Диагностика невербального мышления детей с речевыми нарушениями дошкольного возраста

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология и педагогика
  • 37 37 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 18.12.2016
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы. Понятие мышления 5
1.1 Общая характеристика мышления 5
1.2 Особенности развития мышления у детей дошкольного возраста 9
1.3 Особенности развития мышления у дошкольников с нарушениями речи 12
Глава 2. Исследование особенностей неречевого мышления детей дошкольного возраста 19
2.1 Описание особенностей исследования наглядно-образного мышления дошкольников с нарушениями речи 19
2.2 Описание методик исследования 20
Заключение 33
Литература 35


Фрагмент для ознакомления

Задания представляют собой набор постепенно усложняющихся задач – матриц, взятых из классического теста Равена, и адаптированного для детей. Все задачи одинакового типа - ребенку необходимо найти недостающий кусочек изображения матрицы, выбрав его из восьми предоставленных рисунков. При этом ребенок должен провести анализ изображения матрицы по вертикали и горизонтали и выбрать необходимый участок. Задание необходимо выполнить за 10 минут. По истечение времени экспериментатор определяет количество правильно решенных матриц и подсчитывают результат. За каждую верно решенную матрицу начисляется 1 балл. Далее результаты сверяются с ключом, в котором указаны возрастные нормы. Возрастные нормы для оценивания:Возраст Норма Допустимый разброс баллов4,5 - 5,5 лет 14 8-225,5 - 6 лет 17 12-246 - 6,5 лет 18 13-276,5 - 7 лет 20 14-29 7 - 7,5 лет 22 15-30В зависимости от набранных баллов, ребенка можно отнести к определенной группе по сформированности наглядно-образного мышления.1 уровень –суперинтеллектуальный. Если оценка равна 95% и выше, согласно баллам, характерным для данной возрастной группы.2 уровень – интеллектуальные возможности выше среднего. Оценка от 70 до 95 %3 уровень- средний , 25-75%.4 уровень- интеллект ниже среднего. Оценка менее 25%5 уровень- интеллект явно ниже среднего. При менее 5 %- существенное снижение интеллекта для данной возрастной группы. Плюсы методики: доступность и быстрота проведения. Минусы-необходимость использования специального стимульного материала, нет возможности проведения исследования в группе. Методика «Обведи контур»Детям показывают рисунок (№ 1 или № 2) и объясняют, что задание к этой методике заключается в том, чтобы с помощью карандаша или ручки как можно быстрее и как можно точнее воспроизвести на правой половине этого же рисунка тот контур, который представлен в его левой части.  Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединить углы фигур. Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках - образцах в левой части. Оцениваться в итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работы. Оценки даются в баллах в зависимости от скорости и качества (точности) выполнения задания.Оценка результатов теста10 баллов - ребенок затратил на выполнение всего задания меньше чем 90 сек, причем все линии на рисунке прямые и точно соединяют углы фигур. Все линии следуют точно по заданным контурам;8-9 баллов - на выполнение задания ушло от 90 до 105 сек. При этом имеет место хотя бы один из следующих недостатков: одна или две линии не являются вполне прямыми; в двух или в трех случаях начертанные линии не вполне правильно соединяют углы фигур; от двух до четырех линий выходят за пределы контура; от четырех до пяти углов соединены неточно;6-7 баллов - на выполнение всего задания в целом ушло от 105 до 120 сек. При этом дополнительно обнаружен хотя бы один из следующих недочетов: три или четыре линии непрямые; от четырех до шести углов соединены не вполне точно; от пяти до шести линий выходят за пределы контура; от шести до семи углов соединены не вполне точно;4-5 баллов - на выполнение задания затрачено от 120 до 135 сек. Имеется хотя бы один из следующих недочетов: пять или шесть линий не являются вполне прямыми; от семи до десяти углов соединены не вполне правильно; есть семь или восемь линий, которые не являются вполне прямыми; имеется от восьми до десяти углов, которые соединены не вполне точно;2-3 балла - на выполнение задания ушло от 135 до 150 сек. Отмечен хотя бы один из следующих недостатков: от семи до десяти линий непрямые; от одиннадцати до двадцати углов соединены не вполне правильно; от девяти до восемнадцати линий выходят за пределы контура; от одиннадцати до семнадцати углов соединены не вполне правильно;0-1 балл - на выполнение задания ушло более 150 сек. Почти все линии, за исключением одной или двух, не являются прямыми; почти все углы, за исключением одного или двух, соединены неправильно.Выводы об уровне развития наглядно-действенного мышления:10 баллов - очень высокий.8-9 баллов - высокий.4-7 баллов - средний.2-3 балла - низкий.балл - очень низкий.«Четвертый - лишний»Методика направлена на определение уровня развития операции классификации на невербальном уровне.Оборудование: 5 картинок с изображением набора из 4-х предметов, один из которых не может быть обобщен с другими, то есть он - “лишний”.Ребенку предлагают рассмотреть картинки и указать, какой из них лишний.1. “Овощи-фрукты”: яблоко, груша, морковь, слива.2.“Игрушки и учебные вещи”: машина, пирамида, кукла, ранец.3. “Одежда-обувь”: пальто, сандалии, трусы, майка.4. “Домашние – дикие животные”: курица, свинья, корова, лисица.5.“Животные и технические средства передвижения”: автобус, мотоцикл, легковой автомобиль, лошадь.При обработке оценивается правильность обобщения. Можно предложить назвать предметы одним словом. Каждые правильно выполненные задания оцениваются в баллах:-обобщение по существенному признаку – 2 балла;-употребление обобщающего слова – 1 балл.Максимальное число баллов – 15.Выделяют 5 уровней сформированности обобщения:I.– 15 баллов –высокий ,II.– 14-12 баллов –выше среднего,III.– 11-9 баллов – средний,IV.– 8-6 баллов –ниже среднего,V.– 5 баллов и менее – низкий.Плюсами методики является то, что можно использовать имеющиеся карточки для классификации. Проводится достаточно быстро, легко интерпретируется. Минус-только индивидуальная форма работы. Методика «Раздели на группы»Методика рассчитана на детей 5 лет. Ее целью является оценка образно-логического мышления, операций классификации. Ребенку предлагают посмотреть на картинку с изображением фигур. А далее предлагают разделить представленные на ней фигуры на как можно большее количество групп. На выполнение всего задания отводится 3 мин.Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп – по цвету, наличию штриховки или узора, по величине. Оценка результатов:10 балловОчень высокий уровень.8-9 балловРебенок выделил все группы от 2,0 до 2,5 мин.Высокий уровень.6-7 балловРебенок выделил все группы фигур от 2,5 до 3,0 мин.Средний уровень4-5 балловЗа 3 мин. Ребенок назвал только 5-7 групп. Ниже среднего.2-3 баллаЗа 3 мин ребенок сумел выделить от 2 до 3 групп фигур.Низкий уровень0-1 баллЗа 3 мин ребенок сумел выделить не более одной группы фигурОчень низкийПлюсы методики заключаются в быстроте проведения, интересном стимульном материале для ребенка. Минус-только индивидуальная форма работы.Методика «Последовательность событий»(А.Н. Бернштейн) Цель: исследование развития образно - логического мышления, способности к обобщению. Материал: серии сюжетных картин (3-6) с изображением последовательности событий 2 варианта:а) картинки с явным смыслом сюжета, где явно видны причинно-следственные связи.б) картинки со скрытым смыслом сюжета, когда необходимо применить знания о закономерностях окружающей действительности. Процедура проведения: перед ребенком раскладывают картинки, связанные сюжетом. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий (и составить по картинке рассказ-при исследовании речи). После того, как ребенок разложил все картинки, можно его попросить рассказать о том, что происходит. Допускается задавать ребенку вопросы с целью помочь выявить ошибки. Оценка результатов:Ребенок самостоятельно нашел последовательность картинок и составил логический рассказ. Или при неверной последовательности объяснил все логично. Высокий уровень.Ребенок правильно составил последовательность, но не смог сам составить рассказ, а только с помощью вопросов. Средний уровень.Не смог найти последовательность картинок и отказался от рассказа; нелогичный рассказ, последовательность не соответствует рассказу, каждая картинка описывается отдельно или просто перечисляются предметы – низкий уровень. Плюс методики заключается в том, что она дает представление о сформированности образности мышления и основных представлений. Детям нравится работать с картинками. Можно использовать любые серии картинок. Минус – только индивидуальная форма работы.Методика «Нелепицы»Цель методики - оценка образно-логического мышления ребенка. При помощи этой методики оценивается, насколько у ребенка сформированы элементарные образные представления об окружающем мире, о логических связях и отношениях между объектами.Стимульный материал представляет собой два варианта картинок с нелепыми ситуациями: а) бытовые ситуации; б) природные явления.Процедура проведения: первоначально ребенку показывают картинку с бытовыми нелепицами. Просят рассказать, все ли правильно нарисовано. А потом предлагают сказать, как должно быть на самом деле. Время ограничено 3 минутами. За это время ребенок должен заметить, как можно больше нелепиц и объяснить их. Оценка:10 балловЕсли ребенок за 3 мин. Заметил все нелепицы, назвал их и объяснил, как должно быть правильно. Очень высокий уровень.8-9 балловРебенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы. Но не успел от 1 до 3 объяснить. Высокий уровень. 6-7 балловРебенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 3-4 из них не успел объяснить. Средний уровень.4-5 балловРебенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 не успел объяснить. Ниже среднего.2-3 баллаРебенок заметил 1-4 нелепицы. До объяснений не дошло. Низкий уровень.0-1 баллЗа отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из 7 имеющихся нелепиц.Очень низкийПлюс методики –интересный стимульный материал, быстрота обработки. Минус – только индивидуальная форма работы, необходимость использования определенного стимульного материала. Таким образом, по результатам второй главы мы можем сделать следующие выводы. Невербальное мышление детей с нарушениями речи можно исследовать при помощи тех же методик, которые используются и с детьми без нарушений речи, однако их использование предполагает соблюдение определенных условий, среди которых наиболее важными является учет структуры дефекта и предусмотрение возможности применения различной стимулирующей и обучающей помощи. ЗаключениеМышление представляет собой наиболее обобщенное представление отображение объективной действительности. Как любая нервная деятельность, мышление проходит несколько этапов в своем развитии и имеет определенные характеристики. Основой мыслительных процессов является функционирование коры головного мозга, в особенности, ее ассоциативных зон. Развитие мышления в детском возрасте во многом определяется особенностями работы и созревания корковых зон.Наиболее сензитивным для его развития является дошкольный возраст. В своем развитии становление мышления проходит несколько этапов. Наглядно – образное мышление основывается на том,что действия, лежащие в основе более ранних форм, сворачиваются, становятся «внутренними», на их смену приходит оперирование некими образами. Такая форма мышления является важным приобретением для дошкольника, поскольку является этапом на пути развития более высокой формы-логического мышления. Однако у детей с нарушениями речи процесс формирования неречевых форм мышления имеет свою специфику. Исследователи отмечают , что, при общей сохранности базовых предпосылок, неречевое мышление у детей с нарушениями речи характеризуется фрагментарностью представлений, недостаточной сформированностью отдельных мыслительных операций, слабостью символической функции. Также отмечается слабость произвольных процессов, в результате чего дети теряют быстро интерес к деятельности, не могут навести начатое действие до конца. Все это негативно влияет на общий характер интеллектуального развития ребенка. Исследование наглядно-образного мышления проводится при помощи разных методов.В исследовании детей с нарушениями речи используют те же методики, что и в исследовании здоровых детей, однако требуется учет структуры дефекта и учет возможности применения обучающей помощи. Своевременная диагностика неречевых форм мышления позволяет спланировать коррекционную работу, следовательно, уменьшить вероятность нарушения более развитых форм мыслительной деятельности, необходимых для успешной учебной деятельности. Литература1.Аркин Е. А., Ребенок в дошкольные годы.[Текст]/Аркин Е.А. — М., 1968.- С. 354.;2.Берулава Г.А., Психодиагностика умственного развития учащихся. [ Текст] / Берулава Г.А. -Новосибирск: НГПИ. - 1990. -88 с.;3.Богословский В.В., Общая психология. [Текст]/Богословский В.В,-М.: Мысль. - 1978. -351 с.;4.Брушлинский А.В., Мышления и прогнозирование.[Текст]/Брушлинский А.В. - М.: Мысль.- 1979г. -230 с.;5.Волкова А. А.// Дошкольное воспитание. 1983. №7-8.;6.Выготский Л. С., собрание сочинений в 6 тт. Том 4. Детская психология. [Текст]/ Выготский Л.С.–М.: Педагогика, - 1984.-488 с.;7.Выготский Л.С., Развитие высших психических функций.[Текст]/Выготский Л.С. - М: Академия пед. наук РСФСР. – 1960;8.Гальперин П. Я. Формирование умственных действий//Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления.— М.: Педагогика, - 1981.- 400 с.;9.Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы. М., 2000 г. – М. – С. – 33, 36. 39.;10.Дубровина И., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология.[Текст] - М.: Академия. -2003. -464 с.;11.Елесина Г.Е., Мульдаров В.К., Особенности действий детей 6-7 лет при переходе от наглядно-действенного и образного мышления к мышлению о понятиях. //Психологическая наука и образование. - №3, 1997;12.Елесина Г.Е., Мульдаров В.К. Особенности действий детей 6-7 лет при переходе от наглядно-действенного и образного мышления к мышлению о понятиях. //Психологическая наука и образование. - №3, 1997;13.Зак А.З. Как определить уровень развития мышления школьника. - М., 1982. – С. – 56, 78.;14.Зак А.З. Различие в мыслительной деятельности младших школьников. Воронеж: МОДЭК. -2000г. -192 с.;15.Калмыкова З.И., Продуктивное мышление как основа обучаемости.[Текст] /Калмыкова З.И.– М.: Педагогика. – 1981. -200с.;16.Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи: Практикум. – СПб.:КАРО, 2008.;17.Лурия А.Г. Об историческом развитии познавательных процессов.[Текст]/Лурия А.Р.-М.: Наука. -1974.;18.Немов Р.С. Психология. В 3-х томах.[Текст] - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2000.;19.Никольская И.Л., Азбука рассуждения.[Текст]/Никольская И.Л. - М.: Академия. -1996. С.25;20.Обухова Л.Ф.,Этапы развития детского мышления.[Текст]/ Обухова Л.Ф. -М.: Издательство Московского Униварситета, - 1972. -152 с.;21.Основы дошкольной педагогики/Под ред. А.В. Запорожца. - М.: Педагогика, 1980.;22.Пиаже Ж., Речь и мышление ребенка[Текст]./ Пиаже Ж.- СПб.: Союз. -1997.-256 с.;23.Поляков Е. С., Слепович Е.С.,. Специальная психология : учеб.пособие / Е. С. Слепович, А. М. Поляков [ и др.] ; под ред. Е. С. Слепович, А. М. Полякова. - Ми.: Выш. Шк.; 2012. – 511;24. Рогов Е.И., Психология человека.[Текст]/Рогов Е.И. - М.: 1999. – С. – 45, 67, 82.;25. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии. В 2х тт.[Текст]/Рубинштейн С.Л. – М:Педагогика. – 1989.;26.Усанова, О.Н. Особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи [Текст]/ О.Н. Усанова, Т.Н. Синякова // Обучение и воспитание детей с нарушением речи : сборник научных трудов ; под ред. В.И. Селивёрстова. М.; 1982. С. 13-19;27.Филичива Т.В, Мастюкова Э.М.,Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников - М, 199028.Царгуш, Л.Э.Пути развития познавательной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дис. канд.пед. наук / Л.Э. Царгуш. М.; 1987.)29.Эльконин Д.Б., Психология обучения младших школьников.[Текст]/Эльконин Д.Б. - М.: Прогресс., -1974. – 301 с.;30.Элькин Ю.А., Ковшиков,В. А. К вопросу о мышлении у детей с экспрессивной "моторной" алалией / В. А. Ковшиков,Ю. А. Элькин // Дефектология. -1980. - № 2 - 14-21 с.5;31.Юртайкин, В.В., Ефименкова, Л.Н. Пути повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы в группах дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1981. - № 1. - С. 74 - 80;

Литература
1.Аркин Е. А., Ребенок в дошкольные годы.[Текст]/Аркин Е.А. — М., 1968.- С. 354.;
2.Берулава Г.А., Психодиагностика умственного развития учащихся. [ Текст] / Берулава Г.А. -Новосибирск: НГПИ. - 1990. -88 с.;
3.Богословский В.В., Общая психология. [Текст]/Богословский В.В,-М.: Мысль. - 1978. -351 с.;
4.Брушлинский А.В., Мышления и прогнозирование.[Текст]/Брушлинский А.В. - М.: Мысль.- 1979г. -230 с.;
5.Волкова А. А.// Дошкольное воспитание. 1983. №7-8.;
6.Выготский Л. С., собрание сочинений в 6 тт. Том 4. Детская психология. [Текст]/ Выготский Л.С.–М.: Педагогика, - 1984.-488 с.;
7.Выготский Л.С., Развитие высших психических функций.[Текст]/Выготский Л.С. - М: Академия пед. наук РСФСР. – 1960;
8.Гальперин П. Я. Формирование умственных действий//Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления.— М.: Педагогика, - 1981.- 400 с.;
9.Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы. М., 2000 г. – М. – С. – 33, 36. 39.;
10.Дубровина И., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология.[Текст] - М.: Академия. -2003. -464 с.;
11.Елесина Г.Е., Мульдаров В.К., Особенности действий детей 6-7 лет при переходе от наглядно-действенного и образного мышления к мышлению о понятиях. //Психологическая наука и образование. - №3, 1997;
12.Елесина Г.Е., Мульдаров В.К. Особенности действий детей 6-7 лет при переходе от наглядно-действенного и образного мышления к мышлению о понятиях. //Психологическая наука и образование. - №3, 1997;
13.Зак А.З. Как определить уровень развития мышления школьника. - М., 1982. – С. – 56, 78.;
14.Зак А.З. Различие в мыслительной деятельности младших школьников. Воронеж: МОДЭК. -2000г. -192 с.;
15.Калмыкова З.И., Продуктивное мышление как основа обучаемости.[Текст] /Калмыкова З.И.– М.: Педагогика. – 1981. -200с.;
16.Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи: Практикум. – СПб.:КАРО, 2008.;
17.Лурия А.Г. Об историческом развитии познавательных процессов.[Текст]/Лурия А.Р.-М.: Наука. -1974.;
18.Немов Р.С. Психология. В 3-х томах.[Текст] - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2000.;
19.Никольская И.Л., Азбука рассуждения.[Текст]/Никольская И.Л. - М.: Академия. -1996. С.25;
20.Обухова Л.Ф.,Этапы развития детского мышления.[Текст]/ Обухова Л.Ф. -М.: Издательство Московского Униварситета, - 1972. -152 с.;
21.Основы дошкольной педагогики/Под ред. А.В. Запорожца. - М.: Педагогика, 1980.;
22.Пиаже Ж., Речь и мышление ребенка[Текст]./ Пиаже Ж.- СПб.: Союз. -1997.-256 с.;
23.Поляков Е. С., Слепович Е.С.,. Специальная психология : учеб.пособие / Е. С. Слепович, А. М. Поляков [ и др.] ; под ред. Е. С. Слепович, А. М. Полякова. - Ми.: Выш. Шк.; 2012. – 511;
24. Рогов Е.И., Психология человека.[Текст]/Рогов Е.И. - М.: 1999. – С. – 45, 67, 82.;
25. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии. В 2х тт.[Текст]/Рубинштейн С.Л. – М:Педагогика. – 1989.;
26.Усанова, О.Н. Особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи [Текст]/ О.Н. Усанова, Т.Н. Синякова // Обучение и воспитание детей с нарушением речи : сборник научных трудов ; под ред. В.И. Селивёрстова. М.; 1982. С. 13-19;
27.Филичива Т.В, Мастюкова Э.М.,Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников - М, 1990
28.Царгуш, Л.Э.Пути развития познавательной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дис. канд.пед. наук / Л.Э. Царгуш. М.; 1987.)
29.Эльконин Д.Б., Психология обучения младших школьников.[Текст]/Эльконин Д.Б. - М.: Прогресс., -1974. – 301 с.;
30.Элькин Ю.А., Ковшиков,В. А. К вопросу о мышлении у детей с экспрессивной "моторной" алалией / В. А. Ковшиков,Ю. А. Элькин // Дефектология. -1980. - № 2 - 14-21 с.5;
31.Юртайкин, В.В., Ефименкова, Л.Н. Пути повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы в группах дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1981. - № 1. - С. 74 - 80;

Вопрос-ответ:

Что такое невербальное мышление детей дошкольного возраста?

Невербальное мышление детей дошкольного возраста - это способность детей выражать свои мысли и идеи при помощи невербальных средств, таких как жесты, мимика, рисунки, игры с предметами и т. д., вместо использования слов и речи.

Какие особенности развития мышления наблюдаются у детей дошкольного возраста?

У детей дошкольного возраста мышление находится в стадии формирования. В этом возрасте дети начинают развивать абстрактное и логическое мышление, они становятся способными к анализу, сравнению и классификации объектов и явлений. Однако они еще не достигли уровня мышления взрослого человека и часто могут делать неправильные выводы и ошибаться в своих суждениях.

Какие особенности развития мышления наблюдаются у дошкольников с нарушениями речи?

У дошкольников с нарушениями речи наблюдаются особенности развития мышления, связанные с их специфическими проблемами с коммуникацией и выражением мыслей. Они могут испытывать затруднения в понимании абстрактных понятий и символов, а также в использовании невербальных средств выражения мыслей. Это может затруднять их общение и взаимодействие с окружающими.

Что изучалось в исследовании наглядно-образного мышления дошкольников с нарушениями речи?

В исследовании были изучены особенности наглядно-образного мышления дошкольников с нарушениями речи. Было определено, что такие дети часто предпочитают использовать невербальные средства выражения мыслей, такие как жесты, мимика и рисунки. Они также проявляют трудности с абстрактным мышлением и пониманием символических представлений.

Каковы результаты исследования особенностей неречевого мышления детей дошкольного возраста?

Исследование позволило выявить некоторые особенности неречевого мышления детей дошкольного возраста. Было установлено, что невербальное мышление является важным инструментом для выражения мыслей и идей у детей с нарушениями речи. Они активно используют невербальные средства, такие как жесты, мимика и рисунки, чтобы передать свои мысли. Это позволяет им лучше коммуницировать и взаимодействовать с окружающими.

Что такое невербальное мышление у детей дошкольного возраста?

Невербальное мышление у детей дошкольного возраста — это способность ребенка воспринимать и обрабатывать информацию без использования речи. Оно включает в себя такие виды мышления, как наглядно-образное, образное, пространственное и временное мышление. Невербальное мышление играет важную роль в развитии ребенка и помогает ему понимать окружающий мир и строить взаимодействие с другими людьми.

Какие особенности развития невербального мышления можно наблюдать у детей дошкольного возраста?

Особенности развития невербального мышления у детей дошкольного возраста заключаются в том, что ребенок осваивает разные способы мышления и усваивает разные виды знаний: пространственные, временные, логические, причинно-следственные. Он начинает использовать образный и наглядный способ мышления, а также улучшается его способность к запоминанию и воображению. Развитие невербального мышления в этом возрасте является важным этапом в развитии ребенка и создает основу для его дальнейшего обучения и познания окружающего мира.

Какие особенности имеет развитие невербального мышления у детей дошкольного возраста с нарушениями речи?

Дети дошкольного возраста с нарушениями речи могут иметь особенности в развитии невербального мышления. Они могут испытывать затруднения в понимании и использовании наглядно-образных и образных средств выражения мысли. Также у них может быть затруднение в усвоении некоторых видов знаний, связанных с невербальным мышлением. Раннее выявление и диагностика этих особенностей помогут разработать эффективные методики и программы обучения для детей с речевыми нарушениями.