Информатизация общества и образования
Заказать уникальную курсовую работу- 44 44 страницы
- 10 + 10 источников
- Добавлена 25.11.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Разработка технического задания 7
1.1 Полное наименование приложения и его условное обозначение 7
1.2 Основание для разработки 7
1.3 Назначение и цели создания приложения 7
1.3.1 Назначение приложения 7
1.3.2 Цели создания приложения 7
1.4 Требования к приложению 8
1.4.1. Требования к функционированию приложения 8
1.4.2 Требования к надёжности 8
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗРАБОТКИ ВЕБ-ИНТЕРФЕЙСОВ ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 9
2.1. Современные требования к веб-порталу 9
2.1.1. Создание веб портала 9
2.1.2. Основные характеристики корпоративных порталов 11
2.1.3. Архитектура корпоративных порталов 12
2.2. Технологии проектирования веб-интерфейсов 15
2.2.1. Проектирование структуры веб-интерфейса (Карты мозга) 16
2.2.2. Проектирование дизайна веб-интерфейса 19
2.2.3. Технологии прототипирования веб-интерфейсов 21
2.3. Технологии front-end разработки веб-интерфейсов 22
2.3.2. Технологии программирования (JavaScript jQuery JQueryUI Ajax) 25
2.4. Технологии back-end разработки 26
2.4.1. Наиболее распространенные средства серверной разработки (PHP MySQL) 26
2.4.2. Набор веб инструментов разработчика (CASE, IDE, проектировщики баз данных) 28
2.5. Проектирование информационных систем 28
2.5.1. Методологии проектирования 28
2.5.2. Инструменты проектирования 29
1.6. Выбор CMS 30
1.7. Выводы к первому разделу. 31
3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ТИПА ВЕБ ПОРТАЛ 33
3.1. Общие понятия проектирования информационных систем 33
3.2. Постановка задачи и основные особенности построения и работы интерактивного сайта 38
3.3. Функциональная диаграмма (IDEF0 или SADT) 41
3.4.Функциональная модель системы IDEF3 43
3.5. Разработка проекта сайта. Анализ требований. 44
В разработке программного продукта будет использоваться именно последняя методология. Спиральная методология (стратегия) жизненного цикла разработки программного обеспечения (эволюционная или итерационная модель разработки) подразумевает разработку в виде последовательности версий, но в начале проекта определены не все требования. Требования уточняются в результате разработки версий.Достоинства модели: базируется на том, чтобы быстрее показать пользователям системы некоторый работоспособный продукт, тем самым, включая процесс уточнения и дополнения требований;предполагает изменение и уточнение требований при разработке информационной системы, что характерно для большинства разработок, в том числе и типовых;позволяет обеспечить большую гибкость в управлении проектом;реализует получение более надежной и устойчивой системы. В процессе развития системы от итерации к итерации ошибки и слабые места обнаруживаются и исправляются на каждом этапе;дает возможностьулучшать процесс разработки – проводить анализ в каждой итерации, который позволяет проводить оценку того, что должно быть изменено в разработке, и улучшить ее на следующей итерации;позволяет уменьшить риски заказчика. Заказчик может завершить развитие убыточного проекта с минимальными для себя финансовыми и временными потерями.Недостатки модели: у разработчика увеличивается неопределенность в перспективах развития проекта. затруднены операции временного и ресурсного планирования всего проекта в целом.В настоящее время имеется несколько методологийразработки программного обеспечения, которые можно рекомендовать при использовании спиральной модели жизненного цикла. Наиболее известными из них являются методология быстрой разработки приложений (Rapid Application Development, RAD), экстремальное программирование (eXtreme Programming, XP), методология быстрой разработки (Agile, Scrum).После детального изучения данных методологий было принято решение использовать RADметодологию.RAD-разработка определяется по таким параметрам: небольшая команду программистов (около 10 человек); сжатый, но максимально функциональный производственный график (не более 6 месяцев); итерационный цикл, при котором разработчики по мере того, как реализуются задания на разработку, выполняются в продукте требования, полученные через взаимодействие с заказчиком.Кроме характерных для спиральной модели жизненного цикла особенностей, методология RAD подразумевает использование на каждой итерации:CASE2-средств для создания и анализа требований, проектирования системы, автоматической генерации кода программ и структуры БД, а также автоматического тестирования программного обеспечения;инструментальных средств (IDE систем), поддерживающих объектно-ориентированный подход. Эти средства позволяют создать описание предметной области в виде совокупности объектов – сущностей реального мира, характеризуемых свойствами (атрибутами) и поведением (методами);Набора инструментальных средств (IDE систем), обеспечивающих визуальную разработку (программирование) системы. Среда разработки приложений позволяет без написания кода программы создавать сложные графические интерфейсы пользователя, состав и структуру БД, запросы к БД, а также связывать данные с элементами интерфейса (переключателями, полями ввода, таблицами и т. д.), которые потом генерируются средствами систем в шаблоны кода на различных языках программирования;инструментальных средств, обеспечивающих событийное программирование. Каждый объект, входящий в состав приложения, может генерировать события и реагировать на события, генерируемые другими объектами;шаблонов и библиотек готовых решений как собственной разработки, так и сторонних производителей.Процесс перехода от технического задания к описанию системы в виде набора пакета стандартных документов (проектной документации), достаточного для полного создания системы, называется проектированием.Все наиболее распространенные методологии анализа и проектирования информационных систем при построении моделей базируются на ряде общих принципов.Принципе декомпозиции - разбиение на меньшие независимые задачи.Принципе иерархического упорядочения – представление задачи в виде древовидной структуры. Принципе концептуальной общности – общий подход к разработкена всех стадиях жизненного цикла.Принципе абстрагирования - выделение существенных элементов системы и отвлечении от несущественныхПринципе формализации - описание системы на формальном языке.Принципе унификации - унифицированное представление и обозначение элементов.Принципе логической независимости - логическое проектирование.Принципе многомодельности - построение ряда моделей.Принципе непротиворечивости (согласованности) - согласованности элементов моделей и самих моделей.Принципе инкапсуляции - сокрытие свойств и методов внутри объекта.Принципе полиморфизма (англ. polymorphy)– многообразие форм объекта.Методология SADT (Structured Analysis and Design Technique – методология структурного анализа и проектирования) представляет собой совокупность методов, правил и процедур, предназначенных для построения функциональной модели системы.Сейчас чаще всего говорят о IDEF0, наиболее часто используемом фрагменте данной методологии в которую еще входит IDEF3.Эта методология описывает функциональный аспект информационной системы, при этом она конкурирует с методологией, которая ориентирована на описание потоков данных (DFD). В отличие от этих методологий IDEF0 позволяет:описывать все системы, не ограничиваясь только информационными (, в то время, как DFD предназначена для описания только программного обеспечения);создавать описание не только системы, но и ее внешнего окружения до момента определения финальных требований. Иначе говоря, с помощью этой методологии можно последовательно выстраивать и анализировать систему даже в том случае, когда еще сложно представить ее реализацию.Т.о., методология IDEF0 может применяться и применяется на ранних этапах проектированияразличных систем. В тоже время ее можно использовать для анализа различных функций уже существующих систем и разработки решений по их качественному улучшению.Эта методология при описании функций информационной системы конкурирует с методами, описания потоков данных (DFD). В отличие от них IDEF0 позволяет:описывать все типы систем, а не только информационные, в то время как диаграммы DFD предназначены только для описания систем программного обеспечения;создавать описания системы и элементов ее внешнего окружения до момента определения финальных требований к ней. Проще говоря, с помощью данной методологии проектировать систему и анализировать ее даже на таком раннем этапе, когда трудно представить ее реализацию.3.2. Постановка задачи и основные особенности построения и работы интерактивного сайтаСистема управления интерактивным сайтом реализуется в стандартном виде для любой CMS (Система управления содержимым сайта)в виде клиент – серверного приложения (см. рис. 3.1).Рис.3.1 – Структура системы управления интерактивный сайтомПроцесс обработки данных происходит по схеме «клиент – веб-сервер -сервер приложений - база данных». Поступивший запрос обрабатывается сервером приложений, который получает и обрабатывает информацию через СУБД и передает/получает данные из информационной системы, а при подключении к бизнес процессам спортивной общественной организации, выполняет взаимодействия с системами, которые реализуют эти процессы в системе интерактивного сайта или передают обработанные данные учителям и родителям, которые реализуют возложенные на них функции по образовательному и воспитательному обслуживанию школьников в границах специфики данного учреждения.Таким образом, для реализации системы управления интерактивным сайтом в минимальной конфигурации необходимо иметь:Web-сервер для распределения поступающих запросов и реализации разграничения доступа; сервер приложений для управления работой всех модулей и компонентов системы, в частности, бизнес-логикой, элементами функционала, подсистемами интерактивного сайта ;СУБД для реализации всех операций по хранению и обработке всех видов информации: данных о товарах, клиентах, счетах и т.п. К данной системе отдельными модулями подключаются модули, плагины, специальные системы, которые реализуют интерактивные функции сайта. Для полной интеграции с бизнес процессами медицинского учреждения может быть организован шлюз для электронной передачи данных между интерактивным сайтом и внутренней системой автоматизации документооборота общественной организации «Футбольный болельщик». Но в данной Курсовой работе данный вопрос рассматриваться и освещаться не будет, так как его рассмотрение может быть темой самостоятельного исследования.С технической точки зрения веб-портал можно рассматривать как совокупность клиентского веб-интерфейса с удобным юзабилити и серверной системы, реализующей функции интерактивного взаимодействия школьника с информационной системой интерактивного сайта через интерактивную составляющую последнего. Чем больше будет интерактивная составляющая тем плотнее и теснее будет взаимодействие пользователей сайта, в нашем случае футбольных болельщиков и администрации организации с информационной системой, что значительно повысит эффективность информационной, воспитательной, просветительской и культурной составляющей спортивного портала и приведет к повышению уровня и качества работы портала, пропаганде здорового спортивного способа жизни, поднимет интерес к спорту вообще и футболу, в частности, хотя бы в вопросах информационной поддержки, пропаганде спорта, с другой стороны, данная система разгрузит администрацию общественной организации, обобщит болельщиков разных команд на одном ресурсе, позволит вести разумный предметный диалог, вместо драк на стадионах. Футбольный болельщик не обязательно должен конфликтовать с законом, в большинстве своем футбольные болельщики, культурные, воспитанные люди, приносящие пользу обществу, но недостаток, именно культуры, болельщика приводит часто к непониманию, дракам и хулиганству. Задача портала - окультурить болельщика. С другой стороны, с точки зрения информационной системы портал представляет собой информационную систему, поддерживающую сервисы с веб-интерфейсом.Веб-интерфейс информационной системы предоставляет стандартный интерфейс к базе данных стандартного информационного сайта с некоторыми расширенными в область интерактивных компонент функциями (в виде форм, системы авторизации, форума, календаря, социальной сети, системы комментариев). Данная функциональность позволяет говорить о сайте как образовательном информационном портале. В его задачи входит работа по приему форм для различного вида записей, анкетированию, проведению опросов, сбору статистических сведений, проведению консультаций по вопросам педагогики, психологии, воспитания, вопросам мотивации к творческой деятельности школьников, образовательная информация, в дальнейшем возможно подключение системы обучения, созданию коммуникации между творческим детьми, создание творческих групп, консультации различные формы и виды обзоров, так и в онлайновом режиме. Исходя из определенных требований к программному комплексу, можно перейти к разработке схемы ресурсов. Схемы ресурсов отображают конфигурацию блоков данных и обрабатывающих блоков, которые требуется для решения задачи или набора задач.Основные системы и правила обработки данных:система состоит из набора веб-страниц, где совмещаетсякод на языке PHP и текст с HTML-форматированием;данные ситемы хранятся в БД MySQL;параметры отображения информации в системе и настройки для доступа к БД MySQL хранятся в файле настроек;для работы в системе пользователь вводит в браузере адрес главной страницы, а браузер, используя настройки Интернет-соединения, устанавливает соединение с HTTP-сервером через глобальную сеть по протоколу HTTP;HTTP-сервер выполняет анализ поступивших от пользователей запросов иперенаправляет запрос к интерпретатору PHP, в случае необходимости обработки страниц, являющихся динамическими;интерпретатор выполняет обработку данных, в ходе которой, обращается к СУБД MySQL;СУБД MySQL функционирует на стороне сервера и использует файл настроек для задания рабочих параметров;HTTP-сервер использует конфигурационный файл для задания рабочих параметров.3.3. Функциональная диаграмма (IDEF0 или SADT)Для изучения предметной области использовалась методология SADT. Функциональная модель SADT служит для отображения функциональной структуры объекта, т.е. производимых им действий и связи между этими действиями. Построение модели стандартно начинается с создания контекстной диаграммы, которая представляет всю систему полностью в виде простейшей компоненты - одного блока информационной системы «Информационный портал спортивной общественной организации" и дуг, изображающих все основные связи моделируемой системы с внешним миром (рис. 3.3).Рис. 3.3. Диаграмма информационных процессов нулевого уровняДиаграмма декомпозиции, полученная в результате разбиения контекстной диаграммы на отдельные активности, выявляет полный набор подфункций, каждая из которых представлена как блок, границы которого определены интерфейсными дугами (Рис. 3.4).Рис. 3.4. Декомпозиция первого уровня3.4.Функциональная модель системы IDEF3Функциональная модель предметной области была разработана с использованием AllFusionProcessModeler. Данный программный продукт автоматизирует задачи, связанные с построением моделей развития. Это достигается применением в AllFusionProcessModeler различных методологий, которые позволяют анализировать деятельность предприятия в трех информационных разрезах.В данном проекте была использована методология IDEF3 (Integration Definition for Function Modeling).В границах этой методологии бизнес-процесс представляется в виде набора элементов-работ, которые взаимодействуют между собой, и при этом обмениваются информационными и материальными потоками с помощью ресурсов, которые потребляются каждым видом работ.В основу модели был положен процесс работы системы управления контентом с использованием интерактивных модулей, плагинов и систем в информационном портале спортивной общественной организации «Футбольный болельщик». Декомпозиция процесса входа в CMS изображена на рисунке 3.5.Рис. 3.5 – Декомпозиция процесса предоставления информации3.5. Разработка проекта сайта. Анализ требований.На начальном этапе разработки производится анализ требований к программному продукту.Как уже описывалось ранее анализ требований заключается в определении потребностей и условий предъявляемых к новому, или изменённому продукту, учитывая возможно конфликтные требования различных заказчиков.Анализ требований является критическим для успешной разработки проекта. Требования должны быть задокументированы, измеримыми, тестируемыми, связанными с бизнес-потребностями, и описанными с уровнем детализации достаточным для конструирования системы. Требования могут быть архитектурными, структурными, поведенческими, функциональными, и не функциональными.Создание информационных образовательных сайтов – это сложный процесс, который имеет ряд своих особенностей, обусловленных в как особой специализацией, так и тематическим наполнением. Конечно, сайт Дворца школьников имеет основные характерные черты, присущие корпоративным сайтам. Однако выполнение требований педагогики и возрастной психологии накладывают массу ограничений на информацию. Главная функция потрала общественной организации — вызывать доверие у посетителей, мотивировать их на дальнейшее посещение сайта и Дворца школьников, находить увлечения, раскрывать творческий потенциал. Поэтому все элементы медицинского сайта (текст, фото, видео, анимация) должны быть доступными, а внешний вид страниц и интерактивных элементов («Обратная связь», «Вопросы и ответы», «Отзывы» и др.) соответствовать всем правилам продающих страниц.В результате проведенного анализа было определено, что разрабатываемый сайт Дворца школьников должен решать несколько задач:информационная - размещение на сайте актуальных новостей, информации, освещение наиболее серьезных футбольных матчей мероприятий;консультационная –по вопросам приобретения билетов, поиска футбольной атрибутики, подбору футбольного инвентаряорганизация спортивных соревнований между болельщиками;психологическая – оказание психологической помощи и членов организации по всем вопросам футбольного мира;статистическая – сбор статистической информации по определенным группам или промежуткам времени;коммуникативная – организация цивилизованного общения между футбольными болельщиками;контролирующая – контроль за качеством предоставляемых услуг, наиболее актуальные вопросы и методы их решения из отзывов. рекламная - привлечение болельщиков;повышение доверия к спортивной общественной организации;отчет о работе и успехах учеников.Заключение.В работе были рассмотрены современные информационные технологии. В результате выполнение задания на Курсовое проектирование и разработки программного продукта было проанализировано понятие сайта и этапы его создания.На следующем этапе выполнения Курсового задания было проанализировано та выполнено задание по проектированию структуры сайта спортивной общественной организации «Футбольный болельщик». Для выполнения данной задачи был проведен детальный анализ всех видов требований к данному программному продукту на основании которых, была разработана структура сайта и определена возможность использования средств автоматизации.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАрушанян О.Б. Архитектура клиентского программного обеспечения для web-приложений, ориентированных на представление данных // Вычислительные методы и программирование / О.Б.Арушанян, H.A.Богомолов, А.Д. Ковалев, М.Н. Синицын. - М., Прогресс, 2004 Т.5. с. 24-37. Гагин А. Технология работы в глобальних общедоступных сетях. /А. Гагин - М: Jet Infosystems, 2006. - 235с.Гудман Д. JavaScript. Библия пользователя, 4-е издание: Пер. з англ. /Д. Гудман - М.: Издательский дом "Вильямс", 2003. -960с.Голицына, О.Л. Базы данных: Учебное пособие / О.Л. Голицына, Н.В. Максимов, И.И. Попов. - М.: Форум, 2012. - 400 c.Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л. Проектирование информационных систем. Интернет-университет информационных технологий. / В.И. Грекул, Г.Н. Денищенко, Н.Л. Коровкина // ИНТУИТ.ру. − 2008.Козленко Л. Проектирование информационных систем. / Л. Козленко.Колисниченко Д.Н. Joomla 1.5. Учебник пользователя. / Д.Н. Колисниченко. - М.; СПб.К.: Диалектика, 2009. -212с.: рис.Кошелев, В.Е. Базы данных в ACCESS 2007: Эффективное использование / В.Е. Кошелев. - М.: Бином-Пресс, 2009. - 592 c Мержевич Влад. Этапы проектирования сайта. /Влад Мержевич – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.htmlbook.ru/Федоров Н.В. Проектирование информационных систем на основе современных CASE-технологий. – М.: МГИУ, 2008. − 287 с.
2. Гагин А. Технология работы в глобальних общедоступных сетях. /А. Гагин - М: Jet Infosystems, 2006. - 235с.
3. Гудман Д. JavaScript. Библия пользователя, 4-е издание: Пер. з англ. /Д. Гудман - М.: Издательский дом "Вильямс", 2003. -960с.
4. Голицына, О.Л. Базы данных: Учебное пособие / О.Л. Голицына, Н.В. Максимов, И.И. Попов. - М.: Форум, 2012. - 400 c.
5. Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л. Проектирование информационных систем. Интернет-университет информационных технологий. / В.И. Грекул, Г.Н. Денищенко, Н.Л. Коровкина // ИНТУИТ.ру. − 2008.
6. Козленко Л. Проектирование информационных систем. / Л. Козленко.
7. Колисниченко Д.Н. Joomla 1.5. Учебник пользователя. / Д.Н. Колисниченко. - М.; СПб.К.: Диалектика, 2009. -212с.: рис.
8. Кошелев, В.Е. Базы данных в ACCESS 2007: Эффективное использование / В.Е. Кошелев. - М.: Бином-Пресс, 2009. - 592 c
9. Мержевич Влад. Этапы проектирования сайта. /Влад Мержевич – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.htmlbook.ru/
10. Федоров Н.В. Проектирование информационных систем на основе современных CASE-технологий. – М.: МГИУ, 2008. − 287 с.
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет информатизация общества и образования?
Информатизация общества и образования играет важную роль в современном мире. Она позволяет эффективно передавать, обрабатывать и хранить информацию, улучшая тем самым качество образования и общественной жизни в целом.
Какое назначение имеет разработка технического задания?
Разработка технического задания необходима для определения основных требований и целей создания приложения. Она является отправной точкой для разработчиков, позволяющей им понять, как должно функционировать приложение и какие задачи оно должно решать.
Какие требования могут быть предъявлены к функционированию приложения?
К требованиям к функционированию приложения можно отнести: стабильность работы, быстродействие, удобство использования, наличие необходимых функций и возможностей, а также совместимость с различными платформами.
Какие требования могут быть предъявлены к надежности приложения?
Надежность приложения может оцениваться по таким критериям, как отсутствие сбоев и ошибок, защищенность от взлома и несанкционированного доступа, сохранность данных и возможность восстановления при сбое системы.
Какие технологии разработки веб-интерфейсов существуют для информационных систем?
Существует множество технологий разработки веб-интерфейсов, таких как HTML, CSS, JavaScript, PHP, Java, Python и многие другие. Каждая из них имеет свои особенности и применяется в различных ситуациях в зависимости от требований проекта.
Что такое информатизация общества и образования?
Информатизация общества и образования – это процесс внедрения информационных технологий в различные сферы жизни, включая образование. Он включает в себя автоматизацию и оптимизацию процессов, обеспечение доступа к информации и обучению с использованием компьютеров, сетей и программного обеспечения.
Какие цели преследует создание приложения для информатизации образования?
Основная цель создания приложения для информатизации образования - улучшение и оптимизация процесса обучения. Приложение позволяет обеспечить доступ к обучающимся качественной и актуальной информации, создать удобные инструменты для работы с материалами и заданиями, а также улучшить коммуникацию между учениками и преподавателями.
Какие требования предъявляются к функционированию приложения для информатизации образования?
К требованиям к функционированию приложения для информатизации образования относятся, например, возможность работы с различными форматами материалов (тексты, видео, аудио), наличие системы оценок и отчетов, удобная навигация, возможность работы с несколькими пользователями одновременно и другие.
Какие современные технологии разработки веб-интерфейсов используются для создания приложений?
Для создания веб-интерфейсов приложений используются различные современные технологии, такие как HTML, CSS, JavaScript, фреймворки для разработки веб-интерфейсов (например, React, Angular, Vue.js), серверные технологии (например, Node.js, Ruby on Rails) и другие.
Какие требования предъявляются к надежности приложения для информатизации образования?
К требованиям к надежности приложения для информатизации образования относятся, например, защита данных пользователей, обеспечение стабильной и бесперебойной работы приложения, резервное копирование данных, защита от взлома и другие меры безопасности.
Какое полное наименование приложения и его условное обозначение?
Полное наименование приложения - информационная система "Информатизация общества и образования 4.1". Условное обозначение - ИС ИОО 4.1.
Какой основание для разработки приложения "Информатизация общества и образования 4.1"?
Основание для разработки приложения - необходимость информатизации общества и образования, а также решение соответствующих задач и проблем в этих сферах.