Системно-деятельностный подход к обучению школьников математике (на примере отдельных разделов программы)
Заказать уникальный реферат- 19 19 страниц
- 3 + 3 источника
- Добавлена 09.12.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Задачи учителя при системно-деятельном подходе в обучении математике 5
Принципы построения урока в рамках системно- деятельностного подхода 8
Типология уроков в рамках системно- деятельностного подхода 11
Общеучебные умения и навыки, реализующиеся в рамках системно-деятельностного подхода 13
Практическая деятельность в рамках системно-деятельностного подхода 17
Заключение 19
Список использованных источников: 20
К учебно- информационным общеучебным умениям и навыкам относятся:работа с главными компонентами учебника;употребление справочной и добавочной литературы;различение и верноеприменение разных литературных стилей;подбор и группировка материалов по определенной теме;составление планов различных видов;организация текстов различных типов;понимание разных форм изложения текста;составление на основе таблицы, схемы, графика;составление тезисов, конспектирование;подготовка рецензии;владение цитированием и различными видами комментариев;подготовка доклада, реферата;применениеразнообразныхспособов наблюдения;качественное и количественное изображение изучаемого объекта;реализация эксперимента;использование разных видов моделирования.Учебно- логические общеучебные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.К ним относятся: определение объектов анализа и синтеза и их компонентов;выявление существенных признаков объекта;определение соотношения компонентов объекта;проведение разных видов сравнения;установление причинно-следственных связей;оперирование понятиями, суждениями;классификация информации;владение компонентами доказательства;формулирование проблемы и определение способов ее решения.Учебно- коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми.К ним относятся:выслушивание мнения других;владение различными формами устных публичных выступлений;оценка разных точек зрения;владение приемами риторики;организация совместной деятельности;владение культурой речи;ведение дискуссии.Для получения эффективного обучения в рамках деятельностного подхода необходимо воспитать в учащихся вышеизложенные навыки и умения, как основу для самостоятельной деятельности и самореализации в процессе обучения.Практическая деятельность в рамках системно-деятельностного подходаОдним из основных смыслов обучения математике в школе является задача того, чтобы сделать каждого ребенка немного математиком- то есть развить способности логически и доказательно мыслить. От уровня математического образования, учащегося зависит очень многое. Оно необходимо не только тем, кто в дальнейшем будет заниматься математикой профессионально, а всем без исключения.Поэтомуважнейший инструмент для изучения предмета математики, это воспитание интереса к предмету. Не лишним будет показать, что математика- это жизнь, математика- царица всех наук. При изучении новых тем можно начинать урок с проблемного вопроса, и приводить проблемный вопрос на основе жизненных примеров.Нельзя утверждать, что нужно делать то и другое, чтобы достичь определенного результата: к такому же, а может и лучшему результату можно прийти, организуя усвоение материала совсем иначе. При этом каждой «порции знаний» отвечает строго определенная работа. Задача- верносформировать эту работу, т. е. произвести так, чтобы материал непременно усвоили все учащиеся.В работе значительное внимание необходимо уделять задачам. Очень часто на уроках сталкиваешься с ситуацией: несколько учащихся «выключены» из учебного процесса. Они не воспринимают разъяснение нового материала, не могут найти решение простейших примеров по новой и прошлым темам. Опыт передает, что использование обучающих карточек в течение трех- четырех недель помогает им овладеть ранее не понятый материал и хорошо воспринять новые темы. Затем они легко подключаются в общий ритм учебного процесса.Обучающая карточка состоит из чередования трех блоков:опорная формула;решенные примеры;Р. С. –реши сам.Работу можно начать с наблюдения за детьми, чтобы выделить группы для анализа способностей личности.1 группа-быстрота усвоения. Характеризуется следующими категориями:дословное повторение текста;частичное повторение;воспроизведение 50 % текста;самостоятельное воспроизведение ранее изученного материала;воспроизведение материала с помощью учителя;воспроизведение с ошибками, но основная нить вопроса удерживается;замедленное, невнятное воспроизведение текста;умственная отсталость;2 группа- активность мышления. Характеризуется пятью категориями:плодотворная работа на протяжении всего урока;работа со «вспышками»;неполная работоспособность;быстрая утомляемость;игнорирование заданий.ЗаключениеВ результате моего опыта значительно улучшается четкость в организации работы класса.Так как каждый ученик работает на посильном для него уровне трудности, он лучше осознает свои ближайшие цели и задачи. Так как, работая на определенном уровне трудности, ученик видит, как работают остальные, его самооценка становится более реальной.Четкость в работе дает возможность постоянно контролировать знания, умения и навыки.Ожидаемые результаты. Прогнозирование.Использование системно-деятельностного подхода в обучении математике с использованием поисково- исследовательского метода и развития мотивационных возможностей в выявлении и развитии творческих способностей детей позволит:Внедрить эффективные современные технологии, использовать методики диагностики, психотренинга на уроках математики.Создать условия для духовного развития личности учителя и ученика на основе взаимного сотрудничества на уроках математики.Формировать модели конкурентно способного выпускника, имеющего базовые знания по математике за курс основной и средней общеобразовательной школы.Оптимизировать учебную нагрузку, создать условия для сохранения и укрепления математического образования и физического здоровья школьников.Список использованных источников:Галанов А. Б. Информационные и телекоммуникационные технологии для учителей предметников. Уфа: БИРО, 2007Дусавицкий А. К., Кондратюк Е. М., Толмачева И. Н., Шилкунова З. И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. - М.: ВИТА- ПРЕСС, 2008Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. - Москва, 2006
Список использованных источников:
1. Галанов А. Б. Информационные и телекоммуникационные технологии для учителей предметников. Уфа: БИРО, 2007
2. Дусавицкий А. К., Кондратюк Е. М., Толмачева И. Н., Шилкунова З. И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. - М.: ВИТА- ПРЕСС, 2008
3. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. - Москва, 2006
Вопрос-ответ:
Какие задачи ставит перед собой учитель при использовании системно деятельностного подхода в обучении математике?
Учитель, используя системно-деятельностный подход, ставит перед собой такие задачи, как формирование математических знаний и умений учащихся, развитие их аналитического мышления, способности к самостоятельной работе и применению математических знаний в повседневной жизни.
Какие принципы должны быть учтены при построении урока в рамках системно деятельностного подхода?
При построении урока с использованием системно-деятельностного подхода необходимо учитывать следующие принципы: связанность математических знаний с повседневной жизнью, активное вовлечение учащихся в процесс обучения, использование разнообразных методов и средств обучения, постепенное усложнение заданий и учет индивидуальных особенностей каждого ученика.
Какие типы уроков можно выделить в рамках системно деятельностного подхода?
В рамках системно-деятельностного подхода можно выделить такие типы уроков, как уроки введения нового материала, уроки повторения и закрепления, уроки применения математических знаний в жизненных ситуациях, уроки решения проблемных задач.
Какие общеучебные умения и навыки могут быть развиты в рамках системно деятельностного подхода?
В рамках системно-деятельностного подхода могут быть развиты такие общеучебные умения и навыки, как анализ и синтез информации, самостоятельная работа, коммуникативные навыки, развитие логического и критического мышления, умение работать с информацией из разных источников.
Какая практическая деятельность может осуществляться в рамках системно деятельностного подхода?
В рамках системно-деятельностного подхода ученики могут выполнять такую практическую деятельность, как решение математических задач, проведение экспериментов и исследований, создание проектов, применение математических знаний в реальных ситуациях.
Какие задачи учителя возникают при системно деятельностном подходе в обучении математике?
Учитель должен организовать обучающую среду, определить цели и задачи урока, выбрать методы и формы работы, создать ситуации, позволяющие учащимся активно и самостоятельно участвовать в обучении, а также обеспечить диалоговую коммуникацию и контроль за результатами учебной деятельности.
Какие принципы лежат в основе построения урока в рамках системно деятельностного подхода?
В основе построения урока в рамках системно деятельностного подхода лежат следующие принципы: активность и самостоятельность учащихся, целостность и системность познавательной деятельности, диалоговость и коммуникативность образовательного процесса, индивидуализация обучения, контроль учебных достижений.
Какие типы уроков можно использовать в рамках системно деятельностного подхода к обучению математике?
В рамках системно деятельностного подхода к обучению математики можно использовать следующие типы уроков: исследовательские, проблемные, проектные, конструировочные, игровые, ролевые.
Какие общеучебные умения и навыки реализуются в рамках системно деятельностного подхода к обучению математике?
В рамках системно деятельностного подхода к обучению математике реализуются такие общеучебные умения и навыки, как анализ и синтез информации, постановка и решение проблем, коммуникация и сотрудничество, самоорганизация и самоконтроль, критическое мышление и творчество.
Что включает в себя практическая деятельность в рамках системно деятельностного подхода к обучению математике?
Практическая деятельность в рамках системно деятельностного подхода к обучению математике включает в себя использование различных игр, моделирование, конструирование, исследовательскую деятельность, проектную работу и другие практические задания.
Какие задачи ставит перед собой учитель при применении системно-деятельностного подхода в обучении математике?
Учитель ставит перед собой задачу развития математического мышления у школьников, формирования у них умения применять математические знания в практических ситуациях, развития коммуникативных навыков и самостоятельности в решении математических задач.