Применение свойств функции к решению задач школьного курса математики повышенной сложности
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 21.12.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Основные теретические сведения 5
1.2 Понятия и свойства функций, используемые для решения уравнений повышенной сложности 5
1.1 Решение неравенств повышенной сложности методом замены множителей. Теоретическое обоснование метода замены множителей 8
1.3 Замена множителей в некоторых элементарных функциях 11
1.4 Выводы к методу замены множителей 14
2. Примеры решения задач повышенной сложности 17
2.1 Применение области определения и множества значений 17
2.2 Использование ограниченности функций 17
2.3 Использование свойств монотонности функции 18
2.4 Решение неравенств методом замены множителей 19
3. Приложение 20
3.1 Условия задач 20
Решение задач и ответы 21
3.3 Задачи для самостоятельного решения 30
Заключение 32
Cписок литературы 33
Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. Геометрические гомологии чередуются с логистикой. 2.3 Использование свойств монотонности функцииПример 3.[21]Найдите наименьшее значение a, при котором функция f(x) возрастает на всей числовой прямой.Решение: f(x)=e2x ∙x2 +a∙ e2x +3.f '(x)=2e2x ∙x2 +2x∙e2x +2ae2x=2e2x (x2 +x+a).По условию задачи f '(x)≥0 при любом x, то есть x2 +x+a≥0.D=1-4a≤0, a≥ . Ответ:0,25.Пример 4.Решить уравнение Решение:Область определения данного уравнения x>0. Исследуем на монотонность функции. Первая из них –убывающая (так как это - логарифмическая функция с основанием больше нуля, но меньше единицы), а вторая – возрастающая (это линейная функция с положительным коэффициентом при х). Подбором легко находится корень уравнения х=3, который является единственным решением данного уравнения.Ответ: х=3.2.4 Решение неравенств методом замены множителейПриведем теперь примеры решения неравенств , используя метод замены множителей. Все задачи взяты из [7] и [8] из перечня.предлагающихся для самостоятельного решения задач. Напомним , что в методе множителей любой множитель можно заменить на знакосовпадающий с ним и имеющий одни и те же корни (в области существования всех множителей).Пример 5. Решить неравенство: Корень из трехчлена в области допустимых значений (то есть при неотрицательности подкоренного выражения) всегда совпадает по знаку с этим трехчленом, поэтому имеем В результате получаем ответ:ПриложениеВ приложении приведем задачи, решая которые школьник может проверить свои знания по использованию свойств функций.3.1 Условия задач[3] Решить уравнение: ;[10]Решить уравнение:. [5]Решить уравнение: 4 .Решить неравенство . 5.[11]Решить уравнение . 6.[1]Решить уравнение: 7. [22]Решить уравнение 8.[12]Решить уравнение 9. [5]. Решите уравнение . 10.[5]Решите уравнение .11. Решить неравенство:.12.Решить неравенство13.Решить неравенство:14.Решить неравенство15.Решить неравенство16.Решить неравенство.Решение задач и ответыРешение.Рассмотрим функцию f (x) = ,D (f) = [-2, + ∞); E (f) = [13; + ∞).φ (x) = 32; E (φ) = 9;E (f)> 9, таким образом, ØПоэтому, можно утверждать, что x є ØОтвет: Ø.Решение: Пусть у = 2x + 2 –x. Так как , то область значений этой функции имеет вид: Е (у) = [2, ∞).В это же время , т.е. Е (g) = [0; 2]. Итак, заданное уравнение сводится к системе уравнений:Из второго уравнения системы находим х = 0. Видим, что х = 0 удовлетворяет и первому уравнению системы. Таким образом, x = 0 - корень системы, и корень заданного уравнения Ответ: 0.Решение. После преобразований имеем: . Так как , а на промежутке (0; ] функция у = tg(x) растет, то ,то есть: Итак, правая часть уравнения должна быть положительной.Более того, поскольку , имеем .В результате получим систему уравнений: Первое уравнение системы выполняется только при х = - 2.Поскольку этот корень удовлетворяет и второму уравнению системы, то x = - 2 - единственный корень уравнения.Ответ: -2.Решение. Переписав неравенство в виде , мы найдем, что областью определения функции, расположенной в левой части этого неравенства, является отрезок -1 ≤ х ≤2, причем во всех точках своей области определения эта функция неотрицательная (так как каждое ее значение представляет собой арифметический корень из неотрицательных чисел) [5].Но при -1 ≤ х ≤ 2 правая часть является отрицательной и поэтому данное неравенство выполняется при всех х из промежутка -1 ≤ х ≤ 2. Таким образом, решениями неравенства есть все числа из промежутка [- 1; 2].Ответ: [- 1, 2]Решение. Оценим области значений левой и правой части уравнения.Пусть . Тогда . Пусть . Таким образом, Е (g) = [1; ∞). Следовательно, E (у) ∩ E (g) = 1Итак, области изменения левой и правой частей имеют одно общее значение {1}, поэтому заданное уравнение равносильно системе:Ответ:x=1.6. Решение. Оценим области изменения левой и правой частей уравнения:1) 2) Сравнивая полученные значения, находим, что области изменения левой и правой частей имеют только одно общее значение 8. Итак, исходное уравнение равносильно системе:Ответ:Решение: Данному уравнению удовлетворяет число х=2. Проверим, удовлетворяют ли функции, образующие уравнение, условиям, при которых можно утверждать, что других корней нет. Сначала рассмотрим . Исследуем ее на монотонность с помощью производной: . при всех значениях хR., следовательно, функция f(x)- возрастающая.Теперь исследуем функцию . Как легко установить, она убывает при всех значениях хR. Из проведенного исследования можно сделать вывод, что х=2 – единственный корень данного уравнения.Ответ: х=2Решение: Легко проверить, что х=1 – корень данного уравнения, но мы пока не можем утверждать, что других корней нет, так как и левая и правя части уравнения – возрастающие функции. Преобразуем данное уравнение к виду . Функция в левой части – сумма двух убывающих функций, а следовательно, она также убывающая. В правой же части стоит постоянная функция. Таким образом, рассматриваемое уравнение может иметь только один корень.Ответ: х=1Решение. Рассмотрим функции и . Функция возрастает на всей области определения, а функция убывает на области определения. Следовательно, данное уравнение имеет не более одного корня. Проверкой убеждаемся, что x=1 действительно корень уравнения.Ответ: 1.Решение. Рассмотрим функцию . На области определения эта функция монотонно возрастает, значит, предложенное уравнение имеет не более одного корня. Легко убедиться, что x=0.5 – решение данного уравнения.Ответ: x=0,5Решение. Перенесем все слагаемые в левую часть и выполним замену , . ПолучимТак как разность (2f–2g) в области допустимых значений имеет тот же знак, что и разность (f–g) показателей степеней, то при замене множителей вида (2t– 2g) на (f–g) получаем равносильное неравенство:Разность неотрицательных чисел совпадает по знаку с разностью квадратов этих чисел.Двойное неравенство при a
1. Беспрозванных В.К., Никифорова Е.Г. Сборник задач для подготовки к централизованному тестированию, единому государственному экзамену по математике. Ч.1/Алт. гос. техн. ун-т им. И.И.Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2002
2. Беспрозванных В.К., Никифорова Е.Г. Сборник задач для подготовки к централизованному тестированию, единому государственному экзамену по математике. Ч.2/Алт. гос. техн. ун-т им. И.И.Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2002
3. Вересова Е.Е. и др. Практикум по решению математических задач: Учеб.пособие для пед.ин-тов, - М.: Просвещение, 1979
4. Виленкин Н.Я. и Шварцбурд С.И. Математический анализ. Учеб.пособие для IX-X кл. сред. школ с матем. специализацией. Изд.2-е. М., Просвещение, 1973
5. Виленкин Н.Я. и др. Алгебра и начала акнализа для 10 класса: Учеб.пособие для учащихся шк. и кл. с углубл.изуч. математики/ Н.Я.Виленкин, О.С.Ивашев-Мусатов, С.И.Шварцбурд. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1997
6. Гальперин Г.А., Толпыго А.К. Задачи Московских математических олимпиад М.: Просвещение, 1986.–304с.
7. Голубев В.И. Решение сложных и нестандартных задач по математике.— М.: ИЛЕКСА, 2007. — 252 с.: ил.
8. В. Голубев «Метод замены множителей» «Квант» №4 2006
9. Довбыш Р.И., Потемкина Л.Л., Трегуб Н.Л., Лиманский В.В., Оридорога Л.Л., Кулеско Н.А. Сборник материалов математических олимпиад. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2005. – 336с.
10. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами. 3-е издание, дополненное и переработанное. – М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2002
11. Довбыш Р.И., Потемкина Л.Л., Трегуб Н.Л., Лиманский В.В., Оридорога Л.Л., Кулеско Н.А. Сборник материалов математических олимпиад:906 самых интересных задач и примеров с решениями. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2005. – 336 с.
12. Единый государственный экзамен: математика: сб.заданий/ [Л.О.Денищева, Г.К.Безрукова, Е.М.Бойченко и др.]. – М.: Просвещение, 2005
13. Задачи повышенной трудности по алгебре и началам анализа: Учеб.пособие для 10-11 кл.сред.шк./ Б.М.Ивлев, А.М.Абрамов, Ю.П.Дудницын, С.И.Шварцбурд. – М.: Просвещение, 1990
14. Ивлев Б.М. и др. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10 класса/Б.М.Ивлев, С.М.Саакян, С.И.Шварцбурд.– М.: Просвещение, 1990
15. Ивлев Б.М. и др. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 11 класса/Б.М.Ивлев, С.М.Саакян, С.И.Шварцбурд. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1995
16. Крамер В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры. – М.: Просвещение, 1990
17. Леманн И. 2 × 2 + шутка.— Мн. : Нар. Асвета, 1985.
18. Прасолов В.В. Задачи по планиметрии. Ч.1. – М.: Наука, 1991. – 320с.
19. Прасолов В.В. Задачи по планиметрии. Ч.2. – М.: Наука, 1991. – 320с.
20. Русаков В. Н. Математические олимпиады младших школьников.— М. : Просвещение, 1998
21. Сборник задач по математике для поступающих в вузы/ В.К.Егерев, В.В.Зайцев, Б.А.Кордемский и др.; под ред.М.И.Сканави. – 6-е изд. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004
22. Труднев В. П. Внекласная работа по математике в начальной школе.— М. : Просвещение, 1987.
23. Фихтенгольц Г.М. Курс дифференциального и интегрального исчисления.(В 3-х томах ) . М.: ФИЗМАТЛИТ, 2001. т.1 - 616с
Вопрос-ответ:
Какие основные теоретические сведения упоминаются в статье?
В статье упоминаются основные теоретические сведения о понятиях и свойствах функций, которые используются для решения уравнений повышенной сложности.
Какой метод используется для решения неравенств повышенной сложности в статье?
В статье используется метод замены множителей для решения неравенств повышенной сложности.
В чем заключается теоретическое обоснование метода замены множителей?
Теоретическое обоснование метода замены множителей заключается в доказательстве его корректности и применимости для решения неравенств.
Какие элементарные функции могут быть использованы при замене множителей?
При замене множителей в статье используются некоторые элементарные функции, такие как экспоненциальная функция, логарифмическая функция и тригонометрические функции.
Какие выводы можно сделать по методу замены множителей?
По методу замены множителей можно сделать вывод, что он является эффективным и удобным инструментом для решения задач повышенной сложности.
Как можно применить свойства функций для решения задач школьного курса математики повышенной сложности?
Свойства функций позволяют нам анализировать и преобразовывать уравнения и неравенства, что помогает в решении задач с более сложными условиями.
Какие понятия и свойства функций используются для решения уравнений повышенной сложности?
Для решения уравнений повышенной сложности используются понятия пропорциональности, возведения в степень, логарифмирования, а также свойства функций, такие как периодичность, монотонность и ограниченность.
Каким образом метод замены множителей помогает в решении неравенств повышенной сложности?
Метод замены множителей позволяет преобразовать неравенство, упрощая его и сокращая количество переменных. Это делает решение неравенства более удобным и понятным.
В каких элементарных функциях можно использовать метод замены множителей?
Метод замены множителей может быть применен в элементарных функциях, таких как линейные, квадратные, степенные, экспоненциальные и логарифмические.
Каковы выводы к методу замены множителей?
Метод замены множителей является эффективным инструментом для решения неравенств повышенной сложности. Он позволяет сократить количество переменных и преобразовать неравенство в более простую форму.
Какие теретические сведения необходимы для применения свойств функции к решению задач школьного курса математики повышенной сложности?
Для применения свойств функции к решению задач школьного курса математики повышенной сложности необходимо знать основные теоретические сведения о функциях, понятия и свойства функций, а также методы решения уравнений и неравенств.
Какие понятия и свойства функций используются для решения уравнений повышенной сложности?
Для решения уравнений повышенной сложности используются такие понятия и свойства функций, как область определения и область значений функции, график функции, обратная функция, четность и нечетность функции, монотонность функции, а также свойства алгебраических операций с функциями.