Алексей Михайлович консерватор или реформатор?

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: История Отечества
  • 8 8 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 01.12.2016
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Эссе 3
Список литературы 9

Фрагмент для ознакомления

К тому же излишняя осторожность и подозрительность царя обусловили его недоверие к прогрессивно мыслящим людям. Все эти факторы, безусловно, привели к некоторой задержке проникновения в жизнь московского общества западных духовных идей. Увлечённость московского общества западными удобствами во многом явилась следствием усталости от напряжённости обстановки в стране. Дело в том, что царствование Алексея Михайловича было отнюдь не спокойным. В стране часто возникали различные мятежи и бунты, произошло крупное восстание под руководством Степана Разина, произошёл Раскол Церкви, вызванный деятельностью патриарха Никона. В последние годы царствования Алексея Михайловича западное влияние ещё больше усилилось. В чём оно, прежде всего, проявилось? В общественных нравах, вкусах и интересах. Стало модно среди московского дворянства стричься как в Польше, в интерьерах появились кресла и стулья, которые заменили прежние скамьи и лавки. И даже вполне традиционных взглядов царь Алексей Михайлович сел в 1659 году на трон, изготовленный на польский манер. Западные веяния отразились в литературе того времени: появилось много произведений авантюрного или исторического характера. Царь Алексей Михайлович ещё в 60-е годы серьёзно увлёкся театром. Идея создания собственного придворного театра созрела у царя давно, но реализовалась только в 1672 году. Необходимо также отметить, что в обществе укрепился интерес к западным гуманитарным и культурным ценностям. 60-е – 70-е годы семнадцатого столетия – это время осознания обществом того, что западные идеи могут не только повлечь перемены в моде и интерьерах, но и помочь России встать на путь масштабных реформ. Осознание неизбежности реформ и перемен у одних вызывало энтузиазм и эйфорию, у других настороженность и опасения. Ведь уже был негативный опыт, когда вследствие реформы патриарха Никона общество раскололось на старообрядцев и сторонников нововведений Никона, одобренных царём Алексеем Михайловичем. Все эти противоречия и конфликты переходной эпохи способствовали возникновению в конце 60-х годов двух враждебных партий: грекофильской или старомосковской, которую возглавил монах ЕпифанийСлавинецкий, и западнической во главе с Симеоном Полоцким. Подводя итог сказанному, можно отметить, что западное влияние способствовало не только формированию новых обычаев и нравов в жизни московского общества, но и обусловило появление трёх типов общественных деятелей: западников, сторонников старых обычаев и традиций и людей так называемого переходного типа, к которым можно отнести и царя Алексея Михайловича. Мне кажется, что наиболее точно по поводу неоднозначности восприятия царём новых обычаев выразился В.О. Ключевский: «одной ногой он ещё крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занёс было за её черту, да так и остался в этом нерешительном переходном положении».То есть, следует сделать вывод о невозможности однозначной оценки правления Алексея Михайловича – его невозможно назвать ли в полной мере реформатором, ни консерватором, поскольку причудливым образом этому правителю удавалось сочетать эти две модели управления.Список литературыАндреев И.Л. Алексей Михайлович. – М., 2006. http://www.universalinternetlibrary.ru/book/24375/ogl.shtmlКизеветтер А.А. Исторические силуэты. – Ростов н/Д, 1997. http://www.twirpx.com/file/1391713/Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций. Т. 2. – М., 2002Сахаров А.Н. Романовы. Исторические портреты в 2 томах. Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/7-dinastiya-romanovyh/index.htm

Список литературы

1. Андреев И.Л. Алексей Михайлович. – М., 2006. http://www.universalinternetlibrary.ru/book/24375/ogl.shtml
2. Кизеветтер А.А. Исторические силуэты. – Ростов н/Д, 1997. http://www.twirpx.com/file/1391713/
3. Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций. Т. 2. – М., 2002
4. Сахаров А.Н. Романовы. Исторические портреты в 2 томах. Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/7-dinastiya-romanovyh/index.htm

Вопрос-ответ:

Какой был политический курс Алексея Михайловича?

Алексей Михайлович преследовал политику консерватизма, стремясь сохранить традиционный порядок в России.

Почему Алексей Михайлович проявлял недоверие к прогрессивно мыслящим людям?

Излишняя осторожность и подозрительность царя привели к его недоверию к прогрессивно мыслящим людям, он опасался, что они могут нарушить устоявшийся порядок.

Почему западные духовные идеи не были широко распространены в Московском обществе?

Некоторая задержка проникновения западных духовных идей в жизнь московского общества была обусловлена осторожностью и недоверием царя, а также усталостью от напряженной политической обстановки в стране.

Как увлечение московского общества западными удобствами можно объяснить?

Увлечение московского общества западными удобствами во многом было результатом усталости от напряженности обстановки в стране и стремления к новым формам комфорта и развлечений.

Какое влияние оказало царствование Алексея Михайловича на Россию?

Царствование Алексея Михайловича привело к прочному укреплению авторитарной власти и установлению консервативного политического курса в России, который сказался на последующих столетиях.

Алексей Михайлович был консерватором или реформатором?

Внешне Алексей Михайлович представлял собой консерватора, однако внутренне он проводил некоторые реформы и изменения.

Почему Алексей Михайлович был подозрителен к прогрессивно мыслящим людям?

Излишняя осторожность и подозрительность царя привели к его недоверию к прогрессивным людям и западным идеям, особенно в московском обществе.

В чем заключалась задержка проникновения западных идей в московское общество?

Задержка проникновения западных идей в московское общество была обусловлена осторожностью и подозрительностью Алексея Михайловича, а также усталостью от напряженной обстановки в стране.

Чем объясняется увлечение московского общества западными удобствами?

Увлечение московского общества западными удобствами в значительной степени было следствием усталости от напряженной обстановки в стране и стремлением к новым возможностям.