Модели олигополистической взаимозависимости и координации. Олигополистическая взаимозависимость и координация как фактор, влияющий на величину рыночной власти предприятия.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономика отрасли
  • 26 26 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 25.12.2016
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
1.1. Основные черты олигополистического рынка 5
1.2. Олигополистическая взаимозависимость и координация: понятие и влияние на конкурентную стратегию предприятий 7
1.3. Модели олигополистической взаимозависимости и координации 10
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 15
2.1. Описание товара отрасли 15
2.2. Исследование структуры отрасли 17
2.3. Выявление и оценка элементов олигополистического поведения предприятий в отрасли 19
Заключение 24
Список использованных источников 26

Фрагмент для ознакомления

Таблица 3 –расчет индекса концентрацииИндекс концентрациизначениеCR30,23CR40,29CR70,45CR100,53Источник: составлено авторомПри этом считается, что если CR4 > 0.75, то рынок монополизирован. Рынок 10 крупнейших фирм не монопольный, но 10 фирм занимают более половины рынка, рынок относится к олигополии.Произведем расчет индекса Херфиндаля- Хиршмана.Таблица 4 - Расчет индекса Херфиндаля- Хиршманадоляданные для расчетаToyota9,590,25Volkswagen7,251,84Ford6,846,24Hyundai5,530,25Nissan5,429,16Honda525Chevrolet4,924,01Kia3,512,25Mercedes2,45,76Renault2,45,76IHН320,52Источник: составлено авторомРынок считается высокомонопольным при значении индекса более 1800, здесь значение указывает на олигополию.2.3. Выявление и оценка элементов олигополистического поведения предприятий в отраслиНа основе данных ЮНКТАД представлены сведения об активах и продажах компаний-лидеров авторынка.Таблица 5 - Сведения об активах и продажах компаний-лидеров авторынкакомпаниястранаактивыпродажиTNI (Процент)иностранныевсегоиностранныевсегоТойота Мотор КорпорейшнЯпония274 380403 088171 231256 38158,6Volkswagen GroupГермания176 656446 555211 488261 56058,6Компания Ford MotorСоединенные Штаты79 092203 75261 458146 91744,7Источник: http://unctad.org/Sections/dite_dir/docs/WIR2014/WIR14_tab28.xlsВ таблице 6 даны проценты интернационализации активов и доходов.Таблица 6– Процент интернационализации активов и доходовкомпанияИнтернационализация активов,%Интернационализация доходов,%Тойота Мотор Корпорейшн68,0766,79Volkswagen Group39,5680,86Компания Ford Motor38,8241,83Источник: http://unctad.org/Sections/dite_dir/docs/WIR2014/WIR14_tab28.xlsПозиции компаний по интернационализации активов приведены на рис.3. Позиции компаний по интернационализации доходов приведены на рис.4.По интернационализации активов лидирует компания Тойота, процент -68,07%, по интернационализации доходов лидирует компания Фольксваген, процент -80,85%.Рис.3. Позиции компаний по интернационализации активов,%Источник: составлено авторомИсточник: составлено авторомРис.4. Позиции компаний по интернационализации доходов, % Общее позиционирование компаний дано на рис.5.Источник: составлено авторомРис.5. Позиционирование компаний по интернационализации активов и доходов, %Компания Тойота занимает лидерскую позицию по интернационализации активов, а Фольксваген по интернационализации доходов.У компании Тойота бизнес по интернационализации имеет близкие значения, иностранные активы -68,06%, а доходы о них – 66,8%.У компании Фольксваген значения интернационализации несбалансированы. Активы компании в общих занимают 39,56%,а доходы от них-80,86%.У компании Форд активы и доходы имеют близкие значения. Иностранные активы занимают 38,8 бизнеса, а доходы от них -41,8%.Можно сделать вывод, что у компаний Тойота и Форд вложения в зарубежные активы пропорциональны отдаче от них, а у компании Фольксваген вложения в иностранные активы приносят большую часть доходов, значит вложения в активы на месте дислокации в стране производства не прибыльны. Компании выгоднее иметь бизнес за рубежом.Из рассмотренных компаний основные активы за рубежом имеет компания Тойота. Лидерскую позицию занимает компания Тойота, так как у нее самая высокая доля рынка и доля интернационализации активов. Позицию следования за лидером имеет компания Фольксваген, доля рынка ненамного ниже, и лидерство по интернационализации доходов.На третьем месте компания Форд.В процессе исследования нами выявлена зависимость между уровнем интернационализации активов и долей рынка. Это прямая зависимость, если расчет уровень интернационализации активов, то растет и доля рынка.Данная зависимость напрямую связана с проявлением эффекта масштаба и теории отраслевого развития.По мере стандартизации товара его производство и экспорт перемещается в страны с более низким уровнем развития, где сравнительные преимущества не на инновационности, а на других элементах затрат, в первую очередь на снижении издержек на рабочую силу.Производство автомобилей стандартизировано и продукт компании в основной массе находится на стадии зрелости. Особенность продукта на этой стадии – максимальная стандартизированность. Следствие: производство происходит по типовым технологиям, не нужны квалифицированные работники; оборудование для производства устаревает; инновационная страна теряет преимущество в производстве и сокращает его в развитой стране в связи с ростом издержек; производство перемещается в третьи страны.В соответствии с данным явлением производство компаний было перемещено в другие страны, что выразилось в интернационализации активов.В стране расположения головной компании производятся инновации и далее постепенно производство перемещается в другие страны.ЗаключениеРынок олигополии отличается небольшим числом компаний, которые производят разнородную или однородную продукцию, эти компании действуют в соответствии с закономерностями изложенных в работе моделей. По модели Курно снижение отраслевой концентрации ведет к снижению рыночной власти. По модели Бертрана действия конкурентов фирмами учитываются и фирмы стремятся получить большую рыночную власть через стратегию снижения издержек и принятие картельных соглашений. Форхаймер и Штакельберг говорят о наличии на рынке лидера, обладающего наибольшей рыночной властью и его последователях, которые зависимы в решения от политики лидера.Все модели отражают то, что олигополии стремятся к максимизации рыночной власти, но ограничены зависимостью от действий других фирм. Чтобы увеличить свою рыночную власть используется стратегия снижения издержек, эффект масштаба. Для того, чтобы увеличить прибыль для всех участников олигополии создаются картельные соглашения.Таким образом, в условиях олигополии участники рынка находятся во взаимозависимости друг от друга в любом случае ( противостояния или координации). Координация используется для достижения соглашения по объемам и ценам и вытеснения с рынка наиболее слабых конкурентов, в результате чего рыночная власть оставшихся фирм растет.Рассмотрен мировой авторынок.Лидерскую позицию на мировом автомобильном рынке занимает компания Тойота, так как у нее самая высокая доля рынка и доля интернационализации активов. Позицию следования за лидером имеет компания Фольксваген, доля рынка ненамного ниже, и лидерство по интернационализации доходов. По интернационализации активов компания находится на втором месте.Компания Форд занимает третье место и по доле рынка и по уровню интернационализации.В процессе исследования нами выявлена зависимость между уровнем интернационализации активов и долей рынка. Это прямая зависимость, если расчет уровень интернационализации активов, то растет и доля рынка.Данная зависимость напрямую связана с проявлением эффекта масштаба и стратегии снижения издержек, что свойственно лидеру рынка.Список использованных источниковАристова В.В. Основные показатели определения рыночной концентрации // Вестник магистратуры. 2013. №12(27).-С.23-24Амосова В.В.,Маховикова Г.А.,Гукасьян Г.А.Экономическая теория-СПб: Питер,2008-240 с;Бугаян И.Р. Современная экономика. - М.:Феникс,2009.-510 с.Вечканов Г.С.Экономическая теория. Учебник для ВУЗов-СПб: ПитерПресс,2008-448 с;Все о маркетинге: Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб. - М.: Азимут-Центр. 2013.-С.267Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие / Под ред. А.И. Добрынина. М.: ИНФРА-М, 2011.-512 с. Экономическая теория. / Под ред. Видяпина В.И. и др. - М.: ИНФРА-М, 2014.-714 с.Экономическая теория. / Под ред. Камаева В.Д. - М.: ВЛАДОС, 2013. -592 с.Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С, Тарасевича. СПб: Изд. СПбГУЭФ, Издательство Питер Паблишинг, 2013. -560 с. Экономическая теория / Под ред. Ю.Б. Козлова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. -458 с.Экономическая теория: Учебник / Под ред. Б.Б. Хохлова. М.: ПРИОР, 2014.-530 с.Пять взглядов на стратегию достижения лидерства на рынке [Электронный ресурс] Режим доступа: http://altrc.ru/media/File/Articles/1PDF-versions/5%20P.pdf/ свободный. - Загл. с экрана.Соколов П.А. Эффекты масштаба [Электронный ресурс] Режим доступа: http://spbu.ru/files/upload/disser/eco/2011/avtoref-Sokolov.pdf свободный. - Загл. с экрана.Лекции по экономике. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://economy.bsu.by/wp-content/uploads/2014/03/461113.pdf свободный. - Загл. с экрана.Барьеры входа в отрасль [Электронный ресурс] Режим доступа: http://us-business.org/64-barriers-to-entry.html свободный. - Загл. с экрана.World Trade Organisation. International trade statistics [electronic resource] / WTO. 2012. - http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/its2012_e/its2012_e.pdf http://unctad.org/Sections/dite_dir/docs/WIR2014/WIR14_tab28.xlsСтатистика мирового производства автомобилей [Электронный ресурс] Режим доступа: http://serega.icnet.ru/CarSaleAuto_2015_World.htmlМикроэкономика[Электронный ресурс] Режим доступа:http://economylit.online/uchebnik_mikroekonomika/oligopoliya-25791.htmlРынок олигополии [Электронный ресурс] Режим доступа:http://econf.rae.ru/pdf/2013/12/3040.pdf

Список использованных источников
1. Аристова В.В. Основные показатели определения рыночной концентрации // Вестник магистратуры. 2013. №12(27).-С.23-24
2. Амосова В.В.,Маховикова Г.А.,Гукасьян Г.А. Экономическая теория-СПб: Питер,2008-240 с;
3. Бугаян И.Р. Современная экономика. - М.:Феникс,2009.-510 с.
4. Вечканов Г.С. Экономическая теория. Учебник для ВУЗов-СПб: ПитерПресс,2008-448 с;
5. Все о маркетинге: Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб. - М.: Азимут-Центр. 2013.-С.267
6. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие / Под ред. А.И. Добрынина. М.: ИНФРА-М, 2011.-512 с.
7. Экономическая теория. / Под ред. Видяпина В.И. и др. - М.: ИНФРА-М, 2014.-714 с.
8. Экономическая теория. / Под ред. Камаева В.Д. - М.: ВЛАДОС, 2013. -592 с.
9. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С, Тарасевича. СПб: Изд. СПбГУЭФ, Издательство Питер Паблишинг, 2013. -560 с.
10. Экономическая теория / Под ред. Ю.Б. Козлова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. -458 с.
11. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Б.Б. Хохлова. М.: ПРИОР, 2014.-530 с.
12. Пять взглядов на стратегию достижения лидерства на рынке [Электронный ресурс] Режим доступа: http://altrc.ru/media/File/Articles/1PDF-versions/5%20P.pdf/ свободный. - Загл. с экрана.
13. Соколов П.А. Эффекты масштаба [Электронный ресурс] Режим доступа: http://spbu.ru/files/upload/disser/eco/2011/avtoref-Sokolov.pdf свободный. - Загл. с экрана.
14. Лекции по экономике. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://economy.bsu.by/wp-content/uploads/2014/03/461113.pdf свободный. - Загл. с экрана.
15. Барьеры входа в отрасль [Электронный ресурс] Режим доступа: http://us-business.org/64-barriers-to-entry.html свободный. - Загл. с экрана.
16. World Trade Organisation. International trade statistics [electronic resource] / WTO. 2012. - http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/its2012_e/its2012_e.pdf
17. http://unctad.org/Sections/dite_dir/docs/WIR2014/WIR14_tab28.xls
18. Статистика мирового производства автомобилей [Электронный ресурс] Режим доступа: http://serega.icnet.ru/CarSaleAuto_2015_World.html
19. Микроэкономика [Электронный ресурс] Режим доступа: http://economylit.online/uchebnik_mikroekonomika/oligopoliya-25791.html
20. Рынок олигополии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://econf.rae.ru/pdf/2013/12/3040.pdf






Вопрос-ответ:

Какие основные черты имеет олигополистический рынок?

Олигополистический рынок характеризуется наличием небольшого числа крупных предприятий, которые влияют на цены и производство товаров или услуг. Конкуренция на таком рынке обычно высокая, а взаимодействие между предприятиями сильно влияет на конкурентные стратегии и рыночную власть каждого участника.

Что такое олигополистическая взаимозависимость и координация и как они влияют на конкурентную стратегию предприятий?

Олигополистическая взаимозависимость означает, что поведение каждого предприятия на рынке зависит от действий других участников. Координация в этом контексте предполагает согласование поведения предприятий для достижения определенных целей. Оба эти фактора сильно влияют на конкурентную стратегию предприятий, так как они могут влиять на цены, объем производства, инновации и другие параметры, которые определены взаимным взаимодействием конкурентов.

Какие модели существуют олигополистической взаимозависимости и координации?

Существует несколько моделей олигополистической взаимозависимости и координации, включая модель Курно, модель Бертрана и модель Курно-Таки. В модели Курно предполагается, что предприятия конкурируют на цене, при этом их производство подчинено рыночному спросу. В модели Бертрана предполагается, что предприятия конкурируют на количестве произведенных товаров. В модели Курно-Таки предполагается, что предприятия конкурируют одновременно на цене и количестве производства.

Можете описать основные черты товара в исследуемой отрасли?

В исследуемой отрасли товар характеризуется высокой конкуренцией и широким выбором аналогичных товаров. Компании в этой отрасли стараются предложить потребителям уникальные характеристики товаров и конкурентные цены. Однако, взаимозависимость конкурентов также может привести к согласованию цен и появлению олигополистической структуры на рынке.

Какие основные черты имеет олигополистический рынок?

Основными чертами олигополистического рынка являются небольшое количество крупных фирм, которые владеют значительной рыночной долей, сложность входа новых фирм на рынок, наличие взаимозависимости между фирмами и возможностью согласования их действий.

Что такое олигополистическая взаимозависимость и координация предприятий?

Олигополистическая взаимозависимость - это взаимосвязь и влияние, которые существуют между предприятиями на олигополистическом рынке. Координация предприятий - это согласование действий между фирмами с целью достижения определенных выгодных результатов для всех участников.

Как модели олигополистической взаимозависимости и координации влияют на конкурентную стратегию предприятий?

Модели олигополистической взаимозависимости и координации определяют, как фирмы принимают решения о ценах, объемах производства и маркетинговых активностях. Эти модели могут включать различные виды сотрудничества между фирмами, такие как картели, вертикальные и горизонтальные соглашения, обмен информацией и т. д.

Какие особенности отражает практическая часть статьи?

В практической части статьи описывается конкретная отрасль и проводится исследование взаимозависимости и координации предприятий на данном рынке. Также статья содержит описание товара отрасли и результаты проведенного исследования.