Сравнительный анализ отношения к пищевым религиозным запретам в православии и новых религиозных обЪединениях

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Религиоведение
  • 26 26 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 29.03.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
I. Новые религиозные движения 6
Терминология 7
II. Пищевые ограничения в христианстве 9
Пищевые ограничения в НРД 16
Заключение 24
Список использованной литературы 26



Фрагмент для ознакомления

Подобного эффекта нельзя получить от сложной и возбуждающей пищи.Если человек уже привык к жирной и возбуждающей еде, то полезная и простая пища будет казаться ему не вкусной.Люди, занимающиеся физическим трудом, могут не так тщательно заботиться о качестве своей пищи и о ее количестве, однако они могли бы иметь больше сил, если бы периодически придерживались определенных ограничений в пище.Мясо всегда считалось не самым лучшим питанием, но при нынешней ситуации, опасность заражения мяса обостряется, появляются все новые виды заболеваний животных, которые молниеносно распространяются.Пища оказывает вред на организм не сразу, и это самое опасное свойство нездоровой пищи, так как человек не сможет сразу отследить вредные последствия. Очень немногие люди готовы принять ту информацию, что мясо, которое они употребляют, может негативно сказаться на их самочувствии. Достаточно большое количество людей погибает от болезней, причиной которых стало некачественное или зараженное мясо, и их близкие за частую не понимают причину случившегося.Зло, которое может причинить мясная пища в плане морали, не менее заметно, чем вред физический.Желудок страдает, при переедании, поэтому не стоит лишать себя полезной и здоровой пищи, которая может предотвратить появление многих болезней.Стоит отметить то, что многие запреты, первоначально религиозные, впоследствии становились общепринятыми на определенной территории или среди определенной народности. Например, население европейской части России не употребляет мясо хищников, грызунов и прочих животных, которые традиционно считаются непригодными для пищи. Однако существуют народности, на севере или востоке, которые считают мясо подобных животных деликатесным и особо ценным.Если говорить об обрядовую пищу, то тут мы имеем дело со специфическими требования к приготовлению пищи на особых церемониях: при погребении, на поминках, на свадьбе и на разных праздниках.Посты в новых религиях так же имеют место. Прежде всего здесь идет речь от отказе от пищи на определенное количество времени, либо от отказе от определенного типа пищи (мяса, мясных продуктов).Однако, как правило, пищу употребляют, но, но с ограничением, заключающимся в изменении стандартной порции или в изменении способа приготовления еды.Разные обряды часто сочетаются с постом: предшествует обряд посту, либо исполняется одновременно. Пост может предшествовать празднику, может служить обетом или наказанием. Ограничение усиливает (поддерживает) молитву или имеет самостоятельный характер. Все религиозные движения, так или иначе, в качестве важного компонента, включают пост. Ограничить себя в пище, еще не значит соблюдать пост, хоть это и так же важно. Протоиерей Александр Мень говорил, что пост может привить не только навыки воздержания, но и помогают обуздать плоть, помочь совершенствоваться духовно. Важный навык самоконтроля постигается благодаря внутренней работе.Вполне справедливо, что пост касается ограничений в пище, ведь посредством нее мы поддерживаем жизнь, т.е. связь с природой. Подчиняя эту связь, мы контролируем свое природное начало.Пост, как утверждают священнослужители, подготавливает, разрыхляет почву сердца, способствует искренности молитвы и лучшему восприятию слова божьего. Противники постов, не споря с последним утверждением, пытались утверждать, что посты приводят к нарушению нормального функционирования организма и, соответственно, к ослаблению психики, делают ее податливой к внушению и самовнушению. Однако, по мнению многих авторов, такое утверждение не соответствует действительности. Медицинские исследования во всем мире показывают, что отказ от мясной пищи, а также специально проводимые разгрузочные голодания делают человека более спокойным, менее агрессивным. Именно такое состояние психики должно быть при нормальном функционировании организма. Все известные религии мира, начиная с древнейших языческих, использовали посты. Широко распространены посты и в религиях монотеистических. Степень строгости, естественно, везде была (и есть) разная. Аскеты индуизма и джайнизма выполняли очень жесткие религиозные требования в отношении постов. Вот пример обряда из быта Древней Индии:«Когда заканчивалась церемония посвящения, от ученика требовалось соблюдать трехдневное воздержание. Воздержание могло продолжаться до двенадцати дней или до года. Это было началом сурового воспитания. Ученик не должен был есть соленой пищи, он спал на земле, ему было запрещено употреблять мясо и вино и спать днем» (Р. Б. Пандей, 1990). Буддисткие движения были более умеренны в требованиях к постам, но со временем требования, касающиеся постов, менялись. Новые движения, вышедшие из даосизма и конфуцианствак постам, также относились, как к очень существенному компоненту. По-видимому, в древности считался богоугодным делом обычай, сохранившийся у более набожных евреев и в позднейшее время, - поститься два раза в неделю: по понедельникам и четвергам? Упоминается также о посте в канун Нового года. Были еще посты индивидуальные (или групповые), связанные с каким-либо ритуалом (желание искупить грех, по случаю дурного сна и др.). Во время Иом-Киппура и девятого Аба постились с вечера до вечера (суточный пост), остальные же посты - от восхода солнца до его заката. Упоминаются еще и частичные посты, когда воздерживались лишь от мяса и вина. Ученые утверждают, что посты - наследие глубокой древности - возникли как следствие ограниченного потребления пищи людьми в голодные и полуголодные периоды. Следует отметить, что эти запреты относятся не ко всем видам пищи, а лишь к скоромной, т.е. пище животного происхождения. Узаконение запретов возникло после длительного многовекового осмысления того факта, что периодический отказ от животной пищи не приносит ущерба человеку, а даже наоборот - очень полезен как для телесного, так и для духовного здоровья. Наличие узаконенных периодов поста в большинстве, если не во всех религиях мира, подтверждает объективность этих выводов. Рассматривая медико-оздоровительные и этические функции постов и всей вегетарианской концепции в целом, можно утверждать, что вегетарианство и религия близки в своем отношении к употреблению мяса.Вывод:Из приведенного анализа пищевых запретов в новых религиозных движениях мы видим некоторое сходство с постом православным, но есть и существенные отличия, которые играют решающую роль. Самое главное отличие – это цель поста. Как правило новые движения заимствуют и перефразируют уже имеющиеся взгляды других религий. Это опасно тем, что информация становится субъективным мнением одного лидера или главы движения. Целью ограничений в еде служит подчинение физических процессов и управление ими. Посредством этих физических воздействий НРД стремятся прийти к определенным психическим и духовным изменениям.Таким образом ограничения служат главным инструментом, посредством которого человек может прийти к духовности. И в этом кроется главное отличие от ограничений в Православии, где пост, ограничивающий тело, так же распространяется и на все существование человека, на его ограничения в недобрых деяниях, словах, мыслях и т.д. ЗаключениеПищевые ограничения в новых религиях, занимают различные места религиозной жизни. По большей части это определяется комбинацией тех правил, которые существуют в основополагающих религиях, которые новые движения взяли в свою основу.Первые упоминания пищевых ограничений можно найти в Пятикнижии. Именно в ветхозаветные времена люди уже стремились к богопочитаниюВ христианстве почти никакие продукты полностью не запрещаются к употреблению. Благочестивая ветхозаветная традиция поститься являет себя в ограничении количества и питательности пищи. Совершенствование духовности верующих, их сплоченность, вот цель поста, он не обособляет верующих, а сплачивает их.Мы можем найти много схожих черт, относительно пищевых ограничений, как в новых движениях, так и официальных религиях. Все они оказывают определенное влияние на сознание религиозных людей. Как правило, ограничения служат дополнительным инструментом духовных религиозных практик. Однако в этом же аспекте существуют и главные различия. То, когда именно ограничение становится единственно целью, когда следование запретам является фанатичным, и, диктуемым, одним единственным или группой лидеров того или иного движения. В таком случае данная практика может нанести больше вреда нежели блага.В современном мире следует с осторожностью и вниманием относится к советам по поводу питания и ограничений в пище, получаемых со страниц газет, журналов и тем более интернета. Там может содержаться информация совершенно непроверенная и неизвестно кто является автором и тем более из каких источников получено данное знание.Механизмом регулирования в данном случае может и должна служить Православная церковь. Каждый член прихода должен слушать своего духовного наставника, о том, какую пищу и когда следует принимать. В какой период проходит тот или иной пост, и что в целом необходимо для правильного следования постному правилу. Многие люди подвержены влиянию моды, а именно мода на пост, на диеты, в последнее время приняла глобальный характер. Пищевые запреты не являются целью, а служат путем или даже напоминанием о других более важных целях. Каждый мирянин должен четко понимать для чего и с какой целью он будет поститься, должно быть осознание всех действ, а не слепое следование правилам.Глобализация принесла достаточно много путаницы, и люди имеют недостаточную ясность на счет правил, описанных в Библии, и установленных церковью. Нынешние нововведения в этой области со стороны НРД могут смешиваться в общем потоке информации, и неправильно истолковываться религиозными людьми. На основании всего вышесказанного мы видим, что пищевые ограничения христианства проявляются в совершенно иных формах, нежели в НРД и преследуют совершенно иные задачи.Список использованной литературыАмвросий (Ермаков), еп. Святитель Иоанн Златоуст. – М.: Русский Хронограф, 2003. С. 156.Баркер Айлин, «Новые религиозные движения», издательство Русского Христианского гуманитарного института, С.-Петербург, 1997 год.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Российское Библейское общество, 2013. – 1296 с.Бровкин П. Православные посты: история, традиции, питание. – Кострома: Волга, 2010. С. 11.Василий Великий, свт. Творения. T.I. М.: Сибирская Благозвонница, 2008. – 750 с. Вениамин (Пушкарь), архиеп. Священная Библейская история. Часть I. Ветхий Завет. Часть II. Новый Завет. – СПб.: Сатис, 2008. – 735 с.Вино и алкоголь // URL: http://www.ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/1522110 Георгий (Тертышников), архим. Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении. – М.: Правило веры, 1999. – 568 с.Кормчая книга (Номоканон). – СПб.: Воскресение, 2011. С. 96.Писания мужей апостольских. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. – 672 с.Пономарев В. Справочник православного человека. Т. IV. – М.: Даниловский благовестник, 2007. – 142 с.Серафим Вырицкий, преп. Поучения. – СПб.: Сатис, 1999. – 214 с.Типикон. – М.: Общество святителя Василия Великого, 1997. – 592 с.Толковая Библия под редакцией А.П. Лопухина. T.I. – М.: Дар, 2008. – 1056 с.Фабрика-кухня Pinhas // URL: http://www.the-village.ru/village/business/how/154171-proizvodstvennyy-protsess-pinhas ФеодоритКирский, блж. Творения. T.I. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. – 440 с.Феофилакт Болгарский, блаж. Толкование на Послание к Римлянам святого апостола Павла // URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-poslanie-k-rimljanam-svjatogo-apostola-pavla/14Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Святое Евангелие. T.I. – М.: Сибирская Благозвонница, 2010. – 229 с.Хассен Стивен, перевод Е. Волкова. «Борьба против культового контроля над сознанием» (по книге CombattingCultMindControl, (ParkSt.PressbyStevenHassen)), США

1. Амвросий (Ермаков), еп. Святитель Иоанн Златоуст. – М.: Русский Хронограф, 2003. С. 156.
2. Баркер Айлин, «Новые религиозные движения», издательство Русского Христианского гуманитарного института, С.-Петербург, 1997 год.
3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Российское Библейское общество, 2013. – 1296 с.
4. Бровкин П. Православные посты: история, традиции, питание. – Кострома: Волга, 2010. С. 11.
5. Василий Великий, свт. Творения. T.I. М.: Сибирская Благозвонница, 2008. – 750 с.
6. Вениамин (Пушкарь), архиеп. Священная Библейская история. Часть I. Ветхий Завет. Часть II. Новый Завет. – СПб.: Сатис, 2008. – 735 с.
7. Вино и алкоголь // URL: http://www.ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/1522110
8. Георгий (Тертышников), архим. Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении. – М.: Правило веры, 1999. – 568 с.
9. Кормчая книга (Номоканон). – СПб.: Воскресение, 2011. С. 96.
10. Писания мужей апостольских. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. – 672 с.
11. Пономарев В. Справочник православного человека. Т. IV. – М.: Даниловский благовестник, 2007. – 142 с.
12. Серафим Вырицкий, преп. Поучения. – СПб.: Сатис, 1999. – 214 с.
13. Типикон. – М.: Общество святителя Василия Великого, 1997. – 592 с.
14. Толковая Библия под редакцией А.П. Лопухина. T.I. – М.: Дар, 2008. – 1056 с.
15. Фабрика-кухня Pinhas // URL: http://www.the-village.ru/village/business/how/154171-proizvodstvennyy-protsess-pinhas
16. ФеодоритКирский, блж. Творения. T.I. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. – 440 с.
17. Феофилакт Болгарский, блаж. Толкование на Послание к Римлянам святого апостола Павла // URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-poslanie-k-rimljanam-svjatogo-apostola-pavla/14
18. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Святое Евангелие. T.I. – М.: Сибирская Благозвонница, 2010. – 229 с.
19. Хассен Стивен, перевод Е. Волкова. «Борьба против культового контроля над сознанием» (по книге CombattingCultMindControl, (ParkSt.PressbyStevenHassen)), США

Вопрос-ответ:

Почему в православии и новых религиозных обЪединениях отношение к пищевым религиозным запретам отличается?

В православии пищевые религиозные запреты обусловлены традициями и Догматами Церкви, а в новых религиозных обЪединениях они могут быть связаны с уникальными религиозными учениями и преподаваниями.

Какие термины можно использовать для обозначения пищевых религиозных запретов?

Пищевые религиозные запреты могут быть обозначены такими терминами, как "пост", "фастинг", "диета" и т.д.

Какие пищевые ограничения практикуются в христианстве?

В христианстве практикуются различные пищевые ограничения, такие как посты в определенные дни (например, пост во время Великого поста перед Пасхой), запрет на употребление мяса в определенные дни (например, во время Петровского поста) и т.д.

Почему в новых религиозных движениях пищевые ограничения могут быть более жесткими, чем в православии?

В новых религиозных движениях пищевые ограничения могут быть более жесткими, так как они могут быть связаны с уникальными религиозными учениями и преподаваниями, которые требуют более строгого соблюдения.

В чем заключается польза пищевых ограничений?

Пищевые ограничения могут иметь положительный эффект на здоровье человека. Они могут помочь контролировать вес, снизить риск различных заболеваний и укрепить иммунную систему. Также, пищевые ограничения могут иметь духовную значимость и помогать в укреплении духовной связи с Богом или высшей силой.

Какие пищевые ограничения существуют в православии?

В православии существуют определенные пищевые ограничения, связанные с использованием мяса во время поста, а также запрет на потребление определенных продуктов в определенные дни, например, рыбы в среду и пятницу.

Какие пищевые ограничения существуют в новых религиозных общностях?

Пищевые ограничения в новых религиозных общностях могут быть разнообразными и зависят от конкретного движения. Например, вегетарианство или веганство может быть обязательным, а также могут быть запреты на употребление алкоголя, кофе, чая и других продуктов.

Какие причины могут быть для соблюдения пищевых ограничений в православии и новых религиозных общностях?

Причины для соблюдения пищевых ограничений могут быть различными. В православии это может быть связано с желанием подчиниться соответствующим церковным предписаниям и проявить свою веру. В новых религиозных общностях это может связываться с идеей о духовной и физической чистоте, а также с убеждениями в пользе такого образа питания для здоровья человека и окружающей среды.

Какие преимущества может иметь соблюдение пищевых ограничений в православии и новых религиозных общностях?

Соблюдение пищевых ограничений может иметь различные преимущества, как для верующих, так и для окружающего среды и здоровья человека. Например, это может способствовать развитию самоконтроля, духовному росту и укреплению веры. Кроме того, такой образ питания может быть более здоровым и экологически устойчивым, в том числе с уменьшением потребления мяса и продуктов животного происхождения.