Местные бюджеты. Проблемы финансового выравнивания регионов
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 13.12.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Теоретические основы управления бюджетами в бюджетной системе 6
1.1 Местные бюджеты в современной бюджетной системе 6
1.2. Проблемы формирования местных бюджетов РФ 9
1.3 Эффективность использования бюджетных средств 13
2 Проблемы финансового выравнивания регионов на примере Новосибирской области 17
2.1 Социально-экономическое положение Новосибирской области 17
2.2 Анализ бюджетной обеспеченности Новосибирской области 20
2.3 Обеспечение сбалансированности бюджетной системы 21
Глава 3 Планирование областного бюджета на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов 26
Заключение 32
рублей, что составляет 99,9% от годовых плановых назначений.
Таблица 2.5 – Бюджетная обеспеченность муниципальных образований Новосибирской области [7]
Наименование показателя 2015 год план факт Отношение темпа роста поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет Новосибирской области отчетного периода к индексу потребительских цен (коэффициент) ˃ 1 0,92 Отношение государственного долга Новосибирской области (за вычетом выданных государственных гарантий) к объему доходов областного бюджета Новосибирской области без учета объема безвозмездных поступлений, % <= 55 55 Уровень расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований Новосибирской области, установленный законом об областном бюджете Новосибирской области (коэффициент) муниципальные районы не ниже 0,810 не ниже 0,810 поселения 1 1 городские округа не ниже 0,873 не ниже 0,873 Фактический объём предоставления субвенции муниципальным районам на осуществление государственных полномочий по расчету и предоставлению дотаций поселениям – 1,9 млрд. рублей, что составляет 100% от годового плана.
Глава 3 Планирование областного бюджета на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов
В 2015 году организована и проведена работа по планированию областного бюджета Новосибирской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.
Основной подход к планированию областного бюджета заключался в определении доходной части областного и местных бюджетов исходя из консервативного прогноза социально-экономического развития Новосибирской области и принятых Новосибирской областью обязательств по обеспечению сбалансированности областного бюджета при заключении в 2015 году соглашения с Минфином России о предоставлении бюджетного кредита для замещения коммерческих кредитов и снижения долговой нагрузки.
На плановый период 2017 и 2018 годов расходы областного бюджета определены в объеме 96,1 млрд. рублей и 104,6 млрд. рублей соответственно.
Рисунок 3.1 – Бюджет на 2017 – 2018 годы [7]
Учитывая формирование федерального бюджета только на один 2016 год, в предлагаемом проекте областного бюджета на 2017-2018 год не отражены бюджетные показатели по расходным обязательствам, подлежащим финансированию за счет федеральных трансфертов, что в свою очередь обусловило снижение динамики по расходам по сравнению с 2016 годом.
Причины ограничения роста расходов представлены на рисунке 3.2.
Рисунок 3.2 Причины ограничения роста расходов [7]
При формировании расходной части бюджета ограничителем их роста выступает прогноз поступлений собственных доходов, недостаточная динамика которых объясняется снижением налоговой активности ввиду ухудшения экономической ситуации.
В 2016 году и плановом периоде существенно замедляются темпы роста дефицита и государственного долга, что обусловлено необходимостью соблюдения ограничений, установленных Минфином России в качестве условия получения льготных бюджетных кредитов субъектами Российской Федерации.
Рисунок 3.3 – Уровень дефицита бюджета и долговая нагрузка [7]
Решение задачи по обеспечению сбалансированности бюджета с дефицитом при неустойчивом поступлении собственных доходов влечет к увеличению расходов на обслуживание долга. Данное обстоятельство также связано с необходимостью рефинансирования значительного объема долговых обязательств за счет новых заимствований, стоимость которых существенно выше [15].
Несмотря на то, что основная задача долговой политики будет сводиться к рефинансированию долга, управление его структурой не будет простым в силу колебаний стоимости заёмных ресурсов. На 2016 год планируется размещение облигационного займа, что позволит оптимизировать структуру долгового портфеля, диверсифицировать кредиторов, минимизировать стоимость обслуживания долга.
Сильной позицией при размещении займа является подтверждение в октябре текущего года кредитных рейтингов Новосибирской области на инвестиционном уровне, соответствующем суверенному рейтингу Российской Федерации.
Текущий уровень государственного долга региона в части рыночных обязательств приближается к предельному значению. Запас по росту долга не позволяет планировать бюджет с предельным уровнем дефицита, а, значит, и увеличивать объем возможных расходов.
Учитывая бюджетные возможности и ограничения была произведена приоритезация расходных направлений и выделены защищенные расходы, которые подлежали обеспечению в первую очередь:
обеспечение деятельности государственных и муниципальных учреждений;
социальные обязательства перед гражданами;
страховые взносы на ОМС неработающего населения;
расходы дорожного фонда и транспортное обслуживание населения;
выполнение «майских» Указов Президента РФ;
обслуживание государственного долга и формирование резервного фонда;
средства на обеспечение условий софинансирования с федеральным бюджетом, включая государственную поддержку агропромышленного комплекса.
Доля данных расходов согласно утвержденному областному бюджету Новосибирской области на 2016-2018 годы составила более 88% (более 96,3 млрд. рублей) (табл. 3.1).
Таблица 3.1 – Основные параметры областного бюджета на 2016-2018 годы, млн. руб. [7]
Показатели 2016 год 2017 год 2018 год Доходы 103 077,0 95 614,7 102 819,3 Расходы 108 835,6 96 066,4 104 551,6 Дефицит 5 758,6 451,7 1 732,3
Несмотря на сложившуюся ситуацию, в рамках антикризисного плана Правительства Новосибирской области в 2016 году сохранены расходы на государственную поддержку инвестиционной деятельности, на развитие малого и среднего предпринимательства, промышленности. В сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства исходя из определённых приоритетов расходы областного бюджета планируется направить на формирование по объектам, ввод которых запланирован в 2015-2016 годах, на строительство объектов водоснабжения и газификации, обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области к работе в осенне-зимний период.
В соответствии с порядком разработки и утверждения, периода действия, а также требований к составу и содержанию бюджетного прогноза Новосибирской области на долгосрочный период, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области от 13.07.2015 № 257-п, в 2015 году разработан проект бюджетного прогноза Новосибирской области до 2030 года. В соответствии с Законом Новосибирской области от 07.10.2011 № 112-ОЗ «О бюджетном процессе в Новосибирской области» вышеуказанный проект направлен одновременно с проектом Закона Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов» в Законодательного Собрание Новосибирской области в качестве дополнительного материала.
Формирование прогноза основных бюджетных характеристик до 2030 года производилось на основе консервативного варианта социально-экономического развития Новосибирской области с учетом наличия в настоящее время сдерживающих факторов развития региона.
Динамика собственных доходов областного бюджета в 2015-2018 годах представлена на рисунке 3.4.
Рисунок 3.4 – Динамика собственных доходов областного бюджета в 2015-2018 годах, млн. руб. [7]
В настоящее время, в связи с нестабильной и трудно прогнозируемой социально-экономической ситуацией, состоянием неопределённости и высоких бюджетных рисков, сроки завершения и утверждения долгосрочного прогноза были продлены до 2017 года.
Заключение
Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы, рекомендации.
Одной из ключевых задач при организации исполнения областного бюджета на 2016 год стало обеспечение сбалансированности областного бюджета и максимально эффективное администрирование расходования бюджетных средств.
Итоги исполнения доходной части областного бюджета НСО за девять месяцев 2016 года, складывающаяся динамика по основным доходным источникам, позволили улучшить ожидаемое исполнение бюджета по доходам на 6 867 млн. рублей за счёт налоговых и неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.
Законопроектом об изменениях в областной бюджет 2016 года предлагается найти решение ряда расходных задач, реализация которых с помощью бюджета 2016 года поможет значительно оздоровить финансовые обязательства Новосибирской области, разгрузить бюджет очередной трёхлетки 2017-2019 годов, делая его более уверенным и сбалансированным.
В числе приоритетных задач, на которые направлены изменения, – приведение областного бюджета в соответствие с принятыми на федеральном уровне решениями о предоставлении Новосибирской области межбюджетных трансфертов. Безвозмездные поступления из федерального бюджета составили 638,8 млн рублей. Отраслевая структура федеральных субсидий и иных межбюджетных трансфертов включает, в том числе, дополнительные средства на поддержку сельхозтоваров от производителей, на мероприятия социальной политики, на обеспечение лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания и другие направления.
Кроме того, к приоритетным расходным задачам, с которыми связаны предлагаемые изменения в бюджет, относится финансирование ремонтных работ учреждений бюджетной сферы (объём ресурсов, требуемых на решение данной задачи, составляет 406,7 млн рублей), обеспечение своевременной выплаты заработной платы работникам образования в школах и детских садах в январе 2017 года. Для того, чтобы снять риски дефицита ресурсов на выплаты зарплат в январе, планируется увеличить на 1 565,5 млн рублей субвенции местным бюджетам на реализацию общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях.
Кроме того, к числу приоритетных задач относится увеличение дорожного фонда на 739,3 млн рублей в связи с ростом доходов областного бюджета от акцизов на нефтепродукты. Эти средства, в том числе, планируется направить на обеспечение восстановления и развития автодорог местного значения, строительство, реконструкцию, автомобильных дорог и дорожных сооружений общего пользования, капитальный ремонт автодорог.
Также в числе предлагаемых изменений в бюджет текущего года – урегулирование рисков накопления кредиторской задолженности по обязательствам вследствие недостаточности бюджетных ассигнований в действующей редакции закона о бюджете, оказание дополнительной финансовой поддержки муниципальных образований Новосибирской области в целях минимизации возникновения переходящей на 2017 год кредиторской задолженности и организации планомерной работы объектов жилищно-коммунальной и бюджетной сферы в зимний период.
Дополнительными источниками для перераспределения ресурсов, необходимых для решения обозначенных приоритетных задач, стала экономия по обслуживанию государственного долга, экономия на предоставление отдельных мер социальной поддержки в связи со снижением численности получателей, экономия по временному, социально-бытовому обустройству граждан Украины, и экономия в субвенциях.
По результатам внесенных изменений объём доходов областного бюджета на 2016 год составит 114,6 млрд рублей, объем расходов – 120,8 млрд рублей, дефицит сохранён на уровне действующей редакции закона о бюджете – 6,2 млрд рублей.
Список использованной литературы
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145 - ФЗ (ред. от 03.11.2015) [Электронный ресурс] // Справочно - правовая система КонсультантПлюс (дата обращения 02.11.2016).
Федеральный закон от 06.10.2003 №131 - ФЗ (ред. от 03.11.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочно - правовая система КонсультантПлюс (дата обращения 02.09.2016).
Васильев В.В. Межбюджетные отношения как основа современной региональной политики России // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2016.№ 2 (35). С. 35-42.
Васильева Н.В. Доходы местных бюджетов как залог финансовой самостоятельности местного самоуправления: правовой аспект [Текст] / Н.В. Васильева // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 1. — С. 117 - 125.
Власти региона откорректировали областной бюджет http://www.vseon.com/news/item/vlasti-regiona-otkorrektirovali-oblastnoj-byudzhet.html
Коротина Н.Ю. Возможности роста доходов муниципальных образований в Российской Федерации [Текст] / Н.Ю. Коротина // Социум и власть. — 2013. — № 1. —С. 86 - 90.
О проекте закона «Об областном бюджете Новосибирской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов». Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области. – URL: http://www.mfnso.nso.ru/page/457
Особенности формирования местного бюджета / Колобанова Е.В., Семьянова А.В. // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016. № 6-1 (85). С. 224-225.
Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа — URL: http: // minfin.ru / ru / document / ?id _ 4=114476 (дата обращения 02.09.2016).
Проблемы обеспечения сбалансированности местных бюджетов в современных условиях / Ерастова К.О., Чугунов В.И. // Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 5-1 (84). С. 65-69.
Проблемы формирования местных бюджетов / Токаева С.К., Кисиев З.Э. // Научные Известия. 2016. № 4. С. 48-51.
Роль местного бюджета в социально-экономическом развитии города / Кремповая Н.Л., Кузьмичева А.Х. // Бюллетень науки и практики. 2016. № 7 (8). С. 140-144.
Сафронова Е.С. Переход от затратной к результативной модели управления местными бюджетами // The Genesis of Genius. 2016. № 1. С. 79-82.
Халудорова А.О. Проблемы формирования доходов местных бюджетов в современных условиях // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016. № 9-1. С. 118-123.
Экономическая самостоятельность местных бюджетов / Н.Л. Кремповая, А.Х. Кузьмичева // Бюллетень науки и практики. 2016. № 10 (11). С. 177-180.
Ярошенко Т.П. Сбалансированность местного бюджета и показатели ее характеризующие // Сибирский экономический вестник. 2016. № 2. С. 110-118.
– здесь и далее за 2015 год приведены оперативные данные Новосибирскстата и оценочные данные органов исполнительной власти Новосибирской области.
- превышение роста фактического индекса потребительских цен за 2015 год над плановым на 5,4 процентных пункта, а также отставание темпов роста поступлений налога на доходы физических лиц (100,9%) в 2015 году, составляющего 27,5% общих доходов бюджета, от темпа роста фонда начисленной заработной платы работников за 2015 год (103%), что обусловлено высокими темпами роста сумм возвратов на расчетные счета налогоплательщиков – физических лиц по предоставленным налоговым вычетам (126,8%).
2
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145 - ФЗ (ред. от 03.11.2015) [Электронный ресурс] // Справочно - правовая система КонсультантПлюс (дата обращения 02.11.2016).
2. Федеральный закон от 06.10.2003 №131 - ФЗ (ред. от 03.11.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочно - правовая система КонсультантПлюс (дата обращения 02.09.2016).
3. Васильев В.В. Межбюджетные отношения как основа современной региональной политики России // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2016.№ 2 (35). С. 35-42.
4. Васильева Н.В. Доходы местных бюджетов как залог финансовой самостоятельности местного самоуправления: правовой аспект [Текст] / Н.В. Васильева // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 1. — С. 117 - 125.
5. Власти региона откорректировали областной бюджет http://www.vseon.com/news/item/vlasti-regiona-otkorrektirovali-oblastnoj-byudzhet.html
6. Коротина Н.Ю. Возможности роста доходов муниципальных образований в Российской Федерации [Текст] / Н.Ю. Коротина // Социум и власть. — 2013. — № 1. —С. 86 - 90.
7. О проекте закона «Об областном бюджете Новосибирской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов». Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области. – URL: http://www.mfnso.nso.ru/page/457
8. Особенности формирования местного бюджета / Колобанова Е.В., Семьянова А.В. // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016. № 6-1 (85). С. 224-225.
9. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федера-ции [Электронный ресурс] // Режим доступа — URL: http: // minfin.ru / ru / document / ?id _ 4=114476 (дата обращения 02.09.2016).
10. Проблемы обеспечения сбалансированности местных бюджетов в современных условиях / Ерастова К.О., Чугунов В.И. // Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 5-1 (84). С. 65-69.
11. Проблемы формирования местных бюджетов / Токаева С.К., Кисиев З.Э. // Научные Известия. 2016. № 4. С. 48-51.
12. Роль местного бюджета в социально-экономическом развитии города / Кремповая Н.Л., Кузьмичева А.Х. // Бюллетень науки и практики. 2016. № 7 (8). С. 140-144.
13. Сафронова Е.С. Переход от затратной к результативной модели управления местными бюджетами // The Genesis of Genius. 2016. № 1. С. 79-82.
14. Халудорова А.О. Проблемы формирования доходов местных бюджетов в современных условиях // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016. № 9-1. С. 118-123.
15. Экономическая самостоятельность местных бюджетов / Н.Л. Кремповая, А.Х. Кузьмичева // Бюллетень науки и практики. 2016. № 10 (11). С. 177-180.
16. Ярошенко Т.П. Сбалансированность местного бюджета и показатели ее характеризующие // Сибирский экономический вестник. 2016. № 2. С. 110-118.
Вопрос-ответ:
Каковы основные теоретические основы управления бюджетами в бюджетной системе?
Основными теоретическими основами управления бюджетами в бюджетной системе являются принципы единства, целевого характера, комплексности, планомерности и сбалансированности. Также важной основой является принцип ответственности, который предполагает обязательное исполнение бюджетных обязательств и правильное использование бюджетных средств.
Каким образом формируются местные бюджеты в современной бюджетной системе?
Местные бюджеты формируются на основе законодательства РФ, в котором определены правила и порядок формирования, исполнения и контроля за исполнением местных бюджетов. Основными источниками доходов местных бюджетов являются налоги и сборы с предприятий и организаций, а также трансферты от федерального бюджета. Расходы местных бюджетов направляются на социальное обеспечение, инфраструктуру, образование, здравоохранение и другие сферы жизни региона.
Какие проблемы возникают при формировании местных бюджетов в Российской Федерации?
Одной из основных проблем является недостаточная финансовая самостоятельность местных бюджетов. Это связано с ограниченными доходными возможностями регионов, зависимостью от федерального бюджета и неравномерным распределением финансовых ресурсов между регионами. Также существуют проблемы в сфере управления бюджетными средствами и контроля за их использованием, что может приводить к неэффективному использованию бюджетных средств и коррупции.
Какова эффективность использования бюджетных средств в местных бюджетах?
Эффективность использования бюджетных средств в местных бюджетах может быть разной в зависимости от региона. Некоторые регионы успешно осуществляют свои финансовые обязательства и достигают поставленных целей, в то время как другие регионы испытывают трудности с использованием бюджетных средств. Важным фактором эффективности является наличие прозрачных механизмов контроля за использованием бюджетных средств и ответственность должностных лиц за их неправильное использование.
Какие теоретические основы управления бюджетами в бюджетной системе?
Теоретическими основами управления бюджетами в бюджетной системе являются принципы бюджетного процесса, которые включают принципы единства государственных финансов, соответствия доходов и расходов, целевого использования бюджетных средств, эффективности, достаточности, сбалансированности и прозрачности.
Какие проблемы возникают при формировании местных бюджетов в России?
При формировании местных бюджетов в России возникают проблемы несбалансированности доходов и расходов, недостаточности финансирования ключевых областей развития, неравномерности распределения бюджетных средств между регионами, низкой эффективности использования бюджетных средств и отсутствия механизмов финансового выравнивания между регионами.
Каким образом осуществляется финансовое выравнивание регионов на примере Новосибирской области?
Финансовое выравнивание регионов, включая Новосибирскую область, осуществляется посредством федеральных и региональных программ и субсидий. Для этого выделяются дополнительные средства из федерального бюджета, которые направляются на развитие и поддержку региональных проектов и программ. Таким образом, область получает дополнительное финансирование для реализации приоритетных направлений развития.
Какова эффективность использования бюджетных средств в регионах России?
Эффективность использования бюджетных средств в регионах России может быть разной. Некоторые регионы успешно реализуют проекты и программы, достигая поставленных целей и показателей, в то время как другие испытывают трудности с оптимальным расходованием бюджетных средств. Определение эффективности использования бюджетных средств требует анализа конкретных проектов и программ в каждом регионе.
Какое социально-экономическое положение Новосибирской области?
Социально-экономическое положение Новосибирской области характеризуется как относительно благополучное. Область имеет высокий уровень развития промышленности, науки и образования. Новосибирск является крупным научным и инженерно-техническим центром, что способствует росту экономики и улучшению жизни населения.
Какие теоретические основы управления бюджетами рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются теоретические основы управления бюджетами в бюджетной системе, включая понятия и принципы формирования местных бюджетов в современной Российской Федерации.
Каковы проблемы формирования местных бюджетов в Российской Федерации?
Проблемы формирования местных бюджетов в Российской Федерации включают в себя недостаточную финансовую автономию муниципалитетов, неэффективное использование бюджетных средств, сложности в распределении финансовых ресурсов между различными уровнями государственной власти и неравномерное развитие регионов.
Каковы проблемы финансового выравнивания регионов на примере Новосибирской области?
На примере Новосибирской области выявлены проблемы финансового выравнивания регионов, такие как недостаточная бюджетная обеспеченность, высокие социально-экономические издержки и неэффективное использование бюджетных средств.