Методика работы социального педагога с подростками с девиантным поведением
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 29 + 29 источников
- Добавлена 05.01.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Девиантное поведение личности как психолого-педагогическая категория 5
1.1. Социально- психологические характеристики девиантного поведения 5
1.2.Причини формирования девиантного поведения подростков 11
Глава 2. Экспериментальная работа по определению склонности к девиантному поведению подростков 23
2.1. Методика и результаты определения склонности к девиантному поведению подростков 23
2.2. Направления и методики работы социального педагога с девиантными подростками 28
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Разговор с девиантным подростком включает следующие вопросы: "Видишь проблему?", "Что ты сам делаешь с этим?"; "Тебе нужна помощь?", "Какая помощь тебе нужна: в школе или за ее стенами?"; "Какую роль могут сыграть родители?".Задача социального педагога заключается в определении границы своих возможностей, возможностей школы и родителей, обдумывании вопросов уместности обращения к другим специалистам. На этом этапе решается вопрос о следующей встрече, беседу.Помощь подростку за пределами школы предоставляется при условии его согласия. В противном случае социальный педагог просто консультируется со специалистом по поводу проблемы подростка.В процессе работы социального педагога с девиантным подростком он придерживается таких стратегий:1) предоставление советов, определение проблемы, объяснение почему изменение поведения в положительную сторону является важной;2) устранение препятствий - определение препятствий и помощь в их практическом решении;3) обеспечение выбора - предложение ряда выборов уменьшает сопротивление и помогает ученику пережить этап активного принятия решения об отказе от вредной привычки, деструктивного поведения;4) уменьшение влечения - определение положительных стимулов, побуждающих ученика продолжать курить, употреблять алкоголь, наркотики, проверка их ценности и преимуществ, акцентирование на преимуществах;5) проявления сочувствия - использование рефлективного слушания, чтобы понять, какое значение придает ученик своей вредной привычке, своей проблеме, понимание его чувства;6) обеспечение обратной связи - поощрение обратной связи от семьи, друзей, сравнение обратных связей;7) объяснение целей - соглашение между педагогом и учеником об общей цели, цели;8) активная помощь - поддержка и демонстрация отношения активной помощи в процессе изменений ученика, проявления инициативы в поощрении дальнейших встреч.Все вышеперечисленные стратегии призваны мотивировать подростка к изменениям в его стиле жизни, характере поведения, повлиять на личность ученика, его сознание с целью формирования положительных качеств характера и полезных форм поведения.Профилактика девиантного поведенияДеятельность социального педагога при осуществлении им профилактики девиантного поведения предполагает систему коррекционно-воспитательных мероприятий, направленных на диагностику условий и факторов, вызывающих отклонения в поведении и предупреждения ее девиаций. Так что работа социального педагога осуществляется в различных направлениях.Одним из направлений работы является предоставление убедительной, доступной информации о последствиях отклонений от социально принятого поведения. Кроме того, социальный педагог направляет свою работу на улучшение социального статуса ученика в школе, поскольку он влияет на самооценку и самосознание личности. Улучшению социального статуса личности в коллективе может способствовать: диагностика сформированности ведущей деятельности личности, уровня ее мотивации; диагностика психолого-педагогических факторов несформированности ведущего вида деятельности; диагностика официального и неофициального статуса в коллективе; изменение положения личности в коллективе сверстников на основе позитивной Характерологические доминанты и соответствующих благоприятных условий реабилитации и коррекции (тренинг достижений, мотивации, реконструкции ведущей деятельности).Социальный педагог в первую очередь решает вопросы формирования положительной жизнестойкости личности, способствует расширению у школьников знания об окружающем мире; пониманию собственной человеческой сущности и определению своего места в обществе; обучению человека рационально использовать время, освободив место для размышлений и разумной оценки важности и значимости события, и поведения, личностного выбора; воспитанию способности личности правильно определять собственные возможности, владеть собой в любой ситуации; воспитанию у человека умения рационального выбора целесообразных путей решения сложных жизненных ситуаций социально взвешенными методами.Также деятельность социального педагога во многих случаях направляется на аккумулирование незанятости, развитие познавательных интересов. В связи с этим целесообразно:1) диагностика интересов познавательной сферы ученика;2) улучшение социализации личности путем включения ее в интеллектуальную, социокультурную, развлекательную и иную альтернативную деятельность.В процессе проведения профилактических мероприятий социальный педагог обязательно принимает во внимание психологические, индивидуальные и возрастные особенности подростков, с которыми проводится работа. Беседы проводятся в небольших группах, в ходе которых детально раскрывается разрушительное действие вредных наркотических веществ. Во время бесед следует акцент делается на здоровом образе жизни.Серьезной и важной формой работы социально педагога с учащимися является выявление категории подростков, склонных к девиантному поведению. Она проводится с каждым учеником отдельно. Социальный педагог диагностирует признаки, свидетельствующие о поезде подростков к наркотикам или алкоголю. Эта форма профилактической работы проявляется в ряде следующих фаз: фаза наблюдения (выявление чего-то необычного в поведении ученика) фаза выявления отклонения; фаза толкование проблемы; фаза уверенности в правильности диагноза; беседа с учеником.Первый разговор с учеником имеет своей целью заставить его обдумать свое положение, вызвать желание преодолеть проблему, осознать ее негативные последствия.Работа с учеником, склонным к девиантному поведению, происходит по определенным правилам. Прежде всего социальный педагог создает атмосферу, в которой подросток будет чувствовать себя спокойно и уверенно. Социальный педагог не развивает тем, не относящиеся к делу; объясняет, что информация, которую он сообщит не будет использоваться в отношении него. С ребенком он всегда откровенен, внимательно слушает, концентрируется на видимом поведении и на реальных внешних обстоятельствах, избегает ролей следователя, священника, прокурора, директора, специалиста.Работа же социального педагога в школе является необходимым и важным компонентом школьной политики. На специалиста ложится большая ответственность при осуществлении профилактической работы в среде подростков. Эта работа будет иметь положительные результаты только при условии высокого, ответственности социального педагога, также при условии разностороннего воздействия на личность ученика, совокупности таких форм и методов работы, которые будут воспитывать активную, самостоятельную личность, добровольно откажется от негативных форм поведения и будет стремиться развивать свои способности, реализовать собственные возможТак, А.И. Капская отмечает, что социально-профилактическая работа включает в себя социально-педагогическую профилактику, социально-психологическую помощь и социальную адаптацию и реабилитацию.На наш взгляд, обобщая сущность социально-педагогической профилактики с девиантным подростками ее можно определить как систему комплексных мероприятий, которые проводятся с целью выявления и предупреждения причин отклонений в поведении. Социально-педагогическая профилактика направлена на сохранение и развитие условий, способствующих здоровью, сохранению жизни детей, а также на предупреждение неблагоприятного воздействия на него факторов социальной и природной среды. Профилактическая работа может проводиться в форме бесед, лекций, семинаров, фестивалей, конкурсов, выставок и др.Что же касается социальной адаптации и реабилитации девиантных подростков, то она включает в себя систему мероприятий, направленных на восстановление нарушенных социально-психологических функций и ролей, предупреждение перехода отклонений в поведении в более тяжелую стадию. Педагогическая профилактика на данном этапе предусматривает использование терапевтических методов (различные виды арт-терапии) и ставит целью раскрытия творческих задатков ребенка, которые могут противодействовать деструктивным воздействиям внешней среды. Достичь данной цели возможно подобрав методы воспитательной работы с подростками таким образом, чтобы достичь положительных изменений в развитии личности и исправить недостатки в поведении, мешающих нормальному личностному развитию и социализации.На основе анализа научной литературы мы определяем, что социальный педагог при организации профилактики и коррекции девиантного поведения должен использовать следующие методы:- Методы, изменяющие мировоззренческие взгляды и убеждения подростков, негативное эмоциональное отношение к окружающей среде (проведение этических бесед, разъяснения)- Методы, направленные на формирование положительных моделей поведения, результатом которых будет сформированность устойчивых качеств личности к целенаправленной деятельности и взаимодействия с окружающими на основе определенных правил и образцов поведения (создание специальных воспитательных ситуаций, выполнения поручений и приучения)- Методы, которые будут стимулировать положительный тип поведения и помогут его закрепить как устойчивую систему действий (поощрение и наказание).Эффективность работы социального педагога с девиантными подростками в значительной степени зависит от стиля организации общения и условий, проведения коррекции. Поэтому, в данном процессе важно профессионально организованное взаимодействие между социальным педагогом и девиантным подростком, которая приводит к установлению взаимоприемлемых, доверительных отношений, а, следовательно, и к профилактике и перевоспитания личности.Важный акцент нужно сделать на моральной поддержке, укреплении веры в собственные силы, привлечение к социально ориентированной деятельности и активизации положительных эмоций у подростков. Модель взаимодействия социального педагога и девиантного подростка должна основываться на основе общих целей, задач, проблем, организации деятельности и нахождения общего решения проблемных ситуаций.ЗаключениеРассматривая проблему девиантного поведения мы в своей работе определили основные социально - психологические подходы к определению причин девиантного поведения, выяснили последствия девиантного поведения; как на противоправное поведение несовершеннолетних влияют социальные и психологические факторы, осветили основные методы диагностики девиантного поведения и его коррекцию.Профилактическая деятельность социально-профилактической службы базируется на научно обоснованной системе ранней диагностики причин, мотивов и характера противоправных действий, разработке и реализации конкретных программ коррекции поведения.Нами были исследованы особенности девиантного поведения подростков 11-15 лет. В целом результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что для поведения подростков, находящихся в социально-реабилитационном центре, характерен делинквентный потенциал и аутодеструктивные формы девиантного поведения, которые проявляются в высоком уровне склонности к аддиктивности, саморазрушению, неуправляемой эмоциональной возбудимости, низком уровне волевого контроля эмоциональных реакций.Подводя итоги нашей работы мы хотим еще раз обратить ваше внимание на то, что социальный работник, при работе с детьми, которые склонны к противоправной деятельности, употреблению наркотиков, алкогольных изделий особое внимание должен обратить на антинаркотическое, антиалкогольное воспитание и профилактические мероприятия.Социально-психологическая помощь определяется как целенаправленная деятельность социальных педагогов с целью диагностики условий и факторов возникновения негативных изменений в поведении. Задача социально-психологического помощи заключается в воздействии на личность подростка для того, чтобы он самостоятельно научился помогать себе, решать многочисленные проблемы, которые вызывают деструктивные формы поведения.Социально-педагогическая деятельность специалистов с девиантными подростками должна строиться с учетом определенных позиций. Содержанием ее является оказание помощи подросткам, попавшим в сложную жизненную ситуацию, путем диагностирования их проблем, прогнозирования, посредничества, информацийноконсультативнои деятельности, прямой педагогической и психологической поддержки, которая стимулирует собственные силы ребенка.Правильно организованная социально-педагогическая деятельность направлена на предоставление комплексной целевой помощи подростку и содействие в решении сложных жизненных проблем, которые провоцируют девиантное поведение. Социальные педагоги должны организовывать свою работу таким образом, чтобы помочь преодолеть кризис и научить подростка самостоятельно менять жизнь в более прогрессивную сторону.Таким образом, деятельность социального педагога должна быть направлена не только на исправление отклонений, которые уже имеются в поведении подростка, но и создание предпосылок для его дальнейшего развития, позитивной социализации и интеграции в социум. Для организации работы по профилактике и преодолению девиантного поведения следует обратить внимание на изучение мотивов, причин и условий, способствующих ее возникновению и развитию; содержания потребностей личности ребенка, особенности эмоционально-волевой сферы и характера.Список использованной литературыАбдыкаримов Б.А. Проблемы девиаций среди несовершеннолетних: Учебно-методическое пособие/ Б. А. Абдыкаримов, Ж. Б, Байсеитова, А. К. Сатынская, С.С. Оспанов– Астана: 2008, - 215 с.Актуальные проблемы социально-педагогической работы (модульный курс дистанционного обучения) / А. И. Капская, О. В. Безпалько, Р. Х. Вайнола; Общ ред. А. Й. Папского – Киров , 2002 - 164 с Бочарова В. Г. Личность, семья, обшение // Социальная работа. - 1992. — № І. — С. 3-9.Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы / В. Г. Бочарова. – М.: SvR-Аргус, 1994. – 186 с.Василькова Ю. В. Лекции по социальной педагогике / Ю. В. Василькова. - М: 1998. - 212 с.Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебн. пособ. для студ. Вузов / Ю. В. Василькова. — М., 2001. — 160 с.Гурвич И.Н. и др.Диагностика и прогнозирование отклоняющегося поведения подростков в образовательной среде / Под общей редакцией О.В.Зыкова. − СПб: Эри, 2013. − 144 с.Дети социального риска и их воспитание: Учеб-метод, пособие / Под науч. ред. П. М. Шипициной - СПб: Изд \»Речь\», 2003 -144 сЗмановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В.Змановская. — М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 288 с.Каттабекова Ш. Проблемы девиации в психологии и её особенности/ Ш. Каттабекова, М. К. Кадирова // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 644-646.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. - М. : Юрайт , 2001. -160 с.Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. М.: ТЦ Сфера, 2004. 192 с.Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков / Ю.А. Клейберг. - Кемерово, 1996. — 133 с.Кондратенко В.Т. Девиантное поведение подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты / В.Т. Кондратенко. - Минск : Беларусь, 1988. - 206 с.Корнилова Т.В., Смирнов С.Д., Григоренко Е.Л. Факторы социального и психологического неблагополучия подростков в показателях методик стандартизованного интервью и листов наблюдения // Вопр. психологии. 2001. № 1.Кухарчук О.В., Черткова В.В. Исследование взаимосвязи склонности к отклоняющемуся поведению и отношения к употреблению алкоголя в группе старших подростков // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13422 (дата обращения: 19.11.2016).Левин Б.М. Наркомания и наркоманы; Книга для учителя / Б.М.Левин, М.Б.Левин.- М.: Просвещение, 1991.- 128 с.Леус Э. В., Соловьев А. Г., Сидоров П. И. Диагностика девиантого поведения несовершеннолетних // Вестник ЧГПУ. 2012. №9 С.268-278.Личко А.Е. Психопатология и акцентуации характера у подростков/ А.Е. Личко – Л.: Медицина, 1983. – 244 с.Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса / Соч. в 7 т. — М., 1951. — Т. 5. – 451 с.Раттер М. Помощь трудным детям/ М. Раттер. – М., 1999. – 431 с.Собкин В.С. Российский подросток 90-х: движение в зону риска./ В. С. Собкин, Н. И. Кузнецова. - М., - 1998.- 168 с.Социальная педагогика [Текст]: учебник / под ред. проф. А.Й Капской. - М .: Центр учебной литературы, 2009. - 488с.Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М.А.Галагузовой. М., 2003.- 207 с.Трудный подросток: причины и следствия / Под ред. А.П. Татенко. - Киев. 1999. Федосеенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков. Система работы, диагностика, тренинги. Спб.: Речь, 2008. 192 с.Хижченко Л.С. Положение в классе младших школьников с отклонениями в поведении: Психологическое изучение трудновоспитуемости школьников и несовершеннолетних правонарушителей/ Л. С. Хижченко. – М., 1984. – 135 с.Шульга Т.И. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки/ Т. И. Шульга, Л. Я. Олифиренко. - М. - 1997. – 200с.Эдгертон Р.Б. Антропология, психиатрия и природа человека // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология: Сб. / Под ред. А.А.Белика. - М. - 2001. - 304 с.
2. Актуальные проблемы социально-педагогической работы (модульный курс дистанционного обучения) / А. И. Капская, О. В. Безпалько, Р. Х. Вайнола; Общ ред. А. Й. Папского – Киров , 2002 - 164 с
3. Бочарова В. Г. Личность, семья, обшение // Социальная работа. - 1992. — № І. — С. 3-9.
4. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы / В. Г. Бочарова. – М.: SvR-Аргус, 1994. – 186 с.
5. Василькова Ю. В. Лекции по социальной педагогике / Ю. В. Василькова. - М: 1998. - 212 с.
6. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебн. пособ. для студ. Вузов / Ю. В. Василькова. — М., 2001. — 160 с.
7. Гурвич И.Н. и др.Диагностика и прогнозирование отклоняющегося поведения подростков в образовательной среде / Под общей редакцией О.В.Зыкова. − СПб: Эри, 2013. − 144 с.
8. Дети социального риска и их воспитание: Учеб-метод, пособие / Под науч. ред. П. М. Шипициной - СПб: Изд \»Речь\», 2003 -144 с
9. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняюще¬гося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведе¬ний / Е.В.Змановская. — М. : Издательский центр «Акаде¬мия», 2003. - 288 с.
10. Каттабекова Ш. Проблемы девиации в психологии и её особенности/ Ш. Каттабекова, М. К. Кадирова // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 644-646.
11. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. - М. : Юрайт , 2001. -160 с.
12. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. М.: ТЦ Сфера, 2004. 192 с.
13. Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков / Ю.А. Клейберг. - Кемерово, 1996. — 133 с.
14. Кондратенко В.Т. Девиантное поведение подростков: со-циально-психологические и психиатрические аспекты / В.Т. Кондратенко. - Минск : Беларусь, 1988. - 206 с.
15. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д., Григоренко Е.Л. Факторы социального и психологического неблагополучия подростков в показателях методик стандартизованного интервью и листов наблюдения // Вопр. психологии. 2001. № 1.
16. Кухарчук О.В., Черткова В.В. Исследование взаимосвязи склонности к отклоняющемуся поведению и отношения к употреблению алкоголя в группе старших подростков // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13422 (дата обращения: 19.11.2016).
17. Левин Б.М. Наркомания и наркоманы; Книга для учителя / Б.М.Левин, М.Б.Левин.- М.: Просвещение, 1991.- 128 с.
18. Леус Э. В., Соловьев А. Г., Сидоров П. И. Диагностика девиантого поведения несовершеннолетних // Вестник ЧГПУ. 2012. №9 С.268-278.
19. Личко А.Е. Психопатология и акцентуации характера у подростков/ А.Е. Личко – Л.: Медицина, 1983. – 244 с.
20. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса / Соч. в 7 т. — М., 1951. — Т. 5. – 451 с.
21. Раттер М. Помощь трудным детям/ М. Раттер. – М., 1999. – 431 с.
22. Собкин В.С. Российский подросток 90-х: движение в зону риска./ В. С. Собкин, Н. И. Кузнецова. - М., - 1998.- 168 с.
23. Социальная педагогика [Текст]: учебник / под ред. проф. А.Й Капской. - М .: Центр учебной литературы, 2009. - 488с.
24. Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М.А.Галагузовой. М., 2003.- 207 с.
25. Трудный подросток: причины и следствия / Под ред. А.П. Татенко. - Киев. 1999.
26. Федосеенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков. Система работы, диагностика, тренинги. Спб.: Речь, 2008. 192 с.
27. Хижченко Л.С. Положение в классе младших школьников с отклонениями в поведении: Психологическое изучение трудновоспитуемости школьников и несовершеннолетних правонарушителей/ Л. С. Хижченко. – М., 1984. – 135 с.
28. Шульга Т.И. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки/ Т. И. Шульга, Л. Я. Олифиренко. - М. - 1997. – 200с.
29. Эдгертон Р.Б. Антропология, психиатрия и природа человека // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология: Сб. / Под ред. А.А.Белика. - М. - 2001. - 304 с.
Вопрос-ответ:
Какие характеристики имеет девиантное поведение подростков?
Девиантное поведение подростков обладает определенными социально-психологическими характеристиками, такими как отклонение от социальных норм и ценностей, нарушение правил и законов, агрессивность, употребление наркотиков и алкоголя, сопротивление взрослым и авторитетам, низкая мотивация к обучению и другим видам социальной деятельности и т. д.
Какие причины могут способствовать формированию девиантного поведения у подростков?
Формирование девиантного поведения у подростков может быть обусловлено различными причинами, включая неблагоприятные семейные условия, отсутствие поддержки и внимания родителей, негативные образцы поведения в семье или окружающей среде, негативный опыт общения с педагогами и сверстниками, низкий уровень социальной адаптации, неудовлетворенность потребностей и проблемы самооценки и самоопределения.
Какими методиками и результатами определения склонности к девиантному поведению занимается экспериментальная работа?
В экспериментальной работе рассматриваются различные методики определения склонности к девиантному поведению у подростков, такие как анкетирование, наблюдение, проведение тестирования и психологических экспериментов. Результаты определения склонности могут включать выявление особенностей поведения подростков, уровня агрессивности, наличия адаптационных проблем и психологических состояний, также проведение прогноза возможного развития девиантного поведения.
Какие методики и направления работы использует социальный педагог при работе с подростками с девиантным поведением?
Социальный педагог может использовать различные методики и направления работы при работе с подростками с девиантным поведением. К ним относятся индивидуальные и групповые консультации, проведение психологических тренингов, формирование позитивного самоопределения и самооценки, развитие социальных навыков и компетенций, организация социально значимых деятельностей, активное включение родителей и образовательных учреждений в процесс работы с подростком.
Какие характеристики имеет девиантное поведение у подростков?
Девиантное поведение у подростков характеризуется различными социально-психологическими особенностями, такими как агрессивность, антиобщественность, нарушение норм и правил, отклонение от социальных норм и т.д.
Какие причины могут привести к формированию девиантного поведения у подростков?
Причины формирования девиантного поведения подростков могут быть различными - это семейные проблемы, негативное окружение, плохая школьная адаптация, низкий уровень мотивации и т.д.
Как проводится экспериментальная работа по определению склонности к девиантному поведению у подростков?
Экспериментальная работа включает в себя применение различных методик и тестов для определения склонности к девиантному поведению у подростков. Результаты такого исследования могут быть использованы для разработки эффективных методик работы социального педагога
Какие методики и результаты могут быть получены при определении склонности к девиантному поведению у подростков?
При определении склонности к девиантному поведению у подростков можно использовать различные методики, такие как опросники, тесты, анкеты и др. Результаты определения склонности к девиантному поведению могут быть представлены в виде числовых данных, графиков или интерпретированы социальным педагогом для дальнейшей работы с подростками
Какие направления и методы работы социального педагога могут быть эффективны в отношении подростков с девиантным поведением?
Социальный педагог может использовать различные направления и методы работы с подростками с девиантным поведением, такие как индивидуальные и групповые занятия, арт-терапия, консультирование, тренинги и др. Это позволяет создать благоприятную и поддерживающую среду для развития позитивного поведения и социализации подростков
Какие характеристики имеет девиантное поведение подростков?
Девиантное поведение подростков имеет ряд социально-психологических характеристик, таких как агрессивность, асоциальность, несоблюдение социальных норм и правил, повышенный рисковый стиль жизни и другие. Эти характеристики могут проявляться в различных формах девиантного поведения, таких как правонарушения, наркомания, алкоголизм, суицидальное поведение и т.д.
Какие причины могут привести к формированию девиантного поведения у подростков?
Причины формирования девиантного поведения у подростков могут быть различными. Это может быть связано с неблагоприятной семейной ситуацией, отсутствием родительской поддержки и контроля, негативными влияниями сверстников, образовательными проблемами, негативными стереотипами в обществе и другими факторами. Все эти причины могут влиять на формирование девиантного поведения и требуют внимания и поддержки социального педагога.