Диагностика копинг-стратегий студентов

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология и педагогика
  • 15 15 страниц
  • 3 + 3 источника
  • Добавлена 13.01.2017
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 2
1. Диагностика копинг-стратегий студентов 4
Заключение 14
Список литературы 15

Фрагмент для ознакомления

Испытуемые, которые имеют развитые способности прогнозировать следствия своих действий предвосхищать стрессовые обстановки в будущем и воздействовать в соответствии со своим прогнозом реже применяют эмоционально-ориентированные копинг-стратегии.
Раскрыта прямая связь между показателем всеобщей антиципационной состоятельности и копингом, устремленным на постановление задач.
Испытуемые, которые имеют развитую способность предвосхищать стрессовые обстановки в будущем и готовиться к ним, чаще применяют стратегии совладания, которые направлены на постановление проблем. Целью обследования явилось исследование гендерных особенностей в избрании стратегии совладающего поведения. Объектом изучения является стратегии совладающего поведения. Предмет изучения — гендерные отличия в выражении стратегии совладающего поведения у студентов педагогического колледжа. Обследование было проведено на базе ГАПОУ «Астраханский социально-педагогический колледж». Выборку 70 человек составили (31 мальчиков, 39 девочек, средний возраст — 18 лет). Теоретико-методологической основой являются принцип единства сознания и деятельности, когнитивный транзактный подход к совладающему со стрессом поведению (Р. Лазарус, С. Фолкмен), подход к сложным жизненным ситуациям и совладанию с ними (Л. И. Анцыферова, В. А. Бодров, Р. М. Грановская, И. М. Никольская, Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский). Для обследования особенностей совладающего поведения студентов педагогического колледжа была применена методика «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан), «Диагностику копинг-поведения в стрессовых ситуациях». «Диагностику стратегий импунитивного поведения в конфликтных обстановках». Для раскрытия взаимосвязей между совладающим поведением и такими особенностями личности как тревожность, антиципационная состоятельность (прогностическая компетентность), интернальность – экстернальность, эмпатия нами было проведено обследование студентов Московского федерального университета и Московского национального исследовательского технологического университета. В обследовании приняло участие 45 студентов. Из них 22 человека на 4 курсе обучаются К(П)ФУ по направлению «Математика», 12 человек на 1 курсе КНИТУ (КХТИ) обучаются по направлению «Управление персоналом», 6 человек о на 2 курсе КНИТУ (КХТИ) бучаютсяпо направлению «Социальная работа» и 3 человека – на 3 курсе КНИТУ (КХТИ) по направлению «Туризм».
Для диагностики копинг-поведения употреблялась методика «Опросник способов совладания» Р. Лазаруса и С. Фолкман Т.Л.Крюковой, для диагностики интернальности-экстернальности - опросник «Локус контроля» Дж. Роттера, для диагностики тревожности – шкала самооценки уровня тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина, для диагностики антиципационной состоятельности - «Тест антиципационной состоятельности» В.Д. Менделевича. Все полученные данные были проверены на нормальность разделения с помощью критерия Колмогорова – Смирнова. Раскрыто, что разделение данных к нормальному можно отнести, и, следственно, употреблять параметрические критерии для раскрытия взаимосвязей. Для раскрытия взаимосвязей употреблялся корреляционный анализ (вычисление коэффициентов корреляции Пирсона). Раскрыты обратные взаимосвязи показателя локуса контроля с копинг-стратегиями «дистанцирование» (r= - 0,33; p<0,05).
Обнаруживаются обратные связи показателя копинг-стратегии «бегство-избегание» с показателями «личностно-ситуативной» (r= - 0,36; p<0,05), пространственной составляющей (r= - 0,41; p<0,01) и общим показателем антиципационной состоятельности (r= - 0,43; p<0,01). Чем более развиты у испытуемых способности с высокой вероятностью предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие ситуаций и свои реакции на них, реагировать с временно-пространственным упреждением, прогнозировать различные ситуации, возникающие в общении, движение предметов предвосхищать в пространстве, собственные движения координировать, выражая моторную ловкость, тем реже они применяют для преодоленияотрицательных переживаний отклонение от встречи со стрессогенной ситуацией. Показатель копинг-стратегии «планирование решение проблем» прямую связь имеет с показателем «личностно-ситуативной» составляющей антиципационной состоятельности .





















Заключение

Всякий человек индивидуальные способы борьбы вырабатывает со стрессом, которые именуются копинг-реакциями (англ. coping – совладение). В данное время обследования совладающего поведения (coping behaviour) находятся в центре обследований стресса и его следствий. Психологический смысл совладающего поведения заключается в адаптации к сложной ситуации, расслаблении чрезмерной стрессовой реакции организма. Виды деятельности, которые помогают снять напряжение, могут быть самыми разыми и подбираются индивидуально. В проведенных нами опросах респонденты указывали такие способы совладания со стрессом, как чтение книг, просмотр кинофильма или телепередачи, прогулка по парку, занятия сексом, шопинг (особенно характерно для женщин), любимая еда, поход в баню или сауну и т.п. Следует подметить, что всякие водные процедуры (баня, бассейн, купание в море или реке, даже просто мытье посуды) весьма эффективно снимают излишнее напряжение.
Когнитивные копинг-стратегии связаны с когнитивной трансформацией образа вызывающей стресс ситуации. В первую очередь это снятие долженствования и катастрофизации. Долженствование означает излишнее обязательство делать все правильно, не ошибаться, часто называемое перфекционизмом (во внутреннем диалоге человека часто звучит слово "должен").





Список литературы

Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 3. Стратегии и стили преодоления стресса // Психол. журн., 2013. Т.27. №3. С. 106-116.
Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. - Служба доверия, 2010. - 316с.
Гринберг Дж. Управление стрессом. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2012, - 496с. - (Сер.: Мастера психологии).









14

Список литературы

1. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 3. Стратегии и стили преодоления стресса // Психол. журн., 2013. Т.27. №3. С. 106-116.
2. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. - Служба доверия, 2010. - 316с.
3. Гринберг Дж. Управление стрессом. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2012, - 496с. - (Сер.: Мастера психологии).

Вопрос-ответ:

Какие копинг-стратегии используют студенты с развитыми способностями прогнозирования?

Студенты с развитыми способностями прогнозирования реже применяют эмоционально ориентированные копинг-стратегии и чаще используют устремленные на постановление задач стратегии.

Есть ли связь между показателем антиципационной состоятельности и копингом у студентов?

Да, проведенные исследования показали, что существует прямая связь между показателем антиципационной состоятельности и копинг-стратегиями, устремленными на постановление задач.

Какие результаты показывает диагностика копинг-стратегий у студентов?

Диагностика копинг-стратегий у студентов позволяет определить их способности прогнозировать следствия своих действий, предвосхищать стрессовые обстановки в будущем и воздействовать в соответствии со своим прогнозом. Это важный инструмент для понимания эффективности их приспособительных стратегий.

Какие копинг-стратегии применяют студенты с низкими способностями прогнозирования?

Студенты с низкими способностями прогнозирования чаще применяют эмоционально ориентированные копинг-стратегии, такие как поиск поддержки у других людей или отрицание проблемы.

Какие факторы влияют на выбор копинг-стратегии у студентов?

Выбор копинг-стратегии у студентов может зависеть от различных факторов, таких как личностные особенности, тип ситуации, уровень стресса и доступные ресурсы. Некоторые студенты могут предпочитать активные стратегии, такие как проблемное решение, в то время как другие могут полагаться на пассивные стратегии, такие как уход от проблемы.

Как можно диагностировать копинг стратегии студентов?

Диагностика копинг стратегий студентов может быть проведена с помощью различных методов, таких как анкетирование, наблюдение, интервью и тестирование. Например, можно использовать опросники и шкалы для оценки уровня использования различных копинг стратегий, а также проводить групповые или индивидуальные интервью для более детального изучения особенностей копинг поведения у студентов.

Какие копинг стратегии студенты применяют реже?

Студенты с развитыми способностями прогнозировать следствия своих действий и предвосхищать стрессовые ситуации в будущем, реже применяют эмоционально ориентированные копинг стратегии. Они скорее выбирают стратегии, направленные на постановку задач и активное воздействие на ситуацию.

Существует ли связь между антиципационной состоятельностью и копингом у студентов?

Да, в статье раскрывается прямая связь между показателем всеобщей антиципационной состоятельности и копингом, направленным на постановку задач. Испытуемые, обладающие развитыми способностями прогнозировать последствия своих действий и адекватно реагировать на стрессовые ситуации, склонны выбирать стратегии, связанные с активным воздействием на ситуацию и постановкой целей.

Какие методы можно использовать для изучения копинг поведения у студентов?

Для изучения копинг поведения у студентов можно использовать различные методы, такие как анкетирование, наблюдение, интервью и тестирование. Например, можно разработать опросники и шкалы для оценки уровня использования различных копинг стратегий, проводить групповые или индивидуальные интервью для изучения особенностей копинг поведения, а также анализировать наблюдаемое поведение студентов в различных стрессовых ситуациях.