Теория происхождения английского романа XIX век

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Зарубежная литература
  • 20 20 страниц
  • 3 + 3 источника
  • Добавлена 31.12.2016
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Становление жанровой формы романа 3
Роман как литературный, книжный жанр 11
Заключение 19
Список литературы 20
Фрагмент для ознакомления

Как упоминалось ранее, повести о рыцарских подвигах стали массово печататься в 20-30-х годах XVI века. Испания стала родиной таких массовых печатных изданий, поскольку первый «литературный делец» Фелисьяно де Сильва появляется именно в этом регионе. В течение XVI века было издано очень большими по тому времени тиражами около 120 рыцарских книг, «librosdecavallerias», которые читала вся Испания[2]. Это были едва ли не первые собственно литературные произведения, предназначенные именно для читателей. Однако высшие образцы ренессансного рыцарского эпоса представлены все же в поэмах Ариосто, Тассо, Спенсера, отчасти даже Камоэнса и Эрсильи — произведениях, сохранявших поэтический характер, рассчитанных еще на слушателя. Прозаическая и печатная, обращенная к читателю форма была, если так можно выразиться, не адекватной для героического рыцарского жанра, для этого «высокого» эпоса.Литературоведы также часто сравнивают истории становления романного жанра и жанра кино. Киноискусство появилось спустя примерно 30 лет после создания определенных изобретений для художественной съемки. И вначале новую технику пытаются использовать для «репродуцирования» театра, пантомимы, циркового искусства. Первые образцы киноискусства органически возникают в результате сложных метаморфоз, совершающихся на экране с мелодрамой (у Дэвида Гриффита) и клоунадой (у Чарли Чаплина). Но думается все же, что подлинное рождение кино произошло лишь в творчестве Эйзенштейна и его современников (то есть в середине 1920-х годов), когда новое искусство полностью преодолело свой «репродукционный» характер, стало осваивать мир совершенно самостоятельно.Точно так же прозаические рыцарские книги были своего рода печатными «репродукциями» поэтического эпоса, которые в большей степени деформировали уже сложившийся вид словесного искусства, чем создавали нечто новое. Массовая печатная книга могла и даже с необходимостью должна была оформить качественно новый жанр романа, установившийся лишь к XVIII веку.Соотношение романа и поэзии во многом аналогично соотношению киноискусства и театра. Роман уже не воспринимается непосредственно чувственно — как слышимая, произносимая живым голосом (часто даже в музыкальном сопровождении) поэзия — средневековые chansonsdegeste, поэма Данте, терцины которой распевают на улицах, передаваемые из уст в уста фацетии, фабльо, шванки, сцены «Романа о Лисе», баллады и романсы. Чувственно воспринимаются в романе только равнодушные печатные строки, в которых нет очевидного ритма, звуковых повторов, рифм и ассонансов. Но зато роман обращен к массам людей, живущих в любом уголке мира.(Так же и кино, теряя, в сравнении с театром, эффект непосредственного восприятия живых людей, объемной глубины пространства, очевидной реальности цвета и звука, обретает вместе с тем свою массовость и «многократность».)Однако стоит отметить, что в нашей работе для нас главным остаётся другой факт: роман в силу самого своего прозаического (во всех разносторонних смыслах) существа отнюдь не деформируется, не ослабляется в облике печатной, обращенной к читателям книги. Для поэзии как таковой книга действительно есть своего рода «репродукция» (как кинофильм, зафиксировавший театральный спектакль). Произведение поэзии должно исполняться перед кругом слушателей — подчас даже с музыкой. Оно в самом деле что-то (иногда очень многое) теряет при простом чтении книги; оно рассчитано на другое, оно создано для живого звучащего бытия. Еще в поэтике Буало искусство слова трактуется как всецело звучащее, слышимое. Совершенство чувственно воспринимаемой материи произведения предстает как задача первостепенной важности:Вы приложить должны особое старанье, Чтоб между гласными не допускать зиянья. Созвучные слова сливайте в стройный хор: Нам отвратителен согласных грубый спор. Стихи, где мысли есть, но звуки ухо ранят, Ни слушать, ни читать у нас никто не станет [3].И в данном случае Буало лишь отчасти затрагивает вопрос о слышимой форме стихотворения – форме, которая является очень содержательной для поэзии. Таким образом, становится понятно, что при просто беглом чтении про себя мы не можем уловить многие значимые моменты содержания, а печатная репродукция поэтического произведения ослабляет или даже в чем-то искажает его.До того, как книгопечатание вошло в свой полный ход, поэзия, конечно, исполнялась чаще вслух, чем впоследствии поэтические произведения прошлого и современности. И надо отдавать себе отчет в том, что такое чтение есть в конечном счете восприятие «ослабленной» репродукции, а не самого произведения, чтение нот, а не прослушивание музыки. В каком-то смысле можно сравнить подобное восприятие поэзии с восприятием произведения живописи в фотографической репродукции; последняя может быть очень хорошей, но она не способна все же заменить само произведение.С поэзией именно так и обстоит дело. А в романе все происходит иначе. Кожинов В. сравнивает роман с гравюрой, поскольку она является одной из многих оттисков, сделанных художников. В то же время гравюра – это не просто репродукция, а она сама по себе является произведением искусства. Ибо художник, делая гравюру, имел в виду именно оттиск. Технические средства, создающие оттиск, выступают как прямые, осмысленные и, более того, необходимые исполнители и продолжатели активной творческой воли художника. Это сравнение можно отнести и к роману, поскольку первые романы создаются массово в печатных изданиях. Это как бы включено в сам замысел. Даже если роман пишется, например, в формах сказа или диалога (не говоря о формах переписки, дневника, записок и т. п.), он все же рассчитан на чтение глазами. Форма романа всецело и полностью воспринимается при чтении в печатной книге, про себя. Книжное бытие романа не только не деформирует его, но, напротив, является наиболее адекватным и необходимым. И с этой точки зрения даже правильно будет сказать, что роман создается печатным станком; он действительно обретает свое полное и полноценное существование в многотиражной книге, обращенной к массе читателей.Мы ранее упоминали о том, что книги о рыцарских подвигах стали первыми в литературе, которые прошли через печатный станок. Однако для них этот переходный момент стал крушительным, поскольку с печатанием романов о рыцарях, он потихоньку исчезают. Такие романы распадаются, блекнут и умирают. Но между тем роман находит в массовой печатной книге истинную жизнь. Это новый шаг к выявлению и формированию нового искусства прозы. Сама прозаичность книги, которую читают за обеденным столом одинокие люди, оборачивается новой поэтичностью. Даже сквозь эту «прозу» просвечивает поэзия романа, которая только нарастает от сопротивления, сбрасывая в упорной борьбе внеэстетические оболочки. Существование в виде массовой печатной книги — конечная, самая внешняя «форма» романа. Но она также вбирает, выражает в себе ту сложную, многостороннюю содержательность романа, о которой мы говорили на протяжении всей работы. В снятом виде здесь как бы пребывают и свойства структуры романа — текучесть, отсутствие рельефной, ясно обозримой, завершенно-замкнутой архитектоники, и прозаичность образности и речи, как бы постигаемая в обыденном перелистывании книги, и внутренний, не выявленный выпукло ритм повествования.ЗаключениеВ заключение необходимо сказать, что на данном этапе развития литературоведения продолжаются дискуссии о концепциях происхождения романа. Ученые разделяются на несколько групп: одни считают, что рыцарский эпос стал большой предпосылкой к созданию романа. А другие полагают, что еще в античности появились первые истоки происхождения данного жанра. Проанализировав литературу по данному вопросу, мы можем утверждать, что на английский роман также влияла античная проза. Стоит также отметить, что форма и структура романа менялась на протяжении многих веков, так как этот процесс является следствием работы и творчества ряда поколений писателей. Ведь каждый новый роман опирался на предшествующие принципы и нормы. Важным фактом остается тот момент, что роман – это принципиально письменный, печатный жанр, так как навряд ли бы он сохранился как жанр в устной форме. Сама история становления жанра интересна тем, что она проходит в резких и быстрых условиях – смена литературных эпох. Однако наиболее общие характеристики романа и его формы остаются неизменными на протяжении многих веков, так как они утвердились в своем существовании благодаря творчеству таких писателей, как В. Гюго, Кафки, Золя и других. Конечно, исходная природа жанра непрерывно развертывает скрытые возможности и обогащается; форма современного романа с крайне высокой степенью концентрации запечатлевает в себе весь долгий и сложный путь развития жанра. Именно в этом смысле можно сказать, что сегодняшний автор романа, овладев этой формой, тем самым становится на плечи многих поколений, усваивая не просто некую «сумму приемов», но многовековый опыт художественного освоения мира, воплотившийся в жанровой форме романа.Список литературыУотт А. Происхождение романа, М.: 2002. – с. 40-42Кожинов В.В. Происхождение романа, М.: 1963. – с. 440Комовская Е.В. Семиосфера романа как одна из ведущих черт, Киров: 2015. – с. 291-295

1. Уотт А. Происхождение романа, М.: 2002. – с. 40-42
2. Кожинов В.В. Происхождение романа, М.: 1963. – с. 440
3. Комовская Е.В. Семиосфера романа как одна из ведущих черт, Киров: 2015. – с. 291-295

Вопрос-ответ:

Когда начали массово печататься повести о рыцарских подвигах?

Повести о рыцарских подвигах начали массово печататься в 20-30х годах XVI века.

Кто стал первым литературным делецом в Испании?

Первым литературным делецом в Испании стал Фелисьяно де Сильва.

Сколько рыцарских книг было издано в XVI веке?

В XVI веке было издано около 120 рыцарских книг, что было очень большими по тому времени тиражами.

Какая страна стала родиной массовых печатных изданий о рыцарях?

Испания стала родиной массовых печатных изданий о рыцарях.

Где появился первый литературный делец?

Первый литературный делец появился в регионе Испании.

Какие работы рассматриваются в статье?

В статье рассматривается теория происхождения английского романа XIX века, становление жанровой формы романа, а также сам роман как литературный книжный жанр.

Какую роль играет Испания в развитии романа?

Испания стала родиной массовых печатных изданий рыцарских книг в XVI веке. Самый первый литературный делец Фелисьяно де Сильва появился именно в Испании. За время XVI века было издано около 120 рыцарских книг с очень большими тиражами.

Когда были печатаны повести о рыцарских подвигах?

Повести о рыцарских подвигах начали массово печататься в 20-30-х годах XVI века.