Конформизм и социальная среда
Заказать уникальное эссе- 10 10 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 15.01.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ЗАКЛЮЧЕНИЕВзаимодействие ценностно-нормативных систем человека и общества составляет важную часть процесса социальной адаптации личности. При определении социальной адаптированности личности личность рассматривается как система внутренней регуляции социальной активности человека, формируется в социальном взаимодействии и может быть представлена как система психологических механизмов человеческой социальной субъектности. Двумя самыми общими функциональными подсистемами личности, при таком подходе, выступают направленность личности (система ее диспозиций) и потенциал личности (задатки, знания, умения и навыки человека). В контексте изложенных положений мы считаем релевантным, в самом общем виде, определять социальную адаптацию личности и задатки конформизма в ней как процесс реагирования человека на изменения в социальной среде и в коллективе людей, направленный,как на сохранение целостности личности и способности к ее самовосстановлению, так и трансформации ее сознания.Проанализированы концептуальные подходы достаточно своеобразными, однако есть один общий для них всех момент: в качестве функциональной направленности социальной адаптации указывают на улучшение или оптимизацию (в смысле улучшения эффективности деятельности) способности тех или иных условий среды достигать значимых целей, порожденных потребностями и их осмыслением (разной степени осознанности). Как известно, именно потребности выступают источником формирования мотивов активности человека, одним из важных моментов которой является целеполагание. Очевидно, любую жизненную ситуацию человека можно рассматривать как процесс удовлетворения им определенных своих потребностей или создания условий для их удовлетворения, который в той или иной степени является реагированием личности на социальную ситуацию, то есть - на те изменения в социальной среде, что перед тем состоялись или происходят. Данное реагирования, в первом приближении, может быть выраженным, очевидно, по меньшей мере двумя диалектически взаимно объединенными классами процессов: 1) самоизменение в соответствии с изменениями в социальной среде; 2) изменение данных конкретных условий социальной среды в соответствии с самоизменениями, которые обусловлены потребностями.Гуманистический (А. Маслоу) и феноменологический психологический подходы (К. Роджерс) рассматривают процесс социальной адаптации как последовательность прохождения состояний конфликта, фрустрации и приспособления личностных ценностей к общественным ценностям, что может сформировать конструктивную или неконструктивную модальности адаптации. Соответственно, адаптация, конформизм, как результат адаптации интерпретируется как степень интеграции (сбалансированности) личности и среды в сочетании с тем или иным состоянием эмоционального самочувствия. Таким образом, под социальной адаптацией личности как определенном качестве мы понимаем тот текущий результат процесса социальной адаптации, который можно охарактеризовать как способность человека удовлетворять свои потребности в той или иной ситуации в конкретной социальной среде.В данном аспекте, как можно подытожить, социальная адаптация определяется тем фактором, в какой мере приобретены человеком те личностные качеств, что при существующих условиях деятельности обеспечивают возможность удовлетворения ее потребностей на том или ином уровне. И, соответственно, под уровнем адаптации личности логично принять тот уровень удовлетворенности потребностей человека, который обеспечивается состоянием потенциала и направленности личности, которого человек достиг в процессе социальной адаптации на текущий момент.СПИСОК ЛИТЕРАТУРИ:Лакатос И. Методология исследовательских программ / И. Лакатос. – М., 2003. – С. 79 – 85.Рэдклифф-Браун А. Структура и функция в примитивном обществе. Очерки и лекции / А.Р. Рэдклифф-Браун. – М., 2001. – С. 16, 176, 210 – 212.Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские / Г. Спенсер. - Том 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:www.i-u.ru/biblio/archive/spenser_opyty (дата обращения - 15 декабря 2016 года)Эксперименты Музафера Шерифа (1935, 1937) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/eksperimenti_sherifa.htm (дата обращения - 15 декабря 2016 года)Эффектконформизма: М. Шериф, С. Аш, И. Милграм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studopedia.org/8-96650.html (дата обращения - 15 декабря 2016 года)Comstock G. A., Scharrer E. Asch // The Psychology of Media and Politics. - Academic Press, 2005. - P. 46-49, 19. - 316 p.
2. Рэдклифф-Браун А. Структура и функция в примитивном обществе. Очерки и лекции / А.Р. Рэдклифф-Браун. – М., 2001. – С. 16, 176, 210 – 212.
3. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские / Г. Спенсер. - Том 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:www.i-u.ru/biblio/archive/spenser_opyty (дата обращения - 15 декабря 2016 года)
4. Эксперименты Музафера Шерифа (1935, 1937) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/eksperimenti_sherifa.htm (дата обращения - 15 декабря 2016 года)
5. Эффектконформизма: М. Шериф, С. Аш, И. Милграм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studopedia.org/8-96650.html (дата обращения - 15 декабря 2016 года)
6. Comstock G. A., Scharrer E. Asch // The Psychology of Media and Politics. - Academic Press, 2005. - P. 46-49, 19. - 316 p.
Вопрос-ответ:
Что такое социальная адаптация личности?
Социальная адаптация личности - это процесс взаимодействия между ценностно-нормативной системой человека и обществом, предназначенный для формирования и поддержания социальной активности и социальной субъектности человека.
Как может быть представлена личность как система внутренней регуляции социальной активности человека?
Личность может быть представлена как система психологических механизмов, включающих в себя ценности, нормы, убеждения и мотивы, которые определяют и регулируют социальную активность человека.
Что такое социальная субъектность?
Социальная субъектность - это способность человека быть активным участником социальной жизни, проявлять свою независимость, самостоятельность и креативность, а также осуществлять собственный выбор и принимать ответственность за свои действия в социальной среде.
Какие функциональные подсистемы связаны с социальной адаптацией личности?
Социальная адаптация личности связана с двумя самыми общими функциональными подсистемами: системой ценностей и норм, которые определяют правила поведения и моральные ориентиры, и системой психологических механизмов, которые регулируют социальную активность человека.
Каким образом формируется социальная активность человека?
Социальная активность человека формируется в процессе социального взаимодействия с окружающей средой, где ценности, нормы и ожидания общества влияют на формирование поведения и выборы человека.
Как влияет социальная среда на конформизм?
Социальная среда оказывает существенное влияние на конформизм человека. Конформизм - это стремление подстроить свое поведение и мнения под общепринятые нормы и ценности группы или общества. Люди, живущие в сильной и стабильной социальной среде, склонны к более высокому уровню конформизма, так как они больше ориентированы на соответствие ожиданиям своего социума.
Какова роль социальной адаптации в формировании личности?
Социальная адаптация играет важную роль в формировании личности. При адаптации к социальной среде человек осваивает социальные роли, нормы и ценности, учится приспосабливаться к общественным ожиданиям. Этот процесс помогает личности научиться взаимодействовать с другими людьми, ориентироваться в социальных ситуациях и достичь социальной успешности.
Какие функциональные подсистемы составляют процесс социальной адаптации личности?
В процессе социальной адаптации личности выделяются две самые общие функциональные подсистемы. Первая подсистема - это система внутренней регуляции социальной активности человека. Она включает в себя осознание личностью норм и ценностей общества, формирование социальной идентичности и самоконтроля. Вторая подсистема - это система психологических механизмов человеческой социальной субъектности. Она отвечает за развитие социальных навыков и умений, эмпатию, коммуникативные и конфликтологические компетенции.