политико-правовые воззрения Герцена и Чернышевского
Заказать уникальный реферат- 19 19 страниц
- 3 + 3 источника
- Добавлена 14.01.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Герцен Александр Ивановичи. Биография. 3
Герцен Александр Ивановичи его политико-правовые взгляды. 7
Николай Гаврилович Чернышевский. Политико-правовые взгляды. 11
«Колокол» и Современник». 15
Заключение. 18
Список литературы. 19
Александр Иванович Герцен, основавший первую вольную русскую типографию в Лондоне и газету «Колокол» занимал особое место в отечественной полемике между двумя течениями мысли, между «Западниками» и Славянофилами», он, по сути, возглавил первое направление и стал его идейным вдохновителем. Вся суть дискуссии между эти группа сводилась к тому, что они по разному видели исторический процесс и место в нем его России. «Славянофилы» считали, что у России свой исторический путь развития, вторые же считали, что истерический процесс, которому следует Западная Европа уникален и поэтому применим во всех странах. Придерживаясь позиции западников, Герцен выезжает за пределы страны и активно начинает пропагандировать свои идеи, таким образом «Колокол» и создание первой русской вольной типографии стало уникальным явлением, поскольку «Колокол» единственное без цензурное издание того времени. Перед «Колоколом» в 1855 году, Герцен начинает издавать альманах «Полярная Звезда», так все в облике издания говорило о том, что в нем заложено продолжение традиций декабристов. Альманах содержал в себе информацию о декабристах и их идеях. После успеха «Полярной Звезды» Герцен решает выпускать периодическое издание, которое пропагандировало бы освободительские движения в массах. Совместно со своим давним другом Огаревым 1 июля 1857 года начинает издавать «Колокол» - первую русскую газету без цензуры. В первом номере российской революционной газеты Герцен выдвинул программу из трех пунктов:Свобождение крестьян; Упразднение цензуры; Отмена телесных наказаний.Позднее Герцен уточнил, что имеется в виду освобождение крестьян с землей, выкупленной государством. Поскольку, государство начало рассматривать возможность отмены крепостного права, но без земли, что опять, же отягощало жизнь крестьянам и не делало их, по сути, свободными. Во временя первых публикаций «Колокола» Герцен и Огарев даже не поднимали вопрос об ограничении монархии Конституцией, осуществлении даже этого плана –минимум привело бы к кардинальным изменениям в стране. В открытом письме Александру Второму, называя себя «неисправимым социалистом», Герцен подчеркивал умеренность и реализм своих конкретных требований.Издание «Колокола» стало вершиной общественно-политической деятельности Герцена. Его незаурядное мастерство писателя, публициста, редактора содействовало успеху первой бесцензурной русской газеты. Газету Герцена и Огарева «Колокол» читали в России все образованные люди, от высших сановников до гимназистов, о нем спорили, его передавали из рук в руки. На Нижегородской ярмарке «Полярная звезда» и «Колокол» были в числе самых ходких товаров.Иногда в его руках оказывались целые дела, разоблачающие злоупотребления высокопоставленных бюрократов. Не жалея времени и сил, Герцен разбирался с этими бумагами. В «Колоколе» появился особый отдел «Под суд». Разоблачений в этом отделе боялись не меньше, чем официального суда.Руководство Российской Империи видит в этом издании серьезную угрозу для своего режима и спокойствия страны, так Император давит на правительство Англии и Герцена вместе с редакцией «Колокола» выдворяют из страны, следующим его пристанищем становится Швейцария. Немного позже начинает свою деятельность в газете «Современник» Чернышевский Н.Г., он не является создателем газеты. В 1853 году он приходит работать в редакцию «современника», который тогда выпускался Некрасовым, уже в 1858 году Некрасов дает ему в руководство два отдела журнала: политический и критический, что, по сути, делает его редактором издания. Под руководством Чернышевского журнал меняет свой облик, и становиться рупором и ареной для трансляции революционных демократических идей в массы. С этого времени редактор журнала посвящает все свои силы для защиты многомиллионного крестьянского населения. Нельзя забывать и о том, что лучшие свои работы Чернышевский также опубликовал в журнале. Журнальную работу Чернышевский соединял с нелегальной революционной деятельностью. Ещё до опубликования манифеста об «освобождении» крестьян Чернышевский, называвший реформу «мерзостью», написал прокламацию «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Прокламация эта замечательна своей революционной страстностью, простотой, ясностью, в ней были высказаны сокровенные мысли и желания ограбленного реформой крестьянства.К началу 1862 г. обстановка в стране была накалена до последнего предела: по всей Руси прокатывались крестьянские восстания, в университетах начались революционные волнения, сотни студентов томились в тюрьмах, передовые профессора изгонялись с кафедр. Правительство перешло к прямой расправе с революционными элементами общества. В июне 1862 г. были приостановлены на восемь месяцев «Современник» и «Русское слово», а 7 июля на квартире Чернышевского был произведен обыск. Обыск не дал желательных правительству результатов, никаких улик против Чернышевского найдено не было, и всё же он был арестован и посажен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, в сырой и мрачный каземат.Заключение.В заключение хотелось бы отметить, что именно Александр Иванович Герцен и Николай Гавриловича Чернышевский сыграли огромную роль в становлении и развитии в России такого течения мысли и освободительного движения как революционно-демократического. Что касается Александра Ивановича Герцена, то еще с ранних лет он пережил и видел ужасы Отечественной Войны и это не могло не оказать на него влияния и воздействия. Уже в возрасте двенадцати лет вместе со своим ближайшим другом и в будущем соратником Огаревым они заинтересовались западной философской мысль, этот интерес подкрепила Французская революция 1848 года, оставившая неизгладимы отпечаток. Их стремление к защите и освобождению угнетенного народа стало целью их жизни. Не стоит забывать и о том, что взгляды Герцена претерпевали кардинальные изменения, если изначально он был вдохновлен Европой, ее укладом жизни и порядком, то после эмиграции он осознал что, Европа уже переживает свой закат и что она утратила свой блеск и привлекательность своих порядков и России нечего позаимствовать у нее. Нельзя не отметить, насколько было сильно влияние Герцена на последователей этого общественно политического течения даже из эмиграции. Основав первую вольную русскую типографию в Лондоне , он получил возможность высказывать свои идеи и транслировать их на большую аудиторию и даже в Россию путем нелегальной переправки в страну. Вообще Герцен внес большой вклад в освободительное движение России своими идеями, помог осознать, что у станы свой путь и ее поддержка и опора крестьянство, во благо которого он и вел свою деятельность. Николай Гаврилович Чернышевский родился в 1828 году и уже не застал ни войны ни восстания декабристов, которые оказали на Герцена влияния и поэтому никаких потрясений, которое бы с детства оказали на него влияния не было. Формироваться его взгляды стали уже после поступления в университет, как раз в это время происходит революция во Франции 1848 года, которая к слову оказала огромное воздействие на обоих мыслителей. Являлся последователем русской революционно-демократической мысли и прогрессивной западноевропейской философииКак и Герцен, Чернышевский свои идеи транслировал через журнал «современник», только разница была в том, что он умудрялся высказывать свои мысли в журнале, который издавался в России обходя цензуру. Однако, его активная деятельность привлекла внимание полиции, так в 1862 году он был арестован и отправлен на каторгу. Огромное значение деятельности Чернышевского и Герцена заключается в том, что она знаменовала приближение нового этапа освободительного движения - этапа революционно-демократического, а в их идейных исканиях формировалась революционно-демократическая идеология. Белинский в идейной борьбе 40-х годов занимал последовательную, более непримиримую по отношению к либерализму позицию. Он был, "предшественником полного вытеснения дворян разночинцами в нашем освободительном движении..."Список литературы.Федоров В.А. История России 1861-1917. М.: Высш. шк., 2000. — 384 с. (глава 4) Павленко Н.И., Андреев И.Л., Федоров В.А. История России с древнейших времен до 1861 года. 3-е изд., перераб. - М.: Высш. шк., 2004. — 536 с. Глава 25Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М.: Высшая школа, 1993. - 448 с.
1. Федоров В.А. История России 1861-1917. М.: Высш. шк., 2000. — 384 с. (глава 4)
2. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Федоров В.А. История России с древнейших времен до 1861 года. 3-е изд., перераб. - М.: Высш. шк., 2004. — 536 с. Глава 25
3. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М.: Высшая школа, 1993. - 448 с.
Революционно-демократические проекты социальной утопии в учениях А. И. Герцена и Чернышевского
Революционно-демократические проекты социальной утопии в учениях А. И. Герцена и Чернышевского.
Идеи и структуры сообщества (народнического, "крестьянское") социализма одновременно пришли многие социальные философы, однако приоритет здесь принадлежит Александру Ивановичу Герцену (1812--1870). Именно он воспринял сельскую общину как главный опорный элемент в здании будущего русского социализма.
1 ноября 1861 году, Герцен выдвигает лозунг "в народ!", стала на десятилетия вызова для патриотической молодежи к деятельному участию в освободительном движении.
Социализм Герцена народнический и вместе с индивидуалист -- так оценивает взгляды Герцена Бердяев. Его вера в крестьянскую общину во многом объясняется тем, что русский человек, даже в крепостном состоянии, более личность, чем западный буржуа, поскольку он сочетает в себе личное начало с общинным. Правда, он не делает при этом различения между личностью и индивидом, между человеком и гражданином. Тем не менее, хорошо себя чувствует и передает опасность мещанства, торжествующего и угрожающего образованному меньшинству. Первый румынский западник пережил глубокое разочарование в западном мещанстве, и склонить к сочувствию анархизму, а не демократия.
"Государство и личность, власть и свобода, коммунизм и эгоизм (в широком смысле слова) - вот геркулесовы столбы великой борьбы, великой революционной альбом",-- писал Герцен в период идеологических поисков перспективных форм организации человеческого общежития. Он пришел к выводу, что таких форм можно выделить только две-монархию и республику. В данном случае речь идет не о формах правления, а именно о формах организации общежития, в котором действительно обеспечивается дело народа (республика), общее благо. Таким образом, он провел различение политической и социальной республики, считая подлинной республикой только социальную. Монархия в отличие от республики требует священного и неприкосновенного авторитета, который несовместим со свободой людей и независимостью разума.
На общий ход дискуссий о возможности социальных сообществ большое влияние оказали публицистические выступления Николая Гавриловича Чернышевского (182*--1889), в частности, две статьи -- "Критика философских предубеждений против общинного владения" (1858) и "Экономическая деятельность и законодательство" (1859).
В первой из них сделан вывод о том, что существование первобытной общины в условиях высокой ступени цивилизации, которые достигли в этом столетии, не помеха для ее вхождения в эту цивилизацию, потому что в центре владении присутствует "высшая форма отношений человека к земле". Более того, общинное владение обеспечивает, писал Чернышев - ский в другой статье годом раньше, каждому земледельцу обладание землею и "гораздо лучше частной собственности, найма национального благосостояния". Владение в состоянии наилучшим образом обеспечить успехи в сельском хозяйстве, потому что общинная собственность "соединяет собственника, хозяина и работника в одном лице". Все это позволяет сделать вывод о возможности ускоренного социального развития, с помощью сообщества*