Технология изготовления окладов и басменное дело
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 9 + 9 источников
- Добавлена 29.12.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Общая характеристика окладов для икон, как феномена декоративно-прикладного искусства 4
Особенности техники создания оклада 7
Басменные оклады 9
Технология изготовления басмы 14
Список литературы 17
Постепенно с начала XVІІ в. популярность узора вьюнка с расцветающими бутонами теряет свою силу. Так же как один из шедевров древнерусского декоративно-прикладного искусства искусствоведы признают басменный оклад иконы с изображением преподобного Сергия, хранящийся в музее Лавры. В пышный орнамент оклада были добавлены медальоны-дробницы с тиснеными изображениями святых,которые, так или иначе, играют роль в житие преподобного Сергия. Решение медальонов и искусность их включения в композицию оклада, признается исследователями как образцовое. Праздничность и богатство убранству придает инкрустация драгоценными камнями, камни находиться в гармонии с узором, не споря с ним, а органично дополняя. Композицию дополняют великолепные венец и цата.Примечательно, что этот образ в точности повторили современные мастера, радеющие о возрождении древнерусского искусства. Художники мастерской «Киноварь», расположенной на территории древнего Симонова монастыря, не только пишут иконы, но и создаютбасменные оклады для икон, а также целые иконостасы, убранные басмой.Опыт мастерской «Киноварь» позволяет проследить пути басменного искусства от древности до наших дней. Создавая копии шедевра XVI столетия, современные мастера обучались и познавали технику и технологию изготовления басмы в тот исторический период. Мастерской «Киноварь» было создано убранство для иконостасахрама Троицы в Никитниках, стилистически это произведение точно повторяет иконостасы XVII в. Уникальная особенность иконостаса заключается в том, что басма покрывает практически всю площадь иконостаса, убраны не только образа, но и, так называемое «тело» иконостаса. На протяжении всего периода развития басменной техники, есть простые образцы не несущие, ни какой художественной ценности, есть образцовые произведения со сложными орнаментами и символикой. В настоящее время мастерами «Киновари» исполняются басменные оклады по старинным образцам, а так же идет процесс реставрации шедевров древнерусского искусства. В настоящее время иконы не редко одеваются в басменные оклады, при чем это могут быть как домашние, так и храмовые иконы. В православной церкви до сих пор верующие заказывают убранство на икону в желании выразить свое поклонение перед иконой.Техника создания басмы основана на простых технологических приемах. Технология изготовления басмыДалее нами будет более подробно рассмотрен процесс изготовления рельефа техникой басмы.В настоящее время для этого используются листы меди, латуни или алюминия, в сечении от 0,1 до 0,3 мм. Металлические листы необходимо прокалить, при термообработке металл станет мягче и податливее.Следующим этапом является создание матрицы. Для ее отливки выполняют деревянную или гипсовую модель. Стоит отметить что модель создается по основному эскизу согласно художественной задумке. Отливка выполняется из бронзы или цинка. По гипсовой модели матрицу отливают из бронзы или цинка в простейшей литейной, так называемой открытой форме. Далее на представленной иллюстрации мы можем наглядно видеть поэтапно изготовление рельефа посредством басменной техники:Изготовление модели рельефа по утвержденному эскизу. Создание гипсовой модели, может быть двух видов. Показан процесс снятия гипсовой модели с матрицы.Формовка и извлечение модели из опоки.Отливка формы металлом (создание металлической матрицы).Процесс шлифовки и отработки матрицы. Процесс создания пуансона штамповкой или отливкой.На рисунке показан вариант закрепления матрицы.Тиснение басменного узора. Крепление басмы на багетеПосле отливки матрицу дорабатывают, шлифуют, удаляют дефекты, происходит тончайшая проработка деталей. Получение оттиска на тонком листовом металле возможно только при наличии пуансона, представляющего собой контррельеф (обратный рельеф), все выступающие части которого точно соответствуют углублениям в матрице, и наоборот. В настоящее время для изготовления пуансона используют свинец. В зависимости от высоты рельефа матрицы пуансон создают либо посредством техники штамповки, либо техникой отливки. Процесс непосредственного создания рельефа происходит путем изгибания листа зажатого между матрицей и пуансоном, то есть на лист переносятся изгибы рельефа. Стоит отметить, что в исторической перспективе, чем тоньше использовались листы метала для изготовления такого рельефа, тем более утонченный узор получалось передать. Готовый басменный рельеф декорируют так же, как и чеканный, покрывая его тонким слоем темной патины. Перед патинированием басму шлифуют, полируют. Список литературыАверинцев С.С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры //Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа./ С.С. Аверинцев. – М.: Наука, 1973. Бетин JI.B. Исторические основы древнерусского иконостаса / JI.B. Бетин – М., 1986.Бусева-Давыдова И.Л. К иконографии Богоматери Владимирской в XVII веке/ И.Л. Бусева-Давыдова [Электронный ресурс]:www.icon-art.info/book_contentsГолубинский Е.Е. История алтарной преграды или иконостаса в православных церквях// Православное обозрение. 1872. НоябрьДаль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009Исследования и консервация культурного наследия. Материалы научно-практической конференции. 12-14 октября 2004 г. М.: ГосНИИР, 2005Стерлигова И.А. Драгоценный убор древнерусских икон XI-XIV вв. / И.А. Стерлигова. М – М.:, 2000Федотов Г.Я. Чеканка, басма, насечка. Сделай сам. № 8, 89.// Г.Я. Федотов. – М.: Знание, 1889.Этимологический русскоязычный словарь Фасмера. [Электронный ресурс]: www.slovopedia.com/22/208/1640871.html
2. Бетин JI.B. Исторические основы древнерусского иконостаса / JI.B. Бетин – М., 1986.
3. Бусева-Давыдова И.Л. К иконографии Богоматери Владимирской в XVII веке/ И.Л. Бусева-Давыдова [Электронный ресурс]:www.icon-art.info/book_contents
4. Голубинский Е.Е. История алтарной преграды или иконостаса в православных церквях// Православное обозрение. 1872. Ноябрь
5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009
6. Исследования и консервация культурного наследия. Материалы научно-практической конференции. 12-14 октября 2004 г. М.: ГосНИИР, 2005
7. Стерлигова И.А. Драгоценный убор древнерусских икон XI-XIV вв. / И.А. Стерлигова. М – М.:, 2000
8. Федотов Г.Я. Чеканка, басма, насечка. Сделай сам. № 8, 89.// Г.Я. Федотов. – М.: Знание, 1889.
9. Этимологический русскоязычный словарь Фасмера. [Электронный ресурс]: www.slovopedia.com/22/208/1640871.html
Вопрос-ответ:
Каковы особенности техники создания оклада?
Особенности техники создания оклада включают использование металла, процесс вырезания и гравировки, а также применение специальных узоров и декоративных элементов.
Каковы характеристики окладов для икон?
Оклады для икон являются феноменом декоративно-прикладного искусства. Они обладают уникальным дизайном и декоративной отделкой, включая узоры, гравировку и использование драгоценных камней.
Какая технология изготовления басмы?
Технология изготовления басмы включает использование металла, его вырезание и гравировку, а также процесс прикрепления басмы к окладу иконы.
Какие особенности басменных окладов?
Басменные оклады являются одним из шедевров древнерусского декоративно-прикладного искусства. Они характеризуются использованием басмы, особой металлической пластины с гравировкой и отделкой, которая прикрепляется к окладу иконы.
В чем заключается популярность узора вьюнка с расцветающими бутонами?
Узор вьюнка с расцветающими бутонами был популярен с конца XV века. Данный узор сочетает в себе красоту природы и символику роста и процветания, что делает его популярным среди мастеров и любителей иконописи.
Какова общая характеристика окладов для икон?
Оклады для икон являются феноменом декоративно-прикладного искусства. Они служат не только для украшения икон, но и для защиты их от воздействия окружающей среды.
Какие особенности техники создания оклада можно выделить?
Техника создания оклада подразумевает использование различных материалов, таких как металл, эмаль, драгоценные и полудрагоценные камни. В процессе изготовления оклада применяются различные техники обработки материалов, включая гравировку, чеканку, эмалирование и золочение.
Каковы особенности басменных окладов?
Басменные оклады являются одним из шедевров древнерусского декоративно-прикладного искусства. Они отличаются наличием рельефного орнамента, выполненного в технике басмы. Басменные оклады часто украшаются изображениями святых и божественных символов.
Какова технология изготовления басмы?
Технология изготовления басмы предполагает создание рельефного орнамента на поверхности оклада. Для этого используется специальный инструмент - басма, который прессуется на поверхность материала, например, металла. Затем басма закрепляется и декорируется с использованием различных техник, таких как эмалирование, золочение и гравировка.
Существует ли список литературы по данной теме?
Да, существует список литературы, который можно проконсультироваться для получения более подробной информации об изготовлении окладов и басменного дела. Он может включать книги, статьи и исследования, посвященные данной теме.