Формирование коммуникативной функции речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровень

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 77 77 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 09.01.2017
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические аспекты проблемы коммуникативной функции речи у дошкольников с ОНР 1.1. Характеристика коммуникативной функции речи 6
1.2. Речевое развитие дошкольников с ОНР 17
1.3. Особенности коммуникативных навыков у детей с ОНР 23
Выводы по первой главе 42
Глава 2. Экспериментальные исследования коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР 3 уровень 43
2.1. Краткая характеристика детей экспериментальной и контрольной групп 43
2.2. Организация и методы исследования 45
2.3. Результаты констатирующего эксперимента 51
Выводы по второй главе 56
Глава 3. Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР 3 уровень …………………………………………………………………………..57
3.1. Содержание и основные направления работы по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР 3 уровень 57
3.2. Результаты контрольного эксперимента 70
Выводы по третьей главе 74
Заключение 75
Список литературы 77


Фрагмент для ознакомления

2.3. Умение определять место данного звука в слове.Материалом исследования служили названия предметных картинок, карточки со схемами расположения звука в словах (в виде змеи) и фишки.началосерединаконец[и]иглыкитсапоги[к]капустасвёклатанк[с]сачокоса осынос[ш]шторыкошкакамыш[р]раккурицахор[л]лыжиколготкистулПри подборе лексического материала учитывались разные фонетические условия нахождения заданных звуков в задании 2.2.Оценка.За каждый правильный ответ ребенок получал 1 балл. В протоколе отмечалось, какие звуки (гласные или согласные и т.д.) вызвали у ребенка сложность в определении и в каком месте нахождения этого звука в слове возникли наибольшие трудности.2.4. Умение определять последовательность звуков и называть каждый звук в слове.Материал исследования – названия предметов, изображенных на картинках.Речевой материал был подобран с условием различной структуры и звукового объёма слова: мак, стол, кукла.Процедура исследования и инструкция.Ребенку предъявлялась картинка, название предмета, изображенного на которой, нужно было проанализировать, т.е. назвать последовательно каждый звук слова. Оценка.В процессе оценки результатов учитывалась фонетическая трудность слова, самостоятельность выполнения задания (какая помощь была оказана ребенку экспериментатором).2.3. Результаты констатирующего экспериментаДля проведения практической работы была отобрана группа из 10˗ти человек, требующих логопедической поддержки. Гипотеза эксперимента состоит в том, что разработанная программа заданий на развитие интеллектуальной подготовленности детей покажет свою эффективность порезультатом сравнения входного и контрольного тестирования. После проведения диагностики детей по выбранным тестам был определен уровень детей по каждому из тестов:Полученные результаты исходного тестирования:Таблица 2.Результаты исходного тестирования УровеньНазвание тестаВысокийСреднийНизкийТест «Запомни 10 слов»30%40%30%Методика «Звуковые прятки»20%60%20%Дети с ответственностью отнеслись к тестированию, очень старались найти нужный ответ используя все имеющиеся навыки. Оказалось, что пространственное и образное мышление доступно на высоком уровне для понимания и осознания , однако умение правильно и вовремя его проявить не до конца сформировано.Целью развивающей программы было создание базы для увеличения уровня интеллектуальной готовности к школе. Задания для выполнения были понятными по своей формулировке, доступными для выполнения, при этом они были емкими и несущими развивающий характер.Занятия вызывали у детей энтузиазм и воодушевление, дети соревновались за скорейший правильный ответ, работали индивидуально и в группах. Легкость восприятия заданий была напрямую связана с наглядностью подготовленного для практики материала.Собственно речевые упражнения обнаружили следующие результаты.Таблица 3Уровень развития фонематического слуха (в средних величинах, %) в задании на повторение слов с оппозиционными фонемамиПробаЭкспериментальная группаКаток – паток42,2Фантик – бантик 44,4Тапки – папки42,2Фата – вата33,3Миг – мог38,9Хатка – кадка11,1Код – год16,7Бананы – панамы44,4Домик – томик38,9Кочка – кошка55.6Лужи – лучи56,7Итого:36,9Дошкольники с нарушениями речи, повторяли, как правило, от 1 до 3 пар фонетических паронимов из 12. Чаще других правильно воспроизводились пары «каток» - «поток», «тапки» - «папки». Часть ошибок обусловлена также тем, что в лексиконе дошкольников отсутствуют некоторые использованные при тестировании слова (такие, как хатка – кадка).Результаты проведения четвертого задания по методу имитации представлены в таблице 4. Таблица 4Уровень развития фонематического слуха (в средних величинах, %) в задании на повторение слов разной структурной сложности и разной степени узнаваемости их детьмиПробаЭкспериментальная группаПовторение простых по конструкции слов:односложные слова77,1двухсложные слова67,9трехсложные слова55,6Повторение сложных по конструкции слов:односложные слова58,6двухсложные слова32,1трехсложные слова27,8Итого:53,2Дошкольники с нарушениями речи не воспроизводили, как правило, трудные по конструкции слова, а при повторении простых по структуре слов упрощали звуковой состав слова, опускали звуки, меняли их местами, заменяли один звук другим. Для детей часто не было никакой разницы в том, какие слова – известные или неизвестные они повторяют, поскольку в силу малочисленности их базовых эталонов, большинство даже общеупотребительных слов нередко звучало для них как звуковое сочетание, лишённое семантического соотнесения.По итогам проведения методики Р.И. Лалаевой нами был определен уровень сформированности слухового анализа. Таблица 6Уровень сформированности звукового анализа (в средних величинах, %) в задании на выявление умения слышать звук на фоне словаПробыЭкспериментальная группа[о]69,4[б]17,6[г]24,5[с]34,8Итого:36,6Дошкольники с нарушениями речи , участвовавшие в эксперименте, лучше всего определили наличие в словах звука [о]. Остальные их ответы были хаотичны и, в основном, неправильны. Результаты проведения методики на выявление уровня сформированности звукового анализа представлены в таблице 7. Таблица 7Уровень сформированности звукового анализа (в средних величинах, %) в задании на выявление умения определять место данного звука в словахПробыЭкспериментальная группав начале слова48,1в середине слова22,2в конце слова33,4Итого:34,6Дошкольники с нарушениями речи смогли определить местонахождение гласного звука в начале и в конце слова, и то с многочисленными ошибками, в остальном задание для них оказалось недоступно для выполнения.Выводы по второй главеДошкольники с нарушениями речи не воспроизводили, как правило, трудные по конструкции слова, а при повторении простых по структуре слов упрощали звуковой состав слова, опускали звуки, меняли их местами, заменяли один звук другим. Для детей часто не было никакой разницы в том, какие слова – известные или неизвестные они повторяют, поскольку в силу малочисленности их базовых эталонов, большинство даже общеупотребительных слов нередко звучало для них как звуковое сочетание, лишённое семантического соотнесения.Глава 3. Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР 3 уровень3.1. Содержание и основные направления работы по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР 3 уровеньДля формирования коммуникативной готовности детей, посещающих логопедическую группу ДОУ в привычные занятия были введены упражнения нескольких типов, направленные на развитие основных компонентов коммуникативных навыков готовности детей. ПамятьУпражнения направлены на развитие и концентрацию внимания ребенка, тренировки и расширения памяти.Рассмотри внимательно рисунки. Запомни их.Рис.2. Графическое задание к мнемоническому тестуЗакрой страничку и повтори изображенные предметы.Если ребенок назвал 6 слов, это свидетельствует о достаточно высоком уровне развития его образной памяти. Поиграйте с ребенком на запоминание окружающих предметов. Начните с количества, которое запомнил ребенок, постепенно добавляя один, два, три предмета.Рассмотри рисунок. Сделай копию в увеличенном виде.Сориентируйте ребенка: рисунок следует воспроизводить по рисункам.Рис.3.Задание для воспроизведения рисункаЭтот вид задания поможет детям развивать зрительную память, запоминать, хранить и воспроизводить образ. С помощью клеток можно воспроизвести любой несложный рисунок.Рассмотри рисунок, расскажи, что здесь неправильно.Рис 4. «Неправильный» рисунокЗадача направлено на развитие внимания, логического мышления, устной речи и развивает навыки формирования логических выводов. Если ответ ребенка не совсем точная, но доказательства убедительны - она засчитывается.ВосприятиеВосприятие является основой мышления и практической деятельности ребенка, основой ее ориентации в окружающей среде.Рассмотри посуду, изображенную на рисунке. Отыщи среди них одинаковые и раскрась одним цветом, остальные - другим.Такие задания помогают развивать и определять возможности зрительного различения фигур. При достаточном психологической зрелости ребенок находит расхождения между фигурами и может объяснить свои действия, недостаточной - допускает три и более ошибок.Рис.5. Тест на подобность фигур.На каком рисунке изображена узкая лента? Обведи.На каком рисунке самый крупный портфель? На каком рисунке гриб ниже цветка?Рис.6. Задание на величину и соотношение.Внимательно рассмотри рисунки. На первом рисунке найди и названия4 животные, на втором - 7 предметов.Рис.7. Наложенные контуры для выполнения задания.Задача на восприятие и внимание помогает определить уровень развития ценностных зрительных образов.На скатерти кто вырезал кусок. Отыщи его и обведи кругом.Рис.8. Задание на соответствие частейРассмотри рисунок.Попробуй нарисовать клоуна, а затемраскрась его.Рис.9. Задание воспроизведения рисунка по симметрииЗадача помогает ребенку воспроизводить по частям целый предмет. При достаточной психологической зрелости ребенок узнает и воспроизводит форму, сохраняя симметрию.Сравни рисунки. Найди пять отличий и обведи их.Рис.10. Упражнения для нахождения отличий.Далее приведем игры на развитие звуковой стороны. Сначала представим дидактические игры, ориентированные на развитие артикуляции детей старшего дошкольного возраста.1. Дидактическая игра «Лягушка»Цель: развитие круговых мышц губ. Содержание: Губы растянуты в улыбку, что бы были видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 5 секунд. Повторить 3 раза. Упражнение представлено на рисунке 1, Приложение.2. Дидактическая игра «Слоник»Цель: развитие круговых мышц губ.Содержание: Губы сомкнуты и с напряжением вытянуты в виде «хоботка слоника» вперед. Удерживать губы в таком положении следует 5 секунд. Повторить 3 раза. Упражнение представлено на рисунке 2, Приложение.3. Дидактическая игра «Лягушка – слоник»Цель: развитие подвижности губ. Содержание: чередование упражнений «Лягушка» и «Слоник». Темп средний. Упражнение представлено на рисунке 3, Приложение.4. Дидактическая игра «Лопаточка»Цель: развитие умения расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком положении длительное время. Содержание: расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. При этом верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка. Упражнение представлено на рисунке 4, Приложение.5. Дидактическая игра «Вкусное варенье»Цель: развитие движения кончика языка в верхнем положении. Содержание: «узким» языком медленно облизывать верхнюю губу. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5-6 раз. Упражнение представлено на рисунке 5, Приложение.6. Дидактическая игра « Маляр»Цель: разработка подвижности языка в верхнем положении, растяжение подъязычной уздечки. Содержание: широко открыть рот. Узким кончиком языка проводить по небу от верхних зубов к горлу и обратно. Выполнять в медленном темпе 5-6 раз. Упражнение представлено на рисунке 6, Приложение.7 . Дидактическая игра «Чистим зубки»Цель:выработка умения поднимать язык вверх. Содержание: широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Упражнение представлено на рисунке 7, Приложение.8. Дидактическая игра «Парус»Цель: растяжение подъязычной уздечки, формирование умения расслабить мышцы языка в приподнятом положении. Содержание: рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за верхние зубы на бугорки, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Дуть на кончик языка 5 раз. Упражнение представлено на рисунке 8, Приложение.9. Дидактическая игра «Чашечка»Цель: упражняться в умении удерживать широкий язык в верхнем положении. Содержание: рот широко раскрыть, губы в улыбке. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. Выполнять 3-4 раза. Упражнение представлено на рисунке 9, Приложение.10. Дидактическая игра «Лошадка» Цель: обучение растяжению подъязычной уздечки. Содержание: пощелкать кончиком языка, присасывая его к небу. Пощелкивание производится с изменением темпа (медленно – быстро – очень быстро). Выполнять 10-15 раз. Упражнение представлено на рисунке 10, Приложение.11. Дидактическая игра «Грибок»Цель: обучение растяжению подъязычной уздечки.Содержание: рот открыт, губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к небу (ни одна половина не должна провисать). Упражнение представлено на рисунке 11, Приложение.12. Дидактическая игра «Часики»Цель: развитие боковых мышц языка и координации движений (справа – налево). Содержание: рот приоткрыт. «Узкий» язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводиться в медленном темпе под счет или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Время выполнения – 20 секунд. Упражнение представлено на рисунке 12, Приложение.13. Дидактическая игра «Иголочка»Цель: развитие умения напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать в таком положении. Содержание: узкий, напряженный язык высунут изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 10. Упражнение представлено на рисунке 13, Приложение.14. Дидактическая игра «Змейка»Цель: развитие боковых мышц языка. Содержание: рот открыт. Язык высунуть вперед как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать и убирать вглубь рта. Движения произносятся в медленном темпе, выполнять 5-6 раз. Упражнение представлено на рисунке 15, Приложение.15. Дидактическая игра «Качели»Цель: упражнение в быстрой смене движений кончика языка, отработка координации движений кончика языка (вверх – вниз). Содержание: рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бугорках, затем опускается за нижние зубы. Выполнять 15-10 раз.Упражнение представлено на рисунке 16, Приложение.Далее представим дидактические игры, непосредственно направленные на развитие фонематического восприятия у старших дошкольников. 16. Дидактическая игра «Нелепица» Цель: воспитание слухового внимания.Оборудование: предметные картинки: дым, медведь, книга, бананы, венок, диван, кубики, кофта, петух, дом.Содержание: логопед называет картинку то правильно, то неправильно. Ребенок определяет правильный ответ, логопед задает ребенку вопрос: «Как правильно надо было сказать?»17. Дидактическая игра «Найди нужную картинку»Цель: формирование фонематического слуха.Оборудование: предметные картинки: коза, коса, мишка, мышка.Содержание: логопед произносит слова, сходные по звучанию и просит ребенка найти картинку, которое обозначает данное слово.18. Дидактическая игра «Выбери похожие слова»Цель: развитие речевого внимания.Оборудование: предметные картинки: коза-коса, мишка – мышка, фантик-бантик.Содержание: логопед показывает картинку и называет ее. Просит ребенка найти пару к картинке, которую он показывает.19. Дидактическая игра «Короткие и длинные слова»Цель: развитие слогового восприятия.Оборудование: предметные картинки разной слоговой структуры: кот, кит, дом, дым, мяч, муха, тапки, нога, лиса, коза, батон, банка, сапоги, кубики, телефон, малина, конфеты.Содержание: логопед предлагает положить ребенку «короткие» слова в одну корзинку, «длинные» - в другую корзинку.20. Дидактическая игра «Рассели картинки по домикам»Цель: развитие фонематического восприятия.Оборудование: магнитные предметные картинки: кот, кит, дом, дым, мяч, муха, тапки, нога, лиса, коза, батон, банка, сапоги, кубики, телефон, малина, конфеты.Содержание: на доске – домики одно-, двух-, трехэтажные. Дети по количеству слогов расселяют картинки в домики.21. Дидактическая игра «Что пропало?»Цель: развитие речевого внимания.Оборудование: предметные картинки: малина, автобус, конфеты, самолет, машина.Содержание: логопед показывает ребенку картинку, уточняет, что изображено на картинке и называет первый и последний слоги слова, нарисованного на картинке. Задает ребенку вопрос: «Какой слог я пропустила?»22. Дидактическая игра «Что лишнее!»Цель: развитие речевого внимания.Оборудование: специальное оборудование не требуется.Содержание: логопед называет насколько слогов, например на-на-на-па. Ребенок определяет, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложняются, например па-по-па,ка-ка-га-ка, па-ба-па-ба, и т.п.23. Дидактическая игра «Ромашка»Цель: развитие слогового восприятия.Оборудование: цветок-ромашка из картона.Содержание: на парте серединка ромашки. Логопед кладет лепесток ромашки и называет слог па. Ребенок кладет следующий лепесток и называет оппозиционный слог ба. Далее все действия повторяются до тех пор, пока не будет составлен цветок. Примерная цепочка слогов: ба-та-ма-ка-фа-га.24. Дидактическая игра «Найди картинку»Цель: развитие речевого внимания.Оборудование: предметные картинки: поезд, девочка, птичка, медвежонокСодержание: логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, медвежонка, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и; медвежонок рычит ы-ы-ы-ы». Далее логопед произносит каждый звук длительно, а дети поднимают соответствующую картинку.1.Логопед произносит звуки кратко;2. В ряд гласных звуков добавляются о,э.25. Дидактическая игра «Что звучит?»Цель: развитие фонематического слуха.Оборудование: предметные картинки: вагон, тучка, комар, корова.Содержание: логопед раздает детям картинки с изображением вагона, тучки, комара, коровы и объясняет: «Колеса вагона стучат т-т-т-т; дождик капает к-к-к-к; комар звенит з-з-з-з; корова мычит м-м-м-м». Далее логопед произносит каждый звук длительно, а дети поднимают соответствующую картинку.Варианты игры.1.Логопед произносит звуки кратко;2. В ряд согласных звуков добавляются д,к,с,н.26. Дидактическая игра «Волшебная коробочка»Цель: формирование элементарных навыков элементарного звукового анализа.Оборудование: предметные картинки: лук, жук, мак, рак, волк, танк, кит, кот, рот, крот, мост.Содержание: в большой коробке лежат предметные картинки. Логопед достает картинку, называет ее громко, выделяя голосом последний звук. Затем этот звук произносит отдельно. Кладёт картинку в нужную коробку и предлагает ребенку, поочередно доставая из коробки картинки положить в одну коробку картинки со звуком к на конце, в другую - со звуком т.27. Дидактическая игра «Цепочка слов»Цель: обучение детей определению первого и последнего звука в словах.Оборудование: карточки с предметными картинками.Содержание: у каждого ребенка по 3 карточки. Первым начинает выкладывать цепочку логопед. Следующую картинку кладет ребенок, у которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается слово – название первого предмета. 28. Дидактическая игра «Баскетбол»Цель: обучение детей нахождению места звука в слове.Оборудование: карточки со схемами расположения места звука в словах.Содержание: каждый ребенок получает карточку. Логопед показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибок.Для коррекции речи родителям, воспитывающим детей старшего дошкольного возраста предлагается соблюдать следующие рекомендации: 1. Старайтесь создавать для ребенка благоприятные условия для развития речи. Для этого важно расширять представления ребенка об окружающем мире.2. Проводите с ребенком ежедневную артикуляционную и пальчиковую гимнастики. Развитие артикуляционного аппарата позволит создать физиологические предпосылки для звукопроизношения, а развитая моторика будет стимулировать сам процесс речевого развития. 3. Разговаривая с ребенком, старайтесь говорить грамотно и четко, утрированно произнося те звуки, с которыми у ребенка наибольшие проблемы. Постоянный пример верного произнесения «проблемных» звуков позволит ребенку скорее научиться верному произношению.4. Избегайте «сюсюканья» и коверканья слов – из-за них ребенок запоминает слова неверно, а потом неверно их повторяет. Лучше чтобы с самого начала ребенок запоминал верное наименование предметов и действий. 5. Старайтесь договаривать все предложения до конца, а у слов четко проговаривайте окончание. Проглатывая окончания и бросая предложение на полуслове, вы формируете именно такую «нечеткую» речь у своего ребенка.6. Стремитесь реже использовать уменьшительно-ласкательные наименования предметов, лучше используйте ласковую интонацию в разговоре с ребенком.3.2. Результаты контрольного экспериментаПосле проведенной программы занятий мы повторно провели тестирование для контроля результатов.Таблица 3.Результаты контрольного тестирования УровеньНазвание тестаВысокийСреднийНизкийТест «Запомни 10 слов»50%40%10%Методика «Звуковые прятки»60%40%20%Для оценки результативности предлагаемой работы по коррекции коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста нами был проведён контрольный срез, идентичный констатирующему эксперименту. В таблице 8 нами были систематизированы результаты исследования фонематического восприятия у детей экспериментальной группы (на констатирующем и контрольном этапе исследования).Таблица 8Результаты исследования фонематического восприятия у детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе исследования (в %)ПараметрдопослеМетод имитации Л.А. ЧистовичУровень развития (в средних величинах, %) в задании на повторение слов с оппозиционными фонемами44,953,2Уровень развития (в средних величинах, %) в задании на повторение слов разной структурной сложности и разной степени узнаваемости их детьми36,965,4Уровень развития (в средних величинах, %) в задании на выбор правильных вариантов из целого слова и его части22,245,2Методика исследования особенностей состояния звукового анализа Р.И. ЛалаевойУровень сформированности звукового анализа (в средних величинах, %) в задании на выявление умения слышать звук на фоне слова36,645,9Уровень сформированности звукового анализа (в средних величинах, %) в задании на выявление умения определять первый звук в слове27,556,3Уровень сформированности звукового анализа (в средних величинах, %) в задании на выявление умения определять последний звук в слове11,638,3Уровень сформированности звукового анализа (в средних величинах, %) в задании на выявление умения определять место данного звука в словах34,649,7Уровень сформированности звукового анализа (в средних величинах, %) в задании на выявление умения определять последовательность звуков в слове14,838,5Как видно из таблицы 8 под воздействием проведенной коррекционной работы у детей произошли значительные положительные сдвиги в развитии фонематического восприятия. Динамика уровня фонематического восприятия (представлена на рисунке 1) носит прогрессивный положительный характер.Рис. 1. Динамика уровня фонематического восприятия детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на констатирующем и контрольном этапе исследованияКак видно из рисунка 1, под воздействием проведенной коррекционной работы у детей возросли все изучаемые показатели:Выводы по третьей главеПроведенный эксперимент состоял из трех этапов ˗ исходного тестирования, проведения развития интеллектуальной готовности с помощью разработанной программы заданий, контрольного тестирования для выяснения динамики результатов исследования. Нами было показано, что разработанная программа является эффективной и позволяет повысить уровень интеллектуальной готовности ребенка в школе в сочетании с логопедической работой в педагогическом процессе.Под воздействием проведенной коррекционной работы у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи возросли все изучаемые показатели: показатель «фонематический слух» (задание – показ картинок) возрос с 61,8% до 69,6%; показатель «фонематический слух» (задание – повторение слогов) возрос с 48,8% до 61,8%; показатель «фонематический слух» (задание – повторение слов) возрос с 44,9% до 53,2%; показатель «фонематический слух» (задание – повторение слов разной сложности) возрос с 36,9% до 65,4%; показатель «фонематический слух» (задание – выбор правильного варианта) возрос с 22,2% до 45,2%; показатель «фонематический слух» (задание – исправление ошибок) возрос с 13,8% до 36,8%; показатель «звуковой анализ» (задание – умение слышать звук) возрос с 36,6% до 45,9%; показатель «звуковой анализ» (задание – умение определять звук) возрос с 27,5% до 56,3%; показатель «звуковой анализ» (задание – умение определять звук) возрос с 11,6% до 38,3%; показатель «звуковой анализ» (задание – умение определять место) возрос с 34,6% до 49,7%; показатель «звуковой анализ» (задание – умение определять последовательность) возрос с 14,8% до 38,5%.ЗаключениеЗначение развития речи в дошкольном возрасте сложно переоценить. Именно речь выступает катализатором развития остальных познавательных функций ребенка. Детская речь в своем становлении проходит пять этапов: дофонематический, возникновение различения контрастных фонем, начало дифференциации звуков, становление правильности активной речи, завершение правильности фонематического восприятия. У ребенка в возрасте от трех до семи лет онтогенез речевого развития происходит в форме расширения словарного запаса, совершенствования грамматики, убывания которой утверждается, эгоцентризма речи, обогащения когнитивных и языковых структур.Многочисленные исследования в логопедии свидетельствуют о больших возможностях логопедической коррекционной работы с детьми страдающими общим недоразвитием речи И.П. Павлов, подчёркивал чрезвычайную пластичность центральной нервной системы и её неограниченные возможности, писал: «Ничто не остаётся неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, Как правило, эти дети не уверены в себе, они раздражительны, вспыльчивы, часто обижаются по пустякам, агрессивны. Им тяжело наладить контакт со сверстниками, определенные трудности они испытывают и в общении со взрослыми. У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.Итак, особенности речевого развития детей с ОНР оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. Указанные особенности в речевом и неречевом развитии детей спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной коррекционной работы. Педагогу следует так организовать учебный процесс, чтобы ребенку была предоставлена возможность самостоятельно добывать знания. Для этого необходима организация внешних действий на специально сформированной ориентировочной базе и последовательный перевод ее на внутреннее содержание. Общее направление организации работы по достижению необходимых результатов и формирования положительно отношения дошкольников к процессу овладения знаниями можно представить в виде постепенного перехода от групповых действий, которые инициирует и направляет педагог к самостоятельным действиям детей. Таким образом, в целом можно сказать, что у детей с ОНР отмечается значительное замедление темпа развития речевых и неречевых психических функций, по сравнению с нормой.По итогам проведения дипломного исследования удалось достичь поставленной во введении цели работы и на основе анализа теоретико-методологической литературы по проблеме исследования разработать и апробировать методику работы по коррекции ОНР у детей старшего дошкольного возраста.Для реализации данной цели были решены следующие задачи: 1.Изучена роль коммуникации в развитии речи ребенка.2.Рассмотрено развитие коммуникации у детей старшего дошкольного возраста.3. Определены методы формирования фонематического восприятия 4. Осуществлено обследование речи детей, нацеленное на диагностику детей с ОНР5.Предложена и апробирована методика работы по коррекции фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возрастаВ своей работе мы рассмотрели коммуникации при условии занятий ребенка в логопедической группе. После изучения литературы соответствующей тематики мы разработали методику диагностики и развития интеллектуальной готовности у детей с логопедическими проблемами. Наши разработки имеют как интеллектуальную направленность, так и акцент на речевых элементах развития детей. Разработанная программа показала свою эффективность и может быть рекомендована для использования в учебном и воспитательном процессе.Используя в коррекционной работе предметно-практическую деятельность наряду с дидактическими играми и речевыми упражнениями, можно эффективно формировать, развивать и в дальнейшем совершенствовать умения запоминать лексический и наглядный материал. Все предметы, с которыми действует ребенок и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, выполняют роль наглядной опоры для речевых упражнений. В заключение необходимо отметить, что выполненная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость.Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении материала по проблеме использования приемов дидактической игры в процессе формирования готовности у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, а также в проведении самостоятельной опытно-экспериментальной работы по теме исследования.Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов исследования следующими категориями лиц:- логопедами с целью оптимизации своей деятельности по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста;- родителями, воспитывающими детей-дошкольников нарушениями речи с целью просвещения и расширения своих знаний по проблеме;- студентами-логопедами с целью самообразования и самоподготовки по теме исследования.Список литературы

Авторская раббота

Вопрос-ответ:

Какую функцию речи формируют у детей с общим недоразвитием речи?

Дети с общим недоразвитием речи формируют коммуникативную функцию речи.

Что характеризует коммуникативную функцию речи у дошкольников с ОНР?

Коммуникативная функция речи у дошкольников с общим недоразвитием речи характеризуется определенными особенностями.

Как развивается речь у дошкольников с ОНР?

Речь у дошкольников с общим недоразвитием речи развивается отличными от обычного пути.

Какие особенности коммуникативных навыков у детей с ОНР?

У детей с общим недоразвитием речи есть определенные особенности в коммуникативных навыках.

Какие выводы можно сделать по первой главе?

По первой главе можно сделать несколько выводов.

Каково содержание первой главы статьи?

Первая глава статьи посвящена теоретическим аспектам проблемы коммуникативной функции речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. В ней рассматривается характеристика коммуникативной функции речи, особенности речевого развития дошкольников с ОНР и коммуникативные навыки у детей с ОНР.

Какие особенности коммуникативной функции речи у дошкольников с ОНР рассматриваются в первой главе?

В первой главе статьи рассматриваются особенности коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи. Авторы анализируют, какие проблемы возникают у дошкольников с ОНР в области коммуникации и какие навыки им нужно развивать.

Какие выводы сделаны по первой главе статьи?

По результатам первой главы статьи были сделаны следующие выводы: а) коммуникативная функция речи является важным аспектом развития дошкольников с ОНР; б) у детей с ОНР есть свои особенности в коммуникативных навыках, которые нужно учитывать при работе с ними.

Что рассматривается во второй главе статьи?

Во второй главе статьи рассматриваются результаты экспериментальных исследований коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи. Авторы описывают, как проводились исследования и какие результаты были получены.

Какие особенности коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР рассматриваются во второй главе?

Во второй главе статьи рассматриваются особенности коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи. Были проведены экспериментальные исследования, чтобы выяснить, какие навыки у них наиболее слабые и как можно помочь им в развитии коммуникативной функции речи.

Что такое коммуникативная функция речи у дошкольников с общим недоразвитием речи?

Коммуникативная функция речи у дошкольников с общим недоразвитием речи представляет собой способность эффективно передавать и получать информацию с окружающими людьми при помощи речи.

Как развивается речь у дошкольников с общим недоразвитием речи?

Речь у дошкольников с общим недоразвитием речи развивается постепенно, с помощью специальных занятий и общения с родителями и педагогами. Они изучают различные звуки, слова, фразы и учатся использовать их в общении с другими людьми.