Ротация государственных гражданских служащих как одно из приоритетных направлений формирование кадрового состава гражданской службы
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 01.01.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственной службы 5
1.1. Предмет и основные категории государственной службы 5
1.2. Механизм продвижения по государственной службе в РФ 8
Глава 2. Ротация кадров на государственной гражданской службе 12
2.1. Роль ротации в системе кадров государственной службы 12
2.2. Механизмы совершенствования ротации на государственной службе 19
Заключение 26
Библиографический список 28
Направления подготовки высшего профессионального образования работников гражданской службы РФ, на 1 января 2016 года:
- гуманитарные и социологические науки 38 %;
- экономика и управление 34,3 %;
- физико-математические науки 2,9 %;
- образование и педагогика 4,5 %;
- здравоохранение 1,9 % .
Как видно из приведенных данных Федеральной службы статистики, меньший процент госслужащих имеют высшее профессиональное образование в области экономики и управления, тогда как больший процент отводится гуманитарному профилю высшей профессиональной подготовки.
Непонимание особенностей прохождения гражданской службы, необходимости ротации не только с точки зрения повышения эффективности функционирования гражданской службы, но и собственного профессионального развития и служебного роста формируют у сотрудников неприятие и сопротивление ротационным процедурам.
В связи с этим представляется целесообразным обязательное получение государственными служащими, прежде всего, руководителями, второго высшего образования по специальности «Государственное и муниципальное управление» либо по профилю конкретной сферы государственного управления.
Непрерывное профессиональное образование госслужащих должно соответствовать общим направлениям и тенденциям реформирования российской системы образования, а также потребностям в качественной подготовке государственных служащих. При этом необходимо обеспечить не простое формальное обучение, а образование, ориентированное на реальное решение профессиональных задач государственной гражданской службы.
В целях стимулирования и повышения мотивации служащих, назначаемых на должность гражданской службы в другой государственный орган в порядке ротации, представляется целесообразным одновременное прохождение ими в период ротации стажировки в том государственном органе, куда служащий назначается на должность гражданской службы в порядке ротации.
Программа прохождения госслужащим стажировки в период ротации должна включать обоснованную цель осуществления дополнительного профессионального образования в форме стажировки без отрыва от гражданской службы, сроки прохождения стажировки и разрабатываться как приложение к плану ротации государственных гражданских служащих.
Программу прохождения стажировки необходимо согласовать с государственным органом, в который госслужащий назначается на должность гражданской службы в порядке ротации (одновременно с согласованием плана ротации) и который обеспечивает гражданскому служащему условия для освоения программы стажировки.
При обосновании общего размера необходимого финансирования на программу ротации необходимо учесть затраты на прохождение стажировки государственных служащих.
Освоение госслужащим новых должностных обязанностей связано с развитием и приращением профессиональных компетенций, освоением и усвоением новых знаний. Поэтому стажировка государственного служащего в период ротации в полной мере согласуется, как с целями ротации (повышение эффективности гражданской службы и профессиональное развитие госслужащих), так и с целями дополнительного профессионального образования госслужащих, которое осуществляется в течение всего периода прохождения гражданской службы, в том числе, и в период ротации.
При принятии согласованного решения руководителей государственных органов о назначении госслужащих на должность гражданской службы в другой государственный орган в порядке ротации с одновременным прохождением стажировки должны учитываться результаты комплексной оценки деятельности госслужащего.
Совмещение ротации и стажировки гражданского служащего будет в большей степени способствовать профессиональному росту и развитию служащего, обеспечит результативное достижение целей ротации, а также позволит оптимизировать затраты на проведение ротации гражданских служащих и программы дополнительного профессионального образования госслужащих.
Таким образом, ротация кадров – это неотъемлемая часть кадровых технологий, как механизм профилактики коррупционных связей и повышения профессионализма гражданских служащих. Применение современных методов при совершенствовании системы ротации кадров на государственной гражданской службе, позволит сделать ее еще более эффективной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время принцип ротации является важным инструментом для борьбы с коррупцией, также как и способ формирования кадрового состава.
Согласно мнению Ю. Чайки, «ротация кадров - не только мощный инструмент распространения передового опыта управленческой деятельности, укрепления служебной дисциплины, но и эффективная мера, необходимая для противодействия коррупции». Особенно это касается государственной службы.
Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что приоритетное направление формирования кадрового состава гражданской службы - ротация гражданских служащих.
Одним из результатов реализации Федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013 годы)» стало внедрение и совершенствование механизма ротации государственных служащих.
Кроме того, необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что национальным планом противодействия коррупции предусмотрено активное внедрение в практику механизма ротации государственных гражданских служащих.
В условиях модернизации Российского государства, которая была провозглашена политическим руководством страны, необходима коррекция штатов государственного аппарата.
В данной связи особенно актуальным является мнение А. А. Гришковца, который полагает, что данная коррекция возможна.
На его взгляд, она может происходить не только с помощью сокращения численности государственного аппарата, которое в настоящее время осуществляется на основании Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. № 1657.
Для этого возможны альтернативные варианты. Так, к примеру, количество должностей категории «руководитель» требует существенной оптимизации. Имеется в виду существенное сокращение их перечня (Реестр должностей государственной гражданской службы утвержден Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574) путем перевода – как в другие категории, так и в другие группы, это целесообразно осуществить с помощью ротации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные и правовые акты
О государственной гражданской службе Российской Федерации : федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // СПС «КонсультантПлюс».
О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010–2011 годы : указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 ( в ред. от 13.03.2012) // СПС «КонсультантПлюс».
О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013) : указ Президента РФ от 10.03.2009 № 261 (в ред. от 10.08.2012) // СПС «КонсультантПлюс».
Учебная и специальная литература
Абашина Л.А. Оценка уровня коррупционного риска должностей государственной гражданской службы (на примере органа исполнительной государственной власти)/ Л. А. Абашина// Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - № 6 (36). - С. 140-147.
Анчишкина О.В. О концепции формирования федеральной контрактной системы / О.В. Анчишкина // Госзказ: управление, размещение, обеспечение. - 2009. - №18. - С. 34–47.
Бушуева И.П. Карьера в государственной гражданской службе: прошлое, настоящее, будущее/ И. П. Бушуева// Управленческое консультирование. - 2014. № 7 (67). - С. 7-18.
Васильева Е. А. Социальный институт государственной службы/ Е. А. Васильева // Наука и образование, ГУ Академия наук Республики Саха (Якутия). - 2010, - № 3. - С. 88-90.
Зубов В.Е. Государственная служба в России и за рубежом // В. Е. Зубов //Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. - 2015. - Т. 5. № 1. - С. 83-87.
Иванов А.Н. Поступление на государственную гражданскую службу / А. Н. Иванов/ Сборник статей Международной научно-практической конференции. под ред. Н.Г. Карнишиной. - М.: 2014. - С. 79-82.
Кидяев В. С. Система государственной гражданской и муниципальной службы/ В. С. Кидяев// Самоуправление. - 2014. - № 2. - С. 3-4.
Метушевская Т.И. Модель государственной службы в России и за рубежом / Т. И. Метушевская // История государства и права. - 2007. - № 5. - С. 21-23.
Наумов С.Ю., Масленникова Е.В. Итоги реформ и перспективы развития государственной гражданской службы / С. Ю. Наумов // Власть. 2009. - № 10. - С. 4-8.
Рябова Т.М. Государственная гражданская служба как инструмент реализации социального управления/ Т. М. Рябова// Материалы Афанасьевских чтений. - 2016. - № 1. - С. 53-57.
Сапронова А.В. Государственная гражданская служба в призме комплексного анализа/ А. В. Сапронова// Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 12-2. - С. 32-36.
Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Книга 1; под научн. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013.- 430 с.
Теория государства и права. Мелехин А.В. - М.: Маркет ДС, 2007. - 408 с.
Турсунбаев А.С. Государственная гражданская служба как вид и подсистема государственной службы / А. С. Турсунбаев/ Сборник: Актуальные научные проблемы. Рассмотрение, решение, практика Cборник научных докладов. Sp. z o.o. «Diamond trading tour». - Warszawa, 2014. - С. 21-23.
Шободоева А.В. Государственная гражданская служба: историко-правовые и морально-нравственные аспекты /А. В. Шободоева. - Иркутск: Байкальский государственный университет экономики и права, 2014. - 224 с.
Электронные ресурсы
Актуальные комментарии. Чайка: ротация кадров – эффективная мера против коррупции. URL: http://actualcomment.ru/projection/1233/
Внедрение системы комплексной оценки профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих (включая общественную оценку): Методический инструментарий Министерства труда и социальной защиты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/4/Otcenka.docx.
Наумов С.Ю., Масленникова Е.В. Итоги реформ и перспективы развития государственной гражданской службы // Власть. 2009. № 10. С. 4-8.
Рябова Т.М. Государственная гражданская служба как инструмент реализации социального управления// Материалы Афанасьевских чтений. 2014. № 1. С. 53-57.
Абашина Л.А. Оценка уровня коррупционного риска должностей государственной гражданской службы (на примере органа исполнительной государственной власти)// Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 6 (36). С. 140-147.
Сапронова А.В. Государственная гражданская служба в призме комплексного анализа// Экономика и предпринимательство. 2014. № 12-2. С. 32-36.
Зубов В.Е. Государственная служба в России и за рубежом // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2015. Т. 5. № 1. С. 83-87.
Анчишкина О.В. О концепции формирования федеральной контрактной системы / О.В. Анчишкина // Госзказ: управление, размещение, обеспечение. 2009. №18. С. 34–47.
О государственной гражданской службе Российской Федерации : федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // СПС «КонсультантПлюс».
О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013) : указ Президента РФ от 10.03.2009 № 261 (в ред. от 10.08.2012) // СПС «КонсультантПлюс».
Внедрение системы комплексной оценки профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих (включая общественную оценку): Методический инструментарий Министерства труда и социальной защиты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/4/Otcenka.docx.
Рябова Т.М. Государственная гражданская служба как инструмент реализации социального управления// Материалы Афанасьевских чтений. 2016. № 1. С. 53-57.
2
Нормативные и правовые акты
1. О государственной гражданской службе Российской Федерации : федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // СПС «КонсультантПлюс».
2. О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010–2011 годы : указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 ( в ред. от 13.03.2012) // СПС «КонсультантПлюс».
3. О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013) : указ Президента РФ от 10.03.2009 № 261 (в ред. от 10.08.2012) // СПС «КонсультантПлюс».
Учебная и специальная литература
4. Абашина Л.А. Оценка уровня коррупционного риска должностей государственной гражданской службы (на примере органа исполнительной государственной власти)/ Л. А. Абашина// Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - № 6 (36). - С. 140-147.
5. Анчишкина О.В. О концепции формирования федеральной контрактной системы / О.В. Анчишкина // Госзказ: управление, размещение, обеспечение. - 2009. - №18. - С. 34–47.
6. Бушуева И.П. Карьера в государственной гражданской службе: прошлое, настоящее, будущее/ И. П. Бушуева// Управленческое консультирование. - 2014. № 7 (67). - С. 7-18.
7. Васильева Е. А. Социальный институт государственной службы/ Е. А. Васильева // Наука и образование, ГУ Академия наук Республики Саха (Якутия). - 2010, - № 3. - С. 88-90.
8. Зубов В.Е. Государственная служба в России и за рубежом // В. Е. Зубов //Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. - 2015. - Т. 5. № 1. - С. 83-87.
9. Иванов А.Н. Поступление на государственную гражданскую службу / А. Н. Иванов/ Сборник статей Международной научно-практической конференции. под ред. Н.Г. Карнишиной. - М.: 2014. - С. 79-82.
10. Кидяев В. С. Система государственной гражданской и муниципальной службы/ В. С. Кидяев// Самоуправление. - 2014. - № 2. - С. 3-4.
11. Метушевская Т.И. Модель государственной службы в России и за рубежом / Т. И. Метушевская // История государства и права. - 2007. - № 5. - С. 21-23.
12. Наумов С.Ю., Масленникова Е.В. Итоги реформ и перспективы развития государственной гражданской службы / С. Ю. Наумов // Власть. 2009. - № 10. - С. 4-8.
13. Рябова Т.М. Государственная гражданская служба как инструмент реализации социального управления/ Т. М. Рябова// Материалы Афанасьевских чтений. - 2016. - № 1. - С. 53-57.
14. Сапронова А.В. Государственная гражданская служба в призме комплексного анализа/ А. В. Сапронова// Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 12-2. - С. 32-36.
15. Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Книга 1; под научн. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013.- 430 с.
16. Теория государства и права. Мелехин А.В. - М.: Маркет ДС, 2007. - 408 с.
17. Турсунбаев А.С. Государственная гражданская служба как вид и подсистема государственной службы / А. С. Турсунбаев/ Сборник: Актуальные научные проблемы. Рассмотрение, решение, практика Cборник научных докладов. Sp. z o.o. «Diamond trading tour». - Warszawa, 2014. - С. 21-23.
18. Шободоева А.В. Государственная гражданская служба: историко-правовые и морально-нравственные аспекты /А. В. Шободоева. - Иркутск: Байкальский государственный университет экономики и права, 2014. - 224 с.
Электронные ресурсы
19. Актуальные комментарии. Чайка: ротация кадров – эффективная мера против коррупции. URL: http://actualcomment.ru/projection/1233/
20. Внедрение системы комплексной оценки профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих (включая общественную оценку): Методический инструментарий Министерства труда и социальной защиты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/4/Otcenka.docx.
Вопрос-ответ:
Что такое ротация государственных гражданских служащих?
Ротация государственных гражданских служащих - это процесс, при котором служащие переходят из одного органа государственной власти в другой для расширения своего профессионального опыта и повышения эффективности государственной службы.
Каковы основные категории государственной службы?
Основными категориями государственной службы являются: государственные служащие, занимающие должности государственной службы, и должностные лица муниципальной службы, которые занимаются выполнением задачи органов государственной и муниципальной власти соответственно.
Каков механизм продвижения по государственной службе в РФ?
Механизм продвижения по государственной службе в РФ основывается на принципе назначения на должность, основанный на квалификации служащего и его успехах в профессиональной деятельности. При этом происходит оценка квалификации, проводится конкурсный отбор и определение подходящего кандидата для замещения должности.
Какая роль ротации в системе кадров государственной службы?
Роль ротации в системе кадров государственной службы заключается в обновлении кадрового состава и обеспечении эффективности государственной службы. Ротация позволяет служащим получить новый опыт, расширить свои знания и навыки, а также привнести свежие идеи и подходы в работу государственных органов.
Какие механизмы совершенствования ротации на государственной службе существуют?
Для совершенствования ротации на государственной службе используются различные механизмы. Например, проведение регулярных обучающих программ для служащих, которые помогают им развиваться и повышать свою квалификацию. Также могут применяться программы стажировок и обмена опытом между органами государственной власти. Важным механизмом является также система мотивации, которая позволяет привлекать и удерживать талантливых и эффективных служащих.
Какое значение имеет ротация государственных гражданских служащих?
Ротация государственных гражданских служащих имеет ключевое значение для формирования кадрового состава гражданской службы. Она позволяет обновлять и расширять кадровый потенциал, привлекать новых специалистов, повышать эффективность работы государственных органов. Таким образом, ротация способствует повышению профессионального уровня служащих, обеспечивает смену опыта и энергии в организации, а также содействует развитию карьеры и продвижению по службе.
Каковы основные механизмы ротации на государственной гражданской службе?
Основные механизмы ротации на государственной гражданской службе включают конкурсный отбор, перевод на другую должность, командировки, временное исполнение обязанностей и прекращение гражданской службы. Конкурсный отбор позволяет выбрать из числа квалифицированных кандидатов наиболее подходящих для замещения вакантной должности. Перевод на другую должность позволяет расширить опыт и компетенции государственного служащего. Командировки позволяют получить новый опыт и знания, а также укрепляют связи между государственными органами. Временное исполнение обязанностей и прекращение гражданской службы также являются механизмами ротации, позволяющими обеспечить обновление и обогащение кадрового состава.
Какие механизмы совершенствования ротации на государственной службе существуют?
Для совершенствования ротации на государственной гражданской службе используются следующие механизмы: разработка и внедрение системы профессиональной подготовки и переподготовки государственных служащих, создание кадровых резервов, установление четких процедур и критериев отбора на должности, а также проведение аттестации государственных служащих. Особое внимание уделяется установлению прозрачных и объективных процедур отбора на должности, чтобы предотвратить коррупцию и произвол в процессе формирования кадрового состава.