Резервы федерального бюджета как инструмент стабилизации государственных финансов и развития экономики

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственные и муниципальные финансы
  • 35 35 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 07.12.2016
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Стр.
Введение 3

Глава 1. Теоретические представления о государственных финансовых резервах 4
1.1. Антициклическое регулирование экономики 4
1.2. Финансовые основания возникновение государственных финансовых резервов 7

Глава 2. История российского опыта формирования фондов государственных финансовых резервов 17
2.1 Стабилизационный фонд (2004-2007 гг.) 17
2.2 Фонд национального благосостояния и Резервный фонд 19

Глава 3. Анализ российского опыта формирования и использования фондов государственных финансовых резервов 24
3.1 Кризис 2008-2009 года 24
3.2. Использование государственными компаниями резервного фонда в 2014 году 26

Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложение 33

Фрагмент для ознакомления

Именно в решении этих проблем наиболее эффективно использование иностранных активов, накопленных в Резервном фонде и, особенно, в Фонде национального благосостояния.Таким образом, сложившийся механизм формирования и использования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в период острой фазы кризиса и депрессии имеет ограниченный потенциал для решения бюджетных проблем страны и стабилизации экономического развития. Накопленные к началу кризиса 2008 года фонды в размере примерно 16% от объема ВВП, из которых половина была истрачена на антикризисные программы, не смогли предотвратить глубокого падения экономики России. Однако с помощью средств фондов в этот период можно поддержать либеральный режим международной миграции капитала и облегчить решение долговых проблем крупнейших компаний. В предкризисный период накопления фондов сложившийся механизм способствовал деформации финансовой системы страны, выталкивал предпринимателей с отечественного финансового рынка, оказывал негативное влияние на международную конкурентоспособность финансового рынка страны3.2. Использование государственными компаниями резервного фонда в 2014 годуВ российской практике функционирования суверенных фондов существует особенность, причиной которой является проблема отнесения Фонда национального благосостояния к той или иной категории фондов. В бюджетном кодексе РФ указанно, что средства ФНБ используются для покрытия дефицита Пенсионного фонда России (ПФР). Поскольку такие действия помогут обеспечить растущие расходы пенсионной сферы, этот фонд следует отнести к пенсионным резервным фондам. Однако за всю историю существования этого фонда его средства ни разу не использовались по заявленному назначению, в нормативной правовой базе не описан подробный механизм передачи средств ПФР, в свою очередь средства ФНБ активно инвестируются в инфраструктурные проекты.В сложившейся экономической ситуации все чаще целью суверенных фондов становится инвестирование в инфраструктурные проекты. Правительство Российской Федерации приняло решение об использовании средств ФНБ на такие цели. Инфраструктура считается кровеносной системой экономики, без инфраструктуры развитие экономики не достигнет высокого мирового уровня. Именно поэтому страны, экономика которых находится на этапе стагнации, используют средства не на поддержание имеющихся экономических институтов, а создают новые инфраструктурные единицы. Это позволит быстрее и качественнее проводить экономические операции, а также поспособствует созданию новых торговых отношений, например, за счет растущего инвестиционного потенциала.Что не менее важно, средства ФНБ финансируют инфраструктурные проекты путем их размещения в ценные бумаги банков или на банковских депозитах (Приложение).Вливание большого объема средств является сильным драйвером развития экономики. В соответствии с Порядком управления средствами Фонда национального благосостояния средства разрешается инвестировать в долговые обязательства и акции российских компаний, связанных с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, субординированные депозиты и остатки на банковских счетах в кредитных организациях и Внешэкономбанке, привилегированные акции кредитных организаций Подобные меры позволят докапитализировать банковскую систему, увеличить долю участия банков в инфраструктурных проектах.Таким образом, пенсионный резервный фонд, каким является ФНБ документально, не выполняет своих поставленных задач, в то время как функционирует как фонд развития, выполняя не менее важную функцию развития экономики путем стимулирования инфраструктуры, а также докапитализации банковской сферы. Такой дисбаланс не позволяет в полной мере достигнуть ни одной из целей. При единообразии нормативной базы и оперативного правления будет исключена возможность нецелевого использования средств фонда.Проблема с целеполаганием Фонда национального благосостояния решается более четкой формулировкой основной идеи создания фонда, а также неукоснительным соответствием этой цели на практике. Несоответствие действий по управлению фондом нормативной правовой базе ведет к отсутствию прозрачности в управлении, что ставит под сомнение доверие к управляющему органу.Закрепление в нормативной правовой базе соответствующих пунктов теории, а именно принципов функционирования суверенных фондов, а также указание цели работы фонда в соответствии с назначением его создания, т.е. совпадение типа фонда по основной цели в нормативной базе и на практике, позволит избежать ошибок в функционировании фонда, недоверия к управлению, создать общие условия. Данные действия позволят направлять средства на действительно необходимые направления, использовать средства фондов наиболее эффективно.ЗаключениеВ сентябре 2015 г. правительство проголосовало за заморозку бюджетного правила в 2016 г., которое является основанием для дальнейшего накопления Резервного фонда в случае положительной динамики нефтяных котировок. В результате в следующем году ограничение госрасходов, в случае увеличения объема дополнительных доходов от нефти, не будет действовать. Таким образом, даже в случае удорожания нефти вероятность компенсации трат Резервного фонда в 2016 г. в рамках нового бюджетного правила была минимальна. Следующий вопрос заключается в том, каким образом Минфин намерен сохранить объем Резервного фонда на уровне 2,0 трлн руб. к концу 2017 г. при дефиците федерального бюджета в 3% от ВВП в 2016 г. (2,4 трлн руб. - согласно проекту бюджета, который находится на рассмотрении).Два возможных сценария достижения целевого ориентира по Резервному фонду:увеличение госзаимствований; использование средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).На наш взгляд, привлечение дополнительных госзаимствований для покрытия дефицита бюджета выглядит более целесообразно в условиях умеренного соотношения «долг/ВВП» (13,4% в 2014 г.). В таком случае наиболее подходящим способом могло бы стать размещение локальных госбумаг, но для этого необходимо участие иностранных инвесторов, например, китайских. Однако если дополнительный чистый объем госзаимствований превысит 2 трлн руб. в 2016 г., внутренний рынок долга пострадает вследствие вытеснения с него эмитентов негосударственного сектора, даже несмотря на привлечение иностранных инвесторов.вободная емкость локального рынка облигаций в 2016 г. составит не более 1,3 трлн руб., а значит восполнить бюджетный дефицит, не прибегая к помощи Резервного фонда и ФНБ (и, как следствие, международных резервов), будет проблематично.Таким образом, сделаем следующие выводы:Вероятность того, что Резервный фонд будет полностью исчерпан к концу первого полугодия 2018 г., довольно высока в условиях заморозки бюджетного правила на 2016 г. Выход на целевой уровень по размеру Резервного фонда в 2 трлн руб. к концу 2017 г. выглядит весьма сомнительным.Если масштабное расходование средств Резервного фонда продолжится,ЦБ РФ будет вынужден абсорбировать избыточную ликвидность, чтобы избежать дальнейшего роста рублевых процентных ставок и разгона инфляции.Вследствие запланированных на 2017 г. серьезных трат Резервного фонда можно ожидать соответствующего снижения объема операций валютного РЕПО с ЦБ РФ. При этом вероятность того, что Банк России повысит нормы резервирования, незначительна.Текущий уровень международных резервов России является комфортным и довольно внушительным по сравнению с другими странами G-20.Целевой уровень международных резервов в 500 млрд долл. выглядит избыточным даже с учетом того факта, что Россия, будучи ресурсной (и, как следствие, зависимой от цен на сырьевые товары) экономикой, вынуждена поддерживать более высокий объем международных резервов, чем прочие развивающиеся страны.Список использованных источниковВасин Е.А. Повышение эффективности управления суверенными фондами Российской Федерации: дисс. ... канд. экон. наук. М., 2015. С. 71Васин Е.А. Принципы формирования и использования средств суверенных фондов // Экономика и предпринимательство. 2014. № 9 С. 53-61Институт суверенных фондов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.swfinstitute.org/sovereign-wealth-fund-rankings/Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос АРВ, 2002.Кудрин А. Л.Механизмы формирования ненефтегазового баланса бюджета России // Вопросы экономики. 2012. № 8. С. 4-16Кудрин А.Л. Стабилизационный фонд: зарубежный и российский опыт // Вопросы экономики. 2013. № 2. С. 28-45Сахаров А.А. Суверенные фонды благосостояния. Опыт России фондов [Электронный ресурс] // Регламентация банковских операций. Документы и комментарии. 2008. № 6. Режим доступа:: http://www.reglament.net/bank/reglament/2008_6_article.htmСухарев А. Н. Резервный фонд Российской Федерации: опыт 2008-2009 гг. и перспективы // Финансы и кредит. - 2010. - № 14. - С. 26-31.Сухарев А.Н. Государственные финансовые резервы как потенциал модернизационного развития экономики России: диссертация доктора экономических наук : 08.00.10. - М.: Институт экономики РАН, 2014. 380 с.Сухарев А.Н. О государственных сбережениях федерального бюджета // Финансы. - 2009. - № 11. - С. 18-22.Сухарев А.Н. От политики государственного долга к политике государственных сбережений // Проблемы современной экономики. – 2009 - № 04. - С. 70-73.Сухарев А.Н. Стабилизационный финансовый механизм современных государств: теория, практика и перспективы // Финансовая аналитика:Проблемы и решения. - 2010. - № 11. - С. 40-46.Сухарев А.Н. Суверенные фонды благосостояния: международный и российский опыт // Финансы и кредит. - 2010. - № 17. - С. 31-37.Сухарев А.Н. Суверенные фонды благосостояния: опыт создания и пути развития //Финансовая экономика. - 2010. - № 3. - С. 21-36.Сухарев А.Н. Финансовая устойчивость и платежеспособность государства // Экономический анализ: теория и практика. - 2010. - № 31. - С. 8-15.Сухарев А.Н. Финансовые механизмы формирования и использования суверенных фондов // Финансы и кредит. - 2010. - № 18. - С. 28-33.Фридман М. Основы монетаризма. М.: ТЕИС, 2002ПриложениеПеречень самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основеИнициаторпроектаУполномоченный орган, осуществляющий контроль реализации проекта и целевого использования средств ФНБПредельный объем средств ФНБ, направляемых на финансирование проекта, млрд. руб.Вид ценных бумаг, в которые инвестируются средства ФНБвсего2014 г.2015 г.2016 г.Центральная кольцевая автомобильная дорога (Московская область). Паспорт инвестиционного проекта утвержден распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2015 г.№ 310-рГосударственная компания «Российские автомобильные дороги»МинтрансРоссии150,0 (50 % общего объема)38,450,9Облигации государственной компании «Российские автомобильные дороги»Модернизация железнодорожной инфраструктуры БайкалоАмурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей. Паспорт инвестиционного проекта утвержден распоряжением Правительства РФ от 24 октября 2014 г. № 2116-рОАО «РЖД»Росжелдор150,0 (26,7 % общего объема)50,050,050,0Привилегированные акции ОАО «РЖД»«Строительство интеллектуальных сетей». Паспорт инвестиционного проекта утвержден распоряжением Правительства РФ от 16 июня 2014 г. № 1059-рООО «Инфраструктурные инвестиции - 3»МинэкономразвитияРоссии1,1 (40 % общего объема)1,1Облигации ООО «Инфраструктурные инвестиции - 3»Ликвидация цифрового неравенства в малонаселенных пунктах России.Паспортинвестиционного проекта утвержден распоряжением Правительства РФ от 16 июня 2014 г. № 1059-рООО «Инфраструктурные инвестиции- 4»МинэкономразвитияРоссиидо 27,0 (40 % общего объема)4,05Выборка финансирования в течение 5 лет после получения первого траншаОблигации ООО «Инфраструктурные инвестиции - 4»Строительство комплекса по добыче и подготовке газа, завода сжиженного природного газа и мощностей по отгрузке сжиженного природного газа и газового конденсата Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения на полуострове Ямал. Паспортинвестиционного проекта утвержден распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2014 г.№ 2737-рОАО «Ямал СПГ»МинэкономразвитияРоссии150,0 (11,8 % общего объема)Выборка средств двумя траншами по 75 млрд. руб., обу- словленными выполнением отлагательных условий75,0Облигации ОАО «Ямал СПГ»Развитиежелезнодорожной инфраструктуры Восточной части БАМа. Паспортинвестиционного проекта утвержден распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2014 г. № 2744-рОАО «РЖД»МинтрансРоссии13,2 (31,2 % общего объема финансирования проекта )5,77,5Облигации ОАО «РЖД»Развитиежелезнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна.Паспорт инвестиционного проекта утвержден распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2014 г. № 2744-рОАО «РЖД»МинтрансРоссии10,3 (6 % общего объема)10,3Облигации ОАО «РЖД»Развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Запада России. Паспорт инвестиционного проекта утвержден распоряжением Правител ьства РФ от 27 декабря 2014 г. № 2744-рОАО «РЖД»МинтрансРоссии22 (4,6 % общего объема)22,0Облигации ОАО «РЖД»Приобретение тягового подвижного состава. Паспорт инвестиционного проекта утвержден распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2014 г. № 2744-рОАО «РЖД»МинтрансРоссии60,2 (29,6 % общего объема)60,2Облигации ОАО «РЖД»Сооружение АЭС «Ханхикиви-1» в Финляндии. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2014 г.№ 2795-рсАО «Атом- энергопром»ГК по атомной энергии « Росатом»Эквивалент 2,4 млрд.евро в рублях, не более 150 млрд. руб. (28 % общего объема в евро)Привилегированные акции АО «Атомэнерго- пром»Строительство железной дороги Элегест - Кызыл - Курагино и угольного портового терминала на Дальнем Востоке в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва. Паспорт инвестиционного проекта утвержден распоряжением Правительства РФ от 16 июня 2014 г. № 1059-рЗАО«Тувинскаяэнергетическаяпромышленнаякорпорация»МинэкономразвитияРоссии86,86 (40 % общего объема)*Облигации ЗАО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация»Всего814,96* При условии заключения инициатором инвестиционного проекта соглашения о банковском сопровождении с государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности «Внешэкономбанк» или ОАО «Банк ВТБ», или ОАО «Сбербанк России», или другими банками, а также при условии представления ЗАО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» в Минэкономразвития России и Минфин России копии кредитного договора с коммерческими банками, подтверждающего участие коммерческих банков в структуре финансирования проекта в размере 76004 млн. рублей, копии положительного заключения федерального автономного учреждения «Главное управление государственной экспертизы» по подземным горным работам на Элегестском угольном месторождении, подтверждения готовности закрытого акционерного общества «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» предоставить на финансирование проекта собственные средства в размере 25 % полной стоимости проекта (54,3 млрд. рублей).

Список использованных источников

1. Васин Е.А. Повышение эффективности управления су¬веренными фондами Российской Федерации: дисс. ... канд. экон. наук. М., 2015. С. 71
2. Васин Е.А. Принципы формирования и использования средств суве-ренных фондов // Экономика и предпринимательство. 2014. № 9 С. 53-61
3. Институт суверенных фондов [Электронный ресурс]. - Режим досту-па: http://www.swfinstitute.org/sovereign-wealth-fund-rankings/
4. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос АРВ, 2002.
5. Кудрин А. Л. Механизмы формирования не¬нефтегазового баланса бюджета России // Вопросы экономики. 2012. № 8. С. 4-16
6. Кудрин А.Л. Стабилизационный фонд: зарубежный и российский опыт // Вопросы экономики. 2013. № 2. С. 28-45
7. Сахаров А.А. Суверенные фонды благосостояния. Опыт России фондов [Электронный ресурс] // Регламентация банковских операций. До¬кументы и комментарии. 2008. № 6. Режим доступа:: http://www.reglament.net/bank/reglament/2008_6_article.htm
8. Сухарев А. Н. Резервный фонд Российской Федерации: опыт 2008-2009 гг. и перспективы // Финансы и кредит. - 2010. - № 14. - С. 26-31.
9. Сухарев А.Н. Государственные финансовые резервы как потенциал модернизационного развития экономики России: диссертация доктора экономических наук : 08.00.10. - М.: Институт экономики РАН, 2014. 380 с.
10. Сухарев А.Н. О государственных сбережениях федерального бюджета // Финансы. - 2009. - № 11. - С. 18-22.
11. Сухарев А.Н. От политики государственного долга к политике государственных сбережений // Проблемы современной экономики. – 2009 - № 04. - С. 70-73.
12. Сухарев А.Н. Стабилизационный финансовый механизм современных государств: теория, практика и перспективы // Финансовая аналитика: Проблемы и решения. - 2010. - № 11. - С. 40-46.
13. Сухарев А.Н. Суверенные фонды благосостояния: международный и российский опыт // Финансы и кредит. - 2010. - № 17. - С. 31-37.
14. Сухарев А.Н. Суверенные фонды благосостояния: опыт создания и пути развития // Финансовая экономика. - 2010. - № 3. - С. 21-36.
15. Сухарев А.Н. Финансовая устойчивость и платежеспособность государства // Экономический анализ: теория и практика. - 2010. - № 31. - С. 8-15.
16. Сухарев А.Н. Финансовые механизмы формирования и использования суверенных фондов // Финансы и кредит. - 2010. - № 18. - С. 28-33.
17. Фридман М. Основы монетаризма. М.: ТЕИС, 2002

Вопрос-ответ:

Какие функции выполняют резервы федерального бюджета?

Резервы федерального бюджета выполняют несколько функций. Во-первых, они служат инструментом стабилизации государственных финансов, позволяя сгладить колебания доходов и расходов. Во-вторых, они способствуют развитию экономики, поскольку из них могут выделяться финансовые средства на реализацию различных проектов и программ. Кроме того, резервы позволяют обеспечить финансовую устойчивость государства в случае возникновения кризисных ситуаций или внешних угроз.

Что такое антициклическое регулирование экономики?

Антициклическое регулирование экономики – это меры, принимаемые государством для сглаживания экономических колебаний и стимулирования экономического роста в периоды спада. Одним из инструментов антициклического регулирования являются резервы федерального бюджета, которые могут использоваться для повышения государственных расходов в периоды снижения активности в экономике. Таким образом, резервы помогают сгладить негативные последствия экономического спада и способствуют более стабильному развитию страны.

Какие финансовые основания приводят к возникновению государственных финансовых резервов?

Государственные финансовые резервы могут возникать по нескольким основаниям. Во-первых, это может быть избыточный бюджетный сальдо, то есть ситуация, когда доходы государства превышают расходы. В таком случае избыточные средства могут быть направлены на формирование резервов. Во-вторых, это могут быть доходы, полученные от продажи государственного имущества или других активов. Также резервы могут формироваться за счет заимствований или получения финансовой помощи от других стран или международных финансовых организаций.

Какие являются главными функциями резервов федерального бюджета?

Главными функциями резервов федерального бюджета являются стабилизация государственных финансов и развитие экономики. Резервы позволяют государству регулировать свои финансовые потоки и компенсировать колебания экономической конъюнктуры. Они также предоставляют возможность реагировать на неожиданные ситуации и кризисы, обеспечивая финансовую устойчивость и безопасность страны.

Что такое антициклическое регулирование экономики?

Антициклическое регулирование экономики означает использование государственных резервов для смягчения циклических колебаний в экономике. Когда экономика находится в рецессии или спаде, правительство может использовать резервы для стимулирования экономической активности, например, инвестируя в инфраструктуру или поддерживая потребление. В периоды экономического роста резервы могут быть накоплены, чтобы быть использованы в периоды кризиса или нестабильности.

Какие финансовые основания приводят к возникновению государственных финансовых резервов?

Финансовые основания возникновения государственных финансовых резервов могут быть различными. Одной из основных причин является избыточный доход государства, который можно сохранить и использовать в будущем. Это может быть связано с ростом экспорта, увеличением налоговых поступлений или другими факторами, приводящими к увеличению государственных доходов. Также финансовые резервы могут быть созданы в результате займа или продажи государственных активов.

Какова история формирования фондов государственных финансовых резервов в России?

В России история формирования фондов государственных финансовых резервов началась с создания Стабилизационного фонда в 2004 году. Он был создан для накопления средств в периоды высоких цен на нефть и газ и использования этих средств в периоды снижения цен. Затем был создан Фонд национального благосостояния, который также направлен на накопление средств для обеспечения стабильности экономики. Резервные фонды играют важную роль в обеспечении финансовой стабильности и развития страны.

Какие цели преследуются формированием резервов федерального бюджета?

Формирование резервов федерального бюджета ведется с целью стабилизации государственных финансов и развития экономики. Резервы позволяют более эффективно регулировать экономические процессы, обеспечивать устойчивость финансовой системы и смягчать негативные последствия кризисов.

Какой инструмент используется для антициклического регулирования экономики?

Один из инструментов антициклического регулирования экономики - это использование государственных финансовых резервов. В периоды экономического спада, резервы могут быть направлены на поддержку отраслей и регионов, стимулирование инвестиций и потребления, снижение налогового бремени. В периоды экономического подъема, резервы могут быть накоплены для создания фонда национального благосостояния и инвестиций в развитие страны.