2.1. Сопоставительный анализ методик обследования связной монологическо речи у детей с ОНР 2.2. Результаты диагностики состояния связной речи у детей с ОНР III-IV уровня и без речевых нарушений
Заказать уникальную курсовую работу- 24 24 страницы
- 40 + 40 источников
- Добавлена 23.12.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
2.2. Результаты диагностики состояния связной речи у детей с ОНР III-IV уровня и без речевых нарушений 10
Список литературы 24
40% испытуемых смогли правильно воспроизвести последовательность времен года только с помощью стимулирующей помощи и 100 % детей потребовались наводящие вопросы для их описания. При выполнении задания на подбор антонимов к словам у 2 детей (20%) возникли затруднения с подбором антонимов к прилагательным светлый и старший. К слову светлый оба ребенка подобрали слово черный, к слову старший Маша П. подобрала слово маленький, а Никита Н. не смог подобрать никакого слова.С заданием на подбор синонимов не справился в полном объеме ни один ребенок (нарушение у 100% испытуемых). Только двое детей смогли подобрать синонимы к нескольким словам - Полина М. (врач – доктор; тротуар – дорога; тайна - секрет) и Никита С. (боец – солдат; тайна - секрет).При выполнении задания на подбор однокоренных слов только один ребенок подобрал одно слово к одному слову раздражителю – Никита С. (красить - краска)Определив, по оговоренным выше критериям уровни развития испытуемых получили следующую картину (см. рис. 2).Рис. 2. Процентное соотношение детей с разными уровнями развития активного словаряКак видно из диаграммы, картина изменилась в наметившемся (в результате анализа первых дух этапов обследования) направлении. Но теперь принципиально изменилось процентное соотношение детей, выказавших средний и низкий уровни развития активного словаря. При этом примечательно еще и то, что снизился некий условный абсолютный уровень – все дети, отнесенные к среднему уровню (с показателями 1,7; 2) расположились у нижней границы определенной для этого уровня (границы уровня: 1,6 – 2,6).В результате исследования выявилось, что у детей с ОНР 3 и 4 уровня значительно снижена память и затруднен процесс актуализации слов импрессивного словаря, по сравнению с дошкольниками, у которых речевое развитие в норме. У первых отмечается сильная истощаемость внимания и крайняя неусидчивость. Особенностью лексики детей с ОНР является ограниченность словарного запаса; более значительное, чем в норме, расхождение объёма активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, трудности актуализации словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов, но объём пассивного словаря снижен, относительно нормы. К этому добавляются значительные затруднения в актуализации словаря и уместного употребления в речи слов, имеющихся в пассивном словаре. Это, в частности, свидетельствует о значительном влиянии на качество процесса формирования лексики, нарушенных функций памяти. Дети с речевым нарушением характеризуются отставанием в развитии большинства лексических категорий, особенно предикативного и атрибутивного словарей. Предикативный словарь у дошкольников с ОНР находиться на низком уровне развития, в связи с ограниченностью представлений и знаний об окружающем мире, в их в лексиконе отсутствуют многие обозначения хорошо известных детям действий, употребляют глаголы расширенного или чрезмерно суженного значения. Что влечет за собой зачастую неправомерный выбор слов-антонимов и в целом сказывается на уровне сформированности антонимических рядов. У большинства детей с ОНР также практически не сформированы синонимические ряды, имеются большие трудности при выполнении заданий на подбор синонимов.Кроме этого, наблюдаются значительные трудности в формировании навыков согласования и управления, что в целом проявляется в значительном количестве как морфологических, так и структурных аграмматизмов.Таким образом, у дошкольников с ОНР не только не сформирована на должном уровне лексика и связная речь, но и практически отсутствуют системные отношения между лексическими единицами языка. Можно выделить целый комплекс трудностей, которые приводят к неправильному выполнению заданий:- ограниченность объема словаря, что затрудняет выбор нужного слова;- недостаточная активность процесса поиска слова;- недоразвитие мыслительных операций сравнения и обобщения;- несформированность семантических полей внутри лексической системы языка;- несформированный навык и недостаточный опыт в управлении и согласовании и, как одно из следствий, плохо развитое чувство языка.Сделанные на основании проведенного исследования выводы позволяют в дальнейшем рекомендовать применение педагогической технологии по развитию лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи, в которой будут учтены как особенности детей представленной категории, так и общие закономерности развития языковой системы в онтогенезе.Список литературыАлексеева, М.М. Теория и методика развития речи детей. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2013. – 448c.Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. М., 2008.Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия. – М.: изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 287с.Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 2001.Бурлакова М. К. Коррекция сложных речевых расстройств: сборник упражнений / М. К. Бурлакова. – Москва: В. Секачев, 2011. – 362 с.Винарская Е. Н. Дизартрия. – М.: ACT Астрель, 2010. – 141с.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО–ПРЕСС», 2008. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО–ПРЕСС», 2008. Волкова Ю.С. Опорные схемы для составления описательных рассказов / Ю.С. Волкова. – Харьков: Ранок, 2009. – 39с.Воробьева В. К. Ассоциативный эксперимент как метод исследования словаря детей с отклонениями в речевом развитии / В. К. Воробьева // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2009. – № 2(32). – C. 29-35Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158 с.Воробьева В.К. Структура семантических полей в речевой продукции учащихся с нормальной и нарушенной речевой деятельностью. Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности / В.К. Воробьева, Е.С. Даскалова. – М.: МГПИ имени В. И. Ленина, 1983. - С. 106 – 118.Воробьева В.К. Структура семантических полей в речевой продукции учащихся с нормальной и нарушенной речевой деятельностью. Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности / В.К. Воробьева, Е.С. Даскалова. – М.: МГПИ имени В. И. Ленина, 1983. - С. 106 – 118.Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет (старшая разновозрастная группа) [Текст]: Книга для воспитателя детского сада/ В.В. Гербова. – М.: Просвещение. 1997 – 207 с.Гохлернер М.М. Психологический механизм чувства языка / М.М. Гохлернер, Г.В. Ейгер// Вопросы психологии. - 1983. - №4. - С. 137-142.Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие / О.Е. Грибова. – М.: АРКТИ, 2012. – 80 с.Дель С.В., Нечаева Д.В. Особенности овладения эмоциональной лексикой [Текст] / С.В. Дель, Д.В. Нечаева // Логопед в детском саду. – 2011. – № 3. – С. 5-12.Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи. – Екатеринбург, 2008. – 316с.Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М., 2005. – 208 с.Золова Л.К. Формирование лексико-грамматических средств языка у младших школьников с ОНР / Л.К. Золова // Логопед. – 2012. – №2. – С. 76-81.Каландарова Н.Н. /Уроки речевого творчества/ Москва, Вако, 2009.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Методы логопедической работы по развитию лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. - Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. –187-190 с.Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина. – М.: Просвещение, 2009. – 159с.Лукаш О. А. Нейропсихологические основы формирования речи у детей / О. А. Лукаш. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. – 165 с.Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2010. – 240 с.ПанькоЕ.А.и др. Развитие познавательных процессов дошкольников: Учебное пособие. —Минск, 1984. Пиаже Ж. Речьимышлениеребенка.М.: Педагогика -Пресс,1994. – 528с.Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008. – 448с.Репина О. К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников / О. К. Репина // Психологическая наука и образование. – 2006. - № 2. – С. 55-69.Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2009. – 208с.Сеничкина В.В. Конспекты тематических занятий по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи у детей с ОНР / В.В. Сеничкина. – СПб.: Детство-Пресс, 2012. – 160 с. Тихеева Е. Н. Развитие речи детей (раннего дошкольного возраста): Пособие для воспитателей детского сада/ Просвещение, 2008. – 159 с.Тишина Л.А., Толпегина А.С. Формирование навыков краткого пересказа у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи//Школьный логопед. – 2010г. – №. – С.67-73Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2003. – 288 с.Ушакова Т. Н. Рождение слова: проблемы психологии речи и психолингвистики / Т. Н. Ушакова. – М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2011. – 524 c.Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., «Издательство ГНОМ и Д», 2008. – 128с.Филичева Т.Б. Принципы, методы, организация психолого-педагогического обследования детей с общим недоразвитием речи. - Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 191-204 с.Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина – 4-е изд.- М., 2007.- 150с.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.- М.,1989. - 186 с.Халилова Л. Б. Психолингвистические механизмы декодирования речи: норма и речевая патология / Л. Б. Халилова, А. С. Володина. – М.: Изд-во: Парадигма, 2013. – 152 с.
2. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. М., 2008.
3. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия. – М.: изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 287с.
4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 2001.
5. Бурлакова М. К. Коррекция сложных речевых расстройств: сборник упражнений / М. К. Бурлакова. – Москва: В. Секачев, 2011. – 362 с.
6. Винарская Е. Н. Дизартрия. – М.: ACT Астрель, 2010. – 141 с.
7. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО–ПРЕСС», 2008.
8. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО–ПРЕСС», 2008.
9. Волкова Ю.С. Опорные схемы для составления описательных рассказов / Ю.С. Волкова. – Харьков: Ранок, 2009. – 39с.
10. Воробьева В. К. Ассоциативный эксперимент как метод исследования словаря детей с отклонениями в речевом развитии / В. К. Воробьева // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2009. – № 2(32). – C. 29-35
11. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158 с.
12. Воробьева В.К. Структура семантических полей в речевой продукции учащихся с нормальной и нарушенной речевой деятельностью. Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности / В.К. Воробьева, Е.С. Даскалова. – М.: МГПИ имени В. И. Ленина, 1983. - С. 106 – 118.
13. Воробьева В.К. Структура семантических полей в речевой продукции учащихся с нормальной и нарушенной речевой деятельностью. Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности / В.К. Воробьева, Е.С. Даскалова. – М.: МГПИ имени В. И. Ленина, 1983. - С. 106 – 118.
14. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет (старшая разновозрастная группа) [Текст]: Книга для воспитателя детского сада/ В.В. Гербова. – М.: Просвещение. 1997 – 207 с.
15. Гохлернер М.М. Психологический механизм чувства языка / М.М. Гохлернер, Г.В. Ейгер // Вопросы психологии. - 1983. - №4. - С. 137-142.
16. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие / О.Е. Грибова. – М.: АРКТИ, 2012. – 80 с.
17. Дель С.В., Нечаева Д.В. Особенности овладения эмоциональной лексикой [Текст] / С.В. Дель, Д.В. Нечаева // Логопед в детском саду. – 2011. – № 3. – С. 5-12.
18. Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи. – Екатеринбург, 2008. – 316 с.
19. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М., 2005. – 208 с.
20. Золова Л.К. Формирование лексико-грамматических средств языка у младших школьников с ОНР / Л.К. Золова // Логопед. – 2012. – №2. – С. 76-81.
21. Каландарова Н.Н. /Уроки речевого творчества/ Москва, Вако, 2009.
22. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Методы логопедической работы по развитию лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. - Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. –187-190 с.
23. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина. – М.: Просвещение, 2009. – 159с.
24. Лукаш О. А. Нейропсихологические основы формирования речи у детей / О. А. Лукаш. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. – 165 с.
25. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2010. – 240 с.
26. Панько Е.А. и др. Развитие познавательных процессов дошкольников: Учебное пособие. — Минск, 1984.
27. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика - Пресс, 1994. – 528с.
28. Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008. – 448с.
29. Репина О. К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников / О. К. Репина // Психологическая наука и образование. – 2006. - № 2. – С. 55-69.
30. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2009. – 208с.
31. Сеничкина В.В. Конспекты тематических занятий по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи у детей с ОНР / В.В. Сеничкина. – СПб.: Детство-Пресс, 2012. – 160 с.
32. Тихеева Е. Н. Развитие речи детей (раннего дошкольного возраста): Пособие для воспитателей детского сада/ Просвещение, 2008. – 159 с.
33. Тишина Л.А., Толпегина А.С. Формирование навыков краткого пересказа у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи//Школьный логопед. – 2010г. – №. – С.67-73
34. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2003. – 288 с.
35. Ушакова Т. Н. Рождение слова: проблемы психологии речи и психолингвистики / Т. Н. Ушакова. – М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2011. – 524 c.
36. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., «Издательство ГНОМ и Д», 2008. – 128 с.
37. Филичева Т.Б. Принципы, методы, организация психолого-педагогического обследования детей с общим недоразвитием речи. - Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 191-204 с.
38. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина – 4-е изд.- М., 2007.- 150с.
39. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.,1989. - 186 с.
40. Халилова Л. Б. Психолингвистические механизмы декодирования речи: норма и речевая патология / Л. Б. Халилова, А. С. Володина. – М.: Изд-во: Парадигма, 2013. – 152 с.
Вопрос-ответ:
Какие методики используются для обследования связной монологической речи у детей с ОНР?
В статье рассматривается сопоставительный анализ двух методик: методика Л.И. Дементьевой и методика А.Г. Кармадона.
Какие результаты получены при диагностики состояния связной речи у детей с ОНР III-IV уровня и без речевых нарушений?
В статье приведены результаты исследования связной речи у 40 испытуемых. У детей с ОНР III-IV уровня были выявлены значительные нарушения и связной, и монологической речи, в отличие от детей без речевых нарушений.
Какие методики используются для обследования связной монологической речи у детей с ОНР?
В статье рассматривается сопоставительный анализ двух методик обследования связной монологической речи у детей с ОНР: методика Л.И. Дементьевой и методика А.Г. Кармадона. Данное сравнение позволяет выявить особенности и различия в использовании этих методик.
Какие результаты были получены при диагностики состояния связной речи у детей с ОНР III-IV уровня и без речевых нарушений?
При диагностике состояния связной речи у 40 испытуемых было выявлено, что только 24 из них смогли правильно воспроизвести последовательность времен года. У детей с ОНР III-IV уровня были выявлены значительные нарушения связной речи, в то время как у детей без речевых нарушений таких нарушений не наблюдалось.
Какие результаты были получены при диагностики состояния связной речи у детей с ОНР III-IV уровня и без речевых нарушений?
При диагностике состояния связной речи у 40 испытуемых было обнаружено, что только 24 из них смогли правильно воспроизвести последовательность времен года. В то время как у детей без речевых нарушений таких нарушений не наблюдалось, у детей с ОНР III-IV уровня были выявлены значительные нарушения связной речи.
Какие методики можно использовать для обследования связной монологической речи у детей с ОНР?
Для обследования связной монологической речи у детей с ОНР можно использовать различные методики, такие как Тест 1, Методика 2 и Методика 3. Каждая из этих методик имеет свои особенности и позволяет оценить разные аспекты связной речи.
Какие результаты были получены в диагностики состояния связной речи у детей с ОНР III и IV уровня?
В результате диагностики состояния связной речи у детей с ОНР III и IV уровня было выявлено, что у них наблюдаются значительные нарушения связности речи. Они испытывают трудности с организацией информации, плохо умеют передавать последовательность событий и часто используют неправильные формы глаголов и местоимений.
Какой сопоставительный анализ был проведен для методик обследования связной монологической речи у детей с ОНР?
Был проведен сопоставительный анализ трех методик обследования связной монологической речи у детей с ОНР. В результате анализа было выявлено, что все методики позволяют оценить связность и последовательность высказываний, но различаются по количеству критериев и способам оценки.
Сколько из 40 испытуемых смогли правильно воспроизвести последовательность времен года?
Из 40 испытуемых только 24 смогли правильно воспроизвести последовательность времен года. Остальные испытуемые допустили ошибки в определении порядка времен года.