Порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне предприятия
Заказать уникальный реферат- 23 23 страницы
- 4 + 4 источника
- Добавлена 27.12.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
I. КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА – ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДАННОГО ПОНЯТИЯ 5
II. ПОРЯДОК ОТНЕСЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ К КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 9
III. ПРОЦЕДУРА УСТАНОВЛЕНИЯ РЕЖИМА КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ 12
3.1. Установление режима коммерческой тайны в небольших фирмах 12
3.2. Установление режима коммерческой тайны на крупных предприятиях 14
IV. ИНФОРМАЦИЯ, КОТОРУЮ НЕОБХОДИМО «ЗАСЕКРЕТИТЬ» 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 24
Перечень доводится до структурных подразделений и соисполнителей в части их касающейся, для руководства в работе и приведения в соответствие с ним грифа работ, документов и изделий.Исполнитель и руководитель, которые подписывают документ, оценивают при его подготовке содержащиеся в нем сведения, которые составляют коммерческую тайну предприятия.Исключение сведений из категории составляющих коммерческую тайну предприятия производится по окончании контрольного срока, на который она устанавливалась или ранее, по причине наступления определенных обстоятельств, например, появление нового образца или утечка информации к конкуренту.IV. ИНФОРМАЦИЯ, КОТОРУЮ НЕОБХОДИМО «ЗАСЕКРЕТИТЬ»Конфиденциальность не может стоить дороже тех сведений, которые защищаются. Прежде, чем вводить режим коммерческой тайны, руководству фирмы с участием бухгалтерии, а также, если это необходимо, ведущих специалистов,следует оценить экономический эффект, который даст засекречивание информации. После этогонеобходимо сопоставить его с возможными потерями от ее открытого использования.Также следует определить следующие моменты: какие конкретно сведения нуждаются в защите;кого они могут заинтересовать и какую ценность представляют для конкурентов;какие элементы информации считаются наиболее важными и уязвимыми;как долго сведения, которые составляют коммерческую тайну, будут актуальными;во что обойдется защита информации с финансовой и организационной стороны;круг сотрудников, которые имеют право доступа к таким сведениям, и которые осуществляют работу с ними;какие условия работы будут необходимы и достаточны для обеспечения конфиденциальности соответствующей категории сведений.Необходимо отметить, что существуют достаточно противоречивые формулировки действующего законодательства, которые регулируют порядок отнесения сведений к коммерческой тайне. Важным моментом является и отсутствие определенного перечня сведения, которые подлежат «грифованию». Исходя из всего вышесказанного, следует, что необходима некотораясистематизация положений в части, которая касается вопросов, что может быть признано коммерческой тайной, а что к ней относится никак не может.На данный счет существует достаточно широкий набор методов, которые в целом и формируют порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне предприятия:Тотальный метод;Плагиаторский метод;Аналитический метод;Экспертный метод.Итак, рассмотрим их поподробнее ниже.Первый метод - тотальный. В данном случае организация делает коммерческой тайной абсолютно все сведения. Бесспорно, кроме сведений, которые не могут быть закрыты. Анализируя мнение специалистов по этому поводу, можно сделать вывод о том, что данный этот наименее эффективен, так как фирма не сможет защитить информацию полностью. К тому же по причине режима тотальной секретности будет затруднена работа компании.Второй метод - плагиаторский. Фирма узнает, какую конкретно информацию партнеры и контрагенты считают коммерческой тайной на своих предприятиях, и затем поступает аналогичным образом у себя. Минусы такого способа очевидны: универсальных положений для любых фирм практически не существует. А что может быть хорошо для одной компании, может не работать в другой. Однако данный метод является достаточно популярным среди компаний. Третий метод - аналитический. В данном случае руководитель и главный бухгалтер ставят себя на место конкурентов и недоброжелателей. Они анализируют, какая конкретно информация могла бы их заинтересовать.Четвертый метод - экспертный. В этом случае фирма приглашает независимых специалистов для оценки информации. Данный метод считается самым эффективным, но в то же время самым дорогим способом.Необходимо обратить внимание на то, что не все предприятия, а также и предприниматели могут позволить себе нанять специалиста. В силу чего при самостоятельном решении вопроса о том, какая информация является конфиденциальной,необходимо руководствоваться следующими принципами, которые представлены ниже.Во-первых, секретной информацией фирме обычно советуют назвать сведения о производстве и технологиях. Сюда входит информация о структуре кадров, характере и условиях производства, организации труда, о производственных возможностях компании, данных и типе размещения оборудования, технологических достижениях. Во-вторых, информация управленческого характера, т.е. о методах управления. В-третьих, плановые документы, к которым относятся планы развития и инвестиций, запасов, готовой продукции, закупок, продаж. В-четвертых, финансы. Здесь следует заметить, что не все данные можно делать конфиденциальными. Сюда же можно отнести и ценовую информацию, то есть любые сведения о предполагаемых скидках, акциях, расчетах цен. В-пятых, всю информацию о партнерах и клиентах, например, покупателях, поставщиках, посредниках, контрагентах и других также следует сделать секретной. Не следует открывать и сведения о переговорах, которые ведет или будет вести руководство.В-шестых, к конфиденциальной следует отнести и личную информацию. То есть все сведения об источниках доходов, личной жизни руководителя, главного бухгалтера, членов их семей, расписание и адреса как деловых, так и личных встреч, данные о друзьях, подругах, пагубных привычках, маршрутах передвижения, информацию о местах хранения ценностей, расположения недвижимости, места жительства и т.д.Конечно, можно сделать конфиденциальной и иную информацию. Однако данный подход вряд ли будет оправдан.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать определенные выводы. Во-первых, Коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, который позволяет ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить какую-то другую коммерческую выгоду.В ходе работы было выявлено, что информацией, которая составляет коммерческую тайну, считаются сведения любого характера: производственные, технические, экономические, организационные. К коммерческой тайне также относятся сведения о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и сведения о способах осуществления профессиональной деятельности. Таким образом, был сделан вывод о том, что коммерческая тайна не может быть общеизвестной и общедоступной информацией, открытое ее использование несет угрозу экономической безопасности предпринимательской деятельности. По данной причине предприниматель реализует меры по сохранению ее конфиденциальности и защите от незаконного использования.Также было выявлено, что первым вопросом, который необходимо решить при создании охраны коммерческой тайны, - это определить круг сведений, которые составляют коммерческую тайну. А также распределить их по категориям важности в зависимости от того, какую ценность они представляют для предприятия, а также характер и размер ущерба, который может быть нанесен при разглашении данных сведений. К решению такой проблемы необходимо подходить особенно внимательно.Было также проанализировано, что сведения, которые составляют коммерческую тайну предприятия, отражаются в «Перечне сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия», которые утверждаются руководителем предприятия.Если с экономической точки зрения вид деятельности устраивает предприятие, а прибыль выше, чем у других фирм, то предприятие располагает некоторой коммерческой тайной и необходимо проводить анализ.Таким образом, эксперты должны определить, что именно в этом виде деятельности позволяет получать прибыль. Примеры могут быть самые различные:сведений научного характера сведений технологического характера:сведений делового характера:Заключением работы экспертов является перечень сведений, которые составляют коммерческую тайну предприятия.ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА1.Авдеев С. В. Замедлина Е. А. Основы бизнеса. - Юрайт-Издат, 2014;2.Воронин. И.К. Коммерческие сведения и коммерческая тайна. - М.:Мигалион, 2014;3.Долгополов Ю.Б. Предпринимательство и безопасность. - Универсум, 2013;4.Ярочкин В.И. Системы безопасности фирмы. Концепции. Правовые основы. Организационная структура. - М. , 2015.
2.Воронин. И.К. Коммерческие сведения и коммерческая тайна. - М.:Мигалион, 2014;
3.Долгополов Ю.Б. Предпринимательство и безопасность. - Универсум, 2013;
4.Ярочкин В.И. Системы безопасности фирмы. Концепции. Правовые основы. Организационная структура. - М. , 2015.
Вопрос-ответ:
Какие сведения относятся к коммерческой тайне предприятия?
К коммерческой тайне предприятия относятся сведения, которые обладают коммерческой ценностью, являются секретными и охраняются предприятием. Это может быть информация о технологиях производства, финансовых данных, клиентской базе, планах развития и другие конфиденциальные данные, которые дают предприятию преимущество перед конкурентами.
Какой порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне предприятия?
Отношение коммерческих сведений к коммерческой тайне предприятия происходит в соответствии с законодательством. Для этого предприятие должно установить режим коммерческой тайны, определить список сведений, подлежащих охране, и принять меры по их защите. Обычно это включает в себя установление контроля доступа к информации, подписание сотрудниками конфиденциальности, регулярное обновление политики конфиденциальности и другие меры.
Как устанавливается режим коммерческой тайны в небольших фирмах?
В небольших фирмах установление режима коммерческой тайны происходит обычно путем разработки внутренних политик и процедур, которые регулируют доступ к секретной информации. Это может включать ограничение доступа только для определенных сотрудников, использование паролей или шифрования для защиты электронных данных, а также обучение и контроль сотрудников в отношении конфиденциальности информации.
Как устанавливается режим коммерческой тайны на крупных предприятиях?
На крупных предприятиях установление режима коммерческой тайны может быть более сложным процессом из-за большого объема информации и количества сотрудников. В этом случае часто создается отдельный отдел по безопасности информации, который отвечает за установление и поддержание режима коммерческой тайны. Также используются различные технические средства защиты, такие как системы защиты информации, контроль доступа и мониторинг.
Какие сведения могут быть отнесены к коммерческой тайне предприятия?
К коммерческой тайне предприятия могут быть отнесены такие сведения, как технологические процессы, разработка новых продуктов, карты клиентов, финансовые данные, планы развития, бизнес-стратегии и другая информация, которая может дать конкурентам преимущество или причинить ущерб предприятию, если станет общедоступной.
Как установить режим коммерческой тайны на небольшой фирме?
Для установления режима коммерческой тайны на небольшой фирме необходимо разработать и внедрить соответствующую политику безопасности, установить процедуры по защите коммерческой информации, провести обучение сотрудников правилам и мерам по соблюдению коммерческой тайны, заключить соответствующие соглашения и контракты сотрудников и контрагентов, а также следить за обеспечением конфиденциальности внутри предприятия.
Как установить режим коммерческой тайны на крупном предприятии?
Установление режима коммерческой тайны на крупном предприятии предполагает разработку и внедрение комплексной системы безопасности, включающей технические и организационные меры, обучение персонала, контроль доступа к информации, установление процедур по обработке и передаче конфиденциальных данных, а также заключение необходимых соглашений и контрактов с сотрудниками и партнерами.
Какую информацию следует засекретить в рамках коммерческой тайны?
В рамках коммерческой тайны следует засекретить информацию, которая может причинить ущерб предприятию, если станет доступной для конкурентов или общественности. Это может быть техническая информация, планы разработки нового продукта, финансовые данные, бизнес-стратегии и другие сведения, которые являются конфиденциальными и важными для успешной работы предприятия.