Анализ процессов и результатов применения организационно-распорядительных и социально-психологических методов управления качеством на отечественных предприятиях
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 17.01.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические основы управления качеством 6
1.1 Качество: понятие и управление 6
1.2 Организационно-распорядительные и социально-психологические методы в системе управления качеством 8
2. Практические опыт процессов и результатов применения организационно-распорядительных и социально-психологических методов управления качеством на отечественных предприятиях 12
2.1 Анализ процессов и результатов применения организационно-распорядительных и социально-психологических методов управления качеством ПАО «КАМАЗ» 12
2.2 Анализ процессов и результатов применения организационно-распорядительных и социально-психологических методов управления качеством ОАО «Машиноаппарат» 19
Заключение 26
Самоанализ 27
Библиографический список 28
СМК ОАО «Машиноаппарат» должен обеспечивать: выполнение требований заказчика и условий контрактов; соблюдение требований технической документации, распространяющейся на выполняемые виды работ и выпускаемую оборонную продукцию; предупреждение (предотвращение) появления оборонной продукции, не соответствующей установленным требованиям; стабильный уровень качества выпускаемой оборонной продукции и технологических процессов ее изготовления; проведение на выполняемых стадиях жизненного цикла оборонной продукции взаимосвязанных организационно-технических мероприятий по обеспечению качества; выполнение мероприятий по защите государственной тайны (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации); снижение непроизводительных расходов (потерь) ресурсов по выполняемым контрактам.
СМК ОАО «Машиноаппарат» базируется на реализации основных принципов: ориентация на потребителя; вовлечение работников; лидерство руководителя; постоянное улучшение; процессный подход; системный подход к менеджменту; принятие решений, основанных на фактах; взаимовыгодные отношения с поставщиками. СМК ОАО «Машиноаппарат» создана в соответствии с решением высшего руководства, функционирует в рамках организационной структуры предприятия и охватывает деятельность всех основных и вспомогательных служб ОАО «Машиноаппарат».
Ключевым вопросом для процессно-ориентированного управления СМК ОАО «Машиноаппарат» является концепция процесса реализации бизнес-деятельности как непрерывного потока решений об использовании бизнес ресурсов (финансовых, производственный и человеческих капиталов) с целью повысить качество продукции ОАО «Машиноаппарат». Схема процессно-ориентированного управления СМК ОАО «Машиноаппарат» приведена на рисунок 5.
Норма управления для операции 2 Нормы отчетности от операции 3
ПРОЦЕСС СМК
ВХОД 1 . 1. Операция 1 ВЫХОД 1
ВХОД 2 2. Операция 2 . ВЫХОД 2
ВХОД 3 3. Операция 3 ВЫХОД 3.
Нормы управления для процесса
РЕСУРСЫ
ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ
РЕСУРСАМИ
Рисунок 5 - Схема процессно-ориентированного управления СМК ОАО «Машиноаппарат»
В процессе управления качеством используется пять кластеров основных методов управления (рисунок 6).
Рисунок 6 - Системе методов СМК ОАО «Машиноаппарат»
Как видно из рисунка 6 все методы можно разделит на пять кластеров:
Кластер организационных методов управления качеством продукции применяются для разработки и реализации документального обеспечения СМК. В это кластер методов управления качеством продукции входит группа: стабилизирующих методов управления качеством продукции, распорядительных методов управления качеством продукции, дисциплинарных методов управления качеством продукции. Группа стабилизирующих методов управления качеством продукции реализуется непосредственно через регламентацию деятельности компании в сфере СМК. Группа распорядительных методов управления качеством продукции включают механизмы разработки, издания и выполнения документов СМК направленных на решение конкретных проблем в области управления качеством. Группа дисциплинарных методов управления качеством продукции реализуются через установление ответственности за конкретные показатели качества продукции. Роль кластера организационных методов управления качеством продукции обусловлено реализацией функций планирования и организации.
Кластер социально–психологических методов управления качеством продукции состоит их группы методов воспитательного характера, а также методы психологического воздействия на сотрудников предприятия для повышения качества продукции. Роль кластера социально–психологических методов управления качеством продукции обусловлена реализацией функций мотивации и принципа вовлеченности персонала в совершенствование качества продукции, направленного на формирование возможности для самовыражения в этом процессе.
Документы, которые разработаны в рамках системы качества ОАО «Машиноаппарат» приведены в таблице 4
Таблица 4
Документы, которые разработаны в рамках системы качества ОАО «Машиноаппарат»
Уровень Документы Содержание документов 1 Руководство по качеству Руководство содержит политику в области качества и краткий обзор системы качества с указанием того, что делается для соответствия требованиям стандарта со ссылками на процедуры системы качества. 2 Процедуры СМК описано, что делается и зачем, где, когда, как и кем выполняется действие. 3 Рабочие инструкции разъясняют сотрудникам выполнение конкретных действий и находятся в зависимости от процедур. 4 Формы и документы внешнего происхождения специальные формы для необходимых данных, норм регламентирующих и законодательных документов.
Таким образом, СМК предприятия содержит 4 уровня документации, которая содержит все направления регулирования качества. Оценить результаты можно по динамике брака. При этом в динамике наблюдался рост брака в абсолютном выражении и снижение его в относительном выражении, так как себестоимость продукции росла быстрее, чем себестоимость забракованной продукции.
Таблица 5
Анализ динамики брака продукции ОАО «Машиноаппарат» за 2013 – 2015 гг.
Показатели 2013 2014 2015 Себестоимость окончательно забракованных изделий, тыс. руб. 784 532 981 223 816 725 Общая себестоимость продукции 2134 511 2 677 957 2 769 813 Забракованная продукция в % к себестоимости продукции 36,7% 36,64% 29,4%
Таким образом, данные таблицы свидетельствуют о некотором снижении процента забракованной продукции, однако он по-прежнему остается на достаточно высоком уровне в сравнении со среднеотраслевыми показателями.
Следовательно, опыт ОАО «Машиноаппарат» показывает, что приимущество отдано административным методам управления, и ходя наблюдается положительная динамика результатов СМК, но она менее эффективна, чем проанализированная раннее СМК ПАО «КАМАЗ».
Необходимо развивать практику применения социально- психологических методов на основе вовлечения персонала в процесс обеспечения качеством. Для ОАО «Машиноаппарат»
Заключение
Как показало проведенное исследование, применение организационно-распорядительных и социально-психологических методов управления качеством на отечественных предприятиях является важным условием обеспечения качества продукции.
Организационно-распорядительные (административные) методы управления качеством основаны на использовании системы объективных законах организации совместной деятельности участников обеспечения качества. Эти методы характеризуются прямым характером воздействия в системе управления качеством – требование стандартов, регламентов или административно-распорядительного документа в области качества являются обязательными для исполнения. Данные методы реализуют потенциал административных функций управления, обязанностей и прав в области обеспечения качества.
Социально-психологические методы управления качеством базируются на реализации социальных и психологических факторов в системе управления персоналом для обеспечения качества. Методы данной группы представляют собой важный элемент процесса управления. Наличие прогрессивных методов и умелое их использование – условие эффективного управления качеством на современных предприятиях.
Проведенный анализ позволяет признать опыт ПАО «КАМАЗ» в сфере применения рассматриваемых методов успешными и процессы реализации эффективными. В тоже время, анализ опыта ОАО «Машиноаппарат» показывает, что приимущество отдано административным методам управления, и ходя наблюдается положительная динамика результатов СМК, но она менее эффективна, чем проанализированная раннее СМК ПАО «КАМАЗ».
Необходимо развивать практику применения социально- психологических методов на основе вовлечения персонала в процесс обеспечения качеством. Для ОАО «Машиноаппарат»
Самоанализ
В ходе выполнения курсовой работы были систематизированы и закреплены следующие теоретических знаний:
основные термины, определения и аспекты управления качеством;
основные методы управления качеством и их реализацию;
совокупность системных организационно-распорядительных и социально-психологических методов в управлении качеством, направленных на удовлетворение потребностей заинтересованных сторон и повышение эффективности производства;
основы менеджмента качества;
и практических умений:
рассматривать, анализировать и обобщать практику отечественных предприятий;
выбирать и применять различные организационно-распорядительные и социально-психологические методы управления качеством.
Библиографический список
Абакумова О. Управление качеством. (Текст( – М.: А-Приор, 2011. – 128 с.
Антонова И.И. Качество и импортозамещение (Текст( / И.И.Антонова, В.Я.Белобрагин // Стандарты и качество. - 2015. - N 4. - C.68-70.
Ващенко Н.В. Внедрение современных методов обеспечения качества (Текст( // Методы менеджмента качества. - 2014. - N 5. - С.10-15.
Качество продукции как объект мониторинга закупок для государственных нужд (Текст( / Е.А.Демакова, Н.А.Егорова // Стандарты и качество. - 2012. - N 6. - C.50-53.
Маслов Е.В. Управление персоналом (Текст( / Под ред. Ю.П. Анискин. — М.: Омега-Л, 2013
Мизинцева М.Ф., Сардарян А.Р. Проблемы использования современных методик оценки персонала (Текст( // Вестник РУДН. – 2013. - N 2. - С.30-36.
Мильнер Б. Авто бизнес: проблемы организации и управления (Текст( / Б.Мильнер, Т.Орлова // Пробл. теории и практики управл. - 2013. - N 4. - С.18-30.
Петров Н.И. Качество наших машин (Текст( / Н.И. Петров // Стандарты и качество. - 2012. - N 2. - С.104-109.
Протасов М.А. Качество как инструмент продвижения отечественной продукции (Текст( // Стандарты и качество. - 2015. - N 1. - С.88-90.
Потемкин В.К., Васильев О.В., Тарасов А.Ю. Управленческие инновации: исследование, проектирование, социальные результаты (Текст( . - СПб.: Инфода, 2013
Разумов-Раздолов К.Л. Качество деятельности - комплексная характеристика развития предприятия (Текст( / К.Л. Разумов-Раздолов // Стандарты и качество. - 2011. - N 10. - С.76-79.
Савич Р.С., Эренраих К.Б. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы (Текст( . - М.: HIPPO, 2015.
Сайт ПАО «КАМАЗ» - Режим доступа: http://www.kamaz.ru/
Сайт ОАО «Машиноаппарат» - Режим доступа: http://mashap.maverick.ru/
Сардарян А.Р. Проблемы и тенденции внедрения системы оценки персонала в современных российских компаниях (Текст( // Вестник РУДН. – 2013. –№ 3-4.
Слободской А.Л. Управление компетенциями (Текст( - СПб.: СПбГУ-ЭФ, 2014.
Тавер Е.И. Качество как объект управления (Текст( / Е.И. Тавер // Методы менеджмента качества. - 2012. - N 12. - С.12-18.
Теппинг Д. Бережливый офис: Управление потоками создания ценности (Текст( / Теппинг Д., Шукер Т. - М.: Стандарты и качество, 2009. - 205с.
Толбоев М. Человеческий фактор - главный фактор качества (Текст( / Беседовал Г.П.Воронин; Н.Петров // Стандарты и качество. - 2013. - N 8. - С.5-9.
Управление персоналом (Текст( / А. С. Турчинова. – М.: Изд. РАГС, 2012. – 321 с.
19
Воспитательные
Стимулирование предприятия
Стимулирование группы
Стимулирование сотрудника
Дисциплинарные
Распорядительные
Стабилизирующие
Технологические методы
Факторы качества
Сырье и материалы
Методы выполнения процесса
Внешняя среда
Оборудование
Персонал
Экспертные методы
Социально-психологические методы
Экономические методы
Организационные методы
Система методов управления
Психологические
Контроль качества
Воздействие на качество
Оценивание
Бальные
Ранги
Процесс К
2. Антонова И.И. Качество и импортозамещение Текст / И.И.Антонова, В.Я.Белобрагин // Стандарты и качество. - 2015. - N 4. - C.68-70.
3. Ващенко Н.В. Внедрение современных методов обеспечения качества Текст // Методы менеджмента качества. - 2014. - N 5. - С.10-15.
4. Качество продукции как объект мониторинга закупок для государственных нужд Текст / Е.А.Демакова, Н.А.Егорова // Стандарты и качество. - 2012. - N 6. - C.50-53.
5. Маслов Е.В. Управление персоналом Текст / Под ред. Ю.П. Анискин. — М.: Омега-Л, 2013
6. Мизинцева М.Ф., Сардарян А.Р. Проблемы использования современных методик оценки персонала Текст // Вестник РУДН. – 2013. - N 2. - С.30-36.
7. Мильнер Б. Авто бизнес: проблемы организации и управления Текст / Б.Мильнер, Т.Орлова // Пробл. теории и практики управл. - 2013. - N 4. - С.18-30.
8. Петров Н.И. Качество наших машин Текст / Н.И. Петров // Стандарты и качество. - 2012. - N 2. - С.104-109.
9. Протасов М.А. Качество как инструмент продвижения отечественной продукции Текст // Стандарты и качество. - 2015. - N 1. - С.88-90.
10. Потемкин В.К., Васильев О.В., Тарасов А.Ю. Управленческие инновации: исследование, проектирование, социальные результаты Текст . - СПб.: Инфода, 2013
11. Разумов-Раздолов К.Л. Качество деятельности - комплексная характеристика развития предприятия Текст / К.Л. Разумов-Раздолов // Стандарты и качество. - 2011. - N 10. - С.76-79.
12. Савич Р.С., Эренраих К.Б. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы Текст . - М.: HIPPO, 2015.
13. Сайт ПАО «КАМАЗ» - Режим доступа: http://www.kamaz.ru/
14. Сайт ОАО «Машиноаппарат» - Режим доступа: http://mashap.maverick.ru/
15. Сардарян А.Р. Проблемы и тенденции внедрения системы оценки персонала в современных российских компаниях Текст // Вестник РУДН. – 2013. –№ 3-4.
16. Слободской А.Л. Управление компетенциями Текст - СПб.: СПбГУ-ЭФ, 2014.
17. Тавер Е.И. Качество как объект управления Текст / Е.И. Тавер // Методы менеджмента качества. - 2012. - N 12. - С.12-18.
18. Теппинг Д. Бережливый офис: Управление потоками создания ценности Текст / Теппинг Д., Шукер Т. - М.: Стандарты и качество, 2009. - 205с.
19. Толбоев М. Человеческий фактор - главный фактор качества Текст / Беседовал Г.П.Воронин; Н.Петров // Стандарты и качество. - 2013. - N 8. - С.5-9.
20. Управление персоналом Текст / А. С. Турчинова. – М.: Изд. РАГС, 2012. – 321 с.
Вопрос-ответ:
Что такое качество и как его можно управлять?
Качество - это степень соответствия продукции или услуги установленным требованиям и ожиданиям потребителей. Качество можно управлять с помощью различных методов, например, организационно-распорядительных и социально-психологических. Организационно-распорядительные методы включают в себя установление целей, планирование, контроль и анализ результатов, а социально-психологические методы направлены на мотивацию работников и создание благоприятной рабочей среды.
Какие методы управления качеством применяются на предприятиях?
На предприятиях применяются организационно-распорядительные и социально-психологические методы управления качеством. Организационно-распорядительные методы включают в себя внедрение системы менеджмента качества, установление процессов контроля и анализа качества, а также принятие мер по улучшению качества. Социально-психологические методы направлены на создание благоприятной рабочей среды, мотивацию и развитие персонала.
Каковы теоретические основы управления качеством?
Теоретические основы управления качеством включают в себя понятие качества, его характеристики и методы управления. Качество понимается как соответствие продукции или услуги установленным требованиям и ожиданиям потребителей. Методы управления качеством могут быть организационно-распорядительными и социально-психологическими.
Какие результаты можно достичь при применении организационно-распорядительных методов управления качеством?
Применение организационно-распорядительных методов управления качеством может привести к следующим результатам: улучшению качества продукции или услуги, повышению эффективности процессов производства, снижению затрат, увеличению доли рынка и удовлетворенности потребителей, увеличению прибыли предприятия.
Какие методы использовались для управления качеством на отечественных предприятиях?
На отечественных предприятиях для управления качеством использовались организационно-распорядительные методы, такие как разработка стандартов качества, контроль за выполнением этих стандартов, аудит качества, а также социально-психологические методы, например, обучение сотрудников, мотивация и стимулирование качественной работы.
Какие теоретические основы лежат в основе управления качеством?
Теоретические основы управления качеством включают понятие качества и его определение, а также принципы организации и планирования работы по обеспечению качества, контроля и улучшения процессов. Также теоретические основы включают изучение организационно-распорядительных и социально-психологических методов управления качеством.
Какие результаты достигли отечественные предприятия при применении организационно-распорядительных методов управления качеством?
При применении организационно-распорядительных методов управления качеством на отечественных предприятиях были достигнуты следующие результаты: снижение количества брака и отказов, увеличение производительности труда, сокращение затрат на ремонт и гарантийное обслуживание, улучшение репутации предприятия и удовлетворенности клиентов.
Какие социально-психологические методы применялись для управления качеством на отечественных предприятиях?
Для управления качеством на отечественных предприятиях применялись социально-психологические методы, такие как обучение и развитие персонала, мотивация и стимулирование сотрудников к качественной работе, установление командного духа и коллективной ответственности за качество продукции или услуг.
Какие есть теоретические основы управления качеством?
Теоретические основы управления качеством включают понятие качества и методы организационно-распорядительного и социально-психологического управления.
Какие методы используются в системе управления качеством?
В системе управления качеством применяются организационно-распорядительные и социально-психологические методы.
Какие процессы связаны с управлением качеством на предприятиях?
Процессы управления качеством на предприятиях включают процессы планирования, контроля, улучшения и обеспечения качества.
Какой практический опыт есть по применению методов управления качеством на отечественных предприятиях?
Практический опыт применения организационно-распорядительных и социально-психологических методов управления качеством на отечественных предприятиях включает различные процессы и достигнутые результаты в области управления качеством продукции и организации взаимоотношений с персоналом.