несовершеннолетним, как через образовательные учреждения, так и частным порядком. Как правило, вначале девиантное поведение немотивированное. Молодой человек, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но в силу социальных условий неумение правильно определить свои социальные роли, незнания способов социальной адаптации, нищенского уровня жизни, он не может этого сделать [10].Необходимые меры расширения и интенсификации профилактики девиантного поведения:1) Профилактика должна проходить в комплексе, а именно сотрудничество с различными социозащитными структурами, органами правопорядка и общественными организациями.2) Методы и средства профилактики должны быть адекватны конкретным видам девиантного поведения. Основным средством профилактики должно стать выявление на самых ранних стадиях развития факторов риска, которые определяют поведение подростка. И работа по адаптации несовершеннолетних к этим факторам, так как изменить большинство факторов сейчас почти невозможно.3) Существенное расширение репрессивных мер воздействия. Создание таких мер социального воздействия на несовершеннолетних, которые уже встали на «скользкую дорожку» девиантного поведения, которые бы не ввергали их в уголовную среду, но при этом и имели жесткие педагогические цели. Следовательно, в отношении молодых правонарушителей допустимо сокращение сроков лишении свободы, отсрочка исполнения приговора, условно-досрочное освобождение и главное изменение условий содержания.4) Создание гибкой и разветвленной системы социальной помощи, включающие государственные, общественные, благотворительные и иные структурные звенья. Неплохо зарекомендовали себя общественные организации по принципу «самопомощи» (группы анонимных алкоголиков, наркоманов или освобожденных из мест лишения свободы), однако их ущербность и вытекает из их названия. Прежде всего, необходимо поставить всю молодежь под тотальный контроль, который и позволит выявлять на ранних стадиях социальные отклонения.5) В целях профилактики необходимо задействовать СМИ, в задачу которым поставить ретрансляцию и адекватную пропаганду подлинных человеческих ценностей (семья, труд, Родина, религия, вера в добро). Контроль за проведение информационной политики необходимо также возложить на предполагаемую структуру. При этом изъять из сферы масс медиа пропаганду антиценностей [5].Таким образом, раннюю профилактику следует рассматривать не столько с позиции социального контроля, сколько с позиции предупреждения процесса десоциализации и управления - процессом социализации несовершеннолетних, что заключается в нейтрализации как прямых, так и косвенных десоциализирующих влияний, а также в осуществлении мер психологической коррекции и социально-бытовой и социально трудовой реабилитации.ЗаключениеНа основе теоретического анализанаучных источников по заявленной проблеме была сформулированацель и поставлены задачи исследования.Целью исследования стал анализ основ профилактики отклоняющегося поведения.Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи: 1. Исследовать психологические особенности несовершеннолетних с отклоняющимся поведением.2. Изучить основы профилактики отклоняющегося поведения. Таким образом, несовершеннолетние с отклоняющимся поведением характеризуются следующими нарушениями эмоционально-волевой сферы: повышенной тревожностью, дефектностью ценностной системы, в первую очередь, это затрагивает сферу целей и смысла жизни. Они отличаются импульсивностью, раздражительностью, вспыльчивостью, агрессивностью, конфликтностью. К особой группе относятся несовершеннолетние склонные к суициду.Исходя из этого, мы заключаем, что профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних должна быть ориентирована, в первую очередь, на выработку гибкой и разветвленной системы общественной помощи, которая включает в себя государственные, социальные, благотворительные и другие структурные звенья. Дают эффективные результатысоциальные организации, строящиеся по принципу «самопомощи», например,группы анонимных алкоголиков, наркоманов и освобожденных из заключения. Методы и способыобщественного контроля должны быть адекватны определенным видам асоциального поведения.Список использованных источниковДмитриева Н.В., Короленко Ц.П., Левина Л.В. Психологические особенности личности суицидальных подростков. // Вестник Кемеровского государственного университета. - № 1-1 (61), 2015 – С. 127-133. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). - М.: Академия, 2003. - 288 сКраев О.Ю. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи. – М.: Прометей, 2016. – 140 с.Манохина О. А. Психологические особенности и причины девиантного поведения подростков. // Ученые записки Российского государственного социального университета. - № 1, 2011. – С. 106-112Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – Спб.: Речь, 2005. – 448 с.Педагогика девиантного поведения. – Волгоград: Учитель, 2015. – 180 с. Петрусевич Д.Ф. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков. // Вестник Томского государственного педагогического университета. - № 6, 2011. – С. 195-197.Польская Н.А. Особенности самоповреждающего поведения в подростковом и юношеском возрасте // Известия Саратовского университета. - №1, 2010. – С. 92-97.Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. - Минск: Изд-во МИУ, 2010. – 180с.Шнейдер Л.Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения. – М.: МПСИ, 2016. – 100 сУсова Л.П. Девиантное поведение: парадигмы изучения. // Вестник Забайкальского государственного университета. - № 4, 2014. – С. 122-126.

1. Дмитриева Н.В., Короленко Ц.П., Левина Л.В. Психологические особенности личности суицидальных подростков. // Вестник Кемеровского государственного университета. - № 1-1 (61), 2015 – С. 127-133.
2. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). - М.: Академия, 2003. - 288 с
3. Краев О.Ю. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи. – М.: Прометей, 2016. – 140 с.
4. Манохина О. А. Психологические особенности и причины девиантного поведения подростков. // Ученые записки Российского государственного социального университета. - № 1, 2011. – С. 106-112
5. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – Спб.: Речь, 2005. – 448 с.
6. Педагогика девиантного поведения. – Волгоград: Учитель, 2015. – 180 с.
7. Петрусевич Д.Ф. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков. // Вестник Томского государственного педагогического университета. - № 6, 2011. – С. 195-197.
8. Польская Н.А. Особенности самоповреждающего поведения в подростковом и юношеском возрасте // Известия Саратовского университета. - №1, 2010. – С. 92-97.
9. Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. - Минск: Изд-во МИУ, 2010. – 180с.
10. Шнейдер Л.Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения. – М.: МПСИ, 2016. – 100 с
11. Усова Л.П. Девиантное поведение: парадигмы изучения. // Вестник Забайкальского государственного университета. - № 4, 2014. – С. 122-126.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к девиантному поведению несовершеннолетних как к нарушению процесса социализации

1.1 Общая характеристика девиантного поведения несовершеннолетних

1.2 Детерминация возникновения девиаций в поведении подростков

1.3 Формы организации культурно досуговой деятельности с подростками девиантного поведения

Глава 2. Социально-педагогическая интервенция девиантного поведения подростков

2.1 Анализ базы проводимого исследования

2.2 Реализация социально-педагогической программы социализации подростков девиантного поведения

Библиография

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

"Воспитание - великое дело,

им решается судьба человека"

K. A. Ушинский

Значительное место в общей структуре правонарушений занимает преступность несовершеннолетних. Уровень подростковой преступности растет каждый день, что в значительной степени определяет будущую криминогенную ситуацию в России.

Растет число подростков неуспевающих в школе, употребление алкоголя и наркотиков, совершают уголовные преступления. И все это заставляет задуматься, ведь от того чем занимается подросток в свободное время, как проводит свободное время, зависит дальнейшее формирование его личности, потребностей, ценностей, ориентации, мировоззренческих установок, а также, в целом, определяет его положение в обществе.

С подростками девиантного поведения ведется работа общеобразовательными культурно-досуговыми учреждениями, а также социальными реабилитационными центрами. Это не всегда дает положительный результат. Необходимость совершенствования учебного процесса в современных условиях предполагает поиск путей повышения эффективности педагогического воздействия на личность подростка, способных обеспечить социализация. Одним из условий повышения эффективности воспитательной работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростков. Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и методов педагогического воздействия на подростков с девиантным поведением, как бы располагает средствами культурно-досуговая деятельность.

Опыт работы многих учреждений показывает, что такие сферы личности подростка как интересы, ценности, ориентации в сфере досуга, творческие способности часто остаются вне концентрат педагогического воздействия.