Правовое регулирование образовательной деятельности РФ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Правоведение
  • 25 25 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 30.12.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Общие положения об образовательной деятельности 4
1.1. Понятие и принципы образовательной деятельности 4
1.2. Общая характеристика законодательства в сфере образовательной деятельности 6
Глава 2. Характеристика законодательных актов в сфере образовательной деятельности 12
2.1. Система законодательных актов в сфере образования 12
2.2. Правовое регулирование образовательной деятельности на современном этапе 17
Заключение 24
Список использованных источников 25

Фрагмент для ознакомления

В пункте 2 статьи 21 Закона № 273-ФЗ указано, что на организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.
Современными учеными отмечено, что название статьи 21 Закона № 273-ФЗ «Образовательная деятельность» не совсем точно отражает ее содержание. При этом исходя из названия главы 3 «Лица, осуществляющие образовательную деятельность (в структуру которой включена статья 21) данная глава направлена на установление правовых норм, регламентирующих вопросы, непосредственно связанные с одной из категорий участников образовательных отношений — лицами, осуществляющими образовательную деятельность.
В связи с этим, несмотря на название «образовательная деятельность», положения статьи 21 Закона № 273-ФЗ устанавливают общие положения относительно лиц, которые в соответствии с нормами вышеуказанного закона имеют право осуществлять образовательную деятельность.
В пункте 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» закреплено, что осуществление образовательной деятельности требует получения лицензии.
Согласно части 1 статьи 22 Закона № 273-ФЗ образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.
Данные организационно-правовые формы предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Духовные образовательные организации создаются в порядке, определенном Федеральным законом от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Порядок привлечения к административной ответственности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, установлен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и следует из того, что поскольку организации, осуществляющие обучение, — это юридические лица, которые на основании лицензии ведут образовательную деятельность в качестве дополнительной и могут быть коммерческими либо некоммерческими, а основная цель коммерческих организаций — извлечение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК РФ), в связи с чем образовательную деятельность коммерческих организаций следует считать предпринимательской и ее осуществление без лицензии может повлечь административную ответственность по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Государственная аккредитация образовательной деятельности регулируется :
-статьей 92 Закона № 273-ФЗ;
-Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности;
-Административным регламентом предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности;
- Административным регламентом предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования, государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности;
- Приказом Минобрнауки России от 18.03.2014 № 193 «Об утверждении форм заявлений о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности, о выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации, о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации и о выдаче дубликата свидетельства о государственной аккредитации (временного свидетельства о государственной аккредитации)».
Из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщик вправе заявить налоговый вычет по расходам на образование, если оно осуществлялось в образовательных учреждениях (учебных заведениях).
При этом условием получения вычета является наличие у образовательного учреждения лицензии или иного документа, подтверждающего его статус.
В Налоговом кодексе РФ не закреплено, что следует понимать под образовательным учреждением или учебным заведением.
В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ в случае отсутствия в Налоговом кодексе РФ понятия (термина) следует руководствоваться отраслевым законодательством.
Правоотношения в сфере образования регулируются Законом № 273-ФЗ. Однако и в нем такие понятия, как «образовательное учреждение» и «учебное заведение», не используются.
Относительно нормативно-правового регулирования педагогической деятельности, следует отметить, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз (определенный уровень и профиль образования), который определяется в порядке, установленном законодательством РФ об образовании (часть 1 статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации ).
Согласно части 1 статьи 46 Законом № 273-ФЗ педагогической деятельностью вправе заниматься лица, которые имеют соответствующее образование (среднее профессиональное или высшее) и отвечают квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
В частности, требования к квалификации работников образования, а именно к уровню их профессиональной подготовки, который удостоверяется документами об образовании, и к стажу работы, содержатся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
В заключение рассмотрения данного вопроса курсовой работы необходимо отметить, что в действующем в настоящее врем я Федеральном законе «Образовании в Российской Федерации» имеются существенные недостатки, что обусловливает неэффективность образовательной деятельности и возникновение отрицательных тенденций его развития и применения.
Нормативно — паровое регулирование образовательной деятельности в России на современном этапе с учетом возникших современных проблем по обязательствам по оказанию образовательных услуг, безусловно, требует дальнейшего научного анализа и законодательного закрепления.
Заключение

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование представляет собой единый и объединенный общей целью процесс воспитания и обучения, которые имеет общее общественное значение и осуществляется ради достижения целей семьи, государства и общества.
Также под образованием необходимо понимать совокупность полученных знаний, умений, навыков и ценностных ориентиров, опыта деятельности, определенного комплекса и сложности интеллектуального, духовного и профессионального развития, а также образовательных и духовных потребностей личности.
Специфика образовательной деятельности находит свое отражения также и в тех законодательных актах, которыми осуществляется регулирование образования.
Классификация законодательных актов в сфере образовательной деятельности осуществляется по следующим основным критериям:
-по юридической силе,
-по содержанию нормативно-правового акта,
-по характеру воздействия правового акта на организацию управления,
-в зависимости от издавшего акт органа.




Список использованных источников

Нормативно-правовые акты:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года) // «Российская газета». – 1993. - № 237.
Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ// СПС «Консультант Плюс».
Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ// СПС «Гарант».
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 03.07.2016)// СПС «Гарант».
Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ// СПС «Гарант».
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ// СПС «КонсультантПлюс».

Научная и учебная литература:

Алексашина Е.В. Образовательное право России. М., 2013. – 280 с.
Волегова Ю. С. Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в России на современном этапе // «Молодой ученый». - 2015. - №23.
Соловей В.И. Современная государственная образовательная политика. - М., 2012.- 123с.
Сергеев В.М. Образовательное право. М., 2012 .-347с.
Шкатулла В.И. Образовательное право: Учебник для вузов. - М.: Изд-во НОРМА, 2011. -389с.
Федорова М.Ю. Образовательное право: Учебник .«ВЛАДОС», 2014 .- 351с.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ// СПС «КонсультантПлюс».
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ// СПС «КонсультантПлюс».
Волегова Ю. С. Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в России на современном этапе // «Молодой ученый». - 2015. - №23. – С.239-240.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года) // «Российская газета». – 1993. - № 237.
Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ// СПС «Гарант».
Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ// СПС «Консультант Плюс».
Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ// СПС «Гарант».
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 03.07.2016)// СПС «Гарант».









25

I. Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года) // «Российская газета». – 1993. - № 237.
2. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ// СПС «Консультант Плюс».
3. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ// СПС «Гарант».
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 03.07.2016)// СПС «Гарант».
5. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ// СПС «Гарант».
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ// СПС «КонсультантПлюс».

II. Научная и учебная литература:

1. Алексашина Е.В. Образовательное право России. М., 2013. – 280 с.
2. Волегова Ю. С. Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в России на современном этапе // «Молодой ученый». - 2015. - №23.
3. Соловей В.И. Современная государственная образовательная политика. - М., 2012.- 123с.
4. Сергеев В.М. Образовательное право. М., 2012 .-347с.
5. Шкатулла В.И. Образовательное право: Учебник для вузов. - М.: Изд-во НОРМА, 2011. -389с.
6. Федорова М.Ю. Образовательное право: Учебник .«ВЛАДОС», 2014 .- 351с.

Вопрос-ответ:

Какое понятие и принципы образовательной деятельности в РФ?

Понятие образовательной деятельности в РФ описывается в Законе "Об образовании" и включает в себя систему организаций, участвующих в образовательном процессе, а также установленные образовательные стандарты и требования к качеству образования. Принципы образовательной деятельности включают: доступность, равноправие, качество, гуманность, непрерывность и комплексность образования.

Какая характеристика законодательства в сфере образовательной деятельности в РФ?

Законодательство в сфере образовательной деятельности в РФ состоит из конституционных и нормативно-правовых актов. Оно регулирует различные аспекты образовательной деятельности, включая организацию и функционирование учебных заведений, права и обязанности обучающихся и педагогических работников, содержание и организацию образовательного процесса, аттестацию и дипломирование выпускников и другие вопросы.

Какова система законодательных актов в сфере образования в РФ?

Система законодательных актов в сфере образования в РФ включает в себя следующие уровни: федеральный, региональный и муниципальный. На федеральном уровне осуществляется основное законодательство, которое определяет общие принципы и нормы в области образования. На региональном уровне разрабатываются и принимаются нормативные акты, раскрывающие детали организации и функционирования образовательных учреждений. На муниципальном уровне принимаются акты, устанавливающие особенности образовательного процесса в конкретных муниципалитетах.

Какие изменения произошли в правовом регулировании образовательной деятельности на современном этапе в РФ?

На современном этапе в РФ произошли изменения в правовом регулировании образовательной деятельности, включая принятие новых законов и нормативных актов. Эти изменения направлены на совершенствование системы образования, повышение качества образования, внедрение новых образовательных технологий, развитие дистанционного обучения и учет изменений в общественных потребностях и экономическом развитии страны.

Что такое образовательная деятельность?

Образовательная деятельность включает в себя процесс передачи знаний, умений и навыков, а также развития личности, формирования ценностных ориентаций и социальных компетенций.

Какие принципы являются основными в образовательной деятельности?

Основными принципами образовательной деятельности являются принципы доступности, качества, свободы выбора, гуманизации, научности и демократичности.

Какова характеристика законодательства в сфере образовательной деятельности в РФ?

Законодательство в сфере образовательной деятельности в РФ является сложной и многоуровневой системой. В нем содержатся нормы, которые определяют права и обязанности участников образовательного процесса, порядок его организации и контроля, а также принципы функционирования образовательных учреждений.

Какая система законодательных актов существует в образовательной сфере?

Система законодательных актов в образовательной сфере состоит из федеральных и региональных законов, нормативных актов Министерства образования и науки РФ, а также международных договоров, ратифицированных Россией.

Как происходит правовое регулирование образовательной деятельности на современном этапе?

На современном этапе правовое регулирование образовательной деятельности осуществляется через принятие новых законов и нормативных актов, а также уточнение и изменение действующих правил и норм. Это позволяет адаптировать образовательную систему к современным требованиям и вызовам времени.