Современные подходы к пониманию права

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Юриспруденция
  • 23 23 страницы
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 19.01.2017
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Основная часть 4
1. Общая характеристика современных подходов в правопонимании 4
2. Теория юридического позитивизма 5
3. Теория естественного права 10
4. Социологическая концепция правопонимания 13
5. Либертарно-юридическая и интегративная теории правопонимания 15
Заключение 17
Список использованных источников и литературы 21


Фрагмент для ознакомления

Уже Тойнби обратил внимание на то, что из двадцати одной цивилизации, которые он выделил в истории человечества, выжили только пять, которые создали мировые религиозно-этические ценности и системы права. В свою очередь на современном этапе можно выделить следующие основные подходы к правопониманию:позитивизм,чей теоретико-познавательный интерес полностью сконцентрирован на действующем праве, а все размышления о сущности права, идее права, ценности права и прочее, позитивисты отвергают как нечто метафизическое, схоластическое и иллюзорное, как то что не имеет правового смысла и значения. Школа позитивного правопонимания фактически игнорирует содержательную сторону права, его сущность и ценность.Естественное право выступает определенным критерием для законодателя и сводится к признанию существования определенных идеальных правовых основ (первооснов), которые призваны определить, каким должно быть право, выраженное в нормативно-правовых актах, формирование ряда требований законодательства и отражение в нем идей свободы, справедливости и других социальных ценностей. Основная идея естественного права заключается в его признании как основополагающего в жизни людей, источником такого права есть естественный порядок вещей в обществе и природе. В отличие от позитивного права, под естественным правом понимается право, дарованное человеку природой, Богом или высшим разумом. То есть, это не является правом в классическом его понимании, а представляет собой совокупность формальных принципов и норм, вытекающих из идеальных ценностей свободы, справедливости, духовности, разумности. То есть, естественное право выступает образцом для позитивного права, идеалом к которому последнее должно постоянно двигаться.Естественно – правовая доктрина имеет мощный деструктивный потенциал, что подтверждается самой историей развития данной теории. Она имеет серьезные и эффективные средства разрушения устоев авторитарного, тоталитарного (деспотического) общества. Но нетрудно заметить, что все это касается социально-политической плоскости общественного бытия, а не юридического. В естественно-правовой школе правопонимания происходит смешение права с неправовыми явлениями – достоинством, религией и прочее, кроме того отсутствует четкий критерий отличия права от неправа, обоснование свободы и справедливости не как формально-правовых понятий, а как фактически-содержательных феноменов.Таким образом, естественной концепции не хватает формализованости. Социологическая школа правопонимания основана на том, что право существует в неразрывной связи с общественными отношениями, которые и являются объектом правового регулирования, а потому правовые нормы необходимо анализировать в соответствии со всеми социальными условиями, в пределах которых действует определенная правовая система.Однако, при всей значимости учета «жизни» права в общественной среде, сторонники этого подхода путали самостоятельные процессы правотворчества и применения права, тогда как условием соблюдения и обеспечения свободы, режима законности может быть деятельность лица в пределах, установленных законом.Ценностный аспект социологического подхода заключается в обосновании общесоциальной сущности права как выражения и защиты свободы личности в обществе. По этой концепции право по своей сущности– это объективно обусловленная форма и мера этой свободы в реальных отношениях.На современном этапе развития теории права актуализируется такие теории правопонимания, как либертарно-юридическая и интегративная. Либертарно-юридическая теория как социологическая концепция права определяет право как меру свободы, устанавливает гуманистическое, ценностное содержание права, обогащает наше представление о праве и правовой системе, способствует созданию особого уважения к праву и правомерности поведения, ценностных ориентаций общества, государства и людей. Важно отметить, что рассмотренные концепции понимания права оказывают одностороннее представление об изучаемых категориях. В этом контексте весьма важным является синтез (объединение) рассмотренных выше школ правопониманиякак попытка определения понятия права путем сочетания нескольких подходов к его пониманию.Для современного правопонимания характерно интегративное измерение, где содержанием права выступают принципы естественного права, а формой – есть право в своем позитивном, формальном виде, которое отражает потребности и интересы общества.Исследуя право и свободу как в позитивном, так и в надпозитивном измерениях, теория государства и права тем самым отражает самый прогрессивный тип правопонимания. Такое отображение имеет важное значение для всего правоведения, поскольку теория государства и права является идейной и методологической платформой всей системы юридической науки. Следовательно, соглашаясь с одними правовыми концепциями и отклоняя другие, нужно в каждой школе найти те рациональные идеи, которые дают возможность подойти к пониманию права с позиций перспективного и наиболее полного развития. Рассмотренные школы правопонимания имеют собственную как познавательную, так и практическую ценность, и в своей совокупности оказывают многомерное представление о природе права, однако осознание ценности права возможно лишь в его связи с такими фундаментальными категориями как «свобода», «справедливость», «равенство», ведь эти категории наполняют жизнь человека смыслом.Список использованных источников и литературыHare, R. Ethical Theory and Utilitarianism // Utilitarianism and Beyond / Ed. by A.Sen & B.Williams. Cambridge: Cambridge University Press, 1982. P. 25. Hart H. L. A. The Concept of Law / Hart H. L. A. – Oxford : Clarendon Press, 1961. – P. 201.Kymlicka, W. Contemporary Political Philosophy. P. 71–76.Narveson, J. Contractarian Rights // Utility and Rights / Ed. by R.G.Frey. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1984. P. 169.Абдрахманов А.И. История политических и правовых учений. Учебно-методический комплекс. -Уфа: РИО БИСТ,2006. – С.271.Азизова В.Т. «Правовое пространство» с точки зрения юридического позитивизма. К вопросу о подходах к данному понятию // Закон и право. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012, № 12. - С. 20-21.Алексеев С. С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного иследования. – М. : Статут, 1999. – 712 с.Алексеева Т.А. Справедливость. Морально-политическая философия Д.Ролза. М.: Наука, 1992. С. 14–15.Анисимов С.Ф. О первоценности морали в структуре человеческой духовности // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2001. - № 1. - С. 26-36.Баев В.Г., Власова О.И. Материалистическое правопонимание: взгляд в будущее // Право и государство: теория и практика. - М.: Право и государство пресс, 2013, № 3 (99). - С. 142-148.Берман Г. Д. Западная традиция права: эпоха формирования / Берман Г. Д. – М. : Изд-во Московскогоун-та, 1998. – 622 с.Васильченко В. А. Антропология правового конфликта : дис. ... канд. филос. наук. – Ставрополь, 2002. – 153 с. Ганс Кельзен: чистое учение о праве, справедливость и естественное право / Сост.: Антонов М.В. (Вступ. ст.); Пер.: Антонов М.В. - С.-Пб.: ИД «Алеф-Пресс», 2015. - 704 c.История политических и правовых учений / [под ред. О. Лейста]. – М. : Юрид. лит., 1997. – 575 с.Керимов Д. А. Философские основанияполитико-правовых исследований. – М. : Мысль, 1986. – 332 с.Краевский А.А. Ганс Кельзен и теория судебного контроля законодательства // Правоведение. - С.-Пб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2012, № 2. - С. 186-189.Куликов А. К. Категория интереса в социологической юриспруденции Роско Паунда / А. К. Куликов // Правоведение. – 1977. – № 6. – С. 89–90.Лазарев В. В. Теория государства и права : [учебник] / В. В. Лазарев, С. В. Липень. – [2-е изд.]. – М. : Спарк, 2000. – 511 с.Ленин В. И. Полное собрание сочинений : Ленин В. И. – М. : Изд-во полит. лит., 1893 – 1975. – Т. 33. – 1975. – 456 с.Лиска О.М. Правопонимание в контексте идей о законе и правовом обычае в отечественной юридической мысли второй половины XIX - начала XX в. // История государства и права. - М.: Юрист, 2014, № 15. - С. 26-30.Марченко М.Н. Источники права: [учебное пособие] / М.Н. Марченко. - М.: Велби; Проспект, 2005. - 760 с.Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений / Нерсесянц В. С. – М. : Юридическая литература, 1988. – 698 с.Нерсесянц В. С. Философия права : [краткий учеб. курс] /Нерсесянц В. С. – М. : Изд-во НОРМА - ИНФРА, 2001. – 256 с.Проблемы общей теории права и государства : учебник для вузов / [под общ. ред. В. С. Нерсесянца]. – М. : Норма, 2008. – 832 с.Сизова Н.М. Классическое и постклассическое правопонимание: онтологические, гносеологические, аксиологические и эпистемологические критерии соотношения // Философия права. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. юрид. ин-та МВД России, 2014, № 1. - С. 88-91.Скоробогатов А.В. Правопонимание как элемент правовой реальности // Вестник Казанского юридического института МВД России. - Казань: ФГКОУ ВПО "Казан. ЮИ МВД РФ", 2014, № 1 (15). - С. 16-22.Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика / Сорокин П. А. – М. : МФК, 1999. – 77 с.Спиноза Б. Богословско-политический трактат / Б. Спиноза. – Минск : Литература, 1998. – 528 с.Юркина М. И. Понимание права: интеграция подходов : дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2005. – 152 с.

1. Hare, R. Ethical Theory and Utilitarianism // Utilitarianism and Beyond / Ed. by A.Sen & B.Williams. Cambridge: Cambridge University Press, 1982. P. 25.
2. Hart H. L. A. The Concept of Law / Hart H. L. A. – Oxford : Clarendon Press, 1961. – P. 201.
3. Kymlicka, W. Contemporary Political Philosophy. P. 71–76.
4. Narveson, J. Contractarian Rights // Utility and Rights / Ed. by R.G.Frey. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1984. P. 169.
5. Абдрахманов А.И. История политических и правовых учений. Учебно-методический комплекс. -Уфа: РИО БИСТ,2006. – С.271.
6. Азизова В.Т. «Правовое пространство» с точки зрения юридического позитивизма. К вопросу о подходах к данному понятию // Закон и право. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012, № 12. - С. 20-21.
7. Алексеев С. С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного иследования. – М. : Статут, 1999. – 712 с.
8. Алексеева Т.А. Справедливость. Морально-политическая философия Д.Ролза. М.: Наука, 1992. С. 14–15.
9. Анисимов С.Ф. О первоценности морали в структуре человеческой духовности // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2001. - № 1. - С. 26-36.
10. Баев В.Г., Власова О.И. Материалистическое правопонимание: взгляд в будущее // Право и государство: теория и практика. - М.: Право и государство пресс, 2013, № 3 (99). - С. 142-148.
11. Берман Г. Д. Западная традиция права: эпоха формирования / Берман Г. Д. – М. : Изд-во Московскогоун-та, 1998. – 622 с.
12. Васильченко В. А. Антропология правового конфликта : дис. ... канд. филос. наук. – Ставрополь, 2002. – 153 с.
13. Ганс Кельзен: чистое учение о праве, справедливость и естественное право / Сост.: Антонов М.В. (Вступ. ст.); Пер.: Антонов М.В. - С.-Пб.: ИД «Алеф-Пресс», 2015. - 704 c.
14. История политических и правовых учений / [под ред. О. Лейста]. – М. : Юрид. лит., 1997. – 575 с.
15. Керимов Д. А. Философские основанияполитико-правовых исследований. – М. : Мысль, 1986. – 332 с.
16. Краевский А.А. Ганс Кельзен и теория судебного контроля законодательства // Правоведение. - С.-Пб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2012, № 2. - С. 186-189.
17. Куликов А. К. Категория интереса в социологической юриспруденции Роско Паунда / А. К. Куликов // Правоведение. – 1977. – № 6. – С. 89–90.
18. Лазарев В. В. Теория государства и права : [учебник] / В. В. Лазарев, С. В. Липень. – [2-е изд.]. – М. : Спарк, 2000. – 511 с.
19. Ленин В. И. Полное собрание сочинений : Ленин В. И. – М. : Изд-во полит. лит., 1893 – 1975. – Т. 33. – 1975. – 456 с.
20. Лиска О.М. Правопонимание в контексте идей о законе и правовом обычае в отечественной юридической мысли второй половины XIX - начала XX в. // История государства и права. - М.: Юрист, 2014, № 15. - С. 26-30.
21. Марченко М.Н. Источники права: [учебное пособие] / М.Н. Марченко. - М.: Велби; Проспект, 2005. - 760 с.
22. Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений / Нерсесянц В. С. – М. : Юридическая литература, 1988. – 698 с.
23. Нерсесянц В. С. Философия права : [краткий учеб. курс] /Нерсесянц В. С. – М. : Изд-во НОРМА - ИНФРА, 2001. – 256 с.
24. Проблемы общей теории права и государства : учебник для вузов / [под общ. ред. В. С. Нерсесянца]. – М. : Норма, 2008. – 832 с.
25. Сизова Н.М. Классическое и постклассическое правопонимание: онтологические, гносеологические, аксиологические и эпистемологические критерии соотношения // Философия права. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. юрид. ин-та МВД России, 2014, № 1. - С. 88-91.
26. Скоробогатов А.В. Правопонимание как элемент правовой реальности // Вестник Казанского юридического института МВД России. - Казань: ФГКОУ ВПО "Казан. ЮИ МВД РФ", 2014, № 1 (15). - С. 16-22.
27. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика / Сорокин П. А. – М. : МФК, 1999. – 77 с.
28. Спиноза Б. Богословско-политический трактат / Б. Спиноза. – Минск : Литература, 1998. – 528 с.
29. Юркина М. И. Понимание права: интеграция подходов : дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2005. – 152 с.

Вопрос-ответ:

Какие современные подходы существуют к пониманию права?

Современные подходы к пониманию права включают теории юридического позитивизма, естественного права, социологическую концепцию правопонимания, либертарно-юридическую и интегративную теории правопонимания.

Что представляет собой теория юридического позитивизма?

Теория юридического позитивизма утверждает, что право существует только в виде норм, которые установлены государством и имеют юридическую силу. Этот подход игнорирует моральные, этические и политические аспекты права.

Каковы основные принципы теории естественного права?

Теория естественного права основана на идее, что право должно быть основано на универсальных принципах морали и справедливости. Этот подход предполагает, что есть некие непреложные нормы права, которые существуют независимо от законов, установленных государством.

Чем отличается социологическая концепция правопонимания от других подходов?

Социологическая концепция правопонимания признает, что право формируется и развивается в социальных условиях и соответствует потребностям общества. Этот подход учитывает социальные, экономические и политические факторы влияющие на правовые нормы.

Что предполагает либертарно-юридическая и интегративная теории правопонимания?

Либертарно-юридическая теория правопонимания утверждает, что основной целью права должна быть защита индивидуальных прав и свобод, ограничение вмешательства государства в жизнь граждан. Интегративная теория правопонимания объединяет различные подходы к пониманию права и считает, что право должно учитывать все аспекты общественной жизни и удовлетворять потребности всех членов общества.

Какие существуют современные подходы в правопонимании?

Существуют несколько современных подходов в правопонимании, включая теорию юридического позитивизма, теорию естественного права, социологическую концепцию правопонимания, либертарно-юридическую теорию и интегративную теорию правопонимания.

В чем суть теории юридического позитивизма?

Теория юридического позитивизма утверждает, что право проистекает только из законов, установленных государством. В этом подходе не учитываются моральные и этические аспекты права, а акцент делается исключительно на формальные нормы.

В чем суть теории естественного права?

Теория естественного права утверждает, что существуют некие неизменные естественные принципы, которые являются основой права. При противоречии законов государства и естественного права, последнее должно быть признано превалирующим.

Какую роль играет социология в концепции правопонимания?

Социологическая концепция правопонимания смотрит на право как на социальное явление, зависящее от общественных условий, среды и культуры. Она исследует отношения между правом и обществом, а также влияние общественных факторов на формирование права.

Чем отличается либертарно-юридическая теория от интегративной теории правопонимания?

Либертарно-юридическая теория исходит из идеи, что индивидуальные свободы выше обязательств перед обществом, и право должно быть полностью ограничено. Интегративная теория, напротив, считает, что право должно сочетать в себе элементы разных подходов и учитывать как индивидуальные свободы, так и общественные интересы.

Что такое юридический позитивизм?

Юридический позитивизм - это юридическая теория, согласно которой право существует только в том виде, в котором его определит законодательство. Главная идея этой теории заключается в том, что право не должно зависеть от морализации и этических принципов, оно должно быть просто и четко определено.