Методы и средства исследования направленности личности в отечественной психологии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 31 31 страница
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 14.12.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Содержание………………………………………………………………………..2
Введение…………………………………………………………………………...3
Основная часть…………………………………………………………………….5
1. Анализ подходов к исследованию направленности личности в отечественной психологии 5
1.1. Направленность личности как иерархия мотивов (Л.И. Божович) 5
1.2. Направленность личности как комплекс мотивационно-ценностно- смысловых образований субъекта деятельности (А.О. Акулов) 7
1.3. Направленность личности как психологическая установка индивида (Л.Б. Бахтигулова) 9
2. Основные методы исследования направленности личности в отечественной психологии 11
2.1. Понятие методов исследования направленности личности 11
2.2. Характеристика основных методов исследования направленности личности 13
3. Средства изучения направленности личности, используемые в отечественных психологических исследованиях 19
3.1. Средства исследования направленности личности, основанные на методе опроса (беседы, анкетирования) 19
3.2. Методики исследования личностной направленности, используемые в рамках метода тестирования 20
3.3. Средства и методики изучения направленности личности в рамках применения проективных методов 27
3.4. Средства определения направленности личности при помощи методов шкалирования и ранжирования 28
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………30
Приложения……………………………………………………………………...32

Фрагмент для ознакомления

Такая направленность предполагает стремление человека при любых условиях стремиться поддержать отношения с людьми. Ему свойственна ориентация на совместную деятельность, иногда в ущерб оказанию искренней помощи людям иливыполнению конкретных заданий, зависимость от группы, ориентация на социальное одобрение, потребность в эмоциональных отношениях с людьми и привязанности. 
• направленность на себя (Я) – ориентация на прямое удовлетворение и вознаграждение безотносительно сотрудников и работы, властность, агрессивность в достижении статуса, склонность к соперничеству, тревожность, раздражительность, интровертированность.
• направленность на дело (Д) – стремление решать деловые проблемы, выполнять работу как можно лучше, стремление к деловому сотрудничеству, стремление отстаивать в интересах дела собственное мнение, полезное для достижения общей цели.
Опросник содержит 27 пунктов. По каждому из них даются три варианта ответов: А, Б, В.
1. Из ответов на каждый из пунктов необходимо выбрать тот, который лучше всего отражает точку зрения респондента по данному вопросу. Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), необходимо внести в лист для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1–27) под рубрикой «больше всего». 
2. После этого из ответов на каждый из пунктов необходимо выбрать тот, который менее всего соответствует точки зрения респондента, наименее для него ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь необходимо написать на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «меньше всего». 
3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов необходимо использовать две буквы, которые потом записываются в соответствующем столбце. Остальные ответы нигде не записываются. 
Необходимо также указать, что среди вариантов ответа нет «плохих» или «хороших», поэтому не нужно стараться угадать, какой из ответов является «лучшим» или «правильным».
Обработка и интерпретация результатов теста "Определение направленности личности" Б.Басса осуществляется по ключу.

3. Методика «ценностные ориентации» (М. Рокич)
Опросник помогает исследовать направленность личности и определяет ее отношение к окружающему миру, к себе самой, к другим людям, ключевые мотивы поступков, восприятие мира.
М. Рокич понимал ценности как один из видов устойчивого убеждения. Он считал, что это определенная цель или способ существования деятельности. Природа человеческих ценностей, согласно Рокичу, состоит в следующем. Общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно не велико. Все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени. Ценности организованы в системы. Истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности. Влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.
М. Рокич выделяет два класса ценностей: терминальные и инструментальные.
Терминальные ценности он определяет как убеждения в том, что определенная конечная цель существования (мир во всем мире, счастливая семейная жизнь) с общественной и личной позиций стоит того, чтобы к ней стремиться.
Инструментальные ценности, по мнению Рокича, это убежденность в том, что определенный образ действий является с общественной и личной позиций предпочтительным в любых ситуациях.
Разведение инструментальных и терминальных ценностей является уже традиционным различением ценностей-средств и ценностей-целей.
Тестовый материал для исследования ценностей Рокича включает в себя список А и список Б.
Список А (терминальные ценности) включает в себя такие ценности как:  активная деятельная жизнь;  жизненная мудрость;  здоровье;  интересная работа;  красота природы и искусства;  любовь;  материально обеспеченная жизнь;  наличие хороших и верных друзей;  общественное признание;  познание;  продуктивная жизнь;  развитие;  развлечения;  свобода;  счастливая семейная жизнь;  счастье других;  творчество;  уверенность в себе. 
Список Б (инструментальные ценности) включает в себя следующий список ценностей:  аккуратность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;  воспитанность;  высокие запросы;  жизнерадостность;  исполнительность;  независимость;  непримиримость к недостаткам в себе и других;  образованность;  ответственность;  рационализм;  самоконтроль;  смелость в отстаивании своего мнения, взглядов;  твердая воля;  терпимость;  широта взглядов;  честность;  эффективность в делах. 
В ходе обработки результатов по методике Рокича в первую очередь анализируется иерархия ценностей. Здесь следует обратить внимание на их группировку в содержательные блоки по разным основаниям.

4. Методика выявления направленности личности (В. Смекал, М. Кучера)
Методика разработана чешскими психологами В. Смекалом и М. Кучером. В основе методики Смекала-Кучера лежит несколько измененная ориентировочная анкета Б. Басса. Методика Смекала-Кучера основана на словесных реакциях испытуемого в предполагаемых ситуациях, связанных с работой или участием в них других людей. Ответы испытуемого зависят от того, какие виды удовлетворения и вознаграждения он предпочитает. Хотя у испытуемого и создается впечатление, что с помощью этой методики получают ориентировочную информацию о нем самом, в действительности же испытание позволяет изучить основную жизненную позицию.
Методика направлена на определение направленности человека: деловой (на задачу), личностной (на себя) и коллективистской (на взаимодействие) направленности человека.
Личностная направленность (направленность на себя - НС). Она характеризуется преобладанием мотивов стремления к личному первенству, собственного благополучия, престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими переживаниями и чувствами и мало реагирует на потребности окружающих людей. В работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания.
Коллективистская направленность или направленность на взаимные действия (ВД). Она имеет место тогда, когда поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности.
Деловая направленность (направленность на задачу - НЗ). Она характеризуется преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, бескорыстное стремление к познанию, увлечение процессом деятельности, овладению новыми умениями и навыками. Обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности группы.
Все три вида направленности не изолированы, а обычно сочетаются. Поэтому более корректно будет говорить в результате диагностики не о единственной, а о доминирующей направленности личности.
На каждый пункт анкеты возможны 3 ответа, обозначенные буквами А, В, С. Из ответов на каждый пункт необходимо выбрать тот, который лучше всего выражает точку зрения респондента. Букву ответа необходимо написать в листе ответов против номера вопроса в столбике «Больше всего». Затем из ответов на этот же вопрос необходимо выбрать менее соответствующий точке зрения, наименее ценный или менее всего соответствующий правде. Соответствующую букву необходимо написать против номера вопроса, но в рубрике «Меньше всего». Для каждого вопроса нужно использовать только две буквы, оставшийся ответ не записывать нигде. Над вопросами не нужно думать слишком долго. Считается, что первый выбор обычно бывает самым лучшим. Время от времени необходимо контролировать себя правильно ли записаны ответы.
3.3. Средства и методики изучения направленности личности в рамках применения проективных методов
Направленность личности может быть изучена с помощью метода «недописанный тезис». Детям предлагается за небольшой промежуток времени закончить одно или несколько предложений. Времени для завершения фразы дается, как правило, не более 15—20 секунд, затем идет начало следующего предложения. Мы предлагаем для примера несколько недописанных предложений:
• Человек счастлив, когда...
• В хорошей школе всегда...
• Если бы я нашел клад, то...
• Если бы я все мог, то я...
• Самое главное в жизни...
• Нельзя прожить без...
При обработке материалов, полученных в результате использования данного метода, мнения школьников необходимо сгруппировать таким образом, чтобы можно было определить соотношение ценностей учащихся:
а) индивидуалистических или общественных;
б) вещно-предметных или духовных;
в) содержащих зло или добро для окружающих;
г) направленных на созидание или разрушение [5], [6].
3.4. Средства определения направленности личности при помощи методов шкалирования и ранжирования
Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в деятельности. Для ответа используется следующая шкала:
3 — привлекает очень сильно;
2 — привлекает в значительной степени;
1 — привлекает слабо;
О — не привлекает совсем.
Что привлекает в деятельности?
1. Интересное дело.
2. Возможность общения с разными людьми.
3. Возможность помочь товарищам.
4. Возможность передать свои знания.
5. Возможность творчества.
6. Возможность приобрести новые знания, умения.
7. Возможность руководить другими.
8. Возможность участвовать в делах своего коллектива.
9. Возможность заслужить уважение товарищей.
10. Возможность сделать доброе дело для других.
11. Возможность выделиться среди других.
12. Возможность выработать у себя определенные черты характера.
Обработка результатов. Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:
а) общественные мотивы (пункты 3, 4, 8, 10);
б) личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, 6, 12);
в) престижные мотивы (пункты 7, 9, 11).
Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности [11] .

Заключение
Направленность личности в отечественной психологии принято рассматривать как результат относительно устойчивой иерархии мотивов, представляющей собой определенное соотношение непроизвольно доминирующих непосредственно-действующих ненасыщаемых потребностей и произвольно доминирующих сознательно предпочитаемых мотивов поведения. Особенности этого соотношения определяют характер направленности личности человека. Гармоничность мотивационной сферы и всей личности зависит от того, как соотносятся непроизвольно-доминирующие и сознательно-предпочитаемые мотивы поведения.
Изучение направленности личности в психологических исследованиях позволило раскрыть проблему, которая связана с недостаточность в обеспечении качества и количества средств диагностики рассматриваемого психического явления. На современном этапе развития психологической науки ощущается нехватка достаточного многообразия валидного диагностического материала изучения направленности личности.
Все же в ходе анализа психологической литературы удалось выявить, что существуют некоторые методов и средства изучения направленности личности. К таким методам традиционно относят организационные методы, включающие в себя комплексные методы; эмпирические методы, такие как наблюдение, анкеты, тесты, опросники, интервью, беседа, экспериментальные методы, анализ продуктов деятельности и биографические методы; методы обработки данных, включающие в себя качественный и количественный анализ полученных данных.
Обобщение сведений, которые получены при изучении методов и средств исследования направленности личности, дает возможность обозначить эмпирическую картину способов познания психологической сущности этого явления.
Список литературы
1. Акулов, А.О. Направленность на деятельность как комплекс мотивационно-ценностно-смысловых образований личности в отечественной и зарубежной психологии / А.О. Акулов, В.А. Губин // Психология труда, экономика и управление в современной России: организационная структура и предпринимательство. Материалы заочной международной научно-практической конференции. – Спб: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2016 – С. 11-15. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25998954.
2. Бахтигулова, Л.Б. Потребности, мотивы, направленность личности и учебно-педагогическая деятельность / Л.Б. Бахтигуллова // Вестник московского государственного университет леса – лесной вестник. Серия «Психология». Том 9. №3. г. Мытищи, 2001. 136 с. – С.160-164. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=9308453
3. Выскребцева, Н.А. Результаты анкетирования школьников / Н.А. Выскребцева, А.А. Макарова // В сборнике: «Наука в исследованиях молодежи - 2016». Материалы научно-практической конференции. - 2016. - С. 79-80. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=26434020
4. Квашнина, Г.А. Психологическое тестирование развития различных типов личности / Г.А. Квашнина // учеб. пособие / Г. А. Квашнина ; Воронеж. гос. техн. ун-т. Воронеж, 2005. – 222 с. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=20087188
5. Кроник, А.А. Проективные методы в исследовании личности / А.А. Кроник // PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2014. - № 3. - С. 7-12. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=26513085
6. Логунова, Л.Ю. Биографический метод в исследовании личности: методология и архитектоника / Л.Ю. Логунова // Вестник КемГУ. Серия: Политические, социологические и экономические науки. - 2016. - № 1 (1). - С. 17-23. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=27025783
7. Лишин, О.В. Воспитывающее воздействие ведущей деятельности в системе отношений «ребенок-взрослый» на формирование личностной направленности человека : Автореф. дис. ... докт. психолог. наук: 19.00.07 / Лишин Олег Вячеславович; Психологический институт РАО. – М., 2005. – 68 с. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=15827846
8. Лишин, О.В. Понятие «направленность личности» в отечественной и мировой психологии / О.В. Лишин // Вопросы психологии. – 2008. - №2. – С.175-185. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=11521952
9. Мажирина, С.В. Формирование профессиональной направленности личности студента средствами проблемного обучения / С.В. Мажирина // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург  11-14 ноября 2013 г. – Екатеринбург, 2013. – С. 80-82. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=22278584
10. Никиреев, Е.М. Направленность личности и методы ее исследования / Е.М. Никиреев : учеб. пособие по дисциплине "Психология" цикла "Общепроф. дисциплины" для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Е. М. Никиреев ; Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т. Москва, 2004. – 264 с. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=20076885
11. Самойленко, Е.С. Новые исследования по экспериментальной психологии / Е.С. Самойленко // Экспериментальная психология. - 2010. - Т. 3. - № 2. - С. 99-104. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=15101450
12. Тудупова Т.Ц. Монографический метод и его возможности в исследовании направленности личности подростка / Т.Ц. Тудупова // Вестник Бурятского государственного университета. - № 5. – 2011. – С. 193-196. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=16344927

Приложения
Приложение А. Методика доминирующей личностной направленности И.Г. Егорычевой (схема типов направленностей)


















Приложение Б. Содержание направленностей личности по Б.Бассу:

• направленность на общение (О). Такая направленность предполагает стремление человека при любых условиях стремиться поддержать отношения с людьми. Ему свойственна ориентация на совместную деятельность, иногда в ущерб оказанию искренней помощи людям иливыполнению конкретных заданий, зависимость от группы, ориентация на социальное одобрение, потребность в эмоциональных отношениях с людьми и привязанности. 
• направленность на себя (Я) – ориентация на прямое удовлетворение и вознаграждение безотносительно сотрудников и работы, властность, агрессивность в достижении статуса, склонность к соперничеству, тревожность, раздражительность, интровертированность.
• направленность на дело (Д) – стремление решать деловые проблемы, выполнять работу как можно лучше, стремление к деловому сотрудничеству, стремление отстаивать в интересах дела собственное мнение, полезное для достижения общей цели.























Приложение В. Методика «ценностные ориентации» М. Рокич (терминальные и инструментальные ценности)














31

Список литературы
1. Акулов, А.О. Направленность на деятельность как комплекс мотивационно-ценностно-смысловых образований личности в отечественной и зарубежной психологии / А.О. Акулов, В.А. Губин // Психология труда, экономика и управление в современной России: организационная структура и предпринимательство. Материалы заочной международной научно-практической конференции. – Спб: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2016 – С. 11-15. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25998954.
2. Бахтигулова, Л.Б. Потребности, мотивы, направленность личности и учебно-педагогическая деятельность / Л.Б. Бахтигуллова // Вестник московского государственного университет леса – лесной вестник. Серия «Психология». Том 9. №3. г. Мытищи, 2001. 136 с. – С.160-164. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=9308453
3. Выскребцева, Н.А. Результаты анкетирования школьников / Н.А. Выскребцева, А.А. Макарова // В сборнике: «Наука в исследованиях молодежи - 2016». Материалы научно-практической конференции. - 2016. - С. 79-80. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=26434020
4. Квашнина, Г.А. Психологическое тестирование развития различных типов личности / Г.А. Квашнина // учеб. пособие / Г. А. Квашнина ; Воронеж. гос. техн. ун-т. Воронеж, 2005. – 222 с. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=20087188
5. Кроник, А.А. Проективные методы в исследовании личности / А.А. Кроник // PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2014. - № 3. - С. 7-12. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=26513085
6. Логунова, Л.Ю. Биографический метод в исследовании личности: методология и архитектоника / Л.Ю. Логунова //
Вестник КемГУ. Серия: Политические, социологические и экономические науки. - 2016. - № 1 (1). - С. 17-23. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=27025783
7. Лишин, О.В. Воспитывающее воздействие ведущей деятельности в системе отношений «ребенок-взрослый» на формирование личностной направленности человека : Автореф. дис. ... докт. психолог. наук: 19.00.07 / Лишин Олег Вячеславович; Психологический институт РАО. – М., 2005. – 68 с. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=15827846
8. Лишин, О.В. Понятие «направленность личности» в отечественной и мировой психологии / О.В. Лишин // Вопросы психологии. – 2008. - №2. – С.175-185. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=11521952
9. Мажирина, С.В. Формирование профессиональной направленности личности студента средствами проблемного обучения / С.В. Мажирина // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург 11-14 ноября 2013 г. – Екатеринбург, 2013. – С. 80-82. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=22278584
10. Никиреев, Е.М. Направленность личности и методы ее исследования / Е.М. Никиреев : учеб. пособие по дисциплине "Психология" цикла "Общепроф. дисциплины" для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Е. М. Никиреев ; Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т. Москва, 2004. – 264 с. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=20076885
11. Самойленко, Е.С. Новые исследования по экспериментальной психологии / Е.С. Самойленко // Экспериментальная психология. - 2010. - Т. 3. - № 2. - С. 99-104. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=15101450
12. Тудупова Т.Ц. Монографический метод и его возможности в исследовании направленности личности подростка / Т.Ц. Тудупова // Вестник Бурятского государственного университета. - № 5. – 2011. – С. 193-196. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=16344927

Вопрос-ответ:

Какие подходы используются в отечественной психологии для исследования направленности личности?

В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию направленности личности. Один из них — это подход, представленный Л. И. Божович, который рассматривает направленность личности как иерархию мотивов. Другой подход, предложенный А. О. Акуловым, рассматривает направленность личности как комплекс мотивационно-ценностно-смысловых образований субъекта деятельности. Также в отечественной психологии существуют и другие подходы и методы исследования направленности личности.

Как Л. И. Божович рассматривает направленность личности?

Л. И. Божович рассматривает направленность личности как иерархию мотивов. Она считает, что у каждого человека существует определенная иерархия мотивов, которые определяют его поведение и выбор целей. Направленность личности состоит в том, что определенные мотивы более значимы и сильно влияют на поведение и выбор личности, в то время как другие мотивы могут быть менее значимыми и влиять на поведение в меньшей степени. Таким образом, направленность личности определяется преобладанием определенных мотивов в иерархии.

Как А. О. Акулов рассматривает направленность личности?

А. О. Акулов рассматривает направленность личности как комплекс мотивационно-ценностно-смысловых образований субъекта деятельности. Он считает, что направленность личности определяется системой мотивов, ценностей и смыслов, которые формируются в процессе взаимодействия с окружающей средой и опытом. Направленность личности включает в себя желания и предпочтения личности, а также ценности, которые она признает важными. Субъект деятельности стремится к реализации своих мотивов и ценностей, что определяет его направленность и поведение.

Что такое направленность личности в отечественной психологии?

Направленность личности в отечественной психологии может рассматриваться как иерархия мотивов, комплекс мотивационно-ценностно-смысловых образований или как характеристика личности, определяющая особенности ее направленности в деятельности, отношениях и самоопределении.

Как Л.И. Божович определяет направленность личности?

Л.И. Божович рассматривает направленность личности как иерархию мотивов, где более низким уровнем находятся простые инстинктивные потребности, а высшим - сложные связанные с человеческими ценностями и смыслами.

Как А.О. Акулов определяет направленность личности?

А.О. Акулов рассматривает направленность личности как комплекс мотивационно-ценностно-смысловых образований субъекта деятельности, включающий в себя не только цели и стремления, но и ценности, смыслы и ориентации.

Какие подходы к исследованию направленности личности существуют в отечественной психологии?

В отечественной психологии существуют подходы, основанные на иерархии мотивов (Л.И. Божович), комплексе мотивационно-ценностно-смысловых образований (А.О. Акулов) и подходы, рассматривающие направленность личности как характеристику, определяющую особенности ее направленности в различных сферах жизни.

Какие методы и средства используются для исследования направленности личности в отечественной психологии?

Для исследования направленности личности в отечественной психологии используются различные методы, включая методики опроса, анкетирования, психологические тесты, интервью, наблюдение и анализ биографических данных.

Какие подходы используются в отечественной психологии для исследования направленности личности?

В отечественной психологии для исследования направленности личности используются различные подходы. Один из них представлен в работе Л.И. Божович, который рассматривает направленность личности как иерархию мотивов. А.О. Акулов предлагает рассматривать направленность личности как комплекс мотивационно-ценностно-смысловых образований субъекта деятельности.