Межпредметные связи в преподавании русского языка и изобразительного искусства (на материале урока подготовки к сочинению по картине)

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Русский язык
  • 25 25 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 03.01.2017
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 5
1.1 Потенциал изобразительного искусства в преподавании русского языка 6
1.2 Живопись как основа художественного слова 8
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 11
ГЛАВА II ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ ПО КАРТИНЕ В КОНТЕКСТЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ 12
2.1 Сочинение по картине как основа реализации межпредметных связей в работе над развитием речи 12
2.2 Методические аспекты реализации межпредметных связей в преподавании русского языка и изобразительного искусства в контексте использования технологии блочно-модульного обучения 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
ЛИТЕРАТУРА 24
Фрагмент для ознакомления

Радуга», А. Куинджи;- «Подснежники. Осинник», А. Грицай;- «Зимний вечер», В. Казанцев;- «Зима. Мостик», К. Юон;- «Апрель», А. Бродская;- «Ливень», В. Поленов;- «Масленица», Б. Кустодиев.Видеоряд № 2, «Образы»:- «Илья Муромец и Святогор», И. Билибин;- «Бородино», В. Памфилов;- «Распятие», К. Брюллов;- «Пушкин в Петербурге», Б. Щербаков;- «Кормилица с ребенком», А. Венецианов;- «Ангел с лампой», В. Васнецов;- «Смертельное ранение генерала Багратиона на Бородинском поле», А. Вепхвадзе;- «Мечтательница», И. Куликов;- «Портрет неизвестной», П. Соколов;- Летний пейзаж. На мостике», И. Репин.Видеоряд № 3, «Картины бытового жанра»:- «Спящие дети», В Перов;- Бабушка и внучка», К. Лемох;- «Боярыня у окна», К. Маковский;- «За прялкой», К. Маковский;- «Бабушкины сказки», В. Максимов;- «На даче в сумерки», И. Левитан;- «У окна в лунную ночь», Ф. Толстой;- «Семейный портрет», Ф. Толстой;- «Визит доктора», Г. Будковский;- «В жаркий день», В. Маковский.При просмотре видеорядов обучающимся необходимо не только показать знания работ художников, но и выстроить свои высказывания по схеме:1. Жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт).2. Что на ней изображено? Общее впечатление.3. Композиция картины: передний, задний план. При определении картины педагог также сам внимательно рассматривает ее, устанавливает тему, идейное содержание, средства художественной выразительности.Базовые компоненты. Этот элемент модуля подразумевает владение основными базовыми понятиями, а также предполагает разработку предварительного плана сочинения, которая может быть выражена в следующей структуре:-жанр картины, автор, название;-история создания произведения;-кто или что изображено на картине?;-детали;-использование художником выразительных и композиционных средств; -роль этих средств в выражении авторской позиции, идеи картины;-впечатления от картины, оценка, настроение.4) Вариативная часть. Этот элемент модуля предполагает расширение содержание анализа картины по вопросам типа:-настроение, вызываемое картиной;-выразительные средства (формат, свет, колорит);-роль этих средств в выражении основной идеи картины, авторской позиции.5) Практическое решение. Данный модуль подразумевает уже непосредственно работу по написанию сочинения.Подготовка к написанию сочинения и собственно работа над сочинением занимают в школе особое место. Они выполняют аккумулирующую функцию разнообразных речевых упражнений. Работа над сочинением в процессе обучения в школе перерастает в достаточно серьезную творческую интеллектуальную деятельность, конструктивно и технологично планируемую педагогом.ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ IIСочинение по картине и подготовка к нему являются, помимо, интеллектуальной и творческой деятельности по развитию речи, еще и эффективным средством воспитания. Сочинение по картине в контексте умелого использования межпредметных связей активизирует эмоциональную сферу обучающихся, формирует умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, сопоставлять, выражать конструктивное мнение, формулировать собственную точку зрения, делать выводы.Данный вид работы не только дисциплинирует мысль, он вооружает учащихся определенными структурами анализа, которые могут быть использованы в последствии в различных видах творческой, учебной и профессиональной деятельности.При подготовке к написанию сочинения по картине учащиеся учатся таким важным элементам деятельности как:-понимание предлагаемой темы;-разработка собственных вариантов формулировок и определение содержательной стороны;-поиск и систематизация материала;-эффективное использование наблюдения, вычленение и осмысление фактов, установление корректирующих связей;-формирование умения выражения собственных чувств;-оперирование имеющимся материалом в контексте заданной структуры сочинения;-подбор выразительных лексических и грамматических конструкций;-умение использовать дополнительные факты, глубже раскрывающие суть картины;-формирование умения к постоянному совершенствованию языкового выражения мысли.ЗАКЛЮЧЕНИЕНаписание сочинения по картине помогает понять и осознать все существующие межпредметные связи, которые могут быть реализованы в ходе преподавания русского языка и изобразительного искусства. Анализируя картину как предмет воплощения мыслей и чувств художника, обучающиеся учатся не только понимать язык цвета и образов, динамики предметов и светотени, но и облачать увиденное в грамматические конструкции русского языка.Вопросы эстетического воспитания детей в современных условиях обучения связаны с интенсивным развитием и включением в воспитательно-образовательный процесс различных инновационных технологий, повышающих учебно-познавательную активность детей, развитие их устной и письменной речи. Внедрение таких инноваций относится и к методике использования межпредметных связей в практике преподавания русского языка и изобразительного искусства, так как развитие творческих способностей личности ребенка является главной задачей всего воспитательно-образовательного процесса в школе.На этапе современного развития российского социума перед педагогами встает задача формирования такого целенаправленного развития личности, которая способна будет выбирать в мощнейшем информационном потоке познавательные художественные образы, а также понимать, эстетически оценивать и преобразовать их в словесной практике.Применение в практике преподавания русского языка (в частности, при обучении написанию сочинения по картине) различных педагогических технологий, направленных на совершенствование обучения в плане активизации познавательной активности, использование инновационных методов и межпредметных связей помогает формированию компетентностно-ориентированной личности обучающегося. Компетентностно-ориентированная личность является на сегодняшний день насущной потребностью образовательной сферы социума, направленной на совершенствование условий взаимодействия практически на всех уровнях бытовой, профессиональной и культурной жизнедеятельности. В связи с этим данная объективная потребность акцентирует внимание общества на поиске эффективных условий воспитательно-образовательного процесса (в том числе и в контексте преподавания русского языка). Современный школьник должен быть ориентирован не только на усвоение определенного объема знаний, умений и навыков, но и обладать качествами, обеспечивающими ему межличностную коммуникацию и продуктивное взаимодействие на родном языке.Для этого используются разнообразные приемы, формы и средства, которые позволяют учащимся осознать практическую заинтересованность в изучении того или иного аспекта русского языка. Из всего количества этих ресурсов современные педагоги начинают отдавать предпочтение тем методикам, которые обладают компетентностно-ориентированным развивающим потенциалом, что делает компетентностно-ориентированный подход приоритетным и востребованным в воспитательно-образовательном процессе.Наиболее сильным мотивационным фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого языкового материала, в разнообразии выполняемых упражнений. При этом использование языковых и речевых игр при обучении лексике является одним из путей интенсификации учебного процесса, увеличение объема пассивного и активного словарного запаса, а также уровня владения языком. На этом фоне сочинение является действенным инструментом, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, оказывает эмоциональное воздействие на учащихся. Это является достаточно мощным стимулом к овладению языком.ЛИТЕРАТУРАБабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический процесс. - М., 1977.Баринова, Е. А. Картина на уроках развития речи / Е. А. Баринова // Русский язык в школе. – № 2. – 1970.Верещагина Л.Н. Сочинение по картине В. Поленова "Московский дворик" / Уроки литературы. - 2000. - № 3.Гончаров, И. Ф. Работа над картиной как средство эстетического воспитания / И. Ф. Гончаров // Русский язык в школе. – № 6. – 1963.Григорович Л. А. Развитие творческого потенциала как актуальная педагогическая проблема. – Челябинск, 2006.Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: 1989.Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 613 c. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. - Томск: Пеленг, 1992. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М.: Академия, 2004. - 288 с. Казанкова Т. В. Игровой подход в обучении изобразительному искусству в общеобразовательном учреждении. М., 2013.Стативка В.И. Система подготовки к сочинению-описанию природы //РЯШ., 1997. - 2. - С. 21. Стативка В.И. Система подготовки учащихся 6 класса к сочинению- описанию внешности //РЯШ., 1998. - 4. - С. 9. Степанова Л.С. Наименование автора и героев в школьном сочинении //РЯШ., 2002. - 1. - С. 3.Суворова, Е.П. Обучение восприятию и созданию текста - единый творческий процесс //РЯШ., 2001. - 6. - С. 3. Сычугова, Л.П. Как сердцу высказать себя? (Развитие речи при обучении сочинению-описанию картины) //РЯШ., 2001. - 3. - С. 23.Сычугова, Л.П. Когда сочинение в радость // РЯШ. −2004.−№1. Федькина Л.В. Формирование художественного мышления на уроках развития речи (Урок по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь") / Русский язык в школе. - 1985. - № 1.Щербакова А.И. Художник и власть в истории культуры // Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2014. Том 3. № 3. С. 457-464. Хрущев, И. П. Бесѣды о древней русской литературѣ/ И. П. Хрущев. – С.-Петербург. Типографiя М. Акинфiева и И. Леонтьева, Бассейная, 14. – 1900. – 331 с.Чиста небесная лазурь…Стихи русских поэтов. – Белый город, Латвия, 2008. – 335 с.

1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический процесс. - М., 1977.
2. Баринова, Е. А. Картина на уроках развития речи / Е. А. Баринова // Русский язык в школе. – № 2. – 1970.
3. Верещагина Л.Н. Сочинение по картине В. Поленова "Московский дворик" / Уроки литературы. - 2000. - № 3.
4. Гончаров, И. Ф. Работа над картиной как средство эстетического воспитания / И. Ф. Гончаров // Русский язык в школе. – № 6. – 1963.
5. Григорович Л. А. Развитие творческого потенциала как актуальная педагогическая проблема. – Челябинск, 2006.
6. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: 1989.
7. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 613 c.
8. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. - Томск: Пеленг, 1992.
9. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М.: Академия, 2004. - 288 с.
10. Казанкова Т. В. Игровой подход в обучении изобразительному искусству в общеобразовательном учреждении. М., 2013.
11. Стативка В.И. Система подготовки к сочинению-описанию природы //РЯШ., 1997. - 2. - С. 21.
12. Стативка В.И. Система подготовки учащихся 6 класса к сочинению- описанию внешности //РЯШ., 1998. - 4. - С. 9.
13. Степанова Л.С. Наименование автора и героев в школьном сочинении //РЯШ., 2002. - 1. - С. 3.
14. Суворова, Е.П. Обучение восприятию и созданию текста - единый творческий процесс //РЯШ., 2001. - 6. - С. 3.
15. Сычугова, Л.П. Как сердцу высказать себя? (Развитие речи при обучении сочинению-описанию картины) //РЯШ., 2001. - 3. - С. 23.
16. Сычугова, Л.П. Когда сочинение в радость // РЯШ. −2004.−№1.
17. Федькина Л.В. Формирование художественного мышления на уроках развития речи (Урок по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь") / Русский язык в школе. - 1985. - № 1.
18. Щербакова А.И. Художник и власть в истории культуры // Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2014. Том 3. № 3. С. 457-464.
19. Хрущев, И. П. Бесѣды о древней русской литературѣ/ И. П. Хрущев. – С.-Петербург. Типографiя М. Акинфiева и И. Леонтьева, Бассейная, 14. – 1900. – 331 с.
20. Чиста небесная лазурь…Стихи русских поэтов. – Белый город, Латвия, 2008. – 335 с.



Вопрос-ответ:

Какие межпредметные связи существуют между преподаванием русского языка и изобразительного искусства?

Существуют различные межпредметные связи между преподаванием русского языка и изобразительного искусства. Например, через анализ произведений живописи можно развивать у учащихся навыки описания и интерпретации произведений искусства на русском языке.

Какой потенциал имеет изобразительное искусство в преподавании русского языка?

Изобразительное искусство имеет большой потенциал в преподавании русского языка. С помощью произведений искусства можно развивать языковые навыки учащихся, такие как описание, интерпретация, анализ текстов на русском языке.

Какая роль живописи в использовании художественного слова?

Живопись играет важную роль в использовании художественного слова. Она является основой для создания художественных описаний и впечатлений на русском языке. Анализируя живописные произведения, учащиеся могут находить разнообразные выразительные средства для передачи своих мыслей и чувств.

Какие возможности предоставляет использование средств изобразительного искусства при подготовке к сочинению по картине?

Использование средств изобразительного искусства при подготовке к сочинению по картине предоставляет большие возможности. Учащиеся могут анализировать композицию, цветовые сочетания, эмоциональную напряженность и многое другое, дополняя свои сочинения описаниями и впечатлениями от произведения искусства.

Какие выводы можно сделать на основе первой главы статьи?

На основе первой главы статьи можно сделать вывод, что использование межпредметных связей между преподаванием русского языка и изобразительного искусства обогащает учебный процесс и способствует развитию языковых навыков учащихся. Живопись играет важную роль в использовании художественного слова, а анализ произведений искусства помогает учащимся развивать навыки описания и интерпретации на русском языке.

Какой потенциал имеет изобразительное искусство в преподавании русского языка?

Изобразительное искусство имеет большой потенциал в преподавании русского языка, так как оно помогает развивать воображение, эмоциональное восприятие и креативное мышление у учеников. Также, изображения могут служить визуальной поддержкой для понимания текстов и стимулировать обсуждение на разные темы.

Как живопись может быть основой для художественного слова?

Живопись, как искусство визуального изображения, может вдохновлять учеников на создание художественных текстов. Картины могут подавать идеи для рассказов, стихов, эссе, позволяя ученикам выразить свои мысли и чувства через письмо. Они также обогащают лексический запас учеников и помогают им развивать свою креативность и аналитические навыки.

Какие межпредметные связи можно использовать в процессе подготовки к сочинению по картине?

В процессе подготовки к сочинению по картине можно использовать различные межпредметные связи. Например, можно обращаться к литературе, чтобы найти аналогии и схожие образы, которые помогут лучше понять картину и выразить свои мысли в сочинении. Также можно использовать знания из истории и культуры для анализа контекста и значения художественных произведений. Кроме того, можно привлекать знания из музыки и танца, чтобы расширить свою эмоциональную реакцию на картину и вдохновиться для написания сочинения.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?

По первой главе статьи можно сделать следующие выводы: изобразительное искусство имеет большой потенциал в преподавании русского языка, так как оно развивает воображение и эмоциональное восприятие учеников; живопись может быть основой для художественного слова, подавая идеи и вдохновляя на создание текстов; использование межпредметных связей в процессе подготовки к сочинению по картине может обогатить аналитические навыки учеников и помочь им выразить свои мысли и чувства через письмо.

В чем заключается потенциал изобразительного искусства в преподавании русского языка?

Потенциал изобразительного искусства в преподавании русского языка заключается в возможности использования картин и произведений искусства для обогащения восприятия и понимания текстов. Изображения помогают стимулировать воображение, развивать эмоциональную сферу и способствуют более глубокому осмыслению прочитанного.

Каким образом живопись может быть основой для художественного слова?

Живопись может служить основой для художественного слова, поскольку она предоставляет образы, настроения и идеи, которые могут быть воплощены в языковых формах. Изучение произведений живописи помогает ученикам лучше понять и визуализировать тексты, а также развивает их творческое мышление и воображение.

Какие средства изобразительного искусства можно использовать при подготовке к сочинению по картине?

При подготовке к сочинению по картине можно использовать различные средства изобразительного искусства, такие как линии и цвета, композиция и пропорции, свет и тень. Анализ этих средств позволяет ученикам увидеть глубину и значимость картинных образов, а также раскрыть их смысловые аспекты в своем письменном тексте.