реализация гендерного подхода в логопедии
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 02.02.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА 6
1.1 Сущность понятия «гендерный подход» 6
1.2 Психо-физиологические особенности развития мальчиков и девочек 9
1.3 Анализ отечественного опыта использования методики гендерного подхода 13
Выводы по первой главе 15
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА О РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ЛОГОПЕДИИ 17
2.1 Проявление речевых нарушений в зависимости от пола 17
2.2 Особенности использования гендерного подхода в системе логопедических занятий 23
Выводы по второй главе 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Результаты исследования диалогического общения девочек и мальчиков показали, что выбор беседы детей разного пола не то же самое: девушки обращаются к конкретному, краткосрочные вопросы, в то время как мальчики предпочитают говорить в довольно абстрактные темы. Кроме того, в ходе диалога позволяют мальчиков в своей речи грубые грамматические ошибки, для девочек характеризуется ошибками из-за чрезмерного гиперкоррекции контроль речевых актов.Тем не менее, следует отметить, что, хотя в целом проблемы гендерной специфики речи и получил некоторое освещение в научной литературе, не все аспекты изучены достаточно хорошо.В частности, четко обозначено само понятие гендерных особенностей речи детей, не выявили их связь с основными структурами речезвукового механизма ребенка, не определены способы включения этих функций в процессе целенаправленного развития речи ребенка.Особого внимания заслуживают особенности высказываний, непрямого пола и соответствующего социального опыта детей определенного пола.Например, девочки в большинстве случаев неправильно подбирают глаголы в описаниях действий, которые традиционно считались мужскими (использование транспорта, инструменты), в то время как мальчики были не правы в описании действий, которые женщины выполняют чаще (связанные с жизнью).Примеры ошибок девочек: «рубит доски пилой», «пилит топором», «режет доски пилой», «папа накачивает машину». Ошибки мальчиков: «мама моет белье, одежду», «мама варит котлету». В тех же случаях, когда речевая деятельность осуществлялась мальчиком или девочкой в рамках своего гендерного опыта, подобные ошибки не встречались.Таким образом, многими авторами отмечаются гендерные различия в овладении речью, особенно они выражены в период до пяти лет. Также нами было определено, что гендерные особенности речи детей проявляются в выборе различных языковых средств детей, что помечается социальными нормами и стереотипов в отношении мужского и женского поведения. Так, выбор таких инструментов в реализации речевой деятельности, опосредуется гендерной идентичностью ребенка и соответствующего социального опыта. 2.2Особенности использования гендерного подхода в системе логопедических занятийВ коррекционно-логопедической работе необходимо учитыватьпсихофизиологические особенности детей. Для оптимального развития речи в рамках ДОУ, используются следующие приемы работы с мальчиками: быстрая скорость подачи материала, высокую физическую активность, активность поисковой деятельности, элементы конкуренции, большое количество логических задач, подход к формированию из правила по действиям, и важно, чтобы объяснить материал и инструкции к заданиям были ясными и краткими, и как работать с девочками: низкий темп подачи материала, использование красочного материала с предпочтением красного спектра; сообщая важный момент, чтобы сосредоточиться на нем; эмоциональное изложение материала; увеличение числа повторений изучаемого материала; подаваемого материала от частного к общему; представление абстрактных понятий через примеры реальных жизненных ситуаций[20, с. 15].Реализуя гендерный подход в коррекционно-логопедической работе, следует использовать следующие формы работы, методы и приемы:-Воспитание культуры поведения мальчиков по отношению к девочкам на протяжении всего периода обучения.-Работа по развитию связной речи в процессе привлечения элементов театрализованной деятельности: роли для мальчиков и для девочек.-Работа по развитию лексико-грамматического строя речи, особенно при изучении таких лексических тем как «Семья» (уточняется роль мужчины и женщины), «Профессии» (профессии для мальчиков и для девочек), «Игрушки» (игрушки для мальчиков и для девочек), «Дикие и домашние животные и их детёныши» (семьи животных: самка, самец и их детёныши), «День защитника отечества» (роль мужчины защитника), «8 марта» (роль женщины, мамы), «Человек».Основные направления работы на различных возрастных этапах:- формирование гендерной идентичности;- формирование привлекательности гендерной роли;-формирование уменияреализации гендерных ролей в совместной деятельности [22, с. 131].Неоценимую помощь в решении проблем развития речи детей-дошкольников с учетом гендерных факторов могут иметь произведения фольклора[22, с. 131].Произведения фольклора характеризуются своей простотой, точностью и красотой русского слова. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в фольклорных произведениях содержат не малые жанровые богатства. Опыт народной педагогики показывает, что даже в младенческом возрасте, воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей.Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует обращение не просто к маленькому ребёнку, а к девочкам и мальчикам[20, с. 16].С самого рождения в семье учитывались гендерные особенности ребенка. Мать, укачивая своего малыша,колыбельной песне обращается непосредственно к девочке или мальчику: «Мы сыночка покачаем…», « Баю-баюшки-бай-бай! Поди, бука, под сарай, мого Ваню не пугай…», «Прийди, котик, ночевать, нашу Машеньку качать…».Первая задача гендерного воспитания заключается в формировании гендерной идентичности и при решении этой задачи большую помощь могут сыграть потешки, пестушки, прибаутки, величания. В этих произведениях отражаются те или иные качества,внешние особенности девочек и мальчиков.Следует обратить внимание на то, как в семье дифференцирован труддевочек и мальчиков. Девочки, участвующие в уходе за детьми, уборке дома, мытье посуды, уход за домашними животными, приобретенные навыки в прядение, шитье, вышивка. Мальчиковпривлекает в качестве помощников для уборки урожая, сено, боронование, учил обмолота, конской сбруи и управления, а также охоты и рыбной ловли. Кроме того, на девочек и мальчиков требует строгого соблюдения морали: уважение к старшим, бережное отношение к пожилым людям и детей младшего возраста, отзывчивость, вежливость, трудолюбие. Особенно значительным был статус матерей. Он может передать детям через фольклор. В работе с детьми учитель активно используют пестушки, потешки с движениями как физкультминуток, моторных тренировок.Также неоценимую помощь обеспечиваютзагадки[20, с. 16]. При этом, в интересной и захватывающей для формы дети могут быть знакомы с предметами домашнего обихода, одежды, профессий. Существует мнение о том, как появилась сказка. У всех первобытныхнародов был обряд прохода мальчиков в качестве полноправных членов рода - охотников. Для того, чтобы выдержать испытание зрелости, мальчики должны были доказать не только свою физическую силу, ловкость, мужество и знания, ум, разум, но и показать эти качества в угадывание загадками.В старшем дошкольном возрасте на учителейвозлагаются следующие задачи гендерного воспитания - формирование способности реализации гендерных ролей в совместной деятельности. Эта задача эффективно реализуется через игровую деятельность[7, с. 125].Таким образом, для оптимального развития речи в рамках ДОУ, используются следующие приемы работы с мальчиками: быстрая скорость подачи материала, высокая физическую активность, активность поисковой деятельности, элементы конкуренции, большое количество логических задач, подход к формированию из правила по действиям и др. В коррекционно-логопедической работе необходимо учитывать психофизиологические особенности детей. Особое место занимает игровая деятельность в развитии речевых умений в дошкольном возрасте при учете гендерных особенностей детей.Выводы по второй главеТаким образом, многими авторами отмечаются гендерные различия в овладении речью, особенно они выражены в период до пяти лет. Также нами было определено, что гендерные особенности речи детей проявляются в выборе различных языковых средств детей, что помечается социальными нормами и стереотипов в отношении мужского и женского поведения. Так, выбор таких инструментов в реализации речевой деятельности, опосредуется гендерной идентичностью ребенка и соответствующего социального опыта.В коррекционно-логопедической работе необходимо учитывать психофизиологические особенности детей. Особое место занимает игровая деятельность в развитии речевых умений в дошкольном возрасте при учете гендерных особенностей детей.ЗАКЛЮЧЕНИЕТеоретическую основу исследования составили работы таких авторов как Н.А. Виноградова, В.Д. Еремеева, Е.П. Ильин, Л.В. Климина, Е.М. Мастюкова и др.Гендерный подход – объективный родовой признак политической культуры, свойственной активной представительной демократии, суть которого – учет интересов обоих социально – половых групп общества.Проблема воспитания ребенка, с учетом гендерных различий позволяет по-иному увидеть специфику воспитательной работы с детьми, по важности и значимости не имеет себе равных. Среди мальчиков и девочек есть большой разброс и изменчивость индивидуальных характеристик. Учитывая, что начальная школа является наиболее важным этапом в развитии операций мышления, развития образовательных трудовых навыков, период высокой мотивации обучения, особое значение имеет учет психофизиологических различий и когнитивных особенностей мальчиков и девочек.Следует помнить о том, что мальчики и девочки ведут себя по-разному, и что в процессе обучения и воспитания важно учитывать эти различия, помогать ребенку выявить уникальные возможности, которые даны ему в силу пола.Речь детей, наряду с возрастными и индивидуальными аспектами, отличается и определенными гендерными особенностями: гендерная принадлежность и соответствующий социальный опыт влияют на уровень и основные характеристики развития речи детей, определяя качественное своеобразие высказываний девочек и мальчиков; использование гендерного подхода существенно повышает эффективность психолого-педагогической работы по развитию речи девочек и мальчиков в дошкольном учреждении.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАгеев B. C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов/В.С. Агеев // Вопросы психологии −1987.− №2.−С. 58-75.Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник / Г.М. Андреева. - М.: МГУ, 2004.Аннаева М. М. Гендерный подход к воспитанию дошкольников с ОВЗ/ М.М. Аннаева, И.В. Александрова, Н.А. Бойко// Дошкольная педагогика. - 2013. - № 7. - С. 28-38. Бабнева В. Жили-были варежки/ В. Бабнева, Л. Чистякова// Обруч. - 2009.- № 3. - С. 22-25. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М.; Просвещение, 2001.Виноградова Н. А. Формирование гендерной идентичности. Метод.пособие. / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет (старшая разновозрастная группа): Книга для воспитателя детского сада/ В.В. Гербова. – М.: Просвещение. 1997 – 207 с.Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки два разных мира. Нейропсихология учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – С.184.Ильин Е. П.Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер,2007. – 544 с.Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. - 2000. - №2. - С. 65-69.Климина Л. В. Гендерный подход к образованию дошкольников / Л.В. Климина // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 3. - С. 7-10. Козлов В. В. Гендерная психология: учебник для вузов / В.В. Козлов.– СПб.: Речь, 2010. – 270 с.Кон И. С. Психология половых различий / И.С. Кон // Вопросы психологии −1981.−№2. С.−47-57.Ладыженская Т. А. Речь. Речь. Речь. – Москва: Педагогика, 1983.Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии // Коррекционная педагогика, 2001. - 368 с.Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ.ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.Попова Е. А. Об особенностях речи мужчин и женщин / Е.А. Попова// Русская речь.−2007. −№3. – С.40-49.Реализация гендерного подхода в условиях внедрения ФГОС ДО. Образовательная деятельность, индивидуальные образовательные маршруты / авт.-сост. Т.А. Елисеева, Л.В. Климина, О.С. Хрон. - Волгоград: Учитель, 2016. - 120 с. Сохин Ф. А. Психолого – педагогические условия развитии речи дошкольников в детском саду. Повышение эффективности воспитательно – образовательной работы в дошкольных учреждениях, 1988.Тихеева Е. И. Развитие речи. - М.: Просвещение, 1981.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2003. – 288 с.Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.,1989. - 186 с.Хоткина З. А. Гендерные исследования в России // ОНС. - 2000. - №4. - С.21-26.Шкловский В. М. Значение доминантности полушарий головного мозга по речи при заикании//Дефектология. — 1976. — № 1. — С. 20–31.Штылева Л. В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ.−Москва: ПЕР СЭ, 2008.
1. Агеев B. C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов/В.С. Агеев // Вопросы психологии −1987.− №2.−С. 58-75.
2. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник / Г.М. Андреева. - М.: МГУ, 2004.
3. Аннаева М. М. Гендерный подход к воспитанию дошкольников с ОВЗ / М.М. Аннаева, И.В. Александрова, Н.А. Бойко// Дошкольная педагогика. - 2013. - № 7. - С. 28-38.
4. Бабнева В. Жили-были варежки/ В. Бабнева, Л. Чистякова// Обруч. - 2009.- № 3. - С. 22-25.
5. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М.; Просвещение, 2001.
6. Виноградова Н. А. Формирование гендерной идентичности. Метод. пособие. / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.
7. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет (старшая разновозрастная группа): Книга для воспитателя детского сада/ В.В. Гербова. – М.: Просвещение. 1997 – 207 с.
8. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки два разных мира. Нейропсихология учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – С. 184.
9. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер,2007. – 544 с.
10. Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. - 2000. - №2. - С. 65-69.
11. Климина Л. В. Гендерный подход к образованию дошкольников / Л.В. Климина // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 3. - С. 7-10.
12. Козлов В. В. Гендерная психология: учебник для вузов / В.В. Козлов.– СПб.: Речь, 2010. – 270 с.
13. Кон И. С. Психология половых различий / И.С. Кон // Вопросы психологии −1981.−№2. С.−47-57.
14. Ладыженская Т. А. Речь. Речь. Речь. – Москва: Педагогика, 1983.
15. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии // Коррекционная педагогика, 2001. - 368 с.
16. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
17. Попова Е. А. Об особенностях речи мужчин и женщин / Е.А. Попова// Русская речь.−2007. −№3. – С.40-49.
18. Реализация гендерного подхода в условиях внедрения ФГОС ДО. Образовательная деятельность, индивидуальные образовательные маршруты / авт.-сост. Т.А. Елисеева, Л.В. Климина, О.С. Хрон. - Волгоград: Учитель, 2016. - 120 с.
19. Сохин Ф. А. Психолого – педагогические условия развитии речи дошкольников в детском саду. Повышение эффективности воспитательно – образовательной работы в дошкольных учреждениях, 1988.
20. Тихеева Е. И. Развитие речи. - М.: Просвещение, 1981.
21. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2003. – 288 с.
22. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.,1989. - 186 с.
23. Хоткина З. А. Гендерные исследования в России // ОНС. - 2000. - №4. - С.21-26.
24. Шкловский В. М. Значение доминантности полушарий головного мозга по речи при заикании//Дефектология. — 1976. — № 1. — С. 20–31.
25. Штылева Л. В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ.−Москва: ПЕР СЭ, 2008.
Применение гендерного подхода в образовании
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Часть 1. Гендерное образование в современной России
Часть 2. Педагогические аспекты гендерной проблематики
раздел 3. Эмпирическое изучение гендерной проблематики в системе российского образования
Вывод
Список литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время актуальность гендерных является попыткой познать общественно-социальные процессы на основе изменений социально-культурных парадигм поведения. Жанр рассматривает взаимосвязь между социально-важные аспекты морали и реальных факторов поведения, который на самом деле в настоящее время составляют современное общество.
Гендерные исследования является попытка изучить принципиально новую проблему – как изменить социально-культурной идентичности приводит к трансформации, в целом, социальные роли? Мужчина и женщина не являются детерминированными только первичный половой рекомендуемые, теперь становится актуальным процесс формирования социальный статус, который определяет индивидуальные возможности образования, профессиональной деятельности, доступа к власти, сексуальности, семейные роли, репродуктивное поведение.
Гипотеза социальные знаете, что главным объектом отечественных "гендерных исследований" позволяет пересмотреть традиционные роли феминистской оппозиции "биологическое - социальное" для пост-советских условиях. В "западной" и "нас" становление "гендерных исследований" опирается на эту дискурсивную пару – в пользу "социального" и в противовес т. н. "биологическому", которое традиционно больше связано с возможным эссенциализмом в трактовке женского ("суть женской", "женского тела" и др.).
Стремительные изменения, происходящие во всех областях социальной жизни общества, побудили научное сообщество мира в другой подход к оценке гармонии во взаимодействии полов. Усиливающаяся роль женщин в социальном, управления, науки, медицины, образования, культуры и искусства настолько очевидна, что не требует доказательств. Женская часть населения стала важнейшим компонентом трудовых ресурсов. Профессиональная деятельность женщин, как показывают последние исследования, оказывает существенное влияние на рост экономики и национального дохода ведущих стран мира1.
В условиях выраженных изменений в поло-ролевой стратификации общества, фактор пола является наиболее важным компонентом любого серьезного исследования в области социально-гуманитарных наук, которое претендует на объективность и научность. Как свидетельствует социальная практика, половой диформизм относится к числу фундаментальных характеристик человеческого онтогенеза. Женщина и мужчина – два основных человеческих типа, и отношения между ними должны рассматриваться в качестве базовой модели общественных отношений, которые призваны расследовать психология и педагогика.