Система органов государственной власти в Российской Федерации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Юриспруденция
  • 27 27 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 16.12.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Общая характеристика системы органов государственной власти 5
1.1 Система органов государственной власти: понятие, принципы функционирования, виды 5
1.2 Характеристика органов государственной власти 8
2. Особенности системы органов государственной власти 13
2.1 Нормативно-правовое регулирование работы органов государственной власти 13
2.2 Государственные органы с особым статусом 15
Заключение 23
Список литературы 26

Фрагмент для ознакомления

Избирательные комиссии обеспечивают подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы. Они делятся по уровням и иерархии: Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, территориальные (городские, районные, сельские и другие), участковые избирательные комиссии. Все решения нижестоящей комиссии могут быть обжалованы в вышестоящей комиссии или в суде.
Можно сделать вывод о том, что органы государственной власти с особым статусом представляют собой совокупность органов государственной власти, которые не входят ни в одну из трех ветвей власти, а именно судебную, исполнительную и законодательную.
Но, тем не менее, органы государственной власти с особым статусом входят в правовую систему РФ, а также в правозащитную систему, поскольку основным направлением деятельности таких органов является защита и охрана прав граждан.
Итак, кроме Президента РФ, а также трех ветвей власти в России действуют органы с особым статусом, к их числу относятся:
Прокуратура РФ;
Центральный банк РФ;
Счетная палата Российской Федерации;
Совет Безопасности РФ;
Администрация Президента РФ;
Государственный Совет РФ;
Следственный комитет РФ;
Центральная избирательная комиссия;
Военно-промышленная комиссия РФ;
Государственный антинаркотический комитет;
Национальный террористический комитет.
Кроме органов государственной власти, особый статус принадлежит должностным лицам, то есть лицам, замещающим государственные должности РФ. К ним относятся: Уполномоченный по правам человека в РФ; Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.
Заключение
Целью курсовой работы являлась систематизация и закрепление теоретических знаний, приобретение навыков самостоятельной исследовательской работы, а также изучение системы органов государственной власти.
Для реализации поставленных целей были выполнены следующие задачи:
- определено понятие системы органов государственной власти;
- рассмотрены принципы и виды органов государственной власти;
- дана характеристика органам государственной власти;
- определено нормативно-правовое регулирование органов государственной власти;
- рассмотрены органы государства с особым статусом.
На основании рассмотренного материала следует привести некоторые тезисы.
Система органов государственной власти образует совокупность государственных органов различных ветвей власти, как на уровне Российской Федерации, так и на уровне ее субъектов.
Принципами системы являются принцип единства, разделения властей, а также принцип демократизма.
В России действует принцип разделения властей в соответствии со ст. 10 Конституцией РФ. Органы государственной власти подразделяются на органы законодательной власти, органы исполнительной и органы судебной власти.
Органы законодательной власти включают в себя Федеральное Собрание: Совет Федерации и Государственная Дума, а также законодательные органы субъектов РФ.
Суды в Российской Федерации представляют собой Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, а также верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К органам исполнительной власти относятся Правительство РФ, Федеральные агентства, министерства и ведомства. Федеральные органы исполнительной власти вправе создавать в субъектах РФ свои территориальные органы, а также такие, которые не входят в систему органов исполнительной власти.
Нормативно-правовое регулирование представляет собой упорядочение общественных отношений на основе определенных норм, целью которых является достижение общественного правопорядка в обществе.
Существует большое количество нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность органов государственной власти, однако основным законом, устанавливающим приоритет и направление государственной политики, государственного устройства является Конституция РФ.
Органы государственной власти с особым статусом представляют собой совокупность органов государственной власти, которые не входят ни в одну из трех ветвей власти, а именно судебную, исполнительную и законодательную.
Но, тем не менее, органы государственной власти с особым статусом входят в правовую систему РФ, а также в правозащитную систему, поскольку основным направлением деятельности таких органов является защита и охрана прав граждан.
Список литературы
Нормативно-правовые акты:
Конституция Российской Федерации 1993 г.//Российская газета от 25 декабря 1993 г.
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // «СЗ РФ» 06.01.1997, №1, ст. 1, (ред. от 05.02.2014).
Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 17.12.1997 №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ, 22.12.1997, №51, ст.5712 (ред. от 03.07.2016).
Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3- ФКЗ «О Верховном суде Российской Федерации» // СЗ РФ, 10.02.2014, №6, ст. 550 (ред. от 15.02.2016).
Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // «СЗ РФ», 20.11.1995, №47, ст.4472, (ред. от 03.07.2016).
Федеральный закон от 08.05.1994 №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» // СЗ РФ, 12.07.1999, №28, ст.3466 (ред. от 03.07.2016).
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».
Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участия в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ, 17.06.2002, №24, ст.2253 (ред. от 05.04.2016).
Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России) // СЗ РФ, 15.07.2002, №28, ст. 2790 (ред. от 03.07.2016).
Федеральный закон от 03.12.2012 №229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ, 10.12.2012, №52 (часть 4), ст. 6952, (ред. от 3.07.2016).
Федеральный закон от 05.04.2013 №41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // СЗ РФ, 08.04.2013, №14, ст. 1649 (ред. от 03.07.2016).
Федеральный закон от 22.02.2014 №20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»// СЗ РФ, 24.02.2014, №8, ст. 740 (ред. от 05.04.2016).
Научная литература:
Баглай М.В., Конституционное право Российской Федерации. - изд. НОРМА, 6 –е изд. – Москва. - 2007; С. 172.
Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – «Проспект», 2010 г.
Баширина Е.Н. Место государства в политической системе // Вестник Башкирского университета. – Выпуск №2 / том 15/ 2010. С. 452.
Вишняков В.Г. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика // Журнал рос. права. 2006. №8. С.68.
Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: уч-к. М., 2008. С.386.
Дмитриев Ю. А., Шапкин М. А. Правоохранительные органы Российской Федерации: Уч-к. 5-е изд., перераб. М.: Издательство «Омега-Л». - 2007. С. 323.
Дорожкин Ю.Н. Актуальные проблемы модернизации политической системы России // Журнал «Власть». - №10/2012. С.10.
Дугарова А.А. Местное самоуправление в политической системе общества // Вестник БГУ. - № 2 / 2012. С. 98.
Зиновьев А.В. Суверенитет, демократия, государство // Правоведение. 2006. №6. С. 20.
Князева Н.А. Актуальные проблемы российского права. 2014. N 6.
Колотилина А.А. Общественно-политические движения: концептуализация и дифференциация // Международный научный журнал «Символ науки». - №6/2015. С.349.
Копятина Г.Н. Сущность и специфика принципа единства системы государственной власти // Вестник ЧГУ. №19/2010. С. 20.
Марченко М.Н. Теория государства и права: Уч-к. - Изд-во «Зерцало». М.: 2008. С.138.
Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров. - «Проспект». – 2015. С. 126.
Сухарев А.Я. Большой юридический словарь. - 3-е изд. - М.:ИНФА-М. - 2009. С.418.
Чепунов О.И. Вопросы классификации органов власти // Известия ТПУ. №7/ т. 311/2007. С.154.
Шагиев Б.В. Нотариат и адвокатура как правозащитные органы РФ // «Нотариус». – 2012. - № 5.
Шаповалов А.С. Модернизация политической системы Российской Федерации на современном этапе // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. - №3/2014. С.158.
Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: уч-к. М., 2008. С.386.
Вишняков В.Г. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика // Журнал рос. права. 2006. №8. С.68.
Копятина Г.Н. Сущность и специфика принципа единства системы государственной власти // Вестник ЧГУ. №19/2010. С. 20.
Копятина Г.Н. Указ. сочинение. С. 21.
Зиновьев А.В. Суверенитет, демократия, государство // Правоведение. 2006. №6. С. 20.
Чепунов О.И. Вопросы классификации органов власти // Известия ТПУ. №7/ т. 311/2007. С.154.
Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – «Проспект», 2010 г.
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // «СЗ РФ» 06.01.1997, №1, ст. 1, (ред. от 05.02.2014).
Сухарев А.Я. Большой юридический словарь. - 3-е изд. - М.:ИНФА-М. - 2009. С.418.
Дмитриев Ю. А., Шапкин М. А. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник. 5-е изд., перераб. М.: Издательство «Омега-Л». - 2007. С. 323.
Шагиев Б.В. Нотариат и адвокатура как правозащитные органы РФ // «Нотариус». – 2012. - № 5.
Баглай М.В., Конституционное право Российской Федерации. - изд. НОРМА, 6 –е изд. – Москва. - 2007; С. 172.
Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» //»Собрание законодательства РФ», 20.11.1995, №47, ст.4472, (ред. от 28.11.2015).
Марченко М.Н. Теория государства и права: Уч-к. - Изд-во «Зерцало». М.: 2008. С.138.












2

Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации 1993 г.//Российская газета от 25 декабря 1993 г.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // «СЗ РФ» 06.01.1997, №1, ст. 1, (ред. от 05.02.2014).
3. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 17.12.1997 №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ, 22.12.1997, №51, ст.5712 (ред. от 03.07.2016).
4. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3- ФКЗ «О Верховном суде Российской Федерации» // СЗ РФ, 10.02.2014, №6, ст. 550 (ред. от 15.02.2016).
5. Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // «СЗ РФ», 20.11.1995, №47, ст.4472, (ред. от 03.07.2016).
6. Федеральный закон от 08.05.1994 №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» // СЗ РФ, 12.07.1999, №28, ст.3466 (ред. от 03.07.2016).
7. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».
8. Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участия в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ, 17.06.2002, №24, ст.2253 (ред. от 05.04.2016).
9. Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России) // СЗ РФ, 15.07.2002, №28, ст. 2790 (ред. от 03.07.2016).
10. Федеральный закон от 03.12.2012 №229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ, 10.12.2012, №52 (часть 4), ст. 6952, (ред. от 3.07.2016).
11. Федеральный закон от 05.04.2013 №41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // СЗ РФ, 08.04.2013, №14, ст. 1649 (ред. от 03.07.2016).
12. Федеральный закон от 22.02.2014 №20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»// СЗ РФ, 24.02.2014, №8, ст. 740 (ред. от 05.04.2016).
Научная литература:
13. Баглай М.В., Конституционное право Российской Федерации. - изд. НОРМА, 6 –е изд. – Москва. - 2007; С. 172.
14. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – «Проспект», 2010 г.
15. Баширина Е.Н. Место государства в политической системе // Вестник Башкирского университета. – Выпуск №2 / том 15/ 2010. С. 452.
16. Вишняков В.Г. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика // Журнал рос. права. 2006. №8. С.68.
17. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: уч-к. М., 2008. С.386.
18. Дмитриев Ю. А., Шапкин М. А. Правоохранительные органы Российской Федерации: Уч-к. 5-е изд., перераб. М.: Издательство «Омега-Л». - 2007. С. 323.
19. Дорожкин Ю.Н. Актуальные проблемы модернизации политической системы России // Журнал «Власть». - №10/2012. С.10.
20. Дугарова А.А. Местное самоуправление в политической системе общества // Вестник БГУ. - № 2 / 2012. С. 98.
21. Зиновьев А.В. Суверенитет, демократия, государство // Правоведение. 2006. №6. С. 20.
22. Князева Н.А. Актуальные проблемы российского права. 2014. N 6.
23. Колотилина А.А. Общественно-политические движения: концептуализация и дифференциация // Международный научный журнал «Символ науки». - №6/2015. С.349.
24. Копятина Г.Н. Сущность и специфика принципа единства системы государственной власти // Вестник ЧГУ. №19/2010. С. 20.
25. Марченко М.Н. Теория государства и права: Уч-к. - Изд-во «Зерцало». М.: 2008. С.138.
26. Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров. - «Проспект». – 2015. С. 126.
27. Сухарев А.Я. Большой юридический словарь. - 3-е изд. - М.:ИНФА-М. - 2009. С.418.
28. Чепунов О.И. Вопросы классификации органов власти // Известия ТПУ. №7/ т. 311/2007. С.154.
29. Шагиев Б.В. Нотариат и адвокатура как правозащитные органы РФ // «Нотариус». – 2012. - № 5.
30. Шаповалов А.С. Модернизация политической системы Российской Федерации на современном этапе // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. - №3/2014. С.158.

Вопрос-ответ:

Какая система органов государственной власти существует в Российской Федерации?

Существует многоорганная система органов государственной власти в Российской Федерации, которая включает исполнительную, законодательную и судебную ветви власти.

Какие принципы функционирования органов государственной власти в России?

Принципы функционирования органов государственной власти в России включают принцип разделения властей, принцип федерализма, принцип субординации, принцип вертикальной и горизонтальной структуры, принцип территориальной организации власти.

Какие виды органов государственной власти существуют в России?

В России существуют различные виды органов государственной власти, такие как Правительство Российской Федерации, Государственная Дума, Совет Федерации, президент, судебные органы и др.

Какие особенности присущи системе органов государственной власти в России?

Одной из особенностей системы органов государственной власти в России является сильная централизация полномочий и вертикальная структура власти. Также стоит отметить особый статус некоторых государственных органов и нормативно-правовое регулирование их работы.

Какое нормативно-правовое регулирование работы органов государственной власти в России?

Работа органов государственной власти в России регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами президента, постановлениями Правительства Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами.

Какая система органов государственной власти существует в Российской Федерации?

В Российской Федерации существует федеративная система органов государственной власти. Она представлена следующими органами: федеральным уровнем - Президентом РФ, Правительством РФ, Советом Федерации и Государственной Думой; субъектов Федерации - главами и законодательными органами субъектов Федерации.

Какие принципы функционирования имеет система органов государственной власти?

Система органов государственной власти функционирует на основании следующих принципов: принцип разделения власти, принцип субсидиарности, принцип пропорциональности, принцип единства правовой системы, принцип соблюдения прав и свобод граждан, принцип отчетности органов власти перед населением.

Какие виды органов государственной власти существуют?

Существуют следующие виды органов государственной власти: законодательные органы, исполнительные органы, судебные органы. Законодательные органы принимают законы и нормативные акты, исполнительные органы осуществляют исполнение законов и реализацию государственной политики, судебные органы занимаются разрешением споров и признанием прав и обязанностей граждан.

Какое нормативно-правовое регулирование существует для работы органов государственной власти?

Для работы органов государственной власти существует нормативно-правовое регулирование, которое включает в себя Конституцию РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты субъектов Федерации. Оно определяет компетенцию органов власти, порядок принятия решений, ответственность за их невыполнение и так далее.