Обобщение и систематизация знаний при подготовке к основному государственному экзамену по матеиатике
Заказать уникальную дипломную работу- 72 72 страницы
- 53 + 53 источника
- Добавлена 25.12.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Теоретические основы процесса обобщения и систематизации знаний при подготовке к основному государственному экзамену по математике 6
1.1 Образовательный процесс. Оценка качества образования через проведение основного государственного экзамена 6
1.2 Роль и место уроков обобщения и систематизации знаний в образовательном процессе 11
1.3 Педагогические условия систематизации и обобщения знаний при подготовке к основному государственному экзамену по математике 17
Выводы по главе 1 23
2. Практические аспекты процесса обобщения и систематизации знаний при подготовке к основному государственному экзамену по математике 25
2.1 Логико-дидактический анализ линии уравнений 25
2.2 Требования к организации уроков обобщения и систематизации в процессе обучения решению уравнений 28
2.3 Разработка системы уроков обобщения и систематизации при подготовке к основному государственному экзамену по математике 47
Выводы по главе 2 63
Заключение 65
Список литературы 67
Среди них выделим следующие:
мультимедийные презентации (использование презентаций способствует повышению эффективности процесса систематизации и обобщения за счет обеспечения большей наглядности учебного материала и создания дополнительной мотивации для обучающихся к активному участию в обучении);
электронные образовательные ресурсы (эффективность применения электронного образовательного ресурса в учебном процессе обусловлена следующими возможностями: мультимедийность; моделирование; интерактивность [28]);
обучающие программы и системы (существуют обучающие системы фирм «Физикон», «1С: Репетитор», «Кирилл и Мефодий» и др.);
игровые программные средства (применение компьютерных игр в педагогической практике позволяет задействовать сразу три вида восприятия учащихся: слуховой; визуальный; кинетический);
тестовые и контролирующие программы.
Таким образом, становится очевидным, что использование информационных технологий в педагогической практике позволяет сделать уроки обобщения и систематизации интересными и увлекательными, живыми и достаточно легкими, способствует неуклонному росту познавательной активности.
Подводя итог исследованию вопросов применения современных образовательных технологий для систематизации и обобщения знаний учащихся при подготовке к основному общему экзамену, отметим, что достичь желаемого образовательного результата возможно через сочетание различных методических приемов на уроках математики. Важным этапом так же является проведения контроля и оценки освоения учащимися знаний и навыков.
2.3 Разработка системы уроков обобщения и систематизации при подготовке к основному государственному экзамену по математике
В рамках дипломного исследования был разработан ход проведения проблемного семинара в рамках обобщения темы «Методы решения уравнений высших степеней».
Семинарское занятие (семинар) - одна из форм организации учебного процесса, представляющая собой коллективное обсуждение учащимися теоретических вопросов под руководством учителя [46].
Семинары могут быть различными как по содержанию, так и по построению организации работы. Организация семинаров предполагает три этапа: подготовительный, основной и заключительный (см. таблицу 6).
Таблица 6 - Структура семинара
Блок семинара Описание Подготовительный этап Преподаватель составляет план семинара, определяет перечень учебной и научной литературы, выстраивает логику проведения занятия. Обычно студенты заранее знакомятся с данной информацией. Основной этап Данный этап состоит из следующей последовательности действий:
краткое вступление преподавателя;
определение порядка обсуждения вопросов;
непосредственное общение преподавателя и студентов. Заключительный этап В заключении делаются выводы и обобщения по теме семинара, может быть осуществлен контроль по теме семинара или промежуточный контроль по курсу в целом.
На рисунке 4 представлены виды семинаров.
Рисунок 4 – Классификация семинаров [36]
Для подготовки к проблемному семинару учащиеся получают задания, в соответствии с которыми осуществляют отбор, формулировку и объяснение проблем по теме. Такая форма семинара проводится в условиях групповой дискуссии, в процессе которой проводится обсуждение обозначенных проблем. Семинар позволяет определить индивидуальный уровень знаний учащихся в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса.
Структура проблемного семинара представлена на рисунке 5.
Рисунок 5 - Структура проблемного семинара [41]
Выделим преимущества проблемного семинара:
самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности;
высокий интерес к учебе;
развитие продуктивного мышления;
прочные и действенные результаты обучения.
Ход семинара представлен в таблице 7.
Таблица 7 – Ход семинара по теме «Методы решения уравнений высших степеней»
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Организационный момент Озвучивает тему и программу урока Записывают тему урока Проверка домашнего задания Предлагает учащимся разложить на множители следующий многочлен:
Участвуют в обсуждении и приходят к выводу, что разложение на множители такого многочлена возможно с применением теоремы Виета
Один из учащихся решает пример у доски 1. Возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы Предлагает учащимся решить уравнение
Учитель совместно с учащимися приходит к выводу, что проблема состоит в необходимости разложения многочлена на множители. Выдвигают версии решения уравнения и приходят к мнению, что следует представить левую часть в виде произведения 2. Выдвижение предположений и обоснование гипотезы Задает вопросы учащимся:
что такое корень многочлена?
как можно подобрать корни многочлена?
найдите корень многочлена
Предлагает учащимся самостоятельно найти другие множители делением уголком.
Обращает внимание учащихся, что корень уравнения равен трем и при делении многочлена на (х-3) остаток равен 0. Предлагает учащимся разделить многочлен на (х-2), а затем определить, является ли число 2 корнем уравнения. Отвечают на вопросы, находят корень многочлена (3)
Самостоятельно в тетради ищут другие множители и решают уравнение.
Самостоятельно в тетради выполняют задание, а затем в процессе дискуссии приходят к выводу, что х=2 не является корнем уравнения, а остаток от деления многочлена на (х-2) не равен нулю.
3. Доказательство гипотезы Обращает внимание учащихся на определенной закономерности и предлагает учащимся, работая в паре, сформулировать ее.
Выслушивает мнения учащихся и предлагает записать в тетрадь утверждения:
f делится на двучлен (x - c) тогда и только тогда, когда число c является его корнем.
Остаток от деления f на (x - c) равен f(c). Работают в парах.
Высказывают свою точку зрения, записывают утверждения в тетрадь. 4. Проверка правильности решения проблемы У доски доказывает названные утверждения. Озвучивает теорему Безу. Слушают учителя, записывают в тетрадь доказательство теоремы. Подведение итогов Для подведение итогов используется техника «Мишень». На плакате изображена «мишень», разделенная на 4 части (см. рис. 6):
атмосфера на занятии;
моя работа;
работа в парах;
участие в дискуссии.
Важность темы и занятия оценивается так, чем ближе к центру стоят точки, тем лучше прошло занятие и тема очень важная.
Учитель подводит итог занятия. Предлагает записать домашнее задание, дает пояснение к его выполнению Записывают домашнее задание, задают вопросы
Рисунок 6 – «Мишень» результатов
В рамках данного исследования был разработан обобщающий урок по теме «Решение дробных рациональных уравнений», проведение которого реализовано в виде деловой игры.
Деловая игра – «это комплексный методический прием обучения, при котором учащиеся в первую очередь рассматривают процесс принятия решения. Этот процесс воспроизводится на модели, в результате чего появляются эпизоды (определенные результаты и их следствия), которые чаще всего необратимы» [11, с.252].
Деловая игра разделена на 8 этапов (см. рис. 7).
Рисунок 7 – Этапы деловой игры
Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру (см. рис. 8).
Рисунок 8 – Модель деловой игры
Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе.
Игровая модель является фактически способом описания работы участников – имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалистов.
Предмет игры – это предмет деятельности участников игры, в специфической форме замещающей предмет реальной профессиональной деятельности.
Сценарий – это базовый элемент игровой процедуры, в нем находят отражение принципы проблемности, двуплановости, совместной деятельности. В сценарии отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в виде блок-схемы.
Роли и функции игроков должны адекватно отражать «должностную картину» того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре.
Правила игры – отражают характеристики реальных процессов и явлений, имеющих место в прототипах моделируемой действительности.
Модель разработанного урока представлена в таблице8.
Таблица 8 – Модель урока
Тема Решение дробных рациональных уравнений Вид учебного занятия Обобщающее занятие Технология проведения занятия Деловая игра Форма организации учащихся групповая Средства обучения Карточки с заданием, компьютерная презентация Цель Систематизация и закрепление теоретических знаний и практических навыков решения дробных рациональных уравнений, создание условий для развития у учащихся активной познавательной деятельности, развитие мотивов учения, мышления, восприятия, внимания, памяти, речи, воображения. Задачи Продолжить формирование навыков работы в группе.
Повторить основные понятия темы.
Стимулировать учащихся к овладению навыками аналитического и творческого мышления. Ход занятия Организационный момент Учитель формулирует тему и цель урока, представляет структуру учебного занятия Введение в игру Учитель разделяет учащихся на группы - предлагает каждому выбрать жетон определенного цвета (желтый, красный, синий).
Таким образом, будет сформировано три команды, в каждой из которых сами учащиеся выбирают капитана – руководителя фирмы. I этап игры Команды получают задание:
Подготовить презентацию команды:
название;
девиз;
отношение к математике;
перспективы участия в игре.
На подготовку презентации командам дается 5 минут, на выступление по 3 минуты. Жюри оценивает команды по следующим критериям:
творческий подход;
последовательность изложения;
четкое следование регламенту. II этап игры Команды получают задание:
Решить уравнения.
За каждое правильно решенное уравнение команда получает 1 балл. III этап игры Учитель проводит пресс-конференцию с капитанами групп. Руководители при ответе на вопрос вправе обратиться за помощью к своей группе.
Вопросы пресс-конференции:
какое уравнение называют дробным рациональным уравнением?
приведите пример дробного рационального уравнения;
опишите алгоритм решения дробных рациональных уравнений.
Жюри оценивает ответы по следующим критерием:
правильность ответов;
четкость и логичность в изложении своих доводов. IV этап игры Учитель предлагает командам следующие задачи:
Туристы отправились в путешествие вниз по Волге на теплоходе. Определите с какой скоростью должен идти теплоход, чтобы на обратный путь (против течения) было затрачено на 1 час больше времени, чем на путь по течению, если скорость течения реки – 2 км/час и маршрут ( в одну сторону) равен 80 км.
Поезд был задержан у семафора на 12 минут. Чтобы ликвидировать опоздание на перегоне в 60 км, машинисту пришлось увеличить скорость на 10 км/час. Какая скорость была запланирована по расписанию?
Две тракторные бригады должны вспахать два участка – по 80 га каждая. Начиная работу одновременно, первая вспахивает за час на 2 га больше, чем вторая, и заканчивает свою работу на 2 часа раньше вторая. Сколько гектаров в час вспахивает бригада, выполнившая работу первой?
Группам дается 5 минут на решение каждой задачи.
Жюри оценивает правильность и скорость решения. Заключительный этап игры Жюри подсчитывает итоги заседания и выносит решении о присвоения звания «Лучшая команда» группе, набравшей наибольшее число баллов.
Учитель предлагает капитанам оценить работу каждого участника в группе по следующим критериям:
степень участия в выполнении командных заданий;
оказание помощи в конкурсе капитанов;
коммуникативные навыки. Задание на дом Учащимся предлагается написать свое видение возможности применения дробных рациональных уравнений в реальной жизни; подготовиться к итоговой контрольной работе по теме «Решение дробных рациональных уравнений
В п. 1.3 была обозначена еще одна важная технология, применимая при систематизации и обобщении знаний, - метод проектов. Рассмотрим возможность ее использования при обобщении знаний по решению уравнений.
В таблице 9 представлены этапы выполнения учебных проектов при решении квадратных уравнений на уроках математики в 9 классе.
Таблица 9 – Этапы выполнения учебных проектов
Этап выполнения проекта Действия учащихся Действия учителя Проблематизация принимают участие в беседе.
отвечают на вопросы.
предлагают собственные пути подготовки проекта. Проведение беседы на основе вводной презентации.
Беседа с учащимися по проблемным вопросам:
Зачем нужны квадратные уравнения?
Как правильно выбрать способ решения квадратного уравнения?
Насколько далеко простираются возможности квадратных уравнений в математике?
Беседа с учащимися по учебным вопросам:
Назовите виды квадратных уравнений.
Какие способы решения квадратных уравнений вы знаете?
От чего зависит количество корней квадратного уравнения?
Что такое дискриминант квадратного уравнения? Целеполагание обсуждают особенности выполнения проекта в группе.
формулируют основные цели и задачи проекта.
уточняют тему проекта. наблюдает за действиями учащихся.
консультирует учащихся по их просьбе. Планирование распределяют обязанности между участниками группы.
определяют основные этапы выполнения проекта.
определяют основные источники сбора информации.
определяют форму представления и защиты проекта.
выдвигают предположение о конечном продукте проекта. наблюдает за действиями учащихся.
консультирует учащихся по их просьбе. Реализация выполняют сбор информации по выбранным источникам (Интернет-ресурсы, учебная литература, консультация взрослых).
осуществляют экспериментальные действия для определения результатов исследования.
фиксируют и сравнивают полученные в результате эксперимента значения с данными из источников информации.
готовят отчет о выполнении проекта, электронную презентацию, стенгазету, буклеты. наблюдает за действиями учащихся.
консультирует учащихся по их просьбе. Защита проекта представляют подготовленные отчеты и электронные презентации.
отвечают на вопросы жюри. задает вопросы. Самооценка и рефлексия проводят сравнение результатов проектного исследования с первоначальными целями и задачами.
анализируют ошибки в выполнении проекта. задает вопросы. Выводы по главе 2
Практический анализ процесса обобщения и систематизации знаний при подготовке к основному государственному экзамену по математике позволил получить следующие результаты:
раскрыта сущность познавательного интереса школьников как одной из главных потребностей подростка;
определено, что проведение уроков обобщения и систематизации являются необходимым условием повышения качества знаний и развития мышления учащихся; уроки обобщения отличаются от уроков повторения возможностью углубления приобретенных ранее знаний; к функциям обобщающих уроков относятся контролирующая, обучающая, воспитательная, коммуникативная, релаксационная, психологическая, развивающая функции;
выявлено, что основными условиями обобщения и систематизации знаний при подготовке к основному государственному экзамену по математике являются формирование вычислительных навыков; усвоение знаний правил и форм; систематическое совершенствование учебных навыков на практике; проверка знаний и умений учащихся; совершенствование методических приемов;
разработаны методические материалы для проведения уроков систематизации и обобщения при подготовке к основному государственному экзамену по математике (семинар «Методы решения уравнений высших степеней», деловая игра «Решение дробных рациональных уравнений», план работы над проектом по теме «Решение текстовых задач на движение»).
Заключение
Настоящее исследование было направлено на анализ возможных методических приемов систематизации и обобщения знаний при подготовке к основному государственному экзамену по математике.
Проведенный обзор источников позволил выделить следующие положения:
под образованием понимается всё, что имеет своей целью изменить установки и модели поведения индивидов путём передачи им новых знаний, развития новых умений и навыков;
экономическое и духовное развитие страны в значительной степени определяется качеством образования;
образовательная технология – это категория педагогики, которая обладает большой степенью общности, обобщенности и стереоскопичности;
особенность процесса обобщения заключается в возможности учащегося через сравнение выделить ряд повторяющихся свойств некоторой группы предметов;
в педагогической практике используются различные пути обобщения и систематизации знаний (разнообразные методы и формы, средства обучения, их сочетания);
важную роль играют уроки обобщения и систематизации при подготовке в основному государственному экзамену по математике.
В работе представлены педагогические условия систематизации и обобщения знаний при подготовке к основному государственному экзамену по математике, среди которых особо стоит выделить применение модели активного обучения.
Были рассмотрены такие приемы систематизации и обобщения знаний, как проведение учебных занятий по математике в форме проблемных семинаров (разработана модель семинара по теме «Методы решения уравнений высших степеней») или деловой игры (разработана модель урока по теме «Решение дробных рациональных уравнений»).
Кроме того, представлены результата анализа возможностей применения информационных технологий с целью систематизации и обобщения знаний. Были рассмотрены особенности мультимедийных презентаций, электронных образовательных ресурсов, обучающих программ, игровых программных средств. Оптимальным будет применение названных средств совместно с интерактивной доской. Применение информационных технологий и мультимедийных средств обучения направлено на создание элементов интерактивности на уроке, что способствует повышению интереса к предмету.
Важным этапом процесса систематизации и обобщения знаний является проведения контроля и оценки освоения учащимися знаний и навыков. В рамках исследования был проведен анализ применяемых в школе методов контроля и оценки при диагностике результатов обучения школьников на уроках математики
Таким образом, в рамках исследования был проведен обзор литературы и Интернет-источников по вопросам организации систематизации и обобщения знаний при подготовке к основному государственному экзамену по математике; определена сущность образовательного процесса в школе, выделены подходы к определению образовательных результатов; установлены роль и место обобщения и систематизации знаний в образовательном процессе; проведен обзор требований к организации уроков обобщения и систематизации в процессе обучения математике; определены психолого-педагогические особенности учащихся 9 класса и педагогические условия систематизации и обобщения знаний при подготовке к основному государственному экзамену по математике; разработаны уроки систематизации и обобщения знаний, что свидетельствует о достижении цели и решении задач, обозначенных во введении.
Список литературы
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования
Акмалов А.Ю. К определению «образовательная технология» в контексте современного российского образования // Актуальные проблемы развития образования в России и за рубежом: сборник статей материалов международной научной конференции. – Москва, 2014. – 45-48 с.
Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. – Казань: Центр инновационных технологий, 2010. – 608с.
Аникеева Г.А. Оценивание метапредметных результатов основного общего образования учителем // Сборник материалов научной конференции Украина, г.Киев, 2013. – с. 87-90
Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: учебник. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 304 с.
Байгонакова Г.А., Темербекова А.А., Чугунова И.В. Методика обучения математике: учебное пособие для студентов Высших учебных заведений . - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2013. - 365 с.
Беляева Э.С. , Малев В.В., Сапожкова Н.А. Использование заданий с параметром как средства обобщения и систематизации знаний школьников по математике // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. – 2014. - №2. – С.11-14.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педиздат, 1989. – 150с.
Божина Б.Н. К вопросу о подготовке к ЕГЭ по математике. Методы решения геометрических задач // Математический вестник педвузов и университетов волго-вятского региона. – 2011. - №13. – С.293-303.
Болтаева М. Л. Деловая игра в обучении // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 252-254.
Бондаренко Н.Г. , Володин А.А. Анализ содержания понятия «организационно-педагогические условия» // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2014. - №2. – с.143-152
Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография. – Волгоград: Перемена, 2001. – 201с.
Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 74-76.
Горев П.М. Утемов В.В. Развитие универсальных учебных действий учащихся основной школы в условиях реализации стандартов нового поколения (ФГОС): Учебно-методическое пособие. – Киров: Издательство МЦИТО, 2015. – 275с.
Горовая Т.Ю. Современные системы компьютерного тестирования: аналитический обзор// Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. - №1. – с.79-81
Губанова М.И., Лебедева Е.П. Учитель и Ученик: грамотность, компетентность, технологичность: Учебное пособие. – Кемерово: Издтельство КРИПКиПРО, 2013. – 167с.
Ерошкова Ю.С. Повторительно-обобщающие уроки по математике как фактор систематизации и укрупнения знаний // Актуальные проблемы современного образования. – 2015. - №2(19). – С.103-109.
Зарукина Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учебно-методическое пособие. – СПб.: СПбГИЭУ, 2013. – 56с.
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. –220 с.
Зимняя И.А. Формирование и оценка сформированности социальных компетентностей у студентов вузов при освоении нового поколения ООП ВПО: Образовательный модуль. Для программы повышения квалификации преподавателей вузов в области проектирования ООП, реализующих ФГОС ВПО. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. – 42 с.
Ипполитова Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. – 2012. - №1. – с.8-14
Кашенцева Н.И. Система подготовки к основному государственному экзамену по математике (из опыта работы) // Тезисы доклада на конференции «Опыт, проблемы и перспективы построения педагогического процесса в контексте стандартизации образования». – 2016. – С.174-178.
Кларин М.В. Инновационное образование: уроки «несистемных» образовательных практик // Образовательные технологии. – 2014. - №1.- с.19-29
Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2013. – 176с.
Лихачев Б.Т. Педагогика: Учебное пособие. – М.: Академия, 2001. – 607с.
Марусева И.В. Современная педагогика (с элементами педагогической психологии): учебное пособие для вузов. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 624с.
Новикова, Н.Н. Интерактивные и аудиовизуальные средства обучения – составляющие информационной образовательной среды: учебно-методическое пособие. – Сыктывкар: ГОУДПО «Коми республиканский институт развития образования», 2014. – 100с.
Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов. – М.: ООО «Издательство Оникс», 2007. – 640с.
Подласый И.П. Педагогика. Теория и технология обучения: Учебник для вузов. – М.: Эксмо, 2015. – 343с.
Пожидаева Л.В. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики // Обучение и воспитание: методики и практика. - №8. – 2013. – С.145-150.
Раенко Т.В. Проблемы подготовки девятиклассников к итоговой государственной аттестации // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2016. - №8.- С. 188-189.
Роберт И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. – М.: Дрофа, 2011. –с.25
Скляренко А.Н. Инновационные технологии в обучении: Учебное пособие. - М.: Издательство Международного юридического института, 2011.-225с.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2012. – 576с.
Солнцева Н.В. Управление в педагогической деятельности: Методическое пособие. – М.:Академия, 2012. – 302с.
Ушева Т.Ф. Формирование метапредметных умений учащихся: Учебно-методическое пособие. – Иркутск: ИГЛУ, 2012. – 91с.
Философский энциклопедический словарь/ Под ред. Е.Ф. Губского, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 576с.
Хвесеня Н.П. Методика преподавания экономических дисциплин: учебно-методический комплекс. – Минск: БГУ, 2006. – 116с.
Шевченко Е.М. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие для студентов экономических специальностей вузов. – М.:Бланк, 2012. – 84с.
Шкарлупина Г.Д. Теория и методика преподавания правовых дисциплин: Учебно-методическое пособие. – М.: Берлин:Директ-Медиа, 2014. – 359с.
Голубь В.Т. Систематизация и обобщение знаний на уроках математики // Педсовет.орг. URL: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:FbyDV-vVqM0J:pedsovet.org/core/file/get/id/64196+&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru (дата обращения: 15.09.2016).
Гурьянова А.В. Компетентностный подход в образовании // Фестиваль педагогических идей «открытый урок». – URL: http://festival.1september.ru/articles/574903 (дата обращения: 20.09.2016).
Лекция, ее структура и методы ее проведения [Электронный ресурс] Режим доступа - http://studopedia.org/3-4703.html
Ложакова Е.А. Педагогические условия и принципы обеспечения эффективности процесса формирования информационной компетентности студентов музыкальных специальностей в ходе обучения информатике – URL: http://imp.rudn.ru/vestnik/2011/2011_3/6.pdf (дата обращения: 25.09.2016).
Мезенцев Г.В. Методика проведения семинара-диспута в финансово-экономическом вузе // Гуманитарные научные исследования. - 2013. - № 12. URL - http://human.snauka.ru/2013/12/5227 (дата обращения: 15.09.2016).
Мигалина, Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. – URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/10/11/aktivizatsiya-poznavatelnoy-deyatelnosti-uchashchikhsya-na (дата обращения: 15.10.2016).
Пасынок Ю.Ю. новая система оценки качества образования, ориентированная на современные результаты образования (инновационный проект) // Фестиваль педагогических идей «открытый урок». – URL: http://festival.1september.ru/articles/652381/ (дата обращения: 27.09.2016).
Сидоров С.В. Образование как ценность, процесс и результат // Сайт педагога-исследователя. – URL: http://si-sv.com/publ/20-1-0-224(дата обращения: 30.09.2016).
Скоробогатова О.О. Систематизация и обобщение знаний учащихся в процессе обучения математике // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: http://festival.1september.ru/articles/414807/ (дата обращения: 10.09.2016).
Федотова А.В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования [Электронный ресурс]// Система развивающего обучения Занкова. – URL: http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=1866/ (дата обращения: 1.10.2016).
Фредерик П. Восемь вариантов чтения лекций. – URL: http://charko.narod.ru/tekst/sb_ref_2001/08_8-Lekcia.pdf (дата обращения: 5.09.2016).
Шевченко А.И. Понятие и функции образования. – URL: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2231 (дата обращения: 15.09.2016).
68
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования
3. Акмалов А.Ю. К определению «образовательная технология» в контексте современного российского образования // Актуальные проблемы развития образования в России и за рубежом: сборник статей материалов международной научной конференции. – Москва, 2014. – 45-48 с.
4. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. – Казань: Центр инновационных технологий, 2010. – 608с.
5. Аникеева Г.А. Оценивание метапредметных результатов основного общего образования учителем // Сборник материалов научной конференции Украина, г.Киев, 2013. – с. 87-90
6. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: учебник. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 304 с.
7. Байгонакова Г.А., Темербекова А.А., Чугунова И.В. Методика обучения математике: учебное пособие для студентов Высших учебных заведений . - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2013. - 365 с.
8. Беляева Э.С. , Малев В.В., Сапожкова Н.А. Использование заданий с параметром как средства обобщения и систематизации знаний школьников по математике // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. – 2014. - №2. – С.11-14.
9. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педиздат, 1989. – 150с.
10. Божина Б.Н. К вопросу о подготовке к ЕГЭ по математике. Методы решения геометрических задач // Математический вестник педвузов и университетов волго-вятского региона. – 2011. - №13. – С.293-303.
11. Болтаева М. Л. Деловая игра в обучении // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 252-254.
12. Бондаренко Н.Г. , Володин А.А. Анализ содержания понятия «организационно-педагогические условия» // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2014. - №2. – с.143-152
13. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография. – Волгоград: Перемена, 2001. – 201с.
14. Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 74-76.
15. Горев П.М. Утемов В.В. Развитие универсальных учебных действий учащихся основной школы в условиях реализации стандартов нового поколения (ФГОС): Учебно-методическое пособие. – Киров: Издательство МЦИТО, 2015. – 275с.
16. Горовая Т.Ю. Современные системы компьютерного тестирования: аналитический обзор// Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. - №1. – с.79-81
17. Губанова М.И., Лебедева Е.П. Учитель и Ученик: грамотность, компетентность, технологичность: Учебное пособие. – Кемерово: Издтельство КРИПКиПРО, 2013. – 167с.
18. Ерошкова Ю.С. Повторительно-обобщающие уроки по математике как фактор систематизации и укрупнения знаний // Актуальные проблемы современного образования. – 2015. - №2(19). – С.103-109.
19. Зарукина Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учебно-методическое пособие. – СПб.: СПбГИЭУ, 2013. – 56с.
20. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. –220 с.
21. Зимняя И.А. Формирование и оценка сформированности социальных компетентностей у студентов вузов при освоении нового поколения ООП ВПО: Образовательный модуль. Для программы повышения квалификации преподавателей вузов в области проектирования ООП, реализующих ФГОС ВПО. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. – 42 с.
22. Ипполитова Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. – 2012. - №1. – с.8-14
23. Кашенцева Н.И. Система подготовки к основному государственному экзамену по математике (из опыта работы) // Тезисы доклада на конференции «Опыт, проблемы и перспективы построения педагогического процесса в контексте стандартизации образования». – 2016. – С.174-178.
24. Кларин М.В. Инновационное образование: уроки «несистемных» образовательных практик // Образовательные технологии. – 2014. - №1.- с.19-29
25. Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2013. – 176с.
26. Лихачев Б.Т. Педагогика: Учебное пособие. – М.: Академия, 2001. – 607с.
27. Марусева И.В. Современная педагогика (с элементами педагогической психологии): учебное пособие для вузов. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 624с.
28. Новикова, Н.Н. Интерактивные и аудиовизуальные средства обучения – составляющие информационной образовательной среды: учебно-методическое пособие. – Сыктывкар: ГОУДПО «Коми республиканский институт развития образования», 2014. – 100с.
29. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов. – М.: ООО «Издательство Оникс», 2007. – 640с.
30. Подласый И.П. Педагогика. Теория и технология обучения: Учебник для вузов. – М.: Эксмо, 2015. – 343с.
31. Пожидаева Л.В. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики // Обучение и воспитание: методики и практика. - №8. – 2013. – С.145-150.
32. Раенко Т.В. Проблемы подготовки девятиклассников к итоговой государственной аттестации // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2016. - №8.- С. 188-189.
33. Роберт И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. – М.: Дрофа, 2011. –с.25
34. Скляренко А.Н. Инновационные технологии в обучении: Учебное пособие. - М.: Издательство Международного юридического института, 2011.-225с.
35. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2012. – 576с.
36. Солнцева Н.В. Управление в педагогической деятельности: Методическое пособие. – М.:Академия, 2012. – 302с.
37. Ушева Т.Ф. Формирование метапредметных умений учащихся: Учебно-методическое пособие. – Иркутск: ИГЛУ, 2012. – 91с.
38. Философский энциклопедический словарь/ Под ред. Е.Ф. Губского, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 576с.
39. Хвесеня Н.П. Методика преподавания экономических дисциплин: учебно-методический комплекс. – Минск: БГУ, 2006. – 116с.
40. Шевченко Е.М. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие для студентов экономических специальностей вузов. – М.:Бланк, 2012. – 84с.
41. Шкарлупина Г.Д. Теория и методика преподавания правовых дисциплин: Учебно-методическое пособие. – М.: Берлин:Директ-Медиа, 2014. – 359с.
42. Голубь В.Т. Систематизация и обобщение знаний на уроках математики // Педсовет.орг. URL: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:FbyDV-vVqM0J:pedsovet.org/core/file/get/id/64196+&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru (дата обращения: 15.09.2016).
43. Гурьянова А.В. Компетентностный подход в образовании // Фестиваль педагогических идей «открытый урок». – URL: http://festival.1september.ru/articles/574903 (дата обращения: 20.09.2016).
44. Лекция, ее структура и методы ее проведения [Электронный ресурс] Режим доступа - http://studopedia.org/3-4703.html
45. Ложакова Е.А. Педагогические условия и принципы обеспечения эффективности процесса формирования информационной компетентности студентов музыкальных специальностей в ходе обучения информатике – URL: http://imp.rudn.ru/vestnik/2011/2011_3/6.pdf (дата обращения: 25.09.2016).
46. Мезенцев Г.В. Методика проведения семинара-диспута в финансово-экономическом вузе // Гуманитарные научные исследования. - 2013. - № 12. URL - http://human.snauka.ru/2013/12/5227 (дата обращения: 15.09.2016).
47. Мигалина, Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. – URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/10/11/aktivizatsiya-poznavatelnoy-deyatelnosti-uchashchikhsya-na (дата обращения: 15.10.2016).
48. Пасынок Ю.Ю. новая система оценки качества образования, ориентированная на современные результаты образования (инновационный проект) // Фестиваль педагогических идей «открытый урок». – URL: http://festival.1september.ru/articles/652381/ (дата обращения: 27.09.2016).
49. Сидоров С.В. Образование как ценность, процесс и результат // Сайт педагога-исследователя. – URL: http://si-sv.com/publ/20-1-0-224(дата обращения: 30.09.2016).
50. Скоробогатова О.О. Систематизация и обобщение знаний учащихся в процессе обучения математике // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: http://festival.1september.ru/articles/414807/ (дата обращения: 10.09.2016).
51. Федотова А.В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования [Электронный ресурс]// Система развивающего обучения Занкова. – URL: http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=1866/ (дата обращения: 1.10.2016).
52. Фредерик П. Восемь вариантов чтения лекций. – URL: http://charko.narod.ru/tekst/sb_ref_2001/08_8-Lekcia.pdf (дата обращения: 5.09.2016).
53. Шевченко А.И. Понятие и функции образования. – URL: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2231 (дата обращения: 15.09.2016).
Вопрос-ответ:
Как обобщение и систематизация знаний помогают подготовиться к основному государственному экзамену по математике?
Обобщение и систематизация знаний позволяют структурировать материал, основываясь на ранее изученных темах и концепциях, и укрепить их основы перед экзаменом. Это помогает более глубоко понять материал, улучшить понимание связей между темами и успешно применять знания при решении задач.
Как оценивается качество образования через проведение основного государственного экзамена по математике?
Оценка качества образования осуществляется через проведение основного государственного экзамена по математике. Результаты этого экзамена позволяют оценить уровень знаний и навыков студентов, а также эффективность образовательного процесса. Экзамен проверяет умение студентов применять математические знания, анализировать и решать задачи, что позволяет оценить их компетентность в данной области.
Какова роль и место уроков обобщения и систематизации знаний в образовательном процессе?
Уроки обобщения и систематизации знаний играют важную роль в образовательном процессе. Они помогают студентам укрепить полученные знания, выявить и заполнить пробелы, развить логическое мышление и понимание темы. Такие уроки помогают студентам организовать информацию, структурировать знания и усвоить материал на более глубоком уровне.
Какие педагогические условия необходимы для систематизации и обобщения знаний?
Для систематизации и обобщения знаний необходимы следующие педагогические условия: создание комфортной образовательной среды, стимулирование интереса и мотивации студентов, использование разнообразных активных методов обучения, проведение систематической повторения и закрепления материала, а также организация коллективной и индивидуальной работы для активного взаимодействия студентов с учителем и друг с другом.
Какие теоретические основы процесса обобщения и систематизации знаний необходимо усвоить перед подготовкой к основному государственному экзамену по математике?
Для успешной подготовки к основному государственному экзамену по математике необходимо усвоить теоретические основы процесса обобщения и систематизации знаний. Это включает в себя понимание базовых понятий и формулировок математических задач, развитие навыков логического мышления, умение анализировать и сравнивать информацию, а также умение применять полученные знания на практике. Помимо этого, важно обратить внимание на методы решения различных типов задач и приобрести навыки работы с учебными пособиями и материалами.
Каким образом проводится оценка качества образования через основной государственный экзамен?
Оценка качества образования проводится через проведение основного государственного экзамена. Этот экзамен направлен на проверку уровня знаний и умений выпускников по различным предметам, включая математику. Результаты экзамена позволяют оценить качество образования в общем и определить уровень подготовки выпускников. Выступающие вопросы могут быть разного уровня сложности и позволяют оценить глубину знаний и умение самостоятельно решать математические задачи.
Какова роль и место уроков обобщения и систематизации знаний в образовательном процессе?
Уроки обобщения и систематизации знаний играют важную роль в образовательном процессе. Они позволяют учащимся закрепить и углубить полученные знания, а также научиться применять их на практике. Во время таких уроков учитель проводит обзор изученного материала, помогает структурировать знания и находить связи между ними. Такой подход способствует лучшему усвоению материала и повышает понимание предмета в целом.
Каким образом осуществляется обобщение и систематизация знаний при подготовке к основному государственному экзамену по математике?
Обобщение и систематизация знаний при подготовке к основному государственному экзамену по математике осуществляется путем анализа учебного материала, выделения основных понятий и закономерностей, их связей и взаимосвязей. Затем полученные знания организуются в систему, чтобы облегчить последующие этапы обучения и использования материала на экзамене. Важной составляющей является повторение и закрепление усвоенных знаний через различные учебные задачи и примеры.
Каким образом оценивается качество образования через проведение основного государственного экзамена?
Качество образования оценивается через проведение основного государственного экзамена путем определения уровня знаний, умений и навыков у школьников по определенным предметам, в том числе по математике. Результаты экзамена являются одним из критериев при поступлении в высшие учебные заведения и позволяют оценить уровень подготовки обучающихся в данной сфере.