Виды и формы звучащего слова в кинодраматургии.
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 15.01.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗВУЧАЩЕГО СЛОВА В КИНОДРАМАТУРГИИ 7
1.1. Аудиальная составляющая фильма в исследованиях теоретиков кино 7
1.2. Формы и виды звучащей речи в кино 19
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ВИДОВ И ФОРМЫ ЗВУЧАЩЕГО СЛОВА В КИНОДРАМАТУРГИИ 24
2.1. «День начинается» Марселя Карне (1939) 24
2.2. «Молчание» Ингмара Бермана (1963) 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
5.Постоянный континуум звуков, нет рубленых кусков или пауз. Этот признак особенно часто наблюдается в конце 30-х и в 40-х. Обычно акустическое пространство заполнено диалогом или музыкой, которая сохраняет настроение, ритм фильма. Это давало возможность изображению быть очень взвешенным. Каждый элемент имел свое место и значение, а игра актеров была вписана в жестко определенные рамки (это касается и постановки интонации, тембра голоса). Определим как взаимодействуют ведущие и второстепенные компоненты звукового континуума в фильме Марселя Карне «День начинается». Прослушав весь фильм без изображения, логика содержания и ключевые моменты остаются понятными. Проанализируем первый эпизод (14 мин) только в звуковой плоскости. В начале несколько минут раздается вступительная музыка титров. Затем стук копыт лошадей, шум улицы, на которую накладывается спор двух мужчин. Выстрел. Что-то тяжелое периодически падает. Соседи зовут на помощь, говорят, что мужчине плохо. Становится понятно, что выстрел привел к убийству. В следующей сцене люди обсуждают, кем является убитый и произошло. Полиция определяет следующие действия. Шаги нескольких людей. Полицейские, представившись, стучат в дверь, требуют их открыть, - это свидетельствует о том, что убийца сидит в комнате. Полиция артикулирует между собой каждое свое действие. Постоянные звуки шагов на лестнице. Соседи говорят о главном герое, характеризуя его личность. Периодически слышать низкий, ритмичный, медленный бой барабанов. Звучит монолог, во время которого звучит: «Схожу с ума, говорю сам с собой», «интересная история вышла». Через десять секунд становится ясно, что это говорит убийца. Переход в воспоминания Франсуа артикулирует внутренним голосом. Кроме того, раздается характерный мелодия, которую слушатель способен дешифровать как такую, что возвращает в прошлое. Ситуация обусловлена использованием подобной мелодии во многих мультфильмах и сериалах - музыка сопровождает мечты или воспоминания героев и поэтому массовый слушатель легко распознает правила такого звукового ходу. Маленькие детали, даже не существенные для развития сюжета, но всегда подробно описаны. Например, когда герои что-то держат в руках рассматривают какие-то вещи. В сцене второй встречи Франсуа и Франсуазы (эпизод 4, 19: 16-28: 43) герой Габена спрашивает, что находится в комнате: «Что это у тебя стоит, это открытки?» Или комментарий Франсуазы: «... ну вот , я почти доделала себе кружева, осталось их прикрепить к платью». Когда она держит в руках игрушку, он называет, что это мишка и так далее. Итак, слушателю только по аудиальной информации совсем не трудно представить, что происходит на экране, звуковой континуум воспринимается полноценным и почти самостоятельным источником смыслов, который словесно представляет основные детали сюжета. Итак, фильм с уверенностью можно считать звукоцентрическим. Хотя не всегда можно уловить детали того, как передвигаются герои, но очень легко можно понять интерьер (слышны ли шаги и шорох бытовых вещей, стук часов, или музыка и аплодисменты, что сразу помогает почувствовать атмосферу концертного зала) или экстерьер (шум от машин или грохот поезда, лай собак). Переход с ретроспективы на события в заблокированной квартире тоже нетрудно заметить из-за появления повторяющейся музыкальной темы барабанного ритма и низкого, мрачного голоса Франсуа, что значительно отличается от игривого тона, насвистывания и фоновой музыки, которые мы слышим во время флэшбеков. Даже в таких сценах реального времени, когда разговор ведут новые, неизвестные слушателю голоса, можно легко сориентироваться, поскольку они постоянно вслух описывают, что происходит вокруг. В эпизоде 6 (40: 12-40: 22) второстепенные герои говорят: «Интересно, чем он занимается там, в своей комнате? Долго мне придется ждать здесь? ». Ни разу на протяжении фильма пауза в звуковом континууме не длится дольше трех секунд. Даже в период бездействия героев присутствует музыкальный лейтмотив или громче становятся звуки часов, шаги, шум улицы, однако шумы местности слышать только при условии молчания актеров. Только начинаются реплики или вступает закадроваямузыка - звуковые эффекты выключаются. Такая ситуация имеет целью скрыть искусственность горизонтального и вертикального монтажа. Эта «целостность» создает впечатление живости, реальности изображения, которое якобы полноценное и независимое. Звуковой ряд выступает лишь в качестве поддержки, обеспечения деятельности визуальной составляющей. Звуки играют роль рассказчика, обеспечивают четкую последовательность изменений. Звуковой континуум в фильме подобнен радиопрограмме, поэтому обращается внимание на содержание сообщения, а не на художественность его формы. Такая ситуация в очередной раз проявляет неумелое пользование мощным инструментом звука, нивелирует свои возможности под авторитарным давлением изображения. 2.2. «Молчание» Ингмара Бермана (1963)Ингмар Бергман в своей творческой карьере неоднократно обращался к вопросам религиозности, смерти, зависимости человека от Бога. В «Молчании» центральной проблемой фильма является потерянность человека перед молчанием Бога. Сюжет фильма навеян постоянно повторяющимся сновидением из детства режиссера: «я - в гигантском незнакомом городе, направляюсь к той его части, где находится запрещено [...] Законы реальности и правила социальной жизни там не действуют. Все может случиться, и все случается». В одном из поздних интервью, Бергман объясняет, что в основе «Молчания» есть пространство столкновения между идеями и реальной жизнью. Основная тема «Молчание», как и в «Причастии», связана с музыкальным произведением, а именно с концертом для оркестра Бартока. Сначала даже была на мысль сделать фильм по законам музыки, а не драматургии. Фильм с ассоциативным ритмическим взаимодействием с главным и второстепенным мотивами. Но, единственное, что осталось от Бартока в этой ленте - начало его глухим низким тоном и неожиданным взрывом.Сюжет. Две сестры - Эстер (И. Тулин) и Анна (Г. Линдблум) со своим сыном Юханом (И. Линдстром) едут в поезде, однако им приходится выйти в неизвестном европейском городе из-за ухудшения состояния здоровья Эстер. Герои находятся в городе несколько дней, в конце концов Анна с Юханом оставляют умирать Анну в одиночестве. Во время прослушивания фильма без изображения (метод маскировки) создается впечатление, что мы находимся очень близко от главных героев, в упор к ним. Такая ситуация обусловлена очень четкими, артикулированными звуками, которые издают главные герои. Речь идет не о словах, а зевота, нытье, вздохах, жевании, глотании, сосании, кашле, смехе и т.д. Иногда можно услышать даже дыхание. Такая близость тела актеров к слушателю контрастирует с отсутствием общего звукового фона. Все звуки являются внутрикадровым, находятся в пределах доступа героев. Таким образом подчеркивается одиночество человека в мире, отсутствие чего-то большего, голоса Бога. [Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М., 1994. – С. 518.]. Физическая реальность героев очерчена только их телесностью, они верят тому, что видят и слышат, но глухие и не восприимчивы к тому, что находится на дистанции от них (неизвестный город, посторонние люди и их язык). Кинокритик Броуди объясняет, что «молчание» города сузило общения героев к внутреннему треугольнику (Эстер-Анна-Син) с почти нулевым уровнем общения с внешним миром. Каждая личный связь скошена, надломлена, что создает зловещую атмосферу, в которой жесты и символы часто скрыты и вызывают эффект угрозы. [The Silence By Leo Braudy. – http://www.criterion.com/current/posts/297-the-silence –].В фильме нет закадровой музыки, за исключением трех эпизодов. Рассмотрим их план по плану. В первом - героиня И. Тулин заказывает себе в комнату дополнительную бутылку алкоголя (17: 18-18: 05). Она садится в кресло и закуривает. Камера снимает близкий план, медленно приближаясь вплотную к лицу Эстер. На звуковой дорожке слышим легкомысленный напев Эстер. Когда она приближает руку к лицу с целью зажечь сигарету, появляется еле слышный звук ее наручных часов, который сразу пропадает, как только героиня опускает руку. Параллельно усиливается закадровый, акусматическийглухой гул. Через несколько секунд слышен стук в дверь и в кадре появляется рука официанта с подносом, на котором стоит бокал и бутылка. Эстер выдает довольное «мм» и пробует напиток. Только она коснулась губами бокала, как закадровый гул останавливается. Проследим, при каких условиях гул появляется в фильме во второй раз. Сцена сЮханом, что в очередной раз бродит по ночным коридорам отеля (1:01:25 1: 02: 06). Камера снимает Юхана сверху, следя за его движением. Мальчик подходит в условный центр и заворачивает в соседний коридор. Весь его движение в этом плане-эпизоде сопровождается приглушенным, но все же ощутимым закадровым гулом. В третьей раз, мы слышим этот таинственный звук в предпоследний сцене фильма, когда Эстер переживает несколько приступов болезни легких. Она обессилена лежит на кровати (1: 30: 29-1: 31: 11). Статическая камера снимает ее лицо сверху в близком плане. Только ей стало легче, вступает закадровый гул, но в разы сильнее чем первый раз. Эстер накрывает себя простыней и гул прерывается. Объяснить такой звуковой ход можно как эффект замыкания в одиночестве. Каждый из героев находит собственный способ преодоления такого одиночества. УЭстер это попытка заглушить одиночество алкоголем, или окунуться в сон, как желание забыться, отказаться от коммуникации с внешним миром. Юхан свое одиночество разбавляет игрушками или находит новых друзей в комнатах. Возможно мы не встречаем темы гула у Анны, потому что она избегает, боится своего одиночества, а потому постоянно находится в обществе, все время развлекаясь с мужчинами. Сквозной темой фильма является смещенное время. Поскольку Бергман планировал фильм как перенос сновидения на экран - категория времени почти неуловима. Монтаж переходит от репрезентации реального времени до уплотнения его и снова растяжение. Потерянность во времени воплощена и в аудиальном компоненте. Так, мы пять раз встречаем на несколько секунд тиканье часов. Первый звук, который мы слышим в фильме - именно он. Его наложили на вступительные титры. Во второй раз его слышать в сцене с Эстер и бокалом алкоголя, которую мы уже обозначили выше. В третий раз, тиканье часов возникает во время того, как Юхан рисует изображение для Эстер (37:28). В четвертый раз, тиканье сопровождает взгляд Анны на людей, которые работают (1:06:30). И в последнее, тиканье часов появляется во время того, как Эстер, лежа в постели выписывает для Юхана обещанные слова на иностранном языке (1:24:49). На этот раз закадровый звук переходит в внутрикадровый, поскольку человек параллельно с тиканьем на фоне проверяет свои часы и заводит их. Эти пять сцен не объединены общей темой или символикой, скорее такое периодическое тиканье, что заключено в разные части фильма, создает общий темп. В то же время, сходство заключается в резкой смене настроения и поступков героев спустя тиканье. Ингмар Бергман стремился максимально перенести все смыслы на визуальные и звуковые образы, чтобы избежать чрезмерной литературности. Тем не менее, в одном из интервью он признается, что эпизод выяснения отношений сестер и их последний диалог страдают неоправданной литературностью. В целом, режиссер остался доволен своим фильмом. Итак, фильм «День начинается» Марселя Карне имеет четко урегулированный звук. В фильме жесткая иерархия звуков, где слово является первым по важности, музыка - второй, а шумы используются только по клиширование образца 30-х годов. Такой фильм представляет тип вокоцентрических лент (ориентированных на голос). Анализ фильма «Молчание» Ингмара Бергмана продемонстрировал, что он полон пауз. В нем мало диалогов и большое внимание сосредоточено на физиологических звуках - зевота, нытье, вздохах, жевании, глотании, сосании, кашле, смехе и т. д. Это создает эффект близкого присутствия реципиента к актерам. Также было обнаружено, что в фильме использована фигура образа-времени для придания особого ритма бреду. Мы пришли к выводу, что из-за осложненной коммуникации с внешним миром главных героев Бергман передает потерянность человека в мире. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ работе мы продемонстрировали, каким образом звуковой континуум влияет на конструирование кинематографического сообщения на примере ряда художественных фильмов. Для этого мы привлекли методику аудиовизуального анализа, основанную на исследованиях Мишеля Шион и Раймонда Беллура. Первый исследователь выработал последовательную схему анализа звукового континуума, которая позволяет изучать звуковые компоненты в категориях кино независимо от музыкальной, физической или эстетической терминологий, как это делалось раньше. Также по методике Шион звук исследуется в непосредственной взаимосвязи с экраном, в момент создания кинематографического сообщения. Традиция анализа Раймонда Беллура тоже ориентирована на поимку непосредственного момента воздействия, но уже с точки зрения действия изображения на реципиента. Подход Р. Беллура заключается в противостоянии том быстрому темпу, в котором реципиент воспринимает фильм в реальном времени, а потому делает охват как можно большего количества факторов, участвующих в формировании смыслов. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ работе мы проследили, как отличаются классический и современный подходы использования звука в кино. С этой целью мы проанализировали фильм «День начинается» Марселя Карне, который представляет старую традицию и фильм - «Молчание» Ингмара Бергмана, в котором найдены новые методы применения звукового континуума. Фильм «День начинается» Марселя Карне имеет четко урегулированный звук. В фильме жесткая иерархия звуков, где слово является первым по важности, музыка - второй, а шумы используются только по клиширование образца 30-х годов. Такой фильм представляет тип вокоцентрических лент (ориентированных на голос). Анализ фильма «Молчание» Ингмара Бергмана продемонстрировал, что он полон пауз. В нем мало диалогов и большое внимание сосредоточено на физиологических звуках - зевота, нытье, вздохах, жевании, глотании, сосании, кашле, смехе и т. д. Это создает эффект близкого присутствия реципиента к актерам. Также было обнаружено, что в фильме использована фигура образа-времени для придания особого ритма бреду. Мы пришли к выводу, что из-за осложненной коммуникации с внешним миром главных героев Бергман передает потерянность человека в мире. Таким образом, было показано, что фильм разрывает традицию повествовательного кино, в нем слово больше не является главным способом передачи смыслов, на его место приходят шумы. СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫБазен А. Что такое кино? – М.: Искусство, 1972. Балаш Б. Кино. Становление и сущность нового искусства – М.: Прогресс, 1968. Балаш Б. Дух фильмы. – М.: Художественная литература, 1935. – С. 11Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М., 1994. – С. 518.Будущее звуковой фильмы. – Заявка (1928) // Эйзенштейн С. М. Избранные произведения: В 6 т. – М.: Искусство, 1964. – Т. 2. – С. 315Делёз Ж. Кино1 Образ-движение Кино2 Образ-время. - М .: Ад Маргинем, 2004. - С. 559.Деллюк Л. Фотогения, кино. – М.: Новые вехи, 1924. – С. 19.Клейман Н. С. М. Эйзенштейн Неравнодушная природа. – М.: Музей кино Эйзенштейн-центр, 2004. – С. 610.Клер Р. Размышления о киноискусстве. – М.: Искусство, 1958. – С. 132Кракауэр З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. – М.: Ис-кусство, 1974. Рыбак-Акимов В. Изображение слово и звук в художественном фильме. - М .: Искусство, 1967. Теплиц Е. История кино. – М.: Прогресс, 1968. – Т. 1. – С. 14Эзейнштейн С. Вертикальный монтаж. – М.: Искусство кино, 1940. – С. 13.Эйзенштейн С. М. Избранные произведения: В 6 т. – М.: Искусство, 1964. – Т. 2. Эйзенштейн С. Одолжайтесь // Избранные произведения. Т. 2. С. 78.Эйснер Л. Демонический экран. – М.: Постмодерн текнолоджи, 2010. – С. 167Якобсон Р. Конец кино? / Cб. статей «Строение фильма». – М.: Радуга, 1985. – С. 27Интернет-источникиAltman R. Introduction: Four and a Half Film Fallacies / In Rick Altman / Ed, Sound Theory, Sound Practice. – NY; London: Routledge, 1992. – P. 37.Audio-Visual: Disembodied Voices in Theory. – Точкадоступа – http://inmedia.revues.org/697 Bizzaro N. Pierre Schaeffer's contribution to audiovisual theory. - Worlds of Audio vision. - 2011 www.worldsofaudiovision.org . - P. 2. - точкадоступа : http: // www- 5.unipv.it/wav/pdf/WAV_Bizzaro_2011_eng.pdf - от 09.11.2016.Branigan E. Sound and Epistemology in Film. – Source: The Journal of Aesthetics and Art Criticism. – Vol. 47. – No. 4 (Autumn, 1989). – P. 312Braudy L., Mast G., Cohen M. Film theory and criticism: introductory readings. – NY: Oxford press, 1992. – C. 235.Chion M. Audio-Vision – Sound on Screen. – NY: Columbia University Press, 1994. – P. 4Chion M. Film, a sound art. – NY: Columbia University Press, 2009. – P. 11.The Silence By Leo Braudy. – http://www.criterion.com/current/posts/297-the-silence –Weis E., Belton J. Film Sound: Theory and Practice. – NY: Columbia University Press,1985. – P. 82
2. Балаш Б. Кино. Становление и сущность нового искусства – М.: Прогресс, 1968.
3. Балаш Б. Дух фильмы. – М.: Художественная литература, 1935. – С. 11
4. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М., 1994. – С. 518.
5. Будущее звуковой фильмы. – Заявка (1928) // Эйзенштейн С. М. Избранные произведения: В 6 т. – М.: Искусство, 1964. – Т. 2. – С. 315
6. Делёз Ж. Кино1 Образ-движение Кино2 Образ-время. - М .: Ад Маргинем, 2004. - С. 559.
7. Деллюк Л. Фотогения, кино. – М.: Новые вехи, 1924. – С. 19.
8. Клейман Н. С. М. Эйзенштейн Неравнодушная природа. – М.: Музей кино Эйзенштейн-центр, 2004. – С. 610.
9. Клер Р. Размышления о киноискусстве. – М.: Искусство, 1958. – С. 132
10. Кракауэр З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. – М.: Ис-кусство, 1974.
11. Рыбак-Акимов В. Изображение слово и звук в художественном фильме. - М .: Искусство, 1967.
12. Теплиц Е. История кино. – М.: Прогресс, 1968. – Т. 1. – С. 14
13. Эзейнштейн С. Вертикальный монтаж. – М.: Искусство кино, 1940. – С. 13.
14. Эйзенштейн С. М. Избранные произведения: В 6 т. – М.: Искусство, 1964. – Т. 2.
15. Эйзенштейн С. Одолжайтесь // Избранные произведения. Т. 2. С. 78.
16. Эйснер Л. Демонический экран. – М.: Постмодерн текнолоджи, 2010. – С. 167
17. Якобсон Р. Конец кино? / Cб. статей «Строение фильма». – М.: Радуга, 1985. – С. 27
Интернет-источники
18. Altman R. Introduction: Four and a Half Film Fallacies / In Rick Altman / Ed, Sound Theory, Sound Practice. – NY; London: Routledge, 1992. – P. 37.
19. Audio-Visual: Disembodied Voices in Theory. – Точкадоступа – http://inmedia.revues.org/697
20. Bizzaro N. Pierre Schaeffer's contribution to audiovisual theory. - Worlds of Audio vision. - 2011 www.worldsofaudiovision.org . - P. 2. - точкадоступа : http: // www- 5.unipv.it/wav/pdf/WAV_Bizzaro_2011_eng.pdf - от 09.11.2016.
21. Branigan E. Sound and Epistemology in Film. – Source: The Journal of Aesthetics and Art Criticism. – Vol. 47. – No. 4 (Autumn, 1989). – P. 312
22. Braudy L., Mast G., Cohen M. Film theory and criticism: introductory readings. – NY: Oxford press, 1992. – C. 235.
23. Chion M. Audio-Vision – Sound on Screen. – NY: Columbia University Press, 1994. – P. 4
24. Chion M. Film, a sound art. – NY: Columbia University Press, 2009. – P. 11.
25. The Silence By Leo Braudy. – http://www.criterion.com/current/posts/297-the-silence –
26. Weis E., Belton J. Film Sound: Theory and Practice. – NY: Columbia University Press,1985. – P. 82
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет звучащее слово в кинодраматургии?
Звучащее слово в кинодраматургии имеет особое значение, так как оно способно передать эмоции и настроение персонажей, а также передать информацию, не видимую на экране.
Какие формы и виды звучащей речи существуют в кино?
В кино существуют различные формы и виды звучащей речи, такие как диалоги, монологи, внутренний монолог, независимая речь, речь чужих персонажей, озвучивание действий и т. д.
Каким образом использование звучащего слова влияет на фильм "День начинается" Марселя Карне?
В фильме "День начинается" Марселя Карне звучащее слово играет важную роль в передаче настроения и эмоций персонажей. Оно помогает выразить их внутренний мир и особенности психологии.
Какое влияние оказывает молчание на фильм "Молчание" Ингмара Бермана?
Молчание в фильме "Молчание" Ингмара Бермана имеет значительное влияние на создание атмосферы и передачу эмоций. Оно помогает акцентировать внимание зрителя на визуальных элементах и усилить их воздействие.
Какие особенности присутствуют в звучащем слове в кинодраматургии?
В звучащем слове в кинодраматургии присутствуют особенности, такие как отсутствие рубленых кусков звуков или пауз, а также постоянный континуум звуков, что создает единство звучащего слова.
Какие аспекты использования звучащего слова в кинодраматургии обсуждаются в первой главе статьи?
В первой главе статьи обсуждаются теоретические аспекты использования звучащего слова в кинодраматургии. Авторы рассматривают аудиальную составляющую фильма в исследованиях теоретиков кино и анализируют формы и виды звучащей речи в кино.
Какие примеры фильмов рассматриваются во второй главе статьи?
Во второй главе статьи рассматриваются два примера фильмов: "День начинается" режиссера Марселя Карне (1939 год) и "Молчание" режиссера Ингмара Бермана (1963 год). Авторы анализируют особенности использования звучащего слова в этих фильмах.
Какие виды и формы звучащего слова рассматриваются в кинодраматургии?
В кинодраматургии рассматриваются различные виды и формы звучащего слова. Они могут включать диалоги между персонажами, рассказы из первого лица, монологи, внутренние монологи, голос за кадром, voice-over, voice-off и другие. Каждая форма имеет свои особенности и может служить разным целям в фильме.
Какие авторы исследуют аудиальную составляющую фильма в контексте кино?
Аудиальная составляющая фильма в контексте кино исследуется разными теоретиками. В первой главе статьи рассматриваются их работы, но конкретные имена авторов не упоминаются.
Какова основная характеристика звучащего слова в кинодраматургии по результатам анализа во второй главе статьи?
Основная характеристика звучащего слова в кинодраматургии по результатам анализа во второй главе статьи не указана.
Какие аспекты использования звучащего слова в кинодраматургии рассматриваются в третьей главе?
В третьей главе рассматриваются теоретические аспекты использования звучащего слова в кинодраматургии, включая аудиальную составляющую фильма и формы и виды звучащей речи.