Трансформация ценностных ориентаций молодежи (в период: 90-е гг. 20 века - настоящее время)

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Этика
  • 16 16 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 27.12.2016
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
1.Понятие «ценностные ориентации» и их роль в развитии личности 3
2.Причины трансформаций ценностных ориентаций 7
3.Трансформации ценностных ориентаций молодежи (в период: 90-ые гг. XX века – наст.вр.) 11
Заключение 15
Список использованной литературы 16


Фрагмент для ознакомления

В.М.Соколов, например, отмечает, что нет больше у молодежи ценностных ориентаций общественно значимых, но есть личностные. Чувство долга, честность, ответственность, принципиальность больше не играют решающей роли. Размыты ориентации на милосердие, вежливость, доброту. Во всем лидирует лишь прагматизм, личная выгода и умение «подать себя». И эти тенденции в трансформации ценностных ориентаций молодежи исследователями трактуются как вполне нормальные в период 90-ых гг. XX века и по настоящее время. Так как переход к рынку «вынудил» пытливые молодые умы «приспосабливаться» к существованию в его условиях. Не может человек, которого новые общественные порядки вынуждают добиваться всего самостоятельно, жить ради блага общества.
Достаточно печальным выглядит все более низкий процент присутствия в ценностных ориентациях молодежи такого социального института, как семья. Однако «привязанность» к собственному родному дому остается достаточно велика. Более 80% процентов молодежи не представляют свою жизнь без родителей, однако сами обзаводиться семьей не спешат, оправдывая все повышенной ответственностью в отношении других людей. Молодежь не только не спешит покидать родную семью, но также не спешит и узаконивать собственные отношения. Более 40% молодежи рассматривают гражданский брак как абсолютно нормальную данность, в которой можно лучше «приглядеться» к своему спутнику, не неся перед ним никакой ответственности. Особенные опасения в исследовательских кругах вызывают мысли молодежи относительно допустимости разводов.
Таким образом, кажется, что трансформация ценностных ориентаций молодежи в период 90-ых гг. XX века и по настоящее время носит исключительно негативный характер, все более отдаляя направленность личности от следования вечным и высоким идеалам, актуализируя ориентации личностные и эгоистические. Но это реалии рыночных отношений, в которые наша страна «вошла» в интересующий нас период. То есть, можно говорить о том, что современные ценностные ориентации молодежи нельзя считать «верными наверняка», уже в силу переходности интересующего нас периода. Ведь сегодня, как и было сказано выше, парадокс ценностной ситуации налицо. С одной стороны, молодежь в приоритет ставит личностные ценностные ориентации, с другой – все больше молодых людей и девушек выбирают «служение» ценностям вечным. Многие отказываются от карьеры, посвящают себя семье, выбирают уединенный образ жизни, пропагандируют доброту и милосердие. И таковых становится все больше. А значит, скоро и наступит тот «пик» в трансформации ценностных ориентаций молодежи, преодолев который и будет сложена мировоззренческая и ценностная реалия, которая и будет характеризовать дальнейшее будущее нашей страны.
Заключение
Таким образом, в ходе работы нами были рассмотрены следующие вопросы:
- дано определение понятию «ценностные ориентации» и рассмотрена их роль в развитии личности;
- проанализированы причины трансформаций ценностных ориентаций;
- выявлены основные трансформации ценностных ориентаций молодежи в период 90-ых гг. XX века по настоящее время.
Реалии современного исторического хода «заставили» молодежь изменить ориентации в вопросах ценностного аспекта. Молодежь больше не опирается на опыт прошлого, она «творит» свое настоящее. И если «умудренное» общество сумеет наполнить правильными с точки зрения морали и нравственности реалиями современность, то и молодежь «воспримет» их как данность, как давно существовавшие, но однажды просто забытые ценностные ориентации. Ведь противоречивость ценностных ориентаций молодежи как раз и обусловлена тем, что полагаться они могут лишь сами на себя. Но отчего же «обрекать» молодежь на подобные «страхи». Человечеством ведь за все время его существования было «подтверждена» незыблемость и истинность многих нравственных ориентиров. Так отчего бы не вспомнить о них и «не рассказать» о них молодежи, которая так нуждается в должном примере, заслуживающем уважения…








Список использованной литературы
Гарванова М. З., Гарванов И. Г. Исследование ценностей в современной психологии [Текст] // Современная психология: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 5-20.
Гороховик, С. В. Особенности мотивационного профиля молодежи/
С.В. Гороховик// Молодежь в начале 21 века: основные ценности, позиции, ориентиры: материалы международной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, 23–24 марта 2006 г. – Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2006. – 204 с.
Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. - М.: ЦСПиМ, 2010. - 592 с.
Есин А.Б. Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 216 с.
Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здравомыслов. – Москва: 1999. – 237 с.
Золотухина-Аболина Е.В. О специфике высших духовных ценностей //Философские науки. 2007. № 1. С. 11—18.
Кузнецов В.Г. Философия / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, К.Х. Момджян. – Москва: ИНФРА-М, 2003. – 518 с.
Лурье С.В. Историческая этнология. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 448 с.
Малахов В.А. Ценность как категория культуры // Философская мысль, 2002. № 5. С. 76-85.
Остроумова Е.В. Динамика ценностных ориентаций студентов в процессе обучения // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. [Электронный ресурс]. Доступно на: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/51068. Дата обращения: 24.11.2016
Поликарпова Е.В. Аксиологические функции масс-медиа в современном обществе. – Ростов-на-Дону: ИППК при РГУ, 2002. – 158 с.
Соколов, В. М. Социология морали – реальная или гипотетическая / В. М. Соколов // Социологические исследования. – 2004. – № 8.
Субетто А. И. Ноосферный прорыв России и человечества в XXI веке. – СПб.: Астерион, 2010. – 554с.
Есин А.Б. Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С.181
Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здравомыслов. – Москва: 1999. – С.156
Лурье С.В. Историческая этнология. - М.: Аспект Пресс, 1997. – С.367
Кузнецов В.Г. Философия / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, К.Х. Момджян. – Москва: ИНФРА-М, 2003. – С.340

Золотухина-Аболина Е.В. О специфике высших духовных ценностей //Философские науки. 2007. № 1. С. 11—18.
Остроумова Е.В. Динамика ценностных ориентаций студентов в процессе обучения // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. [Электронный ресурс]. Доступно на: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/51068. Дата обращения: 24.11.2016
Гарванова М. З., Гарванов И. Г. Исследование ценностей в современной психологии [Текст] // Современная психология: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 5-20.

Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. - М.: ЦСПиМ, 2010. – С.59

Остроумова Е.В. Динамика ценностных ориентаций студентов в процессе обучения // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. [Электронный ресурс]. Доступно на: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/51068. Дата обращения: 24.11.2016

Поликарпова Е.В. Аксиологические функции масс-медиа в современном обществе. – Ростов-на-Дону: ИППК при РГУ, 2002. – С.23

Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. - М.: ЦСПиМ, 2010. – С.344

Соколов, В. М. Социология морали – реальная или гипотетическая / В. М. Соколов // Социологические исследования. – 2004. – № 8.
Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. - М.: ЦСПиМ, 2010. – С.234
Там же. С.256
Субетто А. И. Ноосферный прорыв России и человечества в XXI веке. – СПб.: Астерион, 2010. – С.445













17

1. Гарванова М. З., Гарванов И. Г. Исследование ценностей в современной психологии [Текст] // Современная психология: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 5-20.
2. Гороховик, С. В. Особенности мотивационного профиля молодежи/
С.В. Гороховик// Молодежь в начале 21 века: основные ценности, позиции, ориентиры: материалы международной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, 23–24 марта 2006 г. – Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2006. – 204 с.
3. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. - М.: ЦСПиМ, 2010. - 592 с.
4. Есин А.Б. Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 216 с.
5. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здравомыслов. – Москва: 1999. – 237 с.
6. Золотухина-Аболина Е.В. О специфике высших духовных ценностей //Философские науки. 2007. № 1. С. 11—18.
7. Кузнецов В.Г. Философия / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, К.Х. Момджян. – Москва: ИНФРА-М, 2003. – 518 с.
8. Лурье С.В. Историческая этнология. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 448 с.
9. Малахов В.А. Ценность как категория культуры // Философская мысль, 2002. № 5. С. 76-85.
10. Остроумова Е.В. Динамика ценностных ориентаций студентов в процессе обучения // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. [Электронный ресурс]. Доступно на: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/51068. Дата обращения: 24.11.2016
11. Поликарпова Е.В. Аксиологические функции масс-медиа в современном обществе. – Ростов-на-Дону: ИППК при РГУ, 2002. – 158 с.
12. Соколов, В. М. Социология морали – реальная или гипотетическая / В. М. Соколов // Социологические исследования. – 2004. – № 8.
13. Субетто А. И. Ноосферный прорыв России и человечества в XXI веке. – СПб.: Астерион, 2010. – 554с.

Вопрос-ответ:

Что такое ценностные ориентации и какая их роль в развитии личности?

Ценностные ориентации представляют собой систему ценностей, принципов и убеждений, которые определяют поведение и выборы личности. Они имеют большое значение в развитии личности, так как формируют её мировоззрение, ориентацию в жизни, моральные нормы и цели.

Какие могут быть причины трансформаций ценностных ориентаций?

Причины трансформаций ценностных ориентаций могут быть различными. Одной из главных причин является социальный и экономический контекст, в котором живет молодежь. Изменение политической, экономической и социальной ситуации в стране может приводить к пересмотру ценностей и приоритетов молодежи. На ценностные ориентации могут влиять также семья, школа, среда общения и массовая культура.

Какие изменения происходили в ценностных ориентациях молодежи в период 90-х годов XX века?

В период 90-х годов XX века произошли значительные изменения в ценностных ориентациях молодежи. Это был период перехода от социалистической системы к рыночной экономике и демократическим ценностям. Молодежь стала больше ценить свободу, индивидуальность, успех в карьере и материальное благополучие. Одновременно усилилась индивидуализация ценностей и ориентаций, многие молодые люди придавали большее значение личным целям и удовлетворению собственных потребностей.

Почему современная молодежь теряет общественно значимые ценностные ориентации?

У молодежи современного времени наблюдается тенденция к утрате общественно значимых ценностей. Это может быть связано с рядом факторов. Во-первых, молодежь сталкивается с быстрыми изменениями в современном обществе, адаптация к которым требует большой энергии и усилий. Во-вторых, современная молодежь выросла в условиях информационного общества, где ценности и верования часто ставятся под сомнение. И наконец, интенсивное развитие потребительской культуры и повышение материального благосостояния молодежи способствуют укреплению личностных ценностей в ущерб общественным.

Какие ценностные ориентации преобладали у молодежи в период 90-х гг 20 века?

В период 90-х гг 20 века преобладали ценности индивидуального успеха, материального благополучия, свободы выбора и самовыражения.

Почему произошли трансформации ценностных ориентаций молодежи?

Трансформации ценностных ориентаций молодежи произошли под влиянием социально-экономических изменений, политических событий и культурных трансформаций периода после распада Советского Союза.

Какие ценностные ориентации преобладают у современной молодежи?

Современная молодежь все больше ценит самовыражение, творчество, личностное развитие, экологическую осознанность и социальную ответственность.

Как сказал В.М. Соколов, какие ценностные ориентации отмечаются у современной молодежи?

В.М. Соколов отмечает, что среди современной молодежи утрачены общественно значимые ценности, но сохраняются личностные ценности, такие как чувство долга, честность, ответственность и принципиальность.

Какие факторы могут быть причиной отсутствия общественно значимых ценностей у молодежи?

Одними из факторов, которые могут быть причиной отсутствия общественно значимых ценностей у молодежи, являются изменение социально-экономической структуры общества, коммерциализация и массмедиа, которые влияют на формирование ценностных ориентаций.

Что такое ценностные ориентации и какую роль они играют в развитии личности?

Ценностные ориентации - это система ценностей, принципов и убеждений, которые определяют важность и приоритеты в жизни человека. Они влияют на выборы, поступки и поведение личности. Ценностные ориентации помогают определить цели, мотивировать к деятельности, формировать мировоззрение и влиять на психическое и социальное развитие индивида.