Проблема конфликта в средневековой философии и философии эпохи Возрождения
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 07.12.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ.…………………………………………………………………..2
ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………………...3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…..………………………………………………………….5
1. Общая характеристика и основные особенности средневековой философии………………………………………………………………………5
2. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения 8
3. Философская традиция изучения конфликта 11
4. Особенности представлений о конфликте в средневековье и эпоху Возрождения 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....……………………………………………………………….18
БИБЛИОГРАФИЯ.………………………………………………………………20
ПРИЛОЖЕНИЕ..………………………………………………………………...22
Поэтому он обосновал в «Левиафане» концепцию «войны всех против всех» как естественного состояния человеческого общества. Он считал главной причиной конфликта стремление к равенству, которое приводит к возникновению у людей одинаковых надежд, желание завладеть одними и теми же объектами, необходимыми для самосохранения или получения удовольствия, а это превращает людей во врагов, порождает соперничество, недоверие и честолюбие.
В эпоху Возрождения были популярны идеи Жан-Жака Руссо (1712-1778 гг.), который, в отличие от Гоббса, утверждал, что человек по своей природе добр, миролюбив и создан для счастья. Раскрывая идею об этапности всемирноисторического процесса, Руссо выдвинул следующий тезис: вначале существовало «естественное состояние», когда люди были свободны и равны, затем развитие цивилизации привело к утрате состояния равенства, свободы и счастья, и, наконец, заключив «общественный договор», люди вновь могут обрести утраченную гармонию общественных отношений, «вечный мир» и согласие. Однако, по мнению Ж.-Ж. Руссо, общественный договор возможен только под жестким контролем народа, так как «войны министрам нужны и добрую волю они не проявят». Поэтому «дело уже не в увещевании, а в принуждении».
Адам Смит (1723-1790 гг.) изучал конфликт как многоуровневое социальное явление. Он считал, что человека в некоторой степени характеризует эгоизм, то есть «любовь к себе», но в непременной гармонии своекорыстных интересов с общими устремлениями людей к благополучию и счастью. При этом Смит полагал, что основная причина, которая движет человеком в стремлении улучшить свое положение, повысить социальный статус, состоит в том, чтобы «отличиться, обратить на себя внимание, вызвать одобрение, похвалу, сочувствие или получить сопровождающие их выгоды». Возможно поэтому в работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» он вместо моральных отношений между людьми рассматривает экономические интересы, считая, что забота человека о собственном материальном благополучии не будет помехой на пути к всеобщему благу, поскольку мысль о благоденствии всего общества преобладает над личными мотивами. С его точки зрения, в основе конфликта лежат деление общества на классы (капиталисты, земельные собственники, наемные рабочие) и экономическое соперничество. Однако такое противоборство между классами А. Смит рассматривал как источник поступательного развития общества, а социальный конфликт, следовательно, как определенное благо человечества [7].
Немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804 гг.) считал, что «состояние мира, между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние ... последнее, наоборот, есть состояние войны, т.е. если и не беспрерывные враждебные действия, то постоянная их угроза. Следовательно, состояние мира должно быть установлено». Здесь просматривается связь с идеями
По мнению другого немецкого философа Георга Гегеля (1770-1831 гг.), главная причина конфликта кроется в социальной поляризации между «накоплением богатства», с одной стороны, и «привязанным к труду классом», - с другой. Будучи сторонником сильной государственной власти, Гегель выступал против смут и беспорядков внутри страны, расшатывающих государственное единство. Он считал, что государство представляет интересы всего общества и обязано регулировать конфликты.
Проблема борьбы за существование являлась одной из основных в учении Чарльза Дарвина (1809-1902 гг.). Главная идея его книги «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» работы сформулирована уже в самом названии – развитие живой природы осуществляется в условиях постоянной борьбы за выживание, что и составляет естественный механизм отбора наиболее приспособленных видов. В дальнейшем взгляды Ч. Дарвина получили развитие в некоторых социологических и психологических теориях конфликта [6].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С древних времен до наших дней сталкиваются между собой две точки зрения на проблему конфликта. Первая точка зрения восходит к древнегреческой и средневековой философии (Аристотель и Платон, А. Августин и Ф. Аквинский). Согласно ей конфликт – это противоборство, зло. Отношения между людьми должны быть бесконфликтными. Право и справедливость заложены во всех людях от природы. Другая точка зрения принадлежит некоторым представителям эпохи Возрождения. Так, Н. Макиавелли полагал, что общество – это война всех против всех. Он утверждал, что природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей, но это равенство людей от природы само по себе не есть благо.
Сопоставляя две традиции в понимании вопроса о соотношении человека и общества, необходимо отметить, что аристотелевская позиция подчеркивает в человеке общественное начало, его способность к сотрудничеству с другими людьми, которая заложена в самой природе человека. Будучи естественным человеческим свойством, она не нуждается в дальнейшем объяснении. Наоборот, конкретные формы общественной жизни объясняются с помощью этого стремления людей к совместной жизни и сотрудничеству.
Противоположная позиция, представленная Н. Макиавелли и его сторонниками, исходит из того, что человек есть некая самость, индивид, для которого другие люди представляют собой среду его обитания, врагов или партнеров, который сам формулирует свои идеи и задачи и стремится к тому, чтобы использовать свои связи и отношения с другими людьми в качестве средств для достижения своих целей.
Как видим, в зависимости от занимаемой авторами позиции наблюдается и разный подход к пониманию конфликтов. Однако из того факта, что люди способны к сотрудничеству, вовсе не следует, что они не способны к вражде, ненависти, насилию. Так, важнейшие источники конфликтов, которые представлены в философских работах, состоят в имущественном неравенстве людей и в неравенстве получаемых ими почестей, что приводит к возрастанию своекорыстия и тщеславия. Кроме того, причиной конфликтов бывают также страх, наглость, превосходство, презрение, чрезмерное возвышение; с другой стороны – происки, пренебрежительное отношение, мелкие унижения, несходство характеров.
Что касается понимания общества как «войны против всех», то конфликты здесь обусловлены не тем или иным общественным устройством или характером распределения благ и почестей в государстве, но самой природой человека и, главным образом, естественным равенством людей. Раз они равны в своих способностях, значит, они равны и в своих притязаниях. А поскольку предметы их притязаний не могут принадлежать всем сразу одновременно, постольку в отношениях между людьми заложен конфликт.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Богомазова Н.Л. Учебно-методическое пособие для студентов факультета Истории и права (030) по курсу "Основы философии", раздел "История философии" / Богомазова Н.Л. ; М-во образования и науки РФ, ГОУ ВПО Тульский гос. педагогический ун-т им. Л. Н. Толстого. - Тула : Тульский полиграфист, 2011. - 42 с.
2. Дмитриев А.В. Конфликтология : учебник по направлению "Конфликтология" / А. В. Дмитриев. - 4-е изд., перераб. - Москва : Альфа-М : ИНФРА-М, 2013. - 335 с.
3. Зеленков М.Ю. Введение в конфликтологию : учебное пособие по направлению подготовки бакалавров 034000 "Конфликтология" профиль "Организационно-управленческая конфликтология" / М. Ю. Зеленков ; Автономная некоммерческая образовательная орг. высш. проф. образования "Ин-т экономики и антикризисного упр.". - Москва : ИЭАУ, 2011. - 279 с.
4. История и философия науки : учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для магистрантов направления 220100 (68) "Системный анализ и управление" / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Ижевский гос. технический ун-т им. М. Т. Калашникова", Упр. магистратуры, аспирантуры и докторантуры, Каф. "Философия" ; [сост. Петрова М. В.]. - Ижевск : Изд-во ИжГТУ им. М. Т. Калашникова, 2015. - 53 с.
5. Краянский А.Ю. Философия конфликта : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям / А. Ю. Краянский. - Москва : ЮНИТИ, 2013. - 55 с.
6. Михайлов В.В. Учебно-методический комплекс дисциплины (спецкурса) "Философия конфликта и мира" / В. В. Михайлов ; Московский гор. пед. ун-т, Ин-т гуманитарных наук, Общеуниверситеская каф. философии Ин-та гуманитарных наук. - Москва, 2013. - 26 с.
7. Философия. Социальные конфликты: теоретико-дисциплинарные подходы : учебное пособие / [И. П. Березовская и др. ; под ред. Д. И. Кузнецова, Е. М. Гашковой] ; М-во образования и науки Российской Федерации, Санкт-Петербургский политехнический ун-т Петра Великого. - Санкт-Петербург : Изд-во Политехнического ун-та, 2016. – 163 с.
8. Черепанова Е.С. Философия конфликта : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки высшего образования 47.04.01 "Философия" (магистратура) / Е. С. Черепанова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, [Ин-т социальных и политических наук]. - Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2016. - 194 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Схема формирования мировоззрения о сущности человека
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Теологическая философия средневековья
24
1. Богомазова Н.Л. Учебно-методическое пособие для студентов факультета Истории и права (030) по курсу "Основы философии", раздел "История философии" / Богомазова Н.Л. ; М-во образования и науки РФ, ГОУ ВПО Тульский гос. педагогический ун-т им. Л. Н. Толстого. - Тула : Тульский полиграфист, 2011. - 42 с.
2. Дмитриев А.В. Конфликтология : учебник по направлению "Конфликтология" / А. В. Дмитриев. - 4-е изд., перераб. - Москва : Альфа-М : ИНФРА-М, 2013. - 335 с.
3. Зеленков М.Ю. Введение в конфликтологию : учебное пособие по направлению подготовки бакалавров 034000 "Конфликтология" профиль "Организационно-управленческая конфликтология" / М. Ю. Зеленков ; Автономная некоммерческая образовательная орг. высш. проф. образования "Ин-т экономики и антикризисного упр.". - Москва : ИЭАУ, 2011. - 279 с.
4. История и философия науки : учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для магистрантов направления 220100 (68) "Системный анализ и управление" / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Ижевский гос. технический ун-т им. М. Т. Калашникова", Упр. магистратуры, аспирантуры и докторантуры, Каф. "Философия" ; [сост. Петрова М. В.]. - Ижевск : Изд-во ИжГТУ им. М. Т. Калашникова, 2015. - 53 с.
5. Краянский А.Ю. Философия конфликта : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям / А. Ю. Краянский. - Москва : ЮНИТИ, 2013. - 55 с.
6. Михайлов В.В. Учебно-методический комплекс дисциплины (спецкурса) "Философия конфликта и мира" / В. В. Михайлов ; Московский гор. пед. ун-т, Ин-т гуманитарных наук, Общеуниверситеская каф. философии Ин-та гуманитарных наук. - Москва, 2013. - 26 с.
7. Философия. Социальные конфликты: теоретико-дисциплинарные подходы : учебное пособие / [И. П. Березовская и др. ; под ред. Д. И. Кузнецова, Е. М. Гашковой] ; М-во образования и науки Российской Федерации, Санкт-Петербургский политехнический ун-т Петра Великого. - Санкт-Петербург : Изд-во Политехнического ун-та, 2016. – 163 с.
8. Черепанова Е.С. Философия конфликта : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки высшего образования 47.04.01 "Философия" (магистратура) / Е. С. Черепанова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, [Ин-т социальных и политических наук]. - Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2016. - 194 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности средневековой философии и философии эпохи Возрождения?
Средневековая философия отличалась устремлением к достижению высших истин через веру и религию, в то время как философия эпохи Возрождения была направлена на изучение человека и его места в мире при помощи разума и наблюдения.
Какие направления существовали в эпоху Возрождения?
В эпоху Возрождения существовали такие направления, как гуманизм, рационализм, эмпиризм, антропоцентризм. Гуманизм подчеркивал ценность и достоинство человека, рационализм - важность разума и логики, эмпиризм - опыта и наблюдения, антропоцентризм - расположение человека в центре вселенной.
Какие особенности представлений о конфликте были в средневековье и эпоху Возрождения?
В средневековье представления о конфликте были в основном связаны с борьбой добра и зла, духовной борьбой и противоборством религий. В эпоху Возрождения конфликт рассматривался как необходимое явление, способствующее развитию и прогрессу. Конфликт был воспринимаем не только как негативный, но и как возможность для личной и общественной трансформации.
Какими чертами характеризуется средневековая философия?
Средневековая философия характеризуется влиянием религии и церкви, вертикальной структурой общества, приоритетом вечных истин и отрицанием разума как такового. Философы средневековья стремились достичь истины через веру и религию, а не с помощью разума и наблюдения, как это было в философии эпохи Возрождения.
Почему философия эпохи Возрождения была направлена на изучение человека и его места в мире?
Философия эпохи Возрождения была направлена на изучение человека и его места в мире, так как это была эпоха гуманизма и рационализма, когда человека стали считать основой и мерой всех вещей. Люди Возрождения стремились понять свое место во вселенной, разобраться в своих способностях и возможностях через разум и наблюдение.
Какие основные черты характеризуют средневековую философию?
Средневековая философия характеризуется религиозно-теологическим уклоном, приоритетом авторитета, а также представлением о мироустройстве как органической иерархической системе.
В чем заключаются основные направления и черты философии эпохи Возрождения?
Философия эпохи Возрождения характеризуется гуманистическим подходом, приоритетом разума и индивидуальности, а также упором на рациональное исследование природы и человека.
Как изучался конфликт в философской традиции?
В философской традиции изучение конфликта осуществлялось через анализ противоречий и принципов диалектики, а также изучение истории и менталитета общества.
Каковы особенности представлений о конфликте в средневековье?
В средневековье конфликт рассматривался как негативное явление, связанное с греховностью и необходимостью мирского и духовного покаяния. Ответственность за конфликты часто возлагалась на дьявола и его искушения.
Какие особенности представлений о конфликте присутствовали в эпоху Возрождения?
В эпоху Возрождения конфликт рассматривался как необходимый и полезный фактор, способствующий прогрессу и развитию общества и культуры. Конфликты рассматривались как результат противоречий и соперничества различных интересов и идей.
Чем отличается средневековая философия от философии эпохи Возрождения?
Средневековая философия характеризуется предпочтением религиозной и богоцентрической точки зрения, а также ориентацией на авторитеты и авторитарные структуры. Возрождение же было периодом, когда философы и ученые начали активно отстаивать значение науки, человеческого разума и опыта.
Какие основные направления философии можно выделить в эпоху Возрождения?
В эпоху Возрождения можно выделить несколько основных направлений философии, таких как гуманизм, рационализм, эмпиризм и натурализм. Гуманизм, например, выдвигал идею центральности и значимости человека, а рационализм ставил акцент на роль разума и логики в познании. Эмпиризм же настаивал на опыте и наблюдении как основных источниках знания, а натурализм пытался объяснить явления и процессы природы без привлечения сверхъестественных факторов.